Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 16 января 2014 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
в присутствии представителей Органа общественной самодеятельности "Общественный комитет содействия сохранности исторического наследия и развития народных промыслов в г.Березники" - Затонской Е.А. (на основании ордера), Миртовой Г.Е. (на основании протокола), представителей МУ "УКС" г.Березники - Шестаковой В.В., Сергеева О.Г. (по доверенности), представителя администрации г.Березники - Дегятренко А.А. (по доверенности),рассмотрев жалобу Органа общественной самодеятельности "Общественный комитет содействия сохранности исторического наследия и развития народных промыслов в г.Березники" (далее - Заявитель) на действия МУ "УКС" (далее - Заказчик), администрации г.Березники (далее - Уполномоченный орган) при проведении торгов на выполнение работ по приспособлению объекта культурного наследия регионального значения "Кинотеатр "Авангард" для современного использования (культурно-деловой центр) (извещение N 0156300046613000556),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0156300046613000556 Заказчиком, Уполномоченным органом проводился открытый аукцион в электронной форме на выполнение работ по приспособлению объекта культурного наследия регионального значения "Кинотеатр "Авангард" для современного использования (культурно-деловой центр).
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа.
Выслушав доводы и возражения представителей лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, исследовав и оценив представленные документы, Комиссия Пермского УФАС России установила следующее.
В ч.4 ст.21 Закона о размещении заказов содержатся требования, предъявляемые к извещению о проведении открытого конкурса.
Поскольку требования о том, что извещение о проведении торгов должно содержать срок и порядок предоставления обеспечения заявки в ч.4 ст. 21 Закона о размещении заказов не содержится, довод Заявителя, изложенный в п.1 жалобы, Комиссия признает несостоятельным. Комиссия отмечает, что п.13 поименованной части ст.21 Закона о размещении заказов, согласно которому извещение должно было содержать порядок предоставления обеспечения заявки, утратил силу 20.04.2007 г.
Вместе с тем, так как в соответствии с ч. 6 ст. 22 Закона о размещении заказов, сведения, содержащиеся в конкурсной документации, должны соответствовать сведениям, указанным в извещении о проведении торгов, Комиссия обращает внимание Заказчика, Уполномоченного органа на то обстоятельство, что в случае указания в извещении о проведении торгов срока и порядка обеспечения заявки, такая информация должна соответствовать сведениям, обозначенным в конкурсной документации.
В соответствии с ч. 1.1 ст.29 Закона о размещении заказов, контракт может быть заключен не ранее чем через десять дней со дня размещения на официальном сайте протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, а при проведении закрытого конкурса со дня подписания протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе.
Комиссия отмечает, что содержащийся в п.33 Главы 2 документации о торгах срок заключения контракта - на одиннадцатый день, установлен с учетом минимального срока, указанного в требованиях Закона о размещении заказов.
Требование, содержащееся в пп.1 п.24 Главы 1 документации о торгах, о том, что в течение 10 дней после размещения на сайте протокола оценки и сопоставления заявок участник, чья заявка признана выигравшей, должен подписать контракт, коррелирует с положениями п.16 ч.4 ст.22 Закона о размещении заказов, согласно которой документация о торгах должна содержать срок со дня размещения на официальном сайте протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, в течение которого победитель конкурса должен подписать проект контракта. Указанный срок должен составлять не менее чем десять дней.
В п.2 Главы документации о торгах указано, что уполномоченным органом является планово-аналитическое управление администрации г.Березники, тогда как согласно извещению о проведении торгов уполномоченным органом является администрация г.Березники. При указанных обстоятельствах Заказчиком, Уполномоченным органом нарушено положение ч.6 ст.22 Закона о размещении заказов.
Требования к составу документации о торгах обозначены в ст. 22 Закона о размещении заказов.
В извещении о проведении торгов указан код ОКДП - 4560205 - Реставрация памятников архитектуры. Согласно п. 12 Главы 2 документации о торгах, код ОКДП 4528854 - Зал киноконцертный.
