Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 3 декабря 2013 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия) в составе:
Председательствующий Комиссии - Субботина Е.С., начальник отдела контроля за размещением государственного и муниципального заказа,
члены комиссии:
- Андрианова О.Н., главный специалист-эксперт отдела контроля за размещением государственного и муниципального заказа,
- Ахметова В.Р., специалист-эксперт отдела контроля за размещением государственного и муниципального заказа,
в присутствии: представителя ФГБОУ ВПО "ПГНИУ" - Ивановой Н.А. (на основании доверенности), представителя ООО "ГК-Чистый город" - Корноушкина И.А. (на основании доверенности),
рассмотрев жалобу ООО "ГК-Чистый город" (далее - Заявитель) на действия ФГБОУ ВПО "ПГНИУ" (далее - Заказчик), при проведении открытого аукциона в электронной форме на оказание услуг по вывозу и утилизации отходов (извещение N 0356100010713000210),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N0356100010713000210, Заказчиком проводился открытый аукцион в электронной форме на оказание услуг по вывозу и утилизации отходов.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссий установлено следующее.
В соответствии с пп. 2 п. 5 Части 2 документации о торгах, вторая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим оказание услуг, которые являются предметом настоящего открытого аукциона в электронной форме:
- копия лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности (в соответствии с п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"), включая все виды отходов, указанных в данной документации;
Заявитель полагает, что Заказчиком незаконно установлено требование о наличии лицензии на обезвреживание и размещение отходов I-IV классов опасности.
Правовые основы, регулирующие основы обращения с отходами производства и потребления, в частности, установлены Федеральным законом от 04.05.2011 N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Федеральным законом от 24.06.1998 N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах), а также Положением о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I - IV класса опасности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.03.2012 N255.
В силу положений Закона об отходах:
обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов;
размещение отходов - хранение и захоронение отходов;
хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования;
захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду;
использование отходов - применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии;
обезвреживание отходов - обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду;
объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое);
сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов;
транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах;
накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.
В соответствии с п.30 ч.1 ст.12 Федерального закона N99-ФЗ (в ред. Федерального закона от 25.06.2012 N93-ФЗ) лицензированию подлежит деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности.
Предметом торгов является выполнение работ по размещению на специализированных объектах бесхозяйных отходов I-IV классов опасности (Раздел 2 документации о торгах).
В п. 4 "Техническое задание" документации об открытом аукционе в электронной форме указаны виды оказываемых услуг: вывоз и утилизация отходов, а также обезвреживание отходов, захоронение на полигоне ТБО.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу о том, что целью проведения торгов является именно оказание услуг по очистке территории и вывозу мусора.
Комиссия отмечает, что поскольку законодательно предусмотрено наличие лицензии лишь на обезвреживание и размещение отходов I - IV классов опасности, виды работ, поименованные в Техническом задании, могут выполнять организации, не имеющие лицензий, и сдавать собранные, погруженные и перевезенные отходы на полигоны организациям, имеющим соответствующую лицензию на захоронение отходов.
Частью 5 ст.41.6 Закона о размещении заказов установлено, что документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к участникам размещения заказа, установленные в соответствии со статьей 11 настоящего закона.
При размещении заказа путем проведения торгов устанавливаются обязательные требования к участникам размещения заказа, в том числе, соответствие участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.
Согласно п.1 ч.3 ст. 41.6 Закона о размещении заказов, документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме в соответствии с частями 4 и 6 ст. 41.8 Закона о размещении заказов.
В соответствии с п.2 ч.6 ст. 41.8 Закона о размещении заказов, вторая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать следующие копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованию, установленному п.1 ч.1 ст.11 настоящего Федерального закона, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, которые являются предметом открытого аукциона в электронной форме, и такие требования предусмотрены документацией об открытом аукционе в электронной форме.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 26.06.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе путем создания участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах. При проведении торгов, на размещение заказов на оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах.
Согласно ч.1 ст.41.6 Закона о размещении заказов, документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным ч.3.1 ст. 34 Закона о размещении заказов.
В ч.3.1 ст. 34 Закона о размещении заказов обозначено, что документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
С учетом анализа приведенных норм права, в т.ч. Закона об отходах, применительно к обстоятельствам данной жалобы, Комиссия приходит к выводу о том, что требование о наличии поименованной лицензии ограничивает количество участников размещения заказа, что является нарушением требований ч.1 ст.41.6 Закона о размещении заказов.
Требования к составу второй части заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме установлены в ч.6 ст.41.8 Закона о размещении заказов.
Согласно ч.7 ст.41.8 Закона о размещении заказов требовать от участника размещения заказа иные документы и сведения, за исключением предусмотренных частями 4 и 6 настоящей статьи документов и сведений, не допускается.
Таким образом, Заказчиком также нарушено требование ч.7 ст.41.8 Закона о размещении заказов.
Вместе с тем, Комиссия отмечает, что довод Заявителя о неправомерности включения Заказчиком в проект Договора условия о том, что право собственности на отходы переходит от Заказчика к Исполнителю в момент передачи отходов, а также условие о том, что Исполнитель самостоятельно вносит плату за негативное воздействие на окружающую среду, является несостоятельным в силу следующих обстоятельств. Указанные условия Договора относятся к исполнению Договора, по состоянию на 03.12.2013 г. Договор не заключен. Кроме того, Заявителем не указано, какая норма Закона о размещении заказов нарушена включением данных условий в проект Договора.
На основании статей 17, 60 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ГК-Чистый город" на действия ФГБОУ ВПО "ПГНИУ" (при проведении открытого аукциона в электронной форме на оказание услуг по вывозу и утилизации отходов (извещение N 0356100010713000210) обоснованной в части довода, касающегося требования к составу второй части заявки на участие в торгах.
2. Признать в действиях ФГБОУ ВПО "ПГНИУ" нарушения ч.1 ст.41.6, ч.7 ст.41.8 Закона о размещении заказов, выявленное в ходе рассмотрения жалобы.
3. Выдать ФГБОУ ВПО "ПГНИУ" предписание об устранении выявленных нарушений требований Закона о размещении заказов.
4. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении ответственных должностных лиц ФГБОУ ВПО "ПГНИУ" к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о размещении заказов.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 3 декабря 2013 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.12.2013