Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 9 декабря 2013 г. N 649
Комиссия по контролю в сфере размещения заказов управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии:
Тыченок Г.Н. -руководитель Сахалинского УФАС России;
Члены Комиссии:
Могилевкин А.Г. - заместитель руководителя Сахалинского УФАС России;
Савчук К.В. - главный государственный инспектор отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти,
в присутствии:
Демидова Е.В. - представителя администрации муниципального образования городской округ "Смирныховский",
Камероновой Н.Ю. - представителя ООО СМК "ЭнергоСила",
Рожко А.Н. - представителя ОАО "Сахалин-Инжиниринг",
Кириллова К.И., Осипова В.В. - представителей ООО "Росстрой",
рассмотрев дело N 649/13-т о нарушении администрацией муниципального образования городской округ "Смирныховский" (далее - Администрация, Заказчик) положений Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) при проведении открытого аукциона в электронной форме по предмету: "Выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Детский сад на 200 мест в пгт. Смирных Сахалинской области" (извещение N 0161300003313000089),
УСТАНОВИЛА:
28 ноября 2013 года в управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступила жалоба ИП Федорченко И.В. (далее - заявитель,) о признании Заказчика нарушившим законодательство о размещении заказов при проведении вышеуказанного аукциона.
По мнению заявителя, заказчик не разъяснил положения документации об аукционе, чем нарушил требования Закона о размещения заказов, кроме этого, разместил на официальном сайте сметную документацию не в полном объеме.
Представитель заказчика с доводами жалобы не согласился.
Представитель ООО СМК "ЭнергоСила" также возражал против доводов жалобы.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено следующее.
В соответствии с извещением о проведении аукциона, документацией об аукционе, протоколами, составленными в ходе размещения заказа:
1) заказчиком данного аукциона является администрация муниципального образования городской округ "Смирныховский";
2) начальная (максимальная) цена контракта - 392703667 рублей;
3) извещение о проведении аукциона в ред. N 2 размещено на официальном сайте 13.11.2013;
4) на участие в аукционе подано две заявки; первые части заявок на участие в аукционе признаны соответствующими требованиям документации об аукционе;
5) наименьшее предложение о цене контракта поступило от участника размещения заказа, заявке которого присвоен N 6216678 (ООО СМК "Энергосила"), и составило 388776630,32 рублей. Второе предложение о цене поступило от участника размещения заказа, заявке которого присвоен N 6218759 (ОАО "Сахалин-Инжиниринг"), и составило 3902740148,66 рублей;
6) в соответствии с протоколом подведения итогов открытого аукциона в электронной форме от 06.12.2013, вторые части заявок двух участников были признаны соответствующими Закону о размещении заказов.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения сторон, осуществив в соответствии с ч. 5 ст. 17 Закона о размещении заказов внеплановую проверку размещения заказа, Комиссия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частями 3, 4 ст. 41.7 Закона о размещении заказов любой участник размещения заказа, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение открытого аукциона в электронной форме, запрос о разъяснении положений документации об открытом аукционе в электронной форме. При этом такой участник размещения заказа вправе направить не более чем три запроса о разъяснении положений документации об открытом аукционе в электронной форме в отношении одного открытого аукциона в электронной форме. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса оператор электронной площадки направляет запрос заказчику, в уполномоченный орган.
В течение двух дней со дня поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик, уполномоченный орган, специализированная организация размещают разъяснение положений документации об открытом аукционе в электронной форме с указанием предмета запроса, но без указания участника размещения заказа, от которого поступил запрос, на официальном сайте при условии, что указанный запрос поступил заказчику, в уполномоченный орган не позднее чем за пять дней до дня окончания подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не позднее чем за три дня до дня окончания подачи заявок на участие в открытом аукционе.
Как показал анализ представленной документации, разъяснения на все запросы, поступившие заказчику, были даны. Тот факт, что такие разъяснения не понятны участнику размещения заказа, не свидетельствует о нарушении норм действующего законодательства.
Жалоба в этой части признается необоснованной.
Согласно п. 1 ч. 4 ст. 41.6 Закона о размещении заказов документация об аукционе должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
Документация об аукционе содержит техническое задание, где определены требования заказчика к используемым при выполнении работ товарам.
При этом, в соответствии с положениями Закона о размещении заказов, у заказчика отсутствует обязанность опубликовывать на официальном сайте в составе документации об аукционе проектную или иную документацию.
Жалоба в этой части также является необоснованной.