Поскольку требование об указании в документации о торгах, в извещении о проведении торгов кода ОКДП Закон о размещении заказов не содержит, довод Заявителя о том, что указанный в конкурсной документации код не соответствует коду, указанному в извещении, отклоняется Комиссией, как не основанный на нормах Закона о размещении заказов.
Вместе с тем, так как в соответствии с ч. 6 ст. 22 Закона о размещении заказов, сведения, содержащиеся в конкурсной документации, должны соответствовать сведениям, указанным в извещении о проведении торгов, Комиссия обращает внимание Заказчика, Уполномоченного органа на то обстоятельство, что в случае указания в извещении о проведении торгов кода ОКДП, такая информация должна соответствовать сведениям, обозначенным в конкурсной документации.
Довод Заявителя о том, что в документации о торгах не содержится порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю РФ, установленного ЦБ РФ, предусмотренный п.7 ч.4 ст.22 Закона о размещении заказов, отклоняется Комиссией, как основанный на неверном толковании норм Закона о размещении заказов. Согласно п.13 Главы 2 документации о торгах, валютой является рубль РФ. В связи с чем, указать порядок применения официального курса иностранной валюты не представляется возможным.
Согласно п. 15 Главы 2 документации о торгах, в ходе исполнения Контракта на выполнение работ, Заказчик по согласованию с Подрядчиком, вправе изменить не более чем на десять процентов предусмотренный контрактом объем таких работ при изменении потребности в таких работах, на выполнение, которых заключен контракт, или при выявлении потребности в дополнительном объеме работ, не предусмотренных контрактом, но связанных с такими работами, предусмотренными контрактом.
Установленное выше положение не соответствует в полной мере норме, обозначенной в ч.6 ст.9 Закона о размещении заказов, согласно которой, в случае, если это предусмотрено конкурсной документацией, заказчик по согласованию с исполнителем, подрядчиком в ходе исполнения контракта на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ, на выполнение аварийно-спасательных работ, реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, документов Архивного фонда Российской Федерации, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, на оказание медицинских, аудиторских услуг вправе изменить не более чем на десять процентов предусмотренный контрактом объем таких работ, услуг при изменении потребности в таких работах, услугах, на выполнение, оказание которых заключен контракт, или при выявлении потребности в дополнительном объеме работ, услуг, не предусмотренных контрактом, но связанных с такими работами, услугами, предусмотренными контрактом. В случае если это предусмотрено документацией об аукционе, конкурсной документацией, а также в случае, если заказ размещается у единственного поставщика в соответствии с пунктом 16 части 2 статьи 55 настоящего Федерального закона, заказчик по согласованию с поставщиком в ходе исполнения контракта вправе изменить не более чем на десять процентов количество всех предусмотренных контрактом товаров при изменении потребности в товарах, на поставку которых заключен контракт. При поставке дополнительного количества таких товаров, выполнении дополнительного объема таких работ, оказании дополнительного объема таких услуг заказчик по согласованию с поставщиком (исполнителем, подрядчиком) вправе изменить первоначальную цену контракта пропорционально количеству таких товаров, объему таких работ, услуг, но не более чем на десять процентов такой цены контракта, а при внесении соответствующих изменений в контракт в связи с сокращением потребности в поставке таких товаров, выполнении таких работ, оказании таких услуг заказчик обязан изменить цену контракта указанным образом. Цена единицы дополнительно поставляемого товара и цена единицы товара при сокращении потребности в поставке части такого товара должны определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара.
Поскольку в документации о торгах не указано, что Заказчик вправе изменить первоначальную цену контракта пропорционально количеству таких товаров, объему таких работ, услуг, но не более чем на десять процентов такой цены контракта, а при внесении соответствующих изменений в контракт в связи с сокращением потребности в поставке таких товаров, выполнении таких работ, оказании таких услуг заказчик обязан изменить цену контракта указанным образом, Заказчиком, Уполномоченным органом нарушено положение ч.6 ст.9 Закона о размещении заказов.
Согласно ч.1 ст.8 Закона о размещении заказов, участником размещения заказа может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель.
Аналогичное требование содержится в п.19 Главы 2 документации о торгах. Заявитель считает, что Заказчиком не законно установлено указанное выше положение.
