Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 16 декабря 2013 г. N 2661\03
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России) по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: М.А. Благодарев
Члены Комиссии: Т.С. Акопян, А.Д. Кравцов,
рассмотрев дело N2661\03, возбужденное по жалобам Заявителей о нарушении аукционной комиссией ч.5 ст.41.9 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон) при проведении открытого аукциона в электронной форме N0158300044813000228 "Размещение заказа на выполнение работ: "Реконструкция автомобильной дороги по ул. Садовая в г.Батайске Ростовской области", в присутствии: от Заказчика - Д.В. Зыкова, от Уполномоченного органа - Е.А. Шербины, от ОАО "ДРСУ" - С.В. Кондратенко, от ООО "РостовАвтоДорСтрой" - Н.О. Скляренко, в отсутствие представителя Привлеченного лица,
УСТАНОВИЛА:
1. В Ростовское УФАС России 10.12.2013 г. (вх.N"21406, 21419) поступили жалобы Заявителей о нарушении ч.5 ст.41.9 Закона аукционной комиссией, что выразилось в отказе Заявителям в допуске к участию в аукционе.
По мнению Заявителей, их аукционные заявки полностью соответствовали требованиям Закона и документации об аукционе.
Уполномоченный орган в возражениях (от 16.12.2013 г.) доводы жалоб не признал, указав на наличие предусмотренных ч.4 ст.41.9 Закона оснований для отказа Заявителям в допуске к участию в аукционе.
В соответствии с ч.5 ст.17 Закона и п.3.32 "Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений" (далее - Регламент), утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы от 24.07.2012 г. N498, по данным жалобам проведена внеплановая проверка размещения заказа, в результате которой установлено следующее.
2. В соответствии с Извещением о проведении открытого аукциона в электронной форме N0158300044813000228 (в редакции N2 от 16.11.2013 г.):
- начальная (максимальная) цена контракта составила 56 026 393 руб.;
- определены дата и время окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме - 02.12.2013 г. в 10 часов 00 минут.
Согласно п.п.1, 2 ч.4 ст.41.9 Закона участник размещения заказа не допускается к участию в открытом аукционе в электронной форме в случае:
- непредоставления сведений, предусмотренных ч.4 ст.41.8 Закона, или предоставления недостоверных сведений (п.1);
- несоответствия сведений, предусмотренных ч.4 ст.41.8 Закона, требованиям документации об аукционе (п.2).
В силу ч.5 ст.41.9 Закона отказ в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме по основаниям, не предусмотренным ч.4 ст.41.9 Закона, не допускается.
Согласно п.3 ч.4 ст.41.8 Закона при размещении заказа на выполнение работ, для выполнения которых используется товар, первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать указанные в одном из следующих подпунктов сведения:
А) согласие участника размещения заказа на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об аукционе (далее - Согласие), в т.ч. означающее согласие на использование товара, указание на товарный знак которого содержится в документации об аукционе,
или Согласие, указание на товарный знак (его словесное обозначение) предлагаемого для использования товара и конкретные показатели этого товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным документацией об аукционе, если участник размещения заказа предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в документации об аукционе, при условии содержания в документации об аукционе указания на товарный знак используемого товара, а также требования о необходимости указания в заявке на участие в аукционе на товарный знак;
Б) Согласие, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагаемого для использования товара при условии отсутствия в документации об аукционе указания на товарный знак используемого товара.
Пункт 3 ч.4 ст.41.8 Закона процитирован в п.7.2 части 1, п.п.12, 15 части 2 документации об аукционе.
3. В силу п.1 ч.4 ст.41.6 Закона документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, его безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ потребностям заказчика.
При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к использованию при выполнении работ товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
Документация об аукционе (в редакции N2) утверждена начальником отдела муниципальных закупок Уполномоченного органа 15.11.2013 г.
В п.14 раздела 2 документации об аукционе Уполномоченный орган указал::
- работы должны быть выполнены в полном соответствии с проектной и сметной документацией, являющейся технической частью документации об аукционе;
- характеристики материалов (оборудования), предлагаемые участником к использованию при выполнении работ, должны соответствовать требованиям Технической части документации об аукционе.
