Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 23 января 2014 г. N 77\03
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России) по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: М.А. Благодарев,
Члены Комиссии: Т.С. Акопян, А.Д. Кравцов,
рассмотрев дело N77\03 о нарушении норм Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон) при проведении открытого аукциона в электронной форме N0358100002213000264 "Капитальный ремонт 2-х этажного административного здания цеха связи в г.Усть-Донецк", в присутствии: от Заказчика - Н.Н. Сухоплещенко, М.С. Агарковой,
УСТАНОВИЛА:
1. В Ростовское УФАС России поступила жалоба Заявителя о нарушениях Закона при проведении аукциона:
- нарушении п.1 ч.4 ст.41.6 Закона при установлении требований к товарам, подлежащим использованию при выполнении работ;
- изменение сути документации об аукционе при размещении на официальном сайте www.zakupki.gov.ru разъяснений документации об аукционе;
- неправомерном включении п.п.4.1.16, 4.1.17 в "Проект гражданско-правового договора" (далее - Проект контракта) документации об аукционе.
Заявитель представил в Ростовское УФАС России ходатайство (вх.N863 от 21.01.2014 г.) о рассмотрении дела в отсутствие представителя Заявителя.
Заказчик в возражениях (от 23.01.2014 г. N01-48) отрицал нарушения Закона при формировании документации об аукционе и даче разъяснений документации; представил правовое обоснование включения п.п.4.1.16, 4.1.17 в Проект контракта.
В соответствии с ч.5 ст.17 Закона и п.3.32 "Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений", утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы от 24.07.2012 г. N498 (далее - Регламент), по данной жалобе проведена внеплановая проверка размещения заказа, в результате которой установлено следующее:
2. Согласно "Извещению о проведении открытого аукциона в электронной форме" N0358100002213000264 (в редакции N2 от 31.12.2013 г.):
- начальная (максимальная) цена контракта составила 8 070 690 руб.;
- определены дата и время окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме - 20.01.2014 г. в 09 часов 00 минут;
В соответствии с ч.ч.3, 4 ст.41.7 Закона:
- любой участник размещения заказа, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение открытого аукциона в электронной форме, запрос о разъяснении положений документации об открытом аукционе в электронной форме. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса оператор электронной площадки направляет запрос заказчику;
- в течение 2 дней со дня поступления от оператора электронной площадки указанного в ч.3 ст.41.7 Закона запроса заказчик размещает разъяснение положений документации об аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника размещения заказа, от которого поступил запрос, на официальном сайте при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за 5 дней до дня окончания подачи заявок на участие в аукционе.
В силу ч.5 ст.41.7 Закона разъяснение положений документации об открытом аукционе в электронном форме не должно изменять ее суть.
Данная норма нарушена Заказчиком при проведении аукциона.
Согласно п.3 ч.4 ст.41.8 Закона при размещении заказа на выполнение работ, для выполнения которых используется товар, первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать указанные в одном из следующих подпунктов сведения:
А) согласие участника размещения заказа на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об аукционе (далее - Согласие), в т.ч. означающее согласие на использование товара, указание на товарный знак которого содержится в документации об аукционе,
или Согласие, указание на товарный знак (его словесное обозначение) предлагаемого для использования товара и конкретные показатели этого товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным документацией об аукционе, если участник размещения заказа предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в документации об аукционе, при условии содержания в документации об аукционе указания на товарный знак используемого товара, а также требования о необходимости указания в заявке на участие в аукционе на товарный знак;
Б) Согласие, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагаемого для использования товара при условии отсутствия в документации об аукционе указания на товарный знак используемого товара.
Заказчиком в Техническую часть документации об аукционе включено в т.ч. приложение - таблица "Наименования материалов и их эквивалентные показатели" (далее - Таблица), содержавшая:
- наименования товаров, подлежащих использованию при выполнении работ;
- требования к данным товарам.
В п.12 раздела 1.3 части 1 документации об аукционе Заказчик указал:
- капитальный ремонт 2-х этажного административного здания цеха связи в г. Усть-Донецк должен быть выполнен в соответствии с "Техническим заданием (3.Техническая часть Аукционной документации)";
- работы должны быть выполнены из качественных и безопасных материалов, новых, не бывших в употреблении, с предоставлением сертификатов качества на используемые материалы.
