Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 10 января 2014 г. N 2779/03
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России) по контролю в сфере размещения заказов в составе:
Председатель Комиссии: |
К.А. Коренченко |
Члены Комиссии: |
Т.С. Акопян А.С. Филатова, |
рассмотрев дела N 2779/03, 02/03 по жалобам ИП Казьмин М.Е. (далее - Заявитель1, ООО "Водник" (далее - Заявитель2)) о нарушении Департаментом жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Администрации города Новочеркасска (далее - Заказчик) Федерального закона N 94-ФЗ от 21.07.2005 г. "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), при проведении открытого аукциона в электронной форме N 0158300060113000147 "благоустройство города Новочеркасска" (далее - аукцион), в присутствии представителей Заказчика (Турбина Р.И.), Привлеченного лица (Новикова М.А.), в отсутствии представителей Заявителей,
УСТАНОВИЛА:
26.12.2013 года в Ростовское УФАС России поступила жалоба Заявителя1 (вх. N22515 о нарушении Заказчиком Закона при проведении аукциона.
09.01.2014 г. в Ростовское УФАС России поступила жалоба Заявителя2 (вх. N4 о нарушении Заказчиком Закона при проведении аукциона.
По мнению Заявителя1, Заказчиком в один лот объединены различные по функциональным и технологическим характеристикам товары и работы, что влечет за собой ограничение конкуренции при проведении торгов ввиду сокращения числа хозяйствующих субъектов, которые могли бы принять участие в аукционе по отдельным товарам или группам таких товаров.
По мнению Заявителя2 Заказчиком нарушена ч.4 ст.41.6, ч.4 ст.11 Закона.
Заказчик представил письменные пояснения по существу спора, просил в удовлетворении требований Заявителей отказать (исх. N17-ДП от 10.01.2014 г.).
В соответствии с ч. 5 ст. 17 Закона и п. 3.32 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб, на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис для государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС РФ от 24.07.2012 г. N 498, Комиссией Ростовского УФАС России проведена внеплановая проверка размещенного заказа, в ходе которой установлено:
17.12.2013 г. на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru, электронной торговой площадке ММВБ "Госзакупки" http://www.etp-micex.ru опубликовано извещение (в ред.4) о проведении открытого аукциона в электронной форме N 0158300060113000147.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 20 256 060 рублей, дата и время окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме (по местному времени): 09.01.2014 в 08.00.
1) Требования к содержанию документации об открытом аукционе в электронной форме установлены ст. 41.6 Закона.
Согласно п.1 ч. 3 ст. 41.6 Закона документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме в соответствии с частями 4 и 6 статьи 41.8 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению;
Пунктом 3 ч.4 ст.41.8 Закона установлено, что при размещении заказа на выполнение работ с использованием товара первая часть заявки должна содержать:
а) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, в том числе означающее согласие на использование товара, указание на товарный знак которого содержится в документации об открытом аукционе, или согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) предлагаемого для использования товара и конкретные показатели этого товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, если участник размещения заказа предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в документации об открытом аукционе в электронной форме, при условии содержания в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак используемого товара, а также требования о необходимости указания в заявке на участие в открытом аукционе в электронной форме на товарный знак;
б) согласие, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагаемого для использования товара при условии отсутствия в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак используемого товара.
В соответствии с ч.4 ст.41.6 Закона в документации об аукционе должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
Из совокупного анализа приведенных норм следует, что в первую очередь Заказчик определяет содержание и состав заявки путем указания значений показателей, используемых для определения соответствия товара требованиям документации. Требование о наличии в документации об аукционе инструкции по заполнению заявки свидетельствует о необходимости определения четкого и однозначного алгоритма действий участника при подготовке заявки.
Кроме того, из положений п.1 ч.4 ст.41.6 Закона следует, что помимо требований к качеству, характеристикам выполняемых работ, Заказчик должен установить показатели, используемые для определения соответствия предлагаемого к использованию при выполнении работ товара потребностям заказчика.
Обязанность заказчика по определению таких показателей обусловлена необходимостью доведения до участников аукциона понятных и доступных требований к составу и содержанию заявки.
В дальнейшем участник размещения заказа обязан дать свое предложение относительно показателей, которые Заказчиком определены в качестве используемых для определения соответствия такого товара требованиям документации об аукционе.
При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
Соблюдение указанных положений Закона необходимо для достижения целей обеспечения гласности и прозрачности размещения заказа, предотвращения коррупции.
Требования к содержанию заявки на участие в аукционе установлены в п. 1.5.5 Документации об аукционе, предполагающие указание показателей в отношении как минимальных и (или) максимальных значений, так и значений показателей, которые не могут изменяться.