Согласно п.15 раздела 2 документации об аукционе:
- участник размещения заказа в первой части заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме указывает конкретные показатели, предлагаемых к поставке товаров (материалов, оборудования), соответствующие требованиям к характеристикам и значениям показателей, предусмотренных во всех разделах и неотъемлемых составляющих части 4 "Техническая часть" документации об аукционе для определения соответствия потребностям заказчика и/или эквивалентности предлагаемого к использованию при выполнении работ материала, оборудования;
- в случаях, где в Техническом задании не указаны товарные знаки используемого при выполнении работ товара, участник размещения заказа обязан указать характеристики товара, соответствующие показателям эквивалентности, установленным в документации, и товарный знак (при его наличии);
- указанные участником показатели товара, используемого при выполнении работ, должны быть четкими, однозначными, не допускать двусмысленного толкования. Предложение участника не должно содержать слов "или эквивалент", "или аналог";
- при указании в документации показателя по минимальному значению вида "от x", данный "x" следует рассматривать как нижнее числовое значение, участник размещения заказа должен указать конкретный показатель больше "х". При указании в документации показателя по максимальному значению вида "до x", данный "x" следует рассматривать как верхнее числовое значение, участник размещения заказа должен указать конкретный показатель меньше "х";
- при указании в документации показателя с обозначением типа "х/у", данное обозначение косой черты следует читать как "или". Показатели, которые не сопровождаются словами, обозначающими диапазонные значения показателей, интервальные значения и их производные, либо расположены в столбце "неизменное значение показателя", являются неизменными показателями, значения которых участник размещения заказа в первой части заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме указывает, не изменяя;
- участником показатели предлагаемых для использования материалов, оборудования должны быть конкретизированы. Не подлежат уточнению параметры товара, по своей сути имеющие интервальное или неконкретное значение, установленные производителем согласно сопроводительной документации на товар;
- проектная документация, в т.ч. локальный сметный расчет, локальные сметы являются разделами и неотъемлемой составляющей части 4 "Техническая часть" документации об аукционе. Проектная документация, локальные сметы в полном объеме размещены на официальном сайте www.zakupki.gov.ru.
В Технической части документации об аукционе, в т.ч. проектно-сметной документации (ПСД) и таблице без наименования, содержавшей описание 11 товаров (далее - Таблица), приведены:
- наименования товаров, подлежащих использованию при выполнении работ (без указания товарных знаков по большинству товаров);
- показатели, значения показателей товаров, указанные в п.1 ч.4 ст.41.6 Закона.
3.1. Согласно п.105 Локального сметного расчета N02-01 ПСД при выполнении работ надлежало использовать "стойки металлические под дорожные знаки из круглых труб и гнутосварных профилей, массой до 0,01 т (СКМ 2.35 - 37 шт, СКМ 3.45 - 40 шт), т - 1,518".
Данная формулировка указывает на нарушение Уполномоченным органом п.1 ч.4 ст.41.6 Закона, по следующим основаниям:
- поскольку 1 тонна насчитывает 1000 килограммов, следовательно, 0,01 тонны = 10 килограммам;
- 77 стоек металлических массой "до 0,01 т" каждая не могут иметь суммарную массу более 770 килограммов (т.е. 0,77 тонны), в частности, не могут иметь суммарную массу = 1,518 тонны (1518 килограммов).
Следовательно, Уполномоченный орган включил в документацию об аукционе взаимоисключающие требования о массе стоек, которые не могли быть исполнены ни одним участником размещения заказа.
Тем самым Уполномоченный орган не определил однозначно и исчерпывающе требования к качеству, техническим характеристикам, результатам работ (в т.ч. показатели, связанные с определением соответствия выполняемых с использованием стоек металлических, потребностям Заказчика), чем нарушил п.1 ч.4 ст.41.6 Закона.
Аналогичное нарушение п.1 ч.4 ст.41.6 Закона допущено Уполномоченным органом при проведении аукциона N0158300044813000120; отражено в решении Ростовского УФАС России от 07.08.2013 г. по делам NN1641\03, 1652\03.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 28.11.2013 г. по делу NА53-18949\13 Заказчику отказано в признании этого решения незаконным.
Представители Заказчика сообщили, что помимо документации об аукционе, по данному аукциону на официальном сайте было размещено письмо ООО "ПСК "Содружество" (ИНН6166067890) от 20.08.2013 г. N61, согласно которому:
- "сметная стоимость стоек СКМ 2.35, СКМ 3.35 (п.105 локального сметного расчета N02-01) принята применительно по коду ресурса ТСЦ-110-0243, ввиду отсутствия в сметно-нормативной базе прямой расценки, точно соответствующей массе данного изделия";
- стойки СКМ изготавливаются "круглых труб Д40-178 мм по ГОСТ 10704-91 и гнутосварных профилей". Вес готового изделия СКМ 2.35-14,77 кг., СКМ 3.35-24,3 кг.
Содержание данного письма не устраняет вышеуказанного нарушения п.1 ч.4 ст.41.6 Закона при формировании требований документации к названным стойкам.
Кроме того, в названном письме указываются стойки СКМ 2.35 и СКМ 3.35, а в п.105 названной сметы - стойки СКМ 2.35 и СКМ 3.45.
