Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 30 декабря 2013 г. N 2762\03
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России) по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: М.А. Благодарев,
Члены Комиссии: Т.С. Акопян, А.Д. Кравцов,
рассмотрев дело N2762\03 о нарушении норм Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон) при проведении совместных торгов - открытого аукциона в электронной форме N0358300258413000050 "Техническое обслуживание системы мониторинга (радиопередающего беспроводного устройства ОКО посредством вывода информации радиосигналом на пульт централизованного наблюдения (далее ПЦН) центр управления силами "01" (далее - ЦУС "01") Государственного учреждения "1 отряд ФПС по Ростовской области"), установленной в муниципальных учреждениях, подведомственных Управлению образования г.Волгодонска", в присутствии: от Организатора - Е.А. Мотовиловой, И.А. Панковой,
УСТАНОВИЛА:
1. В Ростовское УФАС России поступила (вх.N22251 от 23.12.2013 г.) жалоба о нарушении Закона Организатором при формировании документации об аукционе:
- включении в документацию об аукционе требований о выполнении работ, не относящихся "непосредственно к предмету договора";
- отсутствие в документации об аукционе требований к работам;
- установление требований к работам, ограничивающих количество участников размещения заказа.
Организатор в возражении на жалобу настаивал на соблюдении норм Закона при проведении аукциона; доводы жалобы не признал.
В соответствии с ч.5 ст.17 Закона и п.3.32 "Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений", утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы от 24.07.2012 г. N498 (далее - Регламент), по данной жалобе проведена внеплановая проверка размещения заказа, в результате которой установлено следующее:
Согласно "Извещению о проведении открытого аукциона в электронной форме" N0358300258413000050 от 16.12.2013 г.:
- начальная (максимальная) цена контракта составила 2 160 000 руб.;
- определены дата и время окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме - 24.12.2013 г. в 09 часов 00 минут;
- размещение заказа осуществляется Организатором.
2. Документация об аукционе утверждена 16.12.2013 г. директором Организатора.
Перечень заказчиков работ, составивших предмет аукциона, приведен в приложении N1 к настоящему решению.
По мнению Заявителя, предусмотренная документацией об аукционе обязанность исполнителя контракта осуществлять обслуживание системы управления базами данных "ОКО" не относятся непосредственно к предмету договора, поскольку "пультовое оборудование ОКО, расположенное в ФГКУ "1 отряд ФПС по Ростовской области" принадлежит сторонней организации и базы данных ОКО вмещают в себя не только учреждения образования г.Волгодонска, но и другие учреждения и организации г.Волгодонска, поэтому тем более непонятно, почему обслуживание системы управления базами данных ОКО должно осуществляться за счет средств учреждений образования г.Волгодонска".
В силу ст.ст.5, 41.6 Закона полномочиями по определению предмета, состава, объема размещаемого заказа; требований к предмету заказа наделен заказчик, уполномоченный орган.
В частности, в силу п.1 ч.4 ст.41.6 Закона документация об аукционе должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам работ, их безопасности, к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ потребностям заказчика.
При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или использованию при выполнении работ товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
Заказчиком требования п.1 ч.4 ст.41.6 Закона исполнены.
Как видно из документации об аукционе, работы должны быть выполнены без использования товаров, предлагаемых участником размещения заказа.
В п.10 раздела 2 документации об аукционе Организатором приведено "Задание на оказание услуг", согласно которому потребность заказчиков включает в себя "выполнение работ (услуг) по техническому обслуживанию радиопередающего беспроводного устройства "ОКО", в том числе:
- обслуживание системы управления базами данных "ОКО" - ежемесячно;
- внешний осмотр составных частей системы, в том числе антенны - 1 раз в 2 недели;
- контроль блоков бесперебойного электропитания (12, 24, 220В) постоянного или переменного напряжения - ежемесячно;
- проверку работоспособности основных частей системы - ежемесячно;
- внеплановое обслуживание - при возникновении неисправности;
- проверку прохождения сигнала на пульт централизованного наблюдения - ежедневно".
Согласно п.п.1.1, 6.1.1 раздела 3 "Проект договора" документации об аукционе: "Исполнитель обязуется выполнить, а Заказчик - принять и оплатить работы по техническому обслуживанию системы мониторинга (радиопередающего беспроводного устройства ОКО посредством вывода информации радиосигналом на пульт централизованного наблюдения (далее ПЦН) центр управления силами "01" (далее - ЦУС "01") Государственного учреждения "1 отряд ФПС по Ростовской области на объекте: __________________________________ согласно заданию на выполнение работ (приложение N1)".
