Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 17 декабря 2013 г. N 2689/03
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России, Комиссия) по контролю в сфере размещения заказов в составе:
Председатель Комиссии: М.А. Благодарев
Члены Комиссии: Т.С. Акопян
В.В. Моргунов,
рассмотрев дело N 2689/03 по жалобе Заявителя о нарушении Заказчиком при проведении открытого аукциона в электронной форме N 0118100000613000022 "Поставка системы видеонаблюдения" (далее - аукцион) Федерального закона N 94-ФЗ от 21.07.2005 года "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), в присутствии представителей Заявителя (Кужелева И.А., Капустиной М.А.), в отсутствие представителей Заказчика,
УСТАНОВИЛА:
В Ростовское УФАС России поступила жалоба Заявителя, в которой обжалуются положения документации об аукционе.
По мнению Заявителя, документация об аукционе не соответствует требованиям Закона.
Заказчик в возражениях на жалобы отрицал нарушения Закона при проведении аукциона, просил признать жалобу необоснованной.
В соответствии с п.3.32 "Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений", утвержденного Приказом ФАС РФ от 24.07.2012 года N 498 (далее - Регламент):
- комиссия органа ФАС России при рассмотрении жалобы осуществляет в соответствии с ч.5 ст.17 Закона и Регламентом внеплановую проверку соблюдения законодательства РФ и иных нормативных правовых актов РФ о размещении заказов при размещении заказа, являющегося предметом рассмотрения жалобы;
- внеплановая проверка проводится одновременно с рассмотрением жалобы;
- при этом проверяется соответствие всех действий (бездействия) заказчика, в т.ч. не указанных в жалобе, а также всех документов по организации и проведению торгов, относящихся к размещению заказа, являющегося предметом жалобы, требованиям законодательства РФ и иных нормативных правовых актов РФ о размещении заказов.
В соответствии с ч.5 ст.17 Закона и п. 3.32 Регламента, по данным жалобам проведена внеплановая проверка размещения заказа, в результате которой установлено следующее.
Согласно "Извещению о проведении открытого аукциона в электронной форме" N0118100000613000022 от 05.12.2013 года:
- начальная (максимальная) цена контракта составила 1 100 000,00 руб.;
- определены дата и время окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме - 13.12.2013 года в 00 часов 01 минут.
В соответствии с Техническим заданием документации об аукционе Заказчик установил требования к качеству, техническим характеристикам систем видеонаблюдения, требования к их функциональным характеристикам (потребительским свойствам), требования к размерам, упаковке, и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, потребностям Заказчика.
В Техническом задании Заказчик установил, в том числе, следующее:
"Поставка системы видеонаблюдения включает поставку оборудования, его монтаж, установка, проведение пуско-наладочных работ".
Согласно п. 1 ч. 4 ст. 41.6 Закона документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частью 3 данной статьи сведениями должна содержать, в том числе требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
Таким образом, вышеприведенные в документации об аукционе требования Заказчика к работам по выполнению поставки системы видеонаблюдения приведены Заказчиком во исполнение указанной нормы Закона о размещении заказа.
В техническом задании Заказчиком установлены требования к качеству, техническим характеристикам работ, услуг, требования к их безопасности, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика, которые ему необходимы для осуществления деятельности, исходя из своих потребностей.
В данном случае в аукционной документации не содержалось указание на конкретную организацию, которая должна выполнить работы по поставке систем видеонаблюдения, также не содержалось указания на конкретных производителей данного товара.
Требование к поставке систем видеонаблюдения, их монтажу и пусконаладке в двухдневный срок, не является нарушением части 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов.
Законодатель предоставил право Заказчику самостоятельно устанавливать требования к качеству, техническим характеристикам работ, услуг, в том числе требования к сроку выполнения работ в соответствии с потребностями.
Положения Закона регулируют спорные отношения с целью установления единого порядка размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов (статья 1 Закона).
Вместе с тем, размещение заказа предполагает удовлетворение, в том числе нужд государственных учреждений, под которыми статья 3 Закона понимает обеспечиваемые федеральными бюджетными учреждениями, бюджетными учреждениями субъектов Российской Федерации (независимо от источников финансового обеспечения) и муниципальными учреждениями потребности в товарах, работах, услугах соответствующих бюджетных учреждений.
Таким образом, в конкретной ситуации предмет аукциона должен был формироваться в соответствии с потребностями бюджетного учреждения.
Доводы жалобы Заявителя об установлении Заказчиком сокращенного срока выполнения работ (в течение двух дней), а также о несоответствии предмета аукциона техническому заданию, являются необоснованными.
Правовая позиция по данному вопросу высказана в Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 09.10.2012 года по делу N А53-27684/2011.
Согласно п.3.3 проекта контракта "Заказчик не несет ответственности за несвоевременную оплату поставленного товара, связанную с несвоевременным поступлением денежных средств из бюджета".
В соответствии со ст. 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, регламентирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд. Государственные (муниципальные) контракты заключаются и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств (статья 72 БК РФ).
Согласно нормам ст. ст. 516, 525 ГК РФ Заказчик оплачивает поставляемые товары с соблюдением порядка и формы расчетов, предусмотренных государственным контрактом.
