Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 21 января 2014 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "Центр социального обслуживания" (далее - Заявитель) на действия Министерства социального развития Пермского края (далее - Заказчик), Агентства по государственным закупкам Пермского края (далее - Уполномоченный орган) при проведении торгов на оказание государственной услуги "Надомное обслуживание инвалидов и граждан пожилого возраста" (извещение N 0156200009913000701) 19 лотов,
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0156200009913000701 Агентством по государственным закупкам Пермского края (далее - Уполномоченный орган) проводились торги на оказание государственной услуги "Надомное обслуживание инвалидов и граждан пожилого возраста, 19 лотов.
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) нарушены действиями Уполномоченного органа.
Выслушав доводы и возражения представителей лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, исследовав и оценив представленные документы, Комиссия Пермского УФАС России установила следующее.
Согласно документации о торгах, срок оказания услуг: с 01 апреля 2014 г. по 30 ноября 2016 г.
В соответствии с Разделом 8 документации о торгах установлены требования к обеспечению заявки на участие в торгах: 5 % от начальной (максимальной) цены контракта по соответствующему лоту, НДС не облагается:
Номер лота |
Размер обеспечения заявки по соответствующему лоту, руб. |
Лот N1 |
3 595 843,52 |
Лот N2 |
2 812 687,68 |
Лот N3 |
11 270 915,84 |
Лот N4 |
3 716 846,40 |
Лот N5 |
4 021 646,91 |
Лот N6 |
1 644 279,04 |
Лот N7 |
3 360 020,03 |
Лот N8 |
2 448 163,52 |
Лот N9 |
2 921 629,12 |
Лот N10 |
4 017 969,60 |
Лот N11 |
2 936 984,64 |
Лот N12 |
3 651 303,68 |
Лот N13 |
2 488 794,24 |
Лот N14 |
3 861 245,76 |
Лот N15 |
2 593 169,08 |
Лот N16 |
4 707 176,32 |
Лот N17 |
989 177,60 |
Лот N18 |
6 460 597,12 |
Лот N19 |
4 791 042,88 |
В Разделе 15 документации о торгах установлены требования к обеспечению контракта: 30 % от начальной (максимальной) цены контракта по соответствующему лоту:
Номер лота |
Размер обеспечения исполнения контракта по соответствующему лоту, руб. |
Лот N1 |
21 575 061,12 |
Лот N2 |
16 876 126,08 |
Лот N3 |
67 625 495,04 |
Лот N4 |
22 301 078,40 |
Лот N5 |
24 129 881,47 |
Лот N6 |
9 865 674,24 |
Лот N7 |
20 160 120,19 |
Лот N8 |
14 688 981,12 |
Лот N9 |
17 529 774,72 |
Лот N10 |
24 107 817,60 |
Лот N11 |
17 621 907,84 |
Лот N12 |
21 907 822,08 |
Лот N13 |
14 932 765,44 |
Лот N14 |
23 167 474,56 |
Лот N15 |
15 559 014,52 |
Лот N16 |
28 243 057,92 |
Лот N17 |
5 935 065,60 |
Лот N18 |
38 763 582,72 |
Лот N19 |
28 746 257,28 |
В Разделе 4 документации о торгах установлены следующие начальные (максимальные) цены контрактов:
Номер лота |
Начальная (максимальная) цена контракта по соответствующему лоту |
Лот N1 |
71 916 870 руб. 40 коп. |
Лот N2 |
56 253 753 руб. 60 коп. |
Лот N3 |
225 418 316 руб. 80 коп. |
Лот N4 |
74 336 928 руб. 00 коп. |
Лот N5 |
80 432 938 руб. 24 коп. |
Лот N6 |
32 885 580 руб. 80 коп. |
Лот N7 |
67 200 400 руб. 64 коп. |
Лот N8 |
48 963 270 руб. 40 коп. |
Лот N9 |
58 432 582 руб. 40 коп. |
Лот N10 |
80 359 392 руб. 00 коп. |
Лот N11 |
58 739 692 руб. 80 коп. |
Лот N12 |
73 026 073 руб. 60 коп. |
Лот N13 |
49 775 884 руб. 80 коп. |
Лот N14 |
77 224 915 руб. 20 коп. |
Лот N15 |
51 863 381 руб. 76 коп. |
Лот N16 |
94 143 526 руб. 40 коп. |
Лот N17 |
19 783 552 руб. 00 коп. |
Лот N18 |
129 211 942 руб. 40 коп. |
Лот N19 |
95 820 857 руб. 60 коп. |
Довод подателя жалобы о том, что Заказчиком, Уполномоченным органом нарушена норма ч. 3 ст. 22 Закона о размещении заказов, в соответствии с которой конкурсная документация не должна содержать указание на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа, является несостоятельным в силу следующего.