В приложении N1 "Техническое задание" к Проекту договора указаны те же виды, объемы и периодичность работ, что и в п.10 раздела 2 документации.
В разделе 4 "Техническое задание" документации об аукционе указаны те же виды, объемы и периодичность работ, что и в п.10 раздела 2 документации.
Иных указаний о составе, объеме, периодичности работ, требуемых к выполнению по итогам аукциона, документация об аукционе не содержит.
Таким образом, обслуживание системы управления базами данных "ОКО", наряду с другими перечисленными работами "относится непосредственно к предмету договора", т.е. составляет предмет аукциона.
На основании изложенного рассмотренный довод жалобы признан необоснованным, как не основанный на законе и противоречащий фактическому содержанию документации об аукционе.
В обоснование данного довода жалобы Заявитель сослался на "п\п.5 п.1 ст.11" Федерального закона "О защите конкуренции" (далее - Закон N135-ФЗ), который, по мнению Заявителя, запрещает навязывание контрагенту условий договора, невыгодных него или не относящихся к предмету договора.
Однако статья 11 Закона N135-ФЗ не содержит "п\п.5 п.1".
В соответствии с п.5 ч.1 ст.11 Закона N135-ФЗ признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к отказу от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками).
Кроме того, в обоснование данного довода жалобы Заявитель указал следующее: "УФАС по РО уже было принято решение по подобному вопросу (решение по делу N116\05 от 11.02.2013 г. котировка 0358300300013000009), которым установлена незаконность требования заказчика по обслуживанию оборудования сторонних организаций исполнителем в рамках заключенного договора".
Однако в действительности решение Ростовского УФАС России от 11.02.2013 г. по делу N116\05 такого вывода не содержит, что видно непосредственно из решения.
3. Как указано выше, документацией об аукционе предусмотрена обязанность исполнителя контракта осуществить проверку прохождения сигнала на пульт централизованного наблюдения - "ежедневно".
В этой связи Заявитель в жалобе указал: "Не указан порядок осуществления данной проверки, в частности не указано, необходимо ли подтверждение пожарной части или ГУ МЧС на прохождение сигнала о пожаре. Так, оборудование, на которое должен поступать сигнал о пожаре, расположено непосредственно в пожарной части и принадлежит сторонней организации. Таким образом, непонятно, как именно должно подтверждаться прохождение сигнала и какими документами оформляться".
По мнению Заявителя, данное положение документации:
- указывает на неустановление Организатором требований к качеству, техническим характеристикам работ, их безопасности, результатам работ и иных показателей, связанных с определением соответствия выполняемых работ потребностям заказчиков;
- нарушает ч.3.1 ст.34 Закона, согласно которой документация об аукционе не может содержать требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Доводы Заявителя являются необоснованными ввиду следующего.
3.1. Как указано выше, в силу ст.ст.5, 41.6 Закона полномочиями по определению предмета, состава, объема размещаемого заказа; требований к предмету заказа наделен заказчик, уполномоченный орган.
Рассматриваемое положение документации об аукционе не указывает на нарушение Организатором норм Закона, в т.ч. п.1 ч.4 ст.41.6 Закона, а также указанного Заявителем "п.2 ст.34" Закона.
В частности, приведенными положениями документации об аукционе установлена обязанность проведения проверки прохождения сигнала и установлена ежедневная периодичность проверки.
Кроме того, в п.п.6.1.3, 6.1.5 Проекта договора документации об аукционе установлены обязанности исполнителя контракта:
- в случае сбоя в работе радиопередатчика или электронных устройств для передачи сигнала о пожаре на центральный пункт пожарной связи устранять неполадки в течение суток с момента поступления извещения от Заказчика;
- производить наладку и техническое обслуживание радиопередатчика или электронных устройств для передачи сигнала о пожаре на центральный пункт пожарной связи.
В п.п.3.1, 3.2 Проекта договора установлено следующее:
- основанием для расчетов за выполненные услуги служат акты выполненных работ, предоставляемые Исполнителем Заказчику по факту выполненных работ. Заказчик в течение 3-х дней от даты предоставления акта, обязан подписать его или дать мотивированный отказ в письменной форме;
- оплата за работы, выполненные Исполнителем по договору, производится ежемесячно путем перечисления Заказчиком денежной суммы в соответствии с п.2.1 настоящего договора, путем перечисления на расчетный счет Исполнителя в течение 30-ти банковских дней с даты подписания акта выполненных работ.