При этом согласно п.18 "Требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме" раздела 1.3 части 1 документации об аукционе первая часть заявки должна была содержать только согласие участника размещения заказа на выполнение работ на условиях, предусмотренных настоящей документацией об открытом аукционе в электронной форме.
Однако из разъяснений Заказчиком документации об аукционе следует иное.
После поступления указанных в ч.3 ст.41.7 Закона запросов Заказчик разместил на официальном сайте 4 разъяснения документации об аукционе (13.01.2014 г. в 10 часов 11 минут, 14.01.2014 г. в 14 часов 19 минут и 16 часов 02 минуты, 17.01.2014 г. в 16 часов 30 минут).
Во всех 4 разъяснениях (в т.ч. в разъяснении от 17.01.2014 г. - по вопросам NN1, 3, 5, 6) указывалось на необходимость наличия в первой части заявки не только Согласия, но и конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, что прямо противоречит п.18 раздела 1.3 части 1 документации об аукционе.
Таким образом, данными разъяснениями Заказчик изменил суть документации об аукционе в части требований к составу, содержанию первой части аукционной заявки, чем нарушил ч.5 ст.41.7 Закона.
Как видно из "Протокола по рассмотрению заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме" от 21.01.2014 г. N1\98-13-ЭА:
- на участие в аукционе были поданы 5 заявок;
- к участию в аукционе допущены все 5 участников, в т.ч. участник N5, в заявке которого содержалось только вышеуказанное Согласие.
Следовательно, допущенное Заказчиком нарушение ч.5 ст.41.7 Закона не повлияло на результаты размещения названного заказа.
3. В силу п.1 ч.4 ст.41.6 Закона документация об аукционе должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам работ, их безопасности, к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ потребностям заказчика.
При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или использованию при выполнении работ товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
Нарушение п.1 ч.4 ст.41.6 Закона Заявитель усматривал в различных указаниях на используемые товары в документации об аукционе:
1) на элемент термостатический:
- в п.16 Таблицы: элемент термостатический марки "Danfoss" RTD-3120 или эквивалент. Термостатический элемент с газонаполненным температурным датчиком и защитным кожухом от несанкционированного вмешательства. Диапазон температуры 6-26 градусов Цельсия;
- в проектно-сметной документации (далее - ПСД; на листе 1 подраздела ОЗ-2012-ОВ.С): термостатический элемент серии RA 2940 со встроенным датчиком и функцией 100% перекрытия клапана терморегулятора;
2) на клапан терморегулятора угловой:
- в п.17 Таблицы: клапан угловой "Danfoss", марка RTD-N-15 или эквивалент. Для двухтрубной системы отопления. "T макс = 120 °С, dP макс = 0,6 бар, Ру = 10 бар";
- в ПСД (на листе 1 подраздела ОЗ-2012-ОВ.С): клапан терморегулятора с предварительной настройкой RA-N15" угловой вертикальный.
Заказчик в возражении указал, что данные товары "являются полностью аналогичными по своим техническим и функциональным характеристикам".
Сведения о технических характеристиках элементов термостатических, размещенные на сайтах компании Danfoss и хозяйствующих субъектов, предлагающих эти элементы к поставке (www.magazin-danfoss.ru; ru.heating.danfoss.com; www.sotis.ru; www.heating.vinsit.ru), указывают на то, что оба элемента, RTD-3120 и RA 2940, удовлетворяют требованиям Заказчика (в т.ч. к наличию газонаполненного температурного датчика, диапазону температуры и т.д.).
Сведения, размещенные на сайтах компании Danfoss и поставщиков клапанов угловых вертикальных (ru.heating.danfoss.com; www.danfoss-rus.ru), указывают на то, что оба клапана, RTD-N-15 и RA-N15, имеют характеристики (максимальное давление = 10 бар, максимальную температуру теплоносителя = 120 °С и т.д.), удовлетворяющие требованиям Заказчика.
Изложенное указывает на отсутствие оснований для признания Заказчика нарушившим п.1 ч.4 ст.41.6 Закона по основаниям, связанным с названными элементами термостатическими и клапанами угловыми.
