Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 13 декабря 2013 г. N 2645/03
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России) по контролю в сфере размещения заказов в составе:
Председатель Комиссии: |
К.А. Коренченко |
Члены Комиссии: |
Т.С. Акопян Ю.В. Моргунова А.С. Филатова, |
рассмотрев дела N 2645/03, 2675/03 по жалобам ООО "Лесоруб-9", ООО "Цербер" (далее - Заявители) о нарушении МКУ "Управление благоустройства Железнодорожного района" г.Ростова-на-Дону (далее - Заказчик) ч.4 ст.41.6 Федерального закона N 94-ФЗ от 21.07.2005 г. "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), комиссии Заказчика ч.5 ст.41.9 Закона при проведении открытого аукциона в электронной форме N 0358300374313000021 "выполнение работ по содержанию объектов благоустройства, включая автомобильные дороги на территории Железнодорожного района г.Ростова-на-Дону в 2014 году" (далее - аукцион), в присутствии представителей Заказчика (Воейкова Н.Л., Ишханов Р.М., Черская К.А.,), Привлеченного лица (Самсонова Н.Н.), Заявителя1 (Кремнев А.Ю.), в отсутствии представителя Заявителя2,
УСТАНОВИЛА:
06.12.2013 года в Ростовское УФАС России поступила жалоба Заявителя1 (вх. N21243), 11.12.2013 г. в Ростовское УФАС России поступила жалоба Заявителя2 (вх. N21315) о нарушении Заказчиком, комиссией Заказчика Закона при проведении аукциона.
По мнению Заявителя1, разъяснения аукционной документации Заказчиком являются несостоятельными и недостаточными.
Также Заявители считают, что их заявки на участие в аукционе соответствуют требованиям документации и отклонены аукционной комиссией Заказчика неправомерно.
Заказчик представил письменные пояснения по существу спора, просил в удовлетворении требований Заявителей отказать.
В соответствии с ч. 5 ст. 17 Закона и п. 3.32 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС РФ от 24.07.2012 г. N 498, Комиссией Ростовского УФАС России проведена внеплановая проверка размещенного заказа, в ходе которой установлено:
23.11.2013 г. на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru, электронной торговой площадке ММВБ "Госзакупки" http://www.etp-micex.ru опубликовано извещение (в ред.2) о проведении открытого аукциона в электронной форме N 0358300374313000021.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 98 935 186,68 рублей, дата и время окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме (по местному времени): 09.12.2013 в 09.00.
1) Согласно ч.3 ст.41.7 Закона, любой участник размещения заказа, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение открытого аукциона в электронной форме, запрос о разъяснении положений документации об открытом аукционе в электронной форме.
Согласно ч.4 ст.41.7 Закона, в течение двух дней со дня поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик, уполномоченный орган, специализированная организация размещают разъяснение положений документации об открытом аукционе в электронной форме с указанием предмета запроса, но без указания участника размещения заказа, от которого поступил запрос, на официальном сайте при условии, что указанный запрос поступил заказчику, в уполномоченный орган не позднее чем за пять дней до дня окончания подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не позднее чем за три дня до дня окончания подачи заявок на участие в открытом аукционе.
Исходя из положений, ч.5 ст.41.7 Закона, разъяснение положений документации об открытом аукционе в электронной форме не должно изменять ее суть.
Заказчику 28.11.2013 г. и 03.12.2013 г. поступили запросы от участника размещения заказа о разъяснении положений документации. В установленный Законом срок, 02.12.2013 г. и 05.12.2013 г. соответственно, Заказчиком даны разъяснения положений документации об аукционе, не противоречащие ч.5 ст.41.7 Закона. Требования Закона в части дачи ответа на запрос Заказчиком исполнены в полном объеме.
Кроме того, Законом о размещении заказов не установлены требования к содержанию ответа на запрос.
Таким образом, довод Заявителя о даче разъяснений, нарушающих требования законодательства о размещении заказов необоснован.
2) Требования к содержанию документации об открытом аукционе в электронной форме установлены ст. 41.6 Закона.