Вместе с тем, согласно п.20 Главы 2 документации о торгах, участник размещения заказа должен соответствовать:
1) требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющимся предметом открытого аукциона в электронной форме;
2) требованию о не проведении ликвидации участника размещения заказа (для юридического лица) и отсутствии решения арбитражного суда о признании участника размещения заказа банкротом и об открытии конкурсного производства (для юридического лица и индивидуального предпринимателя);
3) требованию о не приостановлении деятельности участника размещения заказа в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на день подачи заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме;
4) требованию об отсутствии у участника размещения заказа задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает 25 % балансовой стоимости активов участник размещения заказа по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период. Участник размещения заказа считается соответствующим установленному требованию в случае, если он обжалует наличие указанной задолженности в соответствии с законодательством Российской Федерации и решение по такой жалобе на день рассмотрения заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме не принято.
5) отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков сведений об участниках размещения заказа.
Установленные Заказчиком требования коррелируют с требованиями, обозначенными в ч.1 ст.11 Закона о размещении заказов.
Согласно п.п.4 п. 22 Главы 2 документации о торгах, участник размещения заказа должен представить копию действующей лицензии дающей право на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выданную соответствующим федеральным лицензирующим органом.
В рассматриваемом случае, поскольку Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности (ч.1 ст.1), установленное Заказчиком требование о том, что участник размещения заказа должен соответствовать требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющимся предметом открытого конкурса, и означает, что участником размещения данного заказа быть только лицо, отвечающее требованиям, установленным как Заказчиком, Уполномоченным органом, так и требованиям действующего законодательства Российской Федерации.
Таким образом, довод Заявителя подтверждения не нашел.
Согласно п.1 ч.4 ст.22 Закона о размещении заказов, конкурсная документация должна содержать в соответствии с частями 2 - 4 статьи 25 настоящего Федерального закона требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в конкурсе, в том числе заявки, подаваемой в форме электронного документа, подписанного в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее - электронный документ), и инструкцию по ее заполнению.
В соответствии с пп. "г" п.1 ч.3 ст.25 Закона о размещении заказов, заявка на участие в торгах должна содержать документы, подтверждающие квалификацию участника размещения заказа, в случае проведения конкурса на выполнение работ, оказание услуг, если в конкурсной документации указан такой критерий оценки заявок на участие в конкурсе, как квалификация участника размещения заказа.
В соответствии с п.2 ч.3 ст.25 Закона о размещении заказов, заявка а участие в торгах должна содержать предложение о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара, о качестве работ, услуг и иные предложения об условиях исполнения контракта, в том числе предложение о цене контракта, о цене единицы товара, услуги в случае, если при размещении заказа на поставку технических средств реабилитации инвалидов, на оказание услуг в сфере образования, услуг по санаторно-курортному лечению и оздоровлению для нужд заказчиков конкурсной документацией предусмотрено право заказчика заключить контракт с несколькими участниками размещения заказа; о цене запасных частей (каждой запасной части) к технике, к оборудованию, о цене единицы услуги и (или) работы в случае, если при проведении конкурса на право заключить контракт на выполнение технического обслуживания и (или) на ремонт техники, оборудования, оказание услуг связи, юридических услуг заказчиком, уполномоченным органом указаны в конкурсной документации начальная (максимальная) цена контракта (цена лота), а также начальная (максимальная) цена запасных частей (каждой запасной части) к технике, к оборудованию и начальная (максимальная) цена единицы услуги и (или) работы. В случаях, предусмотренных конкурсной документацией, также копии документов, подтверждающих соответствие товара, работ, услуг требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к таким товару, работам, услугам. При этом не допускается требовать предоставление указанных документов в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации такие документы передаются вместе с товаром;
Согласно ч.4 ст. 25 Закона о размещении заказов, требовать от участника размещения заказа иное, за исключением предусмотренных подпунктами "а" - "в", "д" и "е" пункта 1, пунктами 2 и 3 части 3 настоящей статьи документов и сведений, не допускается. Не допускается требовать от участника размещения заказа предоставление оригиналов документов.