Инструкцией по заполнению заявок на участие в аукционе предусмотрено, что участнику размещения заказа в первой части своей заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме на каждую единицу товара (материалов), являющуюся отдельно производимым товаром, для которых установлены заказчиком требования к техническим характеристикам (с учетом требований, установленных программой средней образовательной школы) необходимо сделать их описание, а именно: конкретное предложение (т.е. не допускающее двусмысленного толкования и сослагательного наклонения) о товарах (материалах), предлагаемых к использованию при выполнении работ и указать товарные знаки (при наличии) (его словесное обозначение) товара (в случае если предлагаемые к использованию товары не имеют товарного знака - вправе указать "товарный знак отсутствует"), конкретные показатели этого товара по всем показателям указанным Заказчиком, в единицах измерения (в соответствии с Международной системой единиц, СИ), указанных Заказчиком в части "Техническое Задание" и в приложениях к нему.
В случае, если в "Техническом Задании" документации указаны максимальные (в том числе показатели сопровождаемые предлогом "до", словами "не более", "менее" и др. словами - синонимами) и/или минимальные (в том числе показатели сопровождаемые предлогом "от", словами "не менее", "более" и др. словами - синонимами) значения показателей, а также одновременно минимальные и максимальные значения, разделенные "тире", "дефисом", "дефисом с двоеточием" и т.д., участником данные показатели должны быть конкретизированы, т.е. без указания слов "максимальное значение", "минимальное значение", "возможно", "должно быть", "", "может быть", "от", "до", "или", "
", "не более", "не менее", "более", "менее", "ниже", "выше", "ранее", "не ранее", "не ниже", "не выше" и интервальных значений, а также значений перечисленных через запятую.
В части 3 документации об аукционе "Техническая часть" также указано: на все применяемые материалы представить конкретные показатели и технические характеристика согласно ГОСТ указанных в разделе III Техническое задание
Заявитель2 в своей жалобе указывает на невыполнимое требование Заказчика в отношении п.5 брус строганный, т.к. невозможно предложить брус одновременно из двух пород дерева.
Согласно п.5 Технического задания, (раздел "установка скамеек") брус строганный 40*70*2000 ГОСТ 8486-86.
Согласно п.2.1 "ГОСТ 8486-86. Пиломатериалы хвойных пород. Технические условия" (утв. Постановлением Госстандарта СССР от 30.09.1986 года N 2933) "пиломатериалы должны соответствовать требованиям настоящего стандарта и изготовляться из древесины следующих пород: сосны, ели, пихты, лиственницы и кедра".
Данное положение ГОСТ процитировано Заказчиком, при описании вышеуказанного пункта.
Указанный ГОСТ не содержит требований к изготовлению брусков одновременно из кедра и еще одной хвойной породы древесины: сосны, ели, пихты, лиственницы.
С учетом изложенного и наличия в документации об аукционе требования при заполнении заявки руководствоваться требованиями государственных стандартов, участнику размещения заказа при указании материала древесины по товару "пиломатериалы хвойных пород" достаточно выбрать один или несколько из установленных Заказчиком материалов: сосна, ель, пихта, лиственница, кедр.
Таким образом, довод Заявителя об установлении Заказчиком невыполнимого требования, признается необоснованным.
2) Заявитель2 также указывает на неуказание Заказчиком единиц измерения в отношении необходимого к применению материала при установке скамеек.
Так, согласно раздела "установка скамеек" при выполнении работ следовало использовать:
- "квадрат гнуто-кованный", имеющий габариты - "12*12" (без указания единиц измерения);
- "труба профильная", имеющая габариты - "60*30*3";
- "труба профильная", имеющая габариты - "60*40*2,5"
Поскольку габаритные размеры предметов могут измеряться в различных единицах измерения (миллиметрах, сантиметрах), неуказание Заказчиком единиц измерения габаритных размеров шкафа:
- препятствует уяснению участниками размещения заказа сути требований документации об аукционе при выполнении работ по установке скамеек;
- указывает на неопределение Заказчиком однозначно и исчерпывающе требований к техническим характеристикам, результатам работ, что противоречит п.1 ч.4 ст.41.6 Закона, таким образом, вышеуказанный довод Заявителя2 признается обоснованным.
Комиссия Ростовского УФАС России принимает решение выдать комиссии Заказчика предписание о неотклонении заявок участников размещения заказа по причине неуказания единиц измерения.
3) Довод Заявителя об установлении Заказчиком требования, вводящего участника размещения заказа в заблуждение при указании "ГОСТ 20022.2 или эквивалент" признается комиссией Ростовского УФАС России необоснованным ввиду следующего:
Заказчиком при описании работ по установке скамеек указано:
"_пропитанный антисептиком ЭКО БИО "Сениж" ГОСТ 20022.2 или эквивалент".
Исходя из данного требования, очевидно, что требование эквивалентности относится к указанию наименования антисептика ЭКО БИО "Сениж".