Согласно п.1 ч. 3 ст. 41.6 Закона документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме в соответствии с частями 4 и 6 статьи 41.8 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению;
Пунктом 3 ч.4 ст.41.8 Закона установлено, что при размещении заказа на выполнение работ с использованием товара первая часть заявки должна содержать:
а) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, в том числе означающее согласие на использование товара, указание на товарный знак которого содержится в документации об открытом аукционе, или согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) предлагаемого для использования товара и конкретные показатели этого товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, если участник размещения заказа предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в документации об открытом аукционе в электронной форме, при условии содержания в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак используемого товара, а также требования о необходимости указания в заявке на участие в открытом аукционе в электронной форме на товарный знак;
б) согласие, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагаемого для использования товара при условии отсутствия в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак используемого товара.
В соответствии с ч.4 ст.41.6 Закона в документации об аукционе должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
Из совокупного анализа приведенных норм следует, что в первую очередь Заказчик определяет содержание и состав заявки путем указания значений показателей, используемых для определения соответствия товара требованиям документации. Требование о наличии в документации об аукционе инструкции по заполнению заявки свидетельствует о необходимости определения четкого и однозначного алгоритма действий участника при подготовке заявки.
Кроме того, из положений п.1 ч.4 ст.41.6 Закона следует, что помимо требований к качеству, характеристикам выполняемых работ, Заказчик должен установить показатели, используемые для определения соответствия предлагаемого к использованию при выполнении работ товара потребностям заказчика.
Обязанность заказчика по определению таких показателей обусловлена необходимостью доведения до участников аукциона понятных и доступных требований к составу и содержанию заявки.
В дальнейшем участник размещения заказа обязан дать свое предложение относительно показателей, которые Заказчиком определены в качестве используемых для определения соответствия такого товара требованиям документации об аукционе.
При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
Соблюдение указанных положений Закона необходимо для достижения целей обеспечения гласности и прозрачности размещения заказа, предотвращения коррупции.
Требования к содержанию заявки на участие в аукционе установлены в п. 2.1 Документации об аукционе, предполагающие указание показателей в отношении как минимальных и (или) максимальных значений, так и значений показателей, которые не могут изменяться.
Инструкцией по заполнению заявок на участие в аукционе предусмотрено, что в приложении N2 к аукционной документации "Техническая часть" - в т.ч. в файле "Технические требования Заказчика к используемым при выполнении работ материалам", в отношении используемого при выполнении работ товара, указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться. Показатели товаров, указанные через запятую или точку с запятой, читаются как "или" и должны быть конкретизированы. В случае, когда значение показателя товара или материала разделено "тире", "дефисом", это означает, что для данного показателя одновременно указаны минимальные и максимальные значения и участником размещения заказа данное значение показателя должно быть конкретизировано.
Согласно п.14 Информационной карты Выполнение работ должно осуществляться в строгом соответствии с проектом муниципального контракта (Приложение N 1 к документации об открытом аукционе в электронной форме), технической частью (Приложение N 2 к документации об открытом аукционе в электронной форме).
В Приложении 2 к документации об аукционе также указано: все используемые подрядчиком, при выполнении работ товары и /или материалы должны соответствовать государственным стандартам и /или техническим условиям.
Согласно п.7 Раздела "технические требования заказчика к используемым при выполнении работ материалам" при выполнении работ следует использовать "щебень фракции 20-40", группа щебня по лещадности, менее 1-4, содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы, менее: 35% по массе.
Вместе с тем, согласно требований ГОСТ 8267-93 "Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ" щебень в зависимости от содержания зерен пластинчатой и игловатой формы подразделяют на пять групп, которые должны соответствовать указанным в таблице 2:
Таблица 2
В процентах по массе
/----------------------------------------------------------------\ | Группа щебня | Содержание зерен пластинчатой (лещадной) | | | и игловатой формы | |-------------------+--------------------------------------------| | 1 | До 10 включ. | | 2 | Св. 10 до 15 | | 3 | " 15 " 25 | | 4 | " 25 " 35 | | 5 | " 35 " 50 |
Исходя из требования Заказчика: группа щебня по лещадности - менее 1-4, Заказчиком установлено невыполнимое требование, т.к. щебня группы по лещадности "0" не существует.