Таким образом, требования к работам в документации об аукционе установлены в том виде и объеме, в котором они предопределены фактической, действительной потребностью заказчиков в этих работах.
3.2. В силу ч.2 ст.8 Закона участие в размещении заказов может быть ограничено только в случаях, предусмотренных Законом и иными федеральными законами.
В соответствии с ч.1 ст.41.6 Закона документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям ч.ч.1-3.2, 4.1-6 ст.34 Закона.
Согласно ч.3.1 ст.34 Закона документация об аукционе не может содержать требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
В силу ч.10 ст.41.12 Закона контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме и документации об открытом аукционе в электронной форме (за исключением условия о цене контракта).
Как видно из п.10 раздела 2, п.п.1.1, 6.1.1 Проекта договора, N1 "Техническое задание" к Проекту договора, раздела 4 "Техническое задание", потребность заказчиков включает в себя работы по проверке прохождения сигнала на пульт централизованного наблюдения - ежедневно.
Следовательно, потребность (нужда) заказчиков не может быть удовлетворена путем выполнения иных предусмотренных документацией об аукционе работ без выполнения этой проверки прохождения сигнала, а может быть удовлетворена только выполнением всех перечисленных видов работ, в их неразрывной связи.
Тот факт, что "оборудование, на которое должен поступать сигнал о пожаре, расположено непосредственно в пожарной части и принадлежит сторонней организации", не исключает проведение требуемой от исполнителя контракта ежедневной проверки.
Правовая позиция Ростовского УФАС России согласуется с судебной практикой, в т.ч. Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 09.10.2012 г. по делу NА53-27684/2011, Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2013 г. по делу NА53-7505/2013.
В соответствии с Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 09.10.2012 г. по делу NА53-27684/2011:
- законодатель предоставил право заказчику самостоятельно устанавливать технические и функциональные характеристики предмета размещаемого заказа, исходя из потребности заказчика;
- в документации об аукционе заказчиком установлены требования к качеству, техническим характеристикам предмета заказа, которые необходимы заказчику для осуществления деятельности, исходя из потребностей заказчика;
- установление заказчиком в документации об аукционе в соответствии с п.1 ч.4 ст.41.6 Закона характеристик предмета заказа не может являться нарушением ч.3.1 ст.34, ч.2 ст.8, ч.1 ст.41.6 Закона.
В рамках дела NА53-7505/2013 рассматривался спор о правомерности включения одним из муниципальных заказчиков г.Волгодонска в документацию об аукционе п.5.2.7 проекта договора, согласно которому исполнитель был обязан: обеспечить своевременное получение сигнала тревоги с объекта Заказчика на мониторинг системы ОКО и передавать сигнал диспетчеру центрального пункта пожарной связи; информировать Заказчика о временном снятии с мониторинга в случае проведения профилактических работ в системе сигнализации.
По итогам рассмотрения дела NА53-7505/2013 "повторно изучив аукционную документацию спорного аукциона, в том числе проект договора, суд апелляционной инстанции поддержал вывод суда первой инстанции о том, что условия п.5.2.7 данного проекта договора в совокупности с иными его условиями не могут быть квалифицированы в качестве условия, нарушающего закон N94-ФЗ".
Оснований для признания Заказчика нарушившим ч.3.1 ст.34, ч.2 ст.8, ч.1 ст.41.6 Закона не имеется.
Кроме того, ч.3 ст.41.7 Закона предусмотрено право любого участника размещения заказа направить не более чем 3 запроса о разъяснении положений документации об аукционе в отношении одного открытого аукциона в электронной форме.
В частности, данного права не был лишен Заявитель, которому "непонятно, как именно должно подтверждаться прохождение сигнала и какими документами оформляться".
Данному праву участника в силу ч.4 ст.41.7 Закона корреспондирует обязанность заказчика в течение 2 дней со дня поступления такого запроса разместить разъяснение положений документации об открытом аукционе в электронной форме на официальном сайте при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за 5 дней до дня окончания подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме.
При проведении аукциона запросы о разъяснении документации об аукционе не имели места.
На основании Постановления Правительства РФ от 20.02.2006 г. N 94, в соответствии с ч.6 ст.60 Закона Комиссия Ростовского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя необоснованной.
2. Оператору обеспечить Организатору, заказчикам возможность осуществления в соответствии с нормами Закона дальнейших действий по названному аукциону.