4. Как видно из "Протокола рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме" от 03.12.2013 г. N0158300044813000228 (далее - Протокол N1):
- на участие в аукционе поданы 5 заявок;
- участникам NN1-4 отказано в допуске к участию в аукционе.
4.1. Согласно п.6 Таблицы при выполнении работ следовало использовать лампу газоразрядную высокого давления "тип ДНаТ 70", имеющую:
- световой поток: минимальное значение 5800 лм; максимальное 6500 лм;
- диаметр лампы: минимальное значение 31 мм;
- длину колбы: минимальное значение 110 мм.
В заявке N1 в нарушение п.3 ч.4 ст.41.8 Закона не имеется сведений о лампе газоразрядной, в т.ч. о конкретных показателях светового потока, диаметра лампы и т.д.
Данный факт в силу п.1 ч.4 ст.41.9 Закона является основанием отказа в допуске к участию в аукционе.
4.1.1. Согласно п.7 Таблицы при выполнении работ подлежал использованию раствор готовый кладочный цементный, имеющий:
- марку раствора по морозостойкости: минимальное значение выше F35;
- марку раствора по прочности на сжатие: неизменное значение М100.
В заявке N1 в нарушение п.3 ч.4 ст.41.8 Закона не имеется сведений о данном растворе, в т.ч. его марках по морозостойкости; прочности на сжатие.
Данный факт в силу п.1 ч.4 ст.41.9 Закона является основанием отказа в допуске.
Отказ участнику N1 в допуске не противоречит ч.5 ст.41.9 Закона.
4.2. Согласно п.п.4, 5 Таблицы требовалось использовать камни бортовые БР, имеющие марку бетона по морозостойкости: максимальное значение "до F300".
В заявке N2, поданной ОАО "ДРСУ", по данным товарам предложена марка по морозостойкости F300, что:
- противоречит вышеуказанному требованию документации об аукционе: "при указании в документации показателя по максимальному значению вида "до x", данный "x" следует рассматривать как верхнее числовое значение, участник размещения заказа должен указать конкретный показатель меньше "х";
- не менее F300, т.е. в нарушение п.3 ч.4 ст.41.8 Закона является конкретным показателем, не соответствующим значению "до F300";
- в силу п.2 ч.4 ст.41.9 Закона является основанием отказа в допуске к участию в аукционе.
Данный отказ не противоречит ч.5 ст.41.9 Закона.
4.3. Согласно п.8 Таблицы при выполнении работ следовало использовать смесь дорожную асфальтобетонную, к которой установлено требование: "зерновой состав прерывистой смеси: размер зерен мельче 2,5 мм - не более 60% по массе".
В заявке N3, поданной ООО "РостовАвтоДорСтрой", не имеется сведений о зернах мельче 2,5 мм, что:
- в нарушение п.3 ч.4 ст.41.8 Закона является непредставлением конкретного показателя зернового состава смеси в части зерен мельче 2,5 мм;
- в силу п.1 ч.4 ст.41.9 Закона является основанием отказа в допуске к участию в аукционе.
Данный отказ не противоречит ч.5 ст.41.9 Закона.
4.4. Согласно п.11 Таблицы следовало использовать щебень из природного камня для строительных работ (товарный знак не указан), имеющий:
- группу щебня: 1 (максимальное значение);
- содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы: 35% по массе (максимальное значение).
В качестве неизменного значения показателя Заказчик в п.11 Таблицы указал на необходимость соответствия данного щебня требованиям ГОСТ 8267-93.
В заявке N4 предложен названный щебень, имеющий группу щебня 1; содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы: 17,74% по массе.
Согласно п.4.3.2 Межгосударственного стандарта "Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия" ГОСТ 8267-93 (введен в действие Постановлением Госстроя РФ от 17.06.1994 г. N18-43):
- щебень в зависимости от содержания зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы подразделяют на 5 групп;
- группе щебня 1 соответствует содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы "в процентах по массе: до 10 включ."; группе щебня 3 соответствует содержание таких зерен "в процентах по массе свыше 15 до 25 включ.".
Следовательно, щебень не может одновременно и относиться к группе щебня 1, и иметь содержание названных зерен 17,74% (т.е. относиться к 3-й, а не к 1-й группе).
Таким образом, заявка N4 в части товара N11 содержит недостоверные сведения о предлагаемом товаре, что в силу п.1 ч.4 ст.41.9 Закона является основанием отказа в допуске к участию в аукционе.
Данный отказ не противоречит ч.5 ст.41.9 Закона.