Таким образом, Заказчиком установлено невыполнимое требование, что является нарушением ч.4 ст.41.6 Закона.
Вместе с тем, согласно протокола рассмотрения первых частей заявок от 10.12.2013 г. по данному основанию ни одна заявка не отклонена.
Комиссия Ростовского УФАС России предписание об устранении выявленного нарушения не выдает, т.к. допущенное нарушение Закона не повлияло на результаты размещения заказа.
3) Статья 41.9 Закона определяет порядок рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме. Так ч. 5 данной статьи устанавливает, что отказ в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается, ч.6 рассматриваемой статьи определяет содержание протокола рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе. Протокол, в частности, должен содержать решение о допуске участника размещения заказа, подавшего заявку на участие в открытом аукционе с соответствующим порядковым номером, к участию в открытом аукционе в электронной форме и о признании его участником открытого аукциона или об отказе в допуске участника размещения заказа к участию в открытом аукционе с обоснованием такого решения и с указанием положений документации об открытом аукционе в электронной форме, которым не соответствует заявка на участие в открытом аукционе этого участника размещения заказа, положений заявки на участие в открытом аукционе, которые не соответствуют требованиям документации об открытом аукционе.
Согласно Протокола рассмотрения первых частей заявок от 10.12.2013 г. на участие в аукционе поступило 5 заявок. Участникам размещения заказа с порядковыми номерами 2, 3, 4, 5 отказано в допуске к участию в аукционе.
Участник размещения заказа с порядковым номером 2 в своей заявке по позиции 1 "грунтовка" не указал конкретный показатель внешнего вида пленки; по позиции 2 "песок природный для строительных работ средний" не указал класс песка; по позиции 3 "эмаль ПФ-115" не указал конкретный цвет эмали; по позиции 6 "щебень фракция 10-20" не указал конкретную марку щебня по истираемости.
Участник размещения заказа с порядковым номером 3 (Заявитель2) в своей заявке по позиции 6 "щебень, фракция, 10-20", позиции 7 "щебень фракция 20-40" по показателю "содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы" указал характеристику, не соответствующую требованиям документации.
Участник размещения заказа с порядковым номером 4 (Заявитель1) в своей заявке по позиции 6 "щебень фракция 10-20" по показателю "содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы" указал характеристику, не соответствующую требованиям документации; по позиции "луковицы и клубнелуковицы цветов многолетников" указал диаметр луковицы: не менее 3,0, что не соответствует п.2.1.5 документации об аукционе (инструкция по заполнению заявки), согласно которой предложение участника не должно содержать слов "не более", "не менее", "от", "до".
Участник размещения заказа с порядковым номером 5 в составе своей заявки не дал предложение по позициям "мешки для мусора, для урн", "луковицы и клубнелуковицы цветов-многолетников".
Таким образом, участникам размещения заказа с порядковыми номерами заявок 2, 3, 4, 5 правомерно, в соответствии с ч.4 ст.41.9 Закона, отказали в допуске к участию в аукционе.
В этой связи, на основании Постановления Правительства РФ от 20.02.2006 г. N 94 и в соответствии с ч. 6 ст. 60 Закона, Комиссия Ростовского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Лесоруб-9" необоснованной.
2. Признать жалобу ООО "Цербер" необоснованной.
3. Признать Заказчика нарушившим ч. 4 ст. 41.6 Закона.
4. Предписание об устранении выявленного нарушения не выдавать, т.к. допущенное нарушение не повлияло на результат размещения заказа.
5. Электронной торговой площадке ММВБ "Госзакупки" http://www.etp-micex.ru обеспечить Заказчику, комиссии Заказчика возможность совершения дальнейших действий, предусмотренных Законом в отношении настоящего аукциона.
В силу ч. 9 ст. 60 Закона решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) уполномоченного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Ростовского УФАС
России по контролю в сфере размещения
заказов К.А. Коренченко
Члены Комиссии Ростовского УФАС
России по контролю в сфере размещения Т.С. Акопян
Заказов
Ю.В. Моргунова
А.С. Филатова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 13 декабря 2013 г. N 2645/03
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.12.2013