В силу ч.9 ст.60 Закона решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии М.А. Благодарев
Члены комиссии Т.С. Акопян
А.Д. Кравцов
Приложение N1 к Решению Ростовского УФАС России от 30.12.2013 г. по делу N2762\03
Список заказчиков (открытый аукцион в электронной форме N0358300258413000050):
Наименование заказчика |
Место нахождения заказчика |
1) МБДОУ "Центр развития ребенка - детский сад "Золотой ключик" |
347383, Ростовская область, г.Волгодонск, ул. Строителей, 16 Б |
2) МБДОУ "Детский сад комбинированного вида "Кораблик" |
347383, Ростовская область, г.Волгодонск, ул. Карла Маркса, 4 |
3) МБДОУ "Детский сад комбинированного вида "Улыбка" |
347386, Ростовская область, г.Волгодонск, ул. Мира, 14 |
4) МБДОУ "Детский сад комбинированного вида "Дружба" |
347360, Ростовская область, г.Волгодонск, ул. Курчатова, 53 |
5) МБДОУ "Центр развития ребенка - детский сад "Рябинушка" |
347368, Ростовская область, г.Волгодонск, ул. Молодежная, 2 |
6) МБДОУ "Центр развития ребенка - детский сад "Уголек" |
347382, Ростовская область. Г.Волгодонск, ул. Черникова, 9 |
7) МБДОУ "Центр развития ребенка - детский сад "Золушка" |
347368, Ростовская область, г.Волгодонск, ул. Молодежная, 8 |
8) МОУ "Гимназия N1 "Юнона" |
347371, Ростовская область, г.Волгодонск, бульвар Великой Победы, 6 |
9) МБДОУ "Детский сад комбинированного вида "Голубые дорожки" |
347360, Ростовская область, г.Волгодонск, ул. 50 лет ВЛКСМ, 6 |
10) МБОУ "Лицей N24" |
347375, Ростовская область, г.Волгодонск, ул. Черникова, 6 |
11) МОУ "Средняя общеобразовательная школа N22" |
347371, Ростовская область, г.Волгодонск, бульвар Великой Победы, 14 |
12) МБДОУ "Детский сад комбинированного вида "Вишенка" |
347389, Ростовская область, г.Волгодонск, ул. Карла Маркса, 52 |
13) МБДОУ "Детский сад компенсирующего вида "Тополек" |
347371, Ростовская область, г.Волгодонск, ул. Строителей, 4 Б |
14) МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида "Красная шапочка" |
347360, Ростовская область, г.Волгодонск, ул. Пионерская, 142 А |
15) МБДОУ "Детский сад комбинированного вида "Колокольчик" |
347375, Ростовская область, г.Волгодонск, ул. Черникова, 4 |
16) МБДОУ "Детский сад комбинированного вида "Журавлик" |
347360, Ростовская область, г.Волгодонск, ул. Морская, 120 |
17) МБДОУ "Центр развития ребенка - детский сад "Росинка" |
347360, Ростовская область, г.Волгодонск, бульвар Великой Победы, 15 |
18) МОУ "Лицей N16 "Естественно-математический" |
347381, Ростовская область, г.Волгодонск, ул. Степная, 193 |
19) МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида "Буратино" |
347360, Ростовская область, г.Волгодонск, ул. Ленина, 66 |
20) МБДОУ "Центр развития ребенка - детский сад "Мишутка" |
347381, Ростовская область, г.Волгодонск, ул. М.Горького, 167 А |
21) МОУ "Гимназия N5" |
347360, Ростовская область, г.Волгодонск, ул. Ленина, 116 |
22) МБДОУ "Детский сад комбинированного вида "Гусельки" |
347360, Ростовская область, г.Волгодонск, ул. Пионерская, 173 |
23) МБДОУ "Детский сад комбинированного вида "Калинка" |
347360, Ростовская область, г.Волгодонск, ул. Ленина, 118 |
24) МОУ "Средняя общеобразовательная школа N21" |
347386, Ростовская область, г.Волгодонск, ул. Мира, 16 |
25) МБДОУ "Центр развития ребенка - детский сад "Колобок" |
347387, Ростовская область, г.Волгодонск, ул. Карла Маркса, 36 |
26) МОУ "Средняя общеобразовательная школа N18" |
347380, Ростовская область, г.Волгодонск, ул. Гагарина, 29 |
27) МОУ "Средняя общеобразовательная школа N15" |
347382, Ростовская область, г.Волгодонск, ул. Строителей, 39 |
28) МОУ "Лицей N11" |
347360, Ростовская область, г.Волгодонск, ул. Строителей, 39 |