4) Довод Заявителя2 о незаконном включении в документацию об аукционе следующего требования: "неприостановление деятельности участника размещения заказа в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на день рассмотрения заявки на участие в открытом аукционе", признается необоснованным, ввиду следующего:
п.3 ч.1 ст.11 Закона, согласно которому установлено требование неприостановления деятельности участника размещения заказа в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на день подачи заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе, не противоречит требованию Заказчика: неприостановление деятельности участника размещения заказа в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на день рассмотрения заявки на участие в открытом аукционе".
Вместе с тем, согласно ч.4 ст.12 Закона, в случае, установления факта приостановления деятельности участника размещения заказа, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях заказчик, уполномоченный орган, конкурсная или аукционная комиссия обязаны отстранить такого участника от участия в конкурсе или аукционе на любом этапе их проведения.
5) Согласно ч.2.1 ст.10 Закона, при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг путем проведения торгов могут выделяться лоты, в отношении которых в извещении о проведении конкурса или аукциона, в конкурсной документации, документации об аукционе отдельно указываются предмет, начальная (максимальная) цена, сроки и иные условия поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг. Участник размещения заказа подает заявку на участие в конкурсе или аукционе в отношении определенного лота. В отношении каждого лота заключается отдельный контракт.
Согласно ч. 6.1 ст. 10 Закона под одноименными товарами, работами, услугами понимаются товары, работы, услуги, относящиеся к одной группе товаров, работ, услуг в соответствии с номенклатурой товаров, работ, услуг для нужд заказчиков, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов.
Заказчик включил в один лот следующие виды работ: посадка и уход за зелеными насаждениями; валка деревьев; покос травы; вывоз несанкционированных свалок; приобретение и установка урн, скамеек; общественные работы; отвод ливневых, грунтовых и талых вод.
Согласно ч.3 ст.17 Федерального Закона N 135-ФЗ "О защите конкуренции", при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов.
В соответствии с ч.1 ст.41.6 Закона документация об аукционе не должна содержать требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Приказом Министерства экономического развития РФ от 07.06.2011 г. N273 утверждена номенклатура товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, содержащая 221 группу одноименных товаров, работ, услуг, классифицированных в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции, услуг (ОКДП 004-93), утвержденным постановлением Госстандарта РФ от 06.08.93 N17.
Заказчиком, выполнение работ по благоустройству города Новочеркасска отнесены к 221 группе Номенклатуры "Работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, автомобильных дорог общего пользования, временных построек, киосков, навесов и других подобных построек", имеющую код 4540030 ОКДП "Благоустройство территории".
Согласно СНиП III-10-75 Благоустройство территорий, данные правила распространяются на работы по благоустройству территорий и участков размещения объектов жилищно-гражданского, культурно-бытового и промышленно-производственного назначения.
Объекты благоустройства - территории общего пользования (дороги, улицы, внутриквартальные и межквартальные проезды, тротуары, сады, парки, скверы, лесопарки, городские леса, площади, мосты, путепроводы, дворовые территории и др.), хозяйствующих субъектов, частных домовладений, многоквартирных домов, включая расположенные на всех указанных территориях зеленые насаждения, объекты наружного освещения, объекты малых архитектурных форм, иные объекты и части их внешнего вида.
Содержание объектов благоустройства - комплекс работ и мероприятий по благоустройству, обеспечению чистоты, надлежащему физическому или техническому состоянию и безопасности объектов благоустройства.
Посадка и уход за зелеными насаждениями, валка деревьев, покос травы, вывоз несанкционированных свалок, приобретение и установка урн, скамеек, общественные работы, отвод ливневых, грунтовых и талых вод являются комплексными работами по благоустройству территорий города Новочеркасска, направленными на реализацию городской подпрограммы "Основные направления благоустройства в городе Новочеркасске".
Таким образом, объединение в один лот работ, являющихся предметом настоящего аукциона, не влечет за собой ограничение конкуренции при проведении торгов ввиду сокращения числа хозяйствующих субъектов, которые могут принять участие в данном размещении заказа.
В этой связи, на основании Постановления Правительства РФ от 20.02.2006 г. N 94 и в соответствии с ч. 6 ст. 60 Закона, Комиссия Ростовского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Казьмин М.Е. необоснованной.
2. Признать жалобу ООО "Водник" частично обоснованной.
3. Признать Заказчика нарушившим ч.4 ст.41.6 Закона
4. Выдать аукционной комиссии Заказчика предписание о неотклонении заявок участников размещения заказа по причине неуказания единиц измерения.
5. Электронной торговой площадке ММВБ "Госзакупки" www.etp-micex.ru обеспечить Заказчику, комиссии Заказчика возможность возможность исполнения выданного Предписания.
6. Рассмотреть вопрос о привлечении должностного лица Заказчика к административной ответственности.
В силу ч. 9 ст. 60 Закона решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) уполномоченного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Ростовского УФАС
России по контролю в сфере размещения
заказов К.А. Коренченко
Члены Комиссии Ростовского УФАС
России по контролю в сфере размещения Т.С. Акопян
Заказов А.С. Филатова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 10 января 2014 г. N 2779/03
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.01.2014