По правилам статьи 781 ГК РФ обязанность по оплате за оказанные услуги возникает непосредственно в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом, либо в установленном законом порядке (пункт 2 статьи 424 ГК РФ).
В соответствии с ч.4.1 ст. 9 Закона цена государственного или муниципального контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения, за исключением случаев заключения контракта на основании п. 2.1 ч. 2 ст. 55 Закона, а также случаев, установленных ч. 4.2, 6, 6.2 - ст. 9 Закона. Оплата поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг осуществляется по цене, установленной государственным или муниципальным контрактом.
В силу ч. 9 ст. 9 Закона в случае просрочки исполнения Заказчиком обязательства, предусмотренного контрактом, другая сторона вправе потребовать уплату неустойки (штрафа, пеней). Заказчик освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пеней), если докажет, что просрочка исполнения указанного обязательства произошла вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.
Установление в проекте контракта п. 3.3 является нарушением со стороны Заказчика ч. 9 ст. 9 Закона.
Аналогичная позиция изложена в Постановлениях ФАС Уральского округа от 10.03.2010 по делу N А60-23313/2009-С1, ФАС Дальневосточного округа от 23.11.2009 по делу N А51-3309/2009, Девятого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2010 по делу N А40-5968/10-97-57.
Согласно ч.4 ст. 41.7 Закона в течение двух дней со дня поступления от оператора электронной площадки запроса Заказчик размещает разъяснение положений документации об открытом аукционе в электронной форме с указанием предмета запроса, но без указания участника размещения заказа, от которого поступил запрос, на официальном сайте при условии, что указанный запрос поступил заказчику, в уполномоченный орган не позднее чем за пять дней до дня окончания подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме.
В соответствии с ч.5 указанной статьи Закона разъяснение положений документации об открытом аукционе в электронной форме не должно изменять ее суть.
В ходе внеплановой проверки установлено, что 06.12.2013 года в 10 часов 23 минуты оператором электронной площадки Заказчику направлен запрос ООО "Лайта-ЮГ" на разъяснение положений документации об аукционе. На официальном сайте Заказчик опубликовал ответы на данный запрос только 12.12.2013 года в 13 часов 32 минуты, то есть с нарушением двухдневного срока, установленного ч.4 ст. 41.7 Закона.
06.12.2013 года в 14 часов 05 минут оператором электронной площадки Заказчику направлен запрос ООО "КОМКОМ-Инсталяция" на разъяснение положений документации об аукционе. На официальном сайте Заказчик опубликовал ответы на данный запрос только 12.12.2013 года в 11 часов 10 минут, то есть с нарушением двухдневного срока, установленного ч.4 ст. 41.7 Закона.
06.12.2013 года в 16 часов 43 минут оператором электронной площадки Заказчику направлен запрос ООО "ОП Сфера" на разъяснение положений документации об аукционе. На официальном сайте Заказчик опубликовал ответы на данный запрос только 12.12.2013 года в 13 часов 16 минут, то есть с нарушением двухдневного срока, установленного ч.4 ст. 41.7 Закона. Кроме того, содержание указанного разъяснения идентично разъяснению, размещенному Заказчиком на запрос ООО "КОМКОМ-Инсталяция".
Таким образом, Заказчик дважды разместил на официальном сайте разъяснение на запрос ООО "КОМКОМ-Инсталяция" и фактически не ответил на запрос ООО "ОП Сфера" о разъяснении положений документации об аукционе, что также является нарушением ч.4 ст. 41.7 Закона.
На основании изложенного и в силу указанных норм Закона, Комиссия Ростовского УФАС России, руководствуясь Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 года N 94, ч. 6 ст. 60, ч. 5 ст. 17 Закона,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя частично обоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим ч.9 ст.9, ч.4 ст. 41.7 Закона.
3. Выдать Заказчику, аукционной комиссии Заказчика обязательное для исполнения предписание об отмене всех сформированных в ходе размещения данного заказа протоколов; об исключении из проекта контракта п.3.3; о размещении на официальном сайте разъяснения положений документации об аукционе на запрос ООО "ОП Сфера", поступивший Заказчику 06.12.2013 года от оператора электронной площадки, с учетом требований ст.41.7 Закона; продлить срок подачи заявок так, чтобы со дня размещения на официальном сайте разъяснения этот срок составлял не менее чем семь дней.
4. Оператору электронной площадки обеспечить Заказчику, аукционной комиссии Заказчика исполнение данного предписания.
5. Рассмотреть вопрос о привлечении к административной ответственности должностного лица Заказчика, утвердившего документацию об аукционе.
Председатель комиссии Ростовского УФАС
России по контролю в сфере размещения
заказов М.А. Благодарев
Члены комиссии Ростовского УФАС
России по контролю в сфере размещения
заказов Т.С. Акопян
В.В. Моргунов
В силу ч. 9 ст. 60 Закона решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) Заказчика может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Исп. Моргунов В.В.; тел: (863) 240-86-88
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 17 декабря 2013 г. N 2689/03
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.12.2013