Доводы ООО "Центр социального обслуживания" основаны не неверном толковании норм Закона о размещении заказов, поскольку установленные в конкурсной документации требования к размерам обеспечения заявки и контракта не являются требованиями в отношении товара, услуг.
Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, регулируются Законом о размещении заказов.
Данный закон основывается на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации и Бюджетного кодекса Российской Федерации (ч. 1 ст. 2 Закона о размещении заказов).
В силу ч. 2 ст. 9 Закона о размещении заказов государственный контракт заключается в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации (ГК РФ) и иными федеральными законами с учетом положений Закона о размещении заказов.
Согласно п.4 ч.4 ст.22 Закона о размещении заказов, документация о торгах должна содержать сроки (периоды) оказания услуг.
При этом Закон о размещении заказов не устанавливает требований к определению продолжительности срока действия государственного контракта, однако такие ограничения вытекают из положений Бюджетного кодекса Российской Федерации (БК РФ).
В силу п. 2 ст. 72 БК РФ государственные контракты заключаются и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств.
Согласно части 4 статьи 169 БК РФ проект бюджета субъекта Российской Федерации составляется и утверждается сроком на три года.
Из указанного следует, что государственные заказчики вправе принимать бюджетные обязательства, в том числе, путем заключения государственных контрактов на срок до трех лет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств (аналогичная позиция изложена в письме Минфина России от 26.10.2008 N 02-03-0/3290).
Таким образом, установленный в конкурсной документации срок оказания услуг (с 1 апреля 2014 года по 30 ноября 2016 года) соответствует нормам законодательства в сфере размещения заказов.
Требования к качеству, объему и сроку оказания услуг, начальной (максимальной) цене контракта и прочие устанавливаются в документации о торгах Заказчиком (статья 21, 22 Закона о размещении заказов).
Кроме того, частью 4 ст. 20 Закона о размещении заказов Заказчику предоставлено право устанавливать требование о внесении денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, которое распространяется в равной мере на всех участников размещения заказов. При этом размер обеспечения заявки на участие в конкурсе не может превышать пять процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота).
Согласно ч. 15.2 ст. 22 Закона о размещении заказов конкурсная документация должна также содержать размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок его предоставления в случае, если заказчиком, уполномоченным органом установлено требование обеспечения исполнения контракта. Размер обеспечения исполнения контракта не может превышать тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), указанной в извещении о проведении открытого конкурса. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает пятьдесят миллионов рублей, заказчик, уполномоченный орган обязаны установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от десяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота).
Таким образом, установление обеспечения заявки в размере 5% и обеспечения контракта в размере 30 % от начальной максимальной цены контракта (цены лота) соответствует требованиям Закона о размещении заказов.
Комиссия отмечает, что ООО "Центр социального обслуживания", занимаясь предпринимательской деятельностью, несет определенные финансовые риски, и, следовательно, должно самостоятельно изыскивать денежные средства для участия в торгах.
Кроме того, в рамках действующего законодательства, Заказчик, Уполномоченный орган не обязан устанавливать условия конкурса исходя из финансовых возможностей всех потенциальных участников размещения заказа, и не обязан обладать информацией о их возможности (невозможности) по выплате обеспечительных мер при участии в торгах.
На основании статей 17, 60 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Центр социального обслуживания" на действия Агентства по государственным закупкам Пермского края, Министерства социального развития Пермского края при проведении торгов на оказание государственной услуги "Надомное обслуживание инвалидов и граждан пожилого возраста" (извещение N 0156200009913000701) 19 лотов, необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 21 января 2014 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.01.2014