4. Согласно п.п.4.1.16, 4.1.17 Проекта контракта подрядчик обязан:
- согласовать условия заключения договоров страхования с Заказчиком и передать ему копии этих договоров после их заключения. Стоимость страхования строительно-монтажных работ (рисков) должна составлять не более 1% от стоимости выполняемых работ;
- согласовывать с Заказчиком кандидатуру страховой организации, перечень страховых работ (рисков) и существенные условия договора страхования, указать выгодоприобретателем по договору страхования Заказчика.
Заявитель полагал данные пункты "нарушающими его права".
Как и указал Заказчик, данные требования включены в Проект контракта в соответствии с ч.1 ст.742 Гражданского Кодекса РФ (ГК РФ):
- договором строительного подряда может быть предусмотрена обязанность стороны, на которой лежит риск случайной гибели или случайного повреждения объекта строительства, материала, оборудования и другого имущества, используемых при строительстве, либо ответственность за причинение при осуществлении строительства вреда другим лицам, застраховать соответствующие риски;
- сторона, на которую возлагается обязанность по страхованию, должна предоставить другой стороне доказательства заключения ею договора страхования на условиях, предусмотренных договором строительного подряда, включая данные о страховщике, размере страховой суммы и застрахованных рисках.
Правовая позиция Заказчика может быть поддержана лишь частично.
Стороной, на которой лежат названные риски, в силу ст.741 ГК РФ и согласно п.п.3.2, 12.8 Проекта контракта, является подрядчик.
Расходы на данное страхование предусмотрены в ПСД, а именно в п.9 главы 7 "Сводного сметного расчета стоимости строительства (капитального ремонта)", размещенного Заказчиком на официальном сайте в составе документации об аукционе.
Вместе с тем в силу ч.1 ст.41.6 Закона документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям ч.ч.1-3.2, 4.1-6 ст.34 Закона.
В соответствии с ч.3.1 ст.34 Закона документация об аукционе не может содержать требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Как видно из п.п.4.1.16, 4.1.17 Проекта контракта:
- согласованию подлежат не только условия договора страхования, перечень "страховых работ (рисков)", но и кандидатура страховой организации;
- согласование (или несогласование) Заказчиком кандидатуры страховой организации, как видно из п.4.1.17 Проекта контракта, не зависит от условий договора страхования, перечня "страховых работ (рисков)";
- исключает возможность участия в аукционе лиц, не имеющих представления о том, будет (или не будет) согласована Заказчиком предлагаемая ими "кандидатура страховой организации", особенно с учетом отсутствия зависимости согласования кандидатуры страховой организации от согласования условий договора страхования, перечня "страховых работ (рисков)".
Довод Заказчика о том, что требование о согласовании кандидатуры страховой организации предусмотрено Заказчиком для проверки правомочности страховщика (наличие лицензии) заключать договор страхования строительно-монтажных рисков, подлежит отклонению.
Документация об аукционе не содержит сведений о том, что наличие данной лицензии является единственным условием согласования кандидатуры страховой организации, как и о наличии (или отсутствии) других условий согласования кандидатуры страховой организации.
Таким образом, требование о согласовании "кандидатуры страховой организации" в нарушение ч.1 ст.41.6 Закона ограничивает количество участников размещения заказа.
На основании Постановления Правительства РФ от 20.02.2006 г. N 94, в соответствии с ч.6 ст.60 Закона Комиссия Ростовского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя частично обоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим ч.1 ст.41.6, ч.5 ст.41.7 Закона.
3. Выдать Заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о размещении заказов на этапе заключения контракта - исключении слов "кандидатуру страховой организации" из п.4.1.17 Проекта контракта при направлении Проекта контракта участнику размещения заказа, с которым в соответствии с нормами Закона подлежит заключению контракт по итогам названного аукциона.
4. Рассмотреть вопрос о привлечении к административной ответственности виновного должностного лица Заказчика.
В силу ч.9 ст.60 Закона решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии М.А. Благодарев
Члены комиссии Т.С. Акопян
А.Д. Кравцов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 23 января 2014 г. N 77\03
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.01.2014