Основания для отказа в допуске к участию в торгах обозначены в ч.1 ст.12 Закона о размещении заказов.
В соответствии с ч.2 ст.12 о размещении заказов отказ в допуске к участию в торгах по иным основаниям, кроме указанных в части 1 настоящей статьи случаев, не допускается.
Согласно ч.3 ст.22 Закона о размещении заказов, документация о торгах должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом в случае, если иное не предусмотрено конкурсной документацией, поставляемый товар должен быть новым товаром (товаром, который не был в употреблении, не прошел ремонт, в том числе восстановление, замену составных частей, восстановление потребительских свойств).
В соответствии с п.2 ч.3 ст.25 Закона о размещении заказов, заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать предложение о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара, о качестве работ, услуг и иные предложения об условиях исполнения контракта, в том числе предложение о цене контракта, о цене единицы товара, услуги в случае, если при размещении заказа на поставку технических средств реабилитации инвалидов, на оказание услуг в сфере образования, услуг по санаторно-курортному лечению и оздоровлению для нужд заказчиков конкурсной документацией предусмотрено право заказчика заключить контракт с несколькими участниками размещения заказа; о цене запасных частей (каждой запасной части) к технике, к оборудованию, о цене единицы услуги и (или) работы в случае, если при проведении конкурса на право заключить контракт на выполнение технического обслуживания и (или) на ремонт техники, оборудования, оказание услуг связи, юридических услуг заказчиком, уполномоченным органом указаны в конкурсной документации начальная (максимальная) цена контракта (цена лота), а также начальная (максимальная) цена запасных частей (каждой запасной части) к технике, к оборудованию и начальная (максимальная) цена единицы услуги и (или) работы. В случаях, предусмотренных конкурсной документацией, также копии документов, подтверждающих соответствие товара, работ, услуг требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к таким товару, работам, услугам. При этом не допускается требовать предоставление указанных документов в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации такие документы передаются вместе с товаром;
Согласно требованиям п.п.2 п. 22 Главы 2 документации торгах заявка должна содержать Предложения о качестве выполняемых работ и квалификации участника конкурса определяются по форме 2 ГЛАВА VI:
2.1. Копии контрактов (договоров) на выполнение аналогичных* работ на объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) с техническими заданиями и актами выполненных работ, подписанными со стороны подрядчика и заказчика за период 2008-2013 год;
2.2. Копии документов об образовании и трудовых книжек кадрового состава по специальностям.
Форма 2 содержит, в том числе, указание на то, что сведения, указанные в п.3.1 (Опыт участника конкурса по выполнению аналогичных предмету конкурса работ) и п.3.2 (Количество сотрудников, состоящих в штате Участника размещения заказа), учитываются при оценке заявки на участие в конкурсе по критерию "квалификация участника конкурса". Сведения, указанные в таблице предоставляются по усмотрению Участника конкурса и, в случае непредставления, не являются основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе.
Вместе с тем, согласно п.21 Главы 1 документации о торгах, одним из оснований отказа в допуске к участию в торгах является непредоставление документов, определенных Информационной картой (Глава 2 документации о торгах), т.е., в том числе, непредоставление документов, подтверждающих квалификацию участника конкурса.
При указанных обстоятельствах, поскольку из документации о торгах следует, что отсутствие поименованных выше документов не является основанием для отказа в допуске, в тоже время, из положений п.21 Главы 1 документации о торгах, следует обратное, Заказчиком, Уполномоченным органом нарушено положение п.1 ч.4 ст.22 Закона о размещении заказов.
Кроме того, поскольку Форма 2, содержащая, как указано выше, п.3.1 (Опыт участника конкурса по выполнению аналогичных предмету конкурса работ) и п.3.2 (Количество сотрудников, состоящих в штате Участника размещения заказа), и не содержит требования об указании предложения о качественных, функциональных характеристиках, о качестве работ, Заказчиком, Уполномоченным органом также нарушено положение п.1 ч.4 ст.22 Закона о размещении заказов.
