Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 19 декабря 2013 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия) в составе:
Председательствующий Комиссии - Субботина Е.С., начальник отдела контроля за размещением государственного и муниципального заказа,
члены комиссии:
- Пискунова К.С., специалист 1 разряда отдела контроля за размещением государственного и муниципального заказа,
- Андрианова О.Н., главный специалист-эксперт отдела контроля за размещением государственного и муниципального заказа,
в присутствие представителей МБУ "Управление капитального строительства Кудымкарского района" - Щерининой Е.Ф., Зайцевой Г.И. (на основании доверенностей),
в отсутствие представителя Общероссийской общественной организации содействия защите прав граждан и безопасности общества "Безопасное Отечество" (о дате, месте и времени рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом),
рассмотрев жалобу Общероссийской общественной организации содействия защите прав граждан и безопасности общества "Безопасное Отечество" (далее - Заявитель) на действия МБУ "Управление капитального строительства Кудымкарского района" (далее - Заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме на строительство универсального спортивного зала в с.Ленинск Кудымкарского района (извещение N 0356300049113000060),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N0356300049113000060 Заказчиком проводился открытый аукцион в электронной форме на строительство универсального спортивного зала в с.Ленинск Кудымкарского района.
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 5 ст. 17 Закона о размещении заказов, в соответствии "Административным регламентом ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действие (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, установлено следующее.
В соответствии с требованиями п.1 ч.4 ст. 41.6 Закона о размещении заказов, документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
В соответствии с п.1 ст. 743 ГК РФ подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявленные к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
Согласно письму ФАС России от 22.02.2013 г. N АЦ/6399/13 "О разъяснении законодательства" (далее - Разъяснение ФАС) в целях надлежащего соблюдения п.1 ч.4 ст. 41.6 Закона о размещении заказов, проектно-сметная документация должна входить в состав документации о торгах и размещаться на официальном сайте в полном объеме.
Лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии, в том числе, с проектной документацией (ч. 6 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ).
При этом согласно ч. 2 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.
Таким образом, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. Вместе с тем, Комиссией установлено, что проектная документация не размещена Заказчиком на официальном сайте в сети Интернет. Данное обстоятельство представителем Заказчика было подтверждено.
Отсутствие в документации о торгах требований к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ, в том числе отсутствие проектной документации в полном объеме, приводит к невозможности формирования участником размещения заказа предложения по исполнению государственного (муниципального) контракта.
Таким образом, отсутствие проектной документации в составе документации о торгах на строительство объекта означает, что Заказчик не установил требования к объему работ, подлежащих выполнению в рамках заключаемого контракта, лишает участника размещения заказа обоснованно сформировать свое предложение.
При указанных обстоятельствах Заказчиком нарушены требования п.1 ч.4 ст.41.6 Закона о размещении заказов.
Требования к документации об аукционе в электронной форме предусмотрены статьей 41.6 Закона о размещении заказов.
Согласно ч. 1 ст. 41.6 Закона документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 Закона.
Документация об аукционе в силу ч. 3.1 ст. 34 Закона не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименования производителя, а также требования к товару, его производителю, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
В свою очередь, ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" устанавливает запрет на ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов.
Как указано выше, предметом торгов является строительство универсального спортивного зала в с.Ленинск Кудымкарского района (п.1.1 Раздел 3 документации о торгах). Так, документацией о торгах предусмотрено выполнение, в том числе, следующих видов работ: монтаж колонн, устройство металлических ограждений укладка трубопроводов и др.
Вместе с тем, в соответствии с документацией об аукционе необходимо поставить, в том числе, следующие товары: кулер, электрочайник, секундомер, электрополотенце и т.д.
Комиссия отмечает, что указанные выше товары не являются технологическим и функционально связанными с предметом торгов. Иного представителями Заказчика не доказано.
Таким образом, включив в состав одного лота работы по строительству с поставкой товаров технологически и функционально не связанных с предметом торгов, Заказчик ограничил количество участников размещения заказа, тем самым допустил нарушение ч. 1 ст. 41.6 Закона о размещении заказов.
Требования к товарам, используемым при выполнении работ, установлены Заказчиком в локальном сметном расчете.
Так, например, установлены требования к столу врача 1300Х700Х750 мм, шкафу для одежды 900Х450Х1800 мм, компьютеру 1ф, 0,3 квт с монитором НР Соmpat LA 2405 и др.
Как указано выше, в соответствии с требованиями п.1 ч.4 ст. 41.6 Закона о размещении заказов, документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
Согласно ч.1 ст.41.6 Закона о размещении заказов, документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 настоящего Федерального закона.
В соответствии с требованиями ч.3 ст.34 Закона о размещении заказов, документация об аукционе может содержать указание на товарные знаки. В случае, если в документации об аукционе содержится указание на товарные знаки в отношении товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в документации об аукционе также должно содержаться указание на товарный знак в отношении товара российского происхождения (при наличии информации о товаре российского происхождения, являющемся эквивалентом товара, происходящего из иностранного государства или группы иностранных государств). При указании в документации об аукционе на товарные знаки они должны сопровождаться словами "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев размещения заказов на поставки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. Эквивалентность товаров определяется в соответствии с требованиями и показателями, устанавливаемыми в соответствии с частью 2 настоящей статьи.