Комиссия, осуществив внеплановую проверку, установила следующее.
Согласно п. 1 ч. 4 ст. 41.6 Закона о размещении заказов документация об аукционе должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
Пункт 3 ч. 4 ст. 41.8 Закона о размещении заказов определяет требования к содержанию первой части заявки на участие в аукционе в случае проведения открытого аукциона в электронной форме на выполнение работ с использованием товара.
В соответствии с ч.ч. 1, 3 ст. 41.9 Закона о размещении заказов аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, содержащие предусмотренные ч. 4 ст. 41.8 данного закона сведения, на соответствие требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме в отношении товаров, работ, услуг, на поставки, выполнение, оказание которых размещается заказ.
На основании результатов рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, содержащих сведения, предусмотренные ч. 4 ст. 41.8 данного закона, аукционной комиссией принимается решение о допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме участника размещения заказа и о признании участника размещения заказа, подавшего заявку на участие в открытом аукционе, участником открытого аукциона или об отказе в допуске такого участника размещения заказа к участию в открытом аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей.
Согласно чч. 4, 5 ст. 41.9 Закона о размещении заказов участник размещения заказа не допускается к участию в открытом аукционе в электронной форме в случае:
1) непредоставления сведений, предусмотренных ч. 4 ст.41.8 данного закона, или предоставления недостоверных сведений;
2) несоответствия сведений, предусмотренных ч. 4 ст. 41.8 данного закона, требованиям документации об открытом аукционе в электронной форме.
Отказ в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме по основаниям, не предусмотренным ч. 4 данной статьи, не допускается.
Из приведенных положений Закона о размещении заказов следует, что аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в аукционе, содержащие предусмотренные ч. 4 ст. 41.8 Закона о размещении заказов сведения, исключительно на соответствие требованиям, установленным документацией об аукционе.
Требования к содержанию первой части заявки в соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 41.8 Закона о размещении заказов установлены в п. 21 информационной карты документации об аукционе.
В инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе (п. 22 информационной карты документации об аукционе) указано, что участник размещения заказа в первой части заявки должен указать согласие на выполнение работ и сведения о строительных материалах, изделиях (элементах) и оборудовании (при наличии), которые будут использоваться при выполнении работ, указав их конкретные технические характеристики, соответствующие максимальным и (или) минимальным значениям технических характеристик, а также их конкретным значениям, установленным Технической частью аукционной документации, в том числе проектной документацией, и товарный знак при его наличии. При этом наименования и технические характеристики используемых при выполнении работ строительных материалов, изделий (элементов) и оборудования (при наличии) должны соответствовать наименованиям, максимальным и (или) минимальным значениям технических характеристик строительных материалов, изделий (элементов) и оборудования (при наличии), а также их конкретным значениям, указанным в Технической части аукционной документации.
Если в Техническом задании значение показателя технического или функционального параметра является минимальным (не менее, от), максимальным (не более, до), сопровождается словами "не выше", "не ниже", отклонение "+/-", участник размещения заказа указывает конкретные (точные) параметры строительных материалов без слов "не менее", "не более", "не выше", "не ниже", "от", "до", "или", без знаков "+/-".
Если в Техническом задании значения показателя технического или функционального параметра содержит слова "не менее", "не более", отклонения +/-, либо является диапазонным, но при этом отмечено "*", то данное значение является точным и не подлежит изменению, а в заявке участник размещения заказа указывает такие показатели со словами "не менее", с отклонениями +/-, либо указывает диапазон. Если в техническом задании значение показателя технического или функционального параметра является точным, без указания минимальных и максимальных значений и отмечено "*", от данный показатель является точным и не подлежит изменению.
На заседании Комиссии установлено, что в составе технического задания документации об аукционе (раздел III) указаны, в том числе следующие показатели товаров, используемых при выполнении работ, и их значения:
- по отношении к товару "Эмаль ХВ-100" установлено значения показателя "теоретический расход на один слой" - 105-130 г/м2*;
- по отношении к товару "Магнитный пускатель" установлены размеры не более 126х75х107,3 мм;
- по отношении к товару "Унитаз типа "компакт" установлены следующие значения показателей: бачок смывной: диаметр наполнительного отверстия не менее 24 мм, диаметр сливного отверстия не менее 64 мм;
- по отношению к товару "Кран шаровый из углеродистой стали" установлено значение Ду100 мм.