5. В заявке N5, поданной ООО "Дорстрой" (ИНН6102026471), предложены стойки металлические СКМ 2.35 массой одной стойки 8.2 кг; СКМ 3.45 массой одной стойки 9,6 кг, что:
- при требуемом в п.105 Локального сметного расчета N02-01 ПСД количестве стоек (СКМ 2.35 - 37 шт, СКМ 3.45 - 40 шт) дает суммарную массу стоек 37х8,2 + 40х9,6 = 687,4 кг, а не 1518 кг, как требовалось согласно данному пункту сметы;
- в нарушение п.3 ч.4 ст.41.8 Закона указывает на суммарную массу стоек, не соответствующую требованию "1518 кг" в названном пункте сметы;
- в силу п.2 ч.4 ст.41.9 Закона являлось основанием отказа в допуске к участию в аукционе.
5.1. Согласно п.п.38, 64 Локального сметного расчета N02-01 ПСД при выполнении работ следовало использовать:
- камни бортовые БР 100.30.18, имеющие объем 0,052 м3 (неизменное значение);
- камни бортовые БР 100.20.8, имеющие объем 0,016 м3 (неизменное значение).
Заявка N5 не содержит указаний на объем названных камней бортовых, что:
- противоречит требованию документации об аукционе: "Показатели, которые не сопровождаются словами, обозначающими диапазонные значения показателей, интервальные значения и их производные, либо расположены в столбце "неизменное значение показателя", являются неизменными показателями, значения которых участник размещения заказа в первой части заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме указывает, не изменяя";
- в нарушение п.3 ч.4 ст.41.8 Закона является неуказанием конкретного показателя объема камней бортовых;
- в силу п.1 ч.4 ст.41.9 Закона является основанием отказа в допуске к участию в аукционе.
5.2. Согласно п.8 локального сметного расчета подлежали использованию "трубы поливинилхлоридные (ПВХ) диаметром 16 мм (кембрик д 12 мм 2шт. 0,5 м. 64 шт)".
В заявке N5 предложен "кумбрик ПВХ диаметр 12 мм", что:
- не является предложением ни требуемой трубы, ни требуемого "кембрика";
- является в силу п.2 ч.4 ст.41.9 Закона основанием отказа в допуске к участию в аукционе.
Однако аукционной комиссией Уполномоченного органа принято решение о допуске участника N5 к участию в аукционе, что видно из Протокола N1 и указывает на нарушение аукционной комиссией п.п.1, 2 ч.4 ст.41.9 Закона.
Комиссия Ростовского УФАС России полагает необходимым отметить, что несмотря на указанное нарушение п.1 ч.4 ст.41.6 Закона Уполномоченным органом, аукционная комиссия имела возможность не нарушить п.п.1, 2 ч.4 ст.41.9 Закона при рассмотрении заявки N5 на участие в аукционе.
Полномочия заказчика (уполномоченного органа) и аукционной комиссии при проведении открытого аукциона в электронной форме разграничены нормами Закона, в т.ч. ст.ст.7, 41.6, 41.9 Закона.
В частности, в силу ч.ч.1, 4 ст.41.9 Закона обязанностью аукционной комиссии (а не заказчика, уполномоченного органа) является проверка первых частей аукционных заявок на соответствие требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме в отношении товаров, работ, на поставки, выполнение которых размещается заказ.
В постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 07.02.2012 г. NА53-13371/2011 содержится следующий вывод: "После утверждения документации об аукционе аукционная комиссия не вправе подвергать сомнению положения данной документации и обязана рассмотреть информацию о конкретных показателях товара на соответствие их аукционной документации".
Аукционная комиссия имела полномочия и основания отказать (без нарушения норм Закона) в допуске к участию в аукционе участнику размещения заказа N5, однако фактически данный отказ не осуществила, чем нарушила п.п.1, 2 ч.4 ст.41.9 Закона.
При этом заявка N3, несмотря на нарушение Уполномоченным органом п.1 ч.4 ст.41.6 Закона, правомерно отклонена аукционной комиссией.
На основании Постановления Правительства РФ от 20.02.2006 г. N 94, в соответствии с ч.6 ст.60 Закона Комиссия Ростовского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобы Заявителей необоснованными.
2. Признать Уполномоченный орган нарушившим п.1 ч.4 ст.41.6 закона.
3. Признать аукционную комиссию нарушившей п.п.1, 2 ч.4 ст.41.9 Закона.
4. Выдать Уполномоченному органу предписание об аннулировании названного аукциона.
5. Рассмотреть вопрос о привлечении к административной ответственности:
- виновного должностного лица Уполномоченного органа;
- членов аукционной комиссии.
В силу ч.9 ст.60 Закона решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии М.А. Благодарев
Члены комиссии Т.С. Акопян
А.Д. Кравцов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 16 декабря 2013 г. N 2661\03
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.12.2013