Поскольку в документации о торгах не определены максимальные и (или) минимальные значения показателей товара и показатели товара, значения которых не могут изменяться, поскольку в документации о торгах указание на товарные знаки не сопровождается словами "или эквивалент", не указаны параметры эквивалентности, в действиях Заказчика имеется нарушение требований п.1 ч.4 ст.41.6, ч.1 ст.41.6 Закона о размещении заказов.
Требования к участникам размещения заказа обозначены в п.1-4 ст.11 Закона о размещении заказов.
Согласно ч.4 ст.11 Закона о размещении заказов кроме указанных в частях 1-3 настоящей статьи требований заказчик, уполномоченный орган не вправе устанавливать иные требования к участникам размещения заказа.
Комиссия отмечает, что Заказчик, установив в п.4.4 проекта контракта положение о том, что для выполнения работ по данному договору Подрядчик по письменному согласованию с Заказчиком имеет право на привлечение по договору субподряда других организаций, что в свою очередь не снимает с Подрядчика ответственности за выполнение обязательств перед Заказчиком, нарушил требования ч.4 ст.11 Закона о размещении заказов.
Пунктом 1 ч. 3 ст. 41.6 Закона о размещении заказов предусмотрено, что документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме в соответствии с частями 4 и 6 статьи 41.8 указанного Федерального закона и инструкцию по ее заполнению.
В соответствии с пп. а п. 3 ч. 4 ст. 41.8 Закона о размещении заказов, первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, в том числе означающее согласие на использование товара, указание на товарный знак которого содержится в документации об открытом аукционе, или согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) предлагаемого для использования товара и конкретные показатели этого товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, если участник размещения заказа предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в документации об открытом аукционе в электронной форме, при условии содержания в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак используемого товара, а также требования о необходимости указания в заявке на участие в открытом аукционе в электронной форме на товарный знак.
В соответствии с пп. б п. 3 ч. 4 ст. 41.8 Закона о размещении заказов, первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать согласие, предусмотренное п. 2 настоящей части, а также конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагаемого для использования товара при условии отсутствия в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак используемого товара.
Согласно п.1 Раздела 6 документации о торгах, Первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать: согласие участника размещения заказа на выполнение работ, оказание услуг на условиях, предусмотренных настоящей документацией об открытом аукционе в электронной форме (может быть представлено по форме 1.2.1).
Согласно п.2 Раздела 6 документации о торгах, при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг предоставляется согласие участника размещения заказа на выполнение работ, оказание услуг на условиях, предусмотренных настоящей документацией об открытом аукционе в электронной форме. Предоставляется согласие участника размещения заказа на выполнение работ, оказание услуг на условиях, предусмотренных настоящей документацией об открытом аукционе в электронной форме. 2.Показатели, характеризующие товары, должны соответствовать или быть не ниже показателей, установленных в Главе 3 "Техническое задание ". Участник размещения заказа может оформить указанные сведения по форме 1.2.3. При описании условий и предложений участник размещения заказа должен применять общепринятые обозначения и наименования в соответствии с требованиями действующих нормативных правовых актов Российской Федерации, если иное не указано в Главе 3 "Техническое задание".В описании условий и предложений участник размещения заказа не должен допускать двусмысленных толкований.
При этом, в ходе рассмотрения жалобы представитель Заказчика пояснила, что конкретные показатели товаров, используемых при выполнении работ, должны быть представлены в составе второй части заявки, а не первой. Об этом свидетельствуют также разъяснения Заказчика, размещенные на официальном сайте в сети Интернет 13.12.2013 г.
При указанных обстоятельствах в действиях Заказчика имеется нарушение п.1 ч. 3 ст. 41.6 Закона о размещении заказов.
На основании статей 17, 60 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Общероссийской общественной организации содействия защите прав граждан и безопасности общества "Безопасное Отечество" на действия МБУ "Управление капитального строительства Кудымкарского района" при проведении открытого аукциона в электронной форме на строительство универсального спортивного зала в с.Ленинск Кудымкарского района (извещение N 0356300049113000060) обоснованной.
2. Признать в действиях МБУ "Управление капитального строительства Кудымкарского района" выявленное в ходе рассмотрения жалобы нарушение требований п.1 ч.4 ст.41.6 Закона о размещении заказов.
3. Признать в действиях МБУ "Управление капитального строительства Кудымкарского района" выявленное в ходе рассмотрения жалобы нарушение требований ч.1 ст.41.6 Закона о размещении заказов.
4. Признать в действиях МБУ "Управление капитального строительства Кудымкарского района" выявленное в ходе рассмотрения жалобы нарушение требований ч.4 ст.11 Закона о размещении заказов.
5. Признать в действиях МБУ "Управление капитального строительства Кудымкарского района" выявленное в ходе проведения внеплановой проверки нарушение требований п.1 ч.3 ст.41.6 Закона о размещении заказов.
6. Выдать МБУ "Управление капитального строительства Кудымкарского района" предписание об устранении выявленных нарушений требований Закона о размещении заказов.
7. В целях устранения нарушения, допущенного МБУ "Управление капитального строительства Кудымкарского района" выдать предписание оператору электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ".
7. Материалы жалобы передать должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц МБУ "Управление капитального строительства Кудымкарского района" к административной ответственности за нарушение требований Закона о размещении заказов.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 19 декабря 2013 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.12.2013