29) МБДОУ "Детский сад компенсирующего вида "Парус" |
347387, Ростовская область, г.Волгодонск, ул. Мира, 69 |
30) МБДОУ "Детский сад комбинированного вида "Светлячок" |
347375, Ростовская область, г.Волгодонск, ул. Энтузиастов, 48 А |
31) МОУ "Средняя общеобразовательная школа N13" |
347382, Ростовская область, г.Волгодонск, ул. Молодежная, 13 А |
32) МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N23" |
347386, Ростовская область, г.Волгодонск, шоссе Октябрьское, 32 |
33) МБДОУ "Центр развития ребенка - детский сад "Родничок" |
347381, Ростовская область, г.Волгодонск, ул. 30 лет Победы, 8 |
34) МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида "Аленушка" |
347382, Ростовская область, г.Волгодонск, ул. Строителей, 10 Б |
35) МБДОУ "Детский сад комбинированного вида "Космос" |
347360, Ростовская область, г.Волгодонск, ул. Ленина, 63 |
36) МБДОУ "Детский сад "Зоренька" |
347383, Ростовская область, г.Волгодонск, ул. Карла Маркса, 24 |
37) МБДОУ "Детский сад комбинированного вида "Весна" |
347386, Ростовская область, г.Волгодонск, ул. Гагарина, 81 |
38) МБДОУ "Детский сад комбинированного вида "Ласточка" |
347360, Ростовская область, г.Волгодонск, ул. Козлова, 35\152 |
39) МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида "Чайка" |
347360, Ростовская область, г.Волгодонск, ул. Морская, 48 |
40) МОУ "Средняя общеобразовательная школа N12" |
347395, Ростовская область, г.Волгодонск, ул. Лучезарная, 54 |
41) МБДОУ "Детский сад "Аленький цветочек" |
347360, Ростовская область, г.Волгодонск, ул. М.Горького, 177 А |
42) МБДОУ "Детский сад комбинированного вида "Малыш" |
347360, Ростовская область, г.Волгодонск, ул. Ленина, 30 А |
43) МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида "Машенька" |
347360, Ростовская область, г.Волгодонск, Западный, 11 |
44) МБДОУ "Центр развития ребенка - детский сад "Чебурашка" |
347380, Ростовская область, ул. М.Кошевого, 20 |
45) МБДОУ "Детский сад комбинированного вида "Катюша" |
347382, Ростовская область, г.Волгодонск, ул. Энтузиастов, 25 В |
46) МОУ "Лицей "Политэк" |
347383, Ростовская область, г.Волгодонск, ул. Мира, 47 |
47) МБДОУ "Детский сад "Дружные ребята" |
347366, Ростовская область, г.Волгодонск, ул. Советская, 14 |
48) Управление образования г.Волгодонска Ростовской области |
347371, Ростовская область, г.Волгодонск, Западный, 5 |
49) МОУ "Гимназия "Шанс" |
347383, Ростовская область, г.Волгодонск, ул. Мира, 29 |
50) МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида "Солнышко" |
347366, Ростовская область, г.Волгодонск, ул. Морская, 22 А |
51) МОУ "Гимназия "Юридическая" |
347370, Ростовская область, г.Волгодонск, ул. Советская, 138 |
52) МБОУ "Средняя общеобразовательная школа "Центр образования" |
347360, Ростовская область, г.Волгодонск, ул. Горького, 163 |
53) МБДОУ "Детский сад комбинированного вида "Одуванчик" |
347360, Ростовская область, г.Волгодонск, ул. Гагарина, 22 |
54) МОУ "Средняя общеобразовательная школа N9 имени И.Ф. Учаева" |
347360, Ростовская область, г.Волгодонск, ул. 50 лет ВЛКСМ, 10 |
55) МОУ "Средняя общеобразовательная школа N8" |
347374, Ростовская область, г.Волгодонск, ул. Пионерская, 177 |
56) МОУ "Средняя общеобразовательная школа N7 имени Героя Российской Федерации полковника М.В. Ревенко" |
347360, Ростовская область, г.Волгодонск, ул. Ленина, 29 |
57) МОУ "Средняя общеобразовательная школа N1" |
347366, Ростовская область, г.Волгодонск, ул. Пушкина, 3 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 30 декабря 2013 г. N 2762\03
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.12.2013