Согласно п.10 ч. 4 ст. 22 Закона о размещении заказов, документация о торгах должна содержать требования к участникам размещения заказа, установленные в соответствии со ст.11 Закона о размещении заказов.
При размещении заказа путем проведения торгов устанавливаются обязательные требования к участникам размещения заказа, в том числе, соответствие участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов (п.1 ч.1 ст.11 Закона о размещении заказов).
В соответствии с требованиями п.п. 4 п. 22 документации о торгах заявка должна содержать Копию действующей лицензии дающей право на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выданную соответствующим федеральным лицензирующим органом, на следующие виды работ:
- Реставрация кровельных покрытий (ремонт, реставрация и воссоздание кровель);
- Реставрация металлических конструкции (ремонт, реставрация и воссоздание металлических конструкции; ремонт, реставрация и воссоздание оконных и дверных приборов);
- Реставрация памятников каменного зодчества (укрепление ограждающих конструкции и распорных систем; ремонт, реставрация и воссоздание кирпичных кладок).
То обстоятельство, что указанный перечень лицензий не соответствует видам работ, указанным в п.1.7 Главы 4 документации о торгах, представителем Заказчика не отрицался.
Таким образом, Заказчиком, Уполномоченным органом нарушено требование п.10 ч.4 ст.22 Закона о размещении заказов.
Согласно п.9 ч.4 ст.22 Закона о размещении заказов, документация о торгах должна содержать порядок, место, дату начала и дату окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе. При этом датой начала срока подачи заявок на участие в конкурсе является день, следующий за днем размещения на официальном сайте извещения о проведении конкурса. Дата окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе устанавливается в соответствии с частью 2 статьи 26 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п.25 Главы 2 конкурсной документации дата начала подачи заявок - 16.12.2013 г.
Комиссией установлено, что извещение о проведении торгов размещено на официальном сайте также 16.12.2013 г.
При указанных обстоятельствах Заказчиком, Уполномоченным органом нарушено положение п.9 ч.4 ст.22 Закона о размещении заказов.
Согласно ч.5 ст.22 Закона о размещении заказов, к конкурсной документации должен быть приложен проект контракта (в случае проведения конкурса по нескольким лотам - проект контракта в отношении каждого лота), который является неотъемлемой частью конкурсной документации.
Комиссией установлено, что данное требование Закона о размещении заказов Заказчиком, Уполномоченным органом исполнено. Комиссия обращает внимание Заявителя на то, что, в частности, Задание Заказчика, локальные сметы, проект контракта являются неотъемлемой частью документации о торгах.
На основании статей 17, 60 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Органа общественной самодеятельности "Общественный комитет содействия сохранности исторического наследия и развития народных промыслов в г.Березники" на действия МУ "УКС", администрации г.Березники при проведении торгов на выполнение работ по приспособлению объекта культурного наследия регионального значения "Кинотеатр "Авангард" для современного использования (культурно-деловой центр) (извещение N 0156300046613000556) обоснованной в части доводов, изложенных в п.п. 3, 6, 8, 9, 10 жалобы.
2. Признать в действиях МУ "УКС", администрации г.Березники выявленное при рассмотрении жалобы нарушение требований ч.6 ст.22 Закона о размещении заказов.
3. Признать в действиях МУ "УКС", администрации г.Березники выявленное при рассмотрении жалобы нарушение требований ч.6 ст.9 Закона о размещении заказов.
4. Признать в действиях МУ "УКС", администрации г.Березники выявленное при рассмотрении жалобы нарушение требований п.10 ч.4 ст.22 Закона о размещении заказов.
5. Признать в действиях МУ "УКС", администрации г.Березники выявленное при рассмотрении жалобы нарушение требований п.9 ч.4 ст.22 Закона о размещении заказов.
6.Признать в действиях МУ "УКС", администрации г.Березники выявленное при рассмотрении жалобы нарушение требований п.1 ч.4 ст.22 Закона о размещении заказов.
7. Выдать МУ "УКС", администрации г.Березники предписание об устранении выявленных нарушений требований Закона о размещении заказов.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 16 января 2014 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.01.2014