В результате анализа первой части заявки 6216678 (ООО СМК "ЭнергоСила") установлено, что участником размещения заказа значения показателей требуемого к поставке товара указаны не в соответствии с требованиями документации об аукционе.
Так, участник размещения заказа в отношении товара "Магнитный пускатель" указал размеры 127х84х113,3 мм, что больше, чем требовал заказчик. В отношении товара "Унитаз типа "компакт" указал следующие значения показателей: бачок смывной: диаметр наполнительного отверстия 16 мм, диаметр сливного отверстия 50 мм, что меньше, чем требовал заказчик.
В результате анализа первой части заявки 6218759 (ОАО "Сахалин-Инжиниринг") установлено, что участником размещения заказа значения показателей требуемого к поставке товара указаны не в соответствии с требованиями документации об аукционе.
Так, участник размещения заказа в отношении товара "Эмаль ХВ-100" указал значение показателя "теоретический расход на один слой" как 105-130 г/м28, что не соответствует требованиям документации об аукционе. В отношении товара "Кран шаровый из углеродистой стали" указал значение ДуЮО мм, что не соответствует требованиям документации об аукционе
При таких обстоятельствах, поскольку в первых части заявки участников аукциона указаны значения показателей предлагаемого к использованию при выполнении работ товара с нарушением требований документации об аукционе, постольку аукционная комиссия обязана была отказать в допуске у участию в аукционе этим участникам.
В связи с изложенным, аукционная комиссия нарушила ч.ч. 1, 3 ст. 41.9 Закона о размещении заказов.
Согласно ч. 2.1 ст. 11 Закона о размещении заказов в случае, если при размещении заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства путем проведения аукциона начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) составляет пятьдесят миллионов рублей и более, заказчик, уполномоченный орган вправе установить также участникам размещения заказа требование выполнения ими за последние пять лет, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, относящихся к той же группе, подгруппе или одной из нескольких групп, подгрупп работ, на выполнение которых размещается заказ, в соответствии с номенклатурой товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов, стоимость которых составляет не менее чем двадцать процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится аукцион. При этом учитывается стоимость всех выполненных участником размещения заказа (с учетом правопреемственности) работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту одного из объектов капитального строительства (по выбору участника размещения заказа).
Подпунктом "д" п. 3 ч. 2 ст. 35 Закона о размещении заказов установлено требование представить в заявке копии разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, копия акта приемки объекта капитального строительства, за исключением случая, если застройщик являлся лицом, осуществляющим строительство, - в случае, если заказчиком, уполномоченным органом установлено требование, предусмотренное ч. 2.1 ст. 11 Закона о размещении заказов.
Требование пп. "д" п. 3 ч. 2 ст. 35 Закона о размещении заказов предусмотрено в п. 5 ст. 7 документации об аукционе.
В результате анализа второй части заявки ООО СМК "ЭнергоСила" установлено, что в составе последней были представлены следующие документы:
- разрешение на ввод объекта "Реконструкция и строительство передающих электросетей Сахалинской области. "Строительство ВЛ 110 кВ ПС "Промузел" - ПС "Юго-Западная" - ПС "Хомутово-2" и Подстанция 110/35/10 кВ Хомутово-2. 3 очередь - "Подстанция 110/35/10 кВ "Хомутово-2", выданное ОАО "Сахалинская энергетическая компания";
- акт приемки законченного строительством объекта "подстанция 110/35/10 кВ "Хомутово-2", выданный ОАО "Сахалинская энергетическая компания";
- договор от 25.05.2011 между ЗАО "Группа компаний "Электрощит" - ТМ Самара и ООО СМК "ЭнергоСила" о том, что последнее принимает на себя обязательства в качестве субподрядчика выполнить строительно-монтажные работы по объекту "ПС 110/35/10 кВ "Хомутово-2";
- ведомость договорной цены от 25.05.2011 о том, что между ЗАО "Группа компаний "Электрощит" - ТМ Самара и ООО СМК "ЭнергоСила" достигнуто соглашение о цене в размере 90677966,10 рублей.
Анализ указанных документов показал, что в разрешении на ввод объекта в эксплуатацию сумма стоимости строительства объекта всего указана как 592028468 руб., в том числе строительно-монтажных работ - 213031928 руб. Сведения о стоимости строительства по проекту в акте приемки законченного строительством объекта указаны в размере 213031928 руб. Таким образом, из указанных документов определить стоимость выполненных работ ООО СМК "ЭнергоСила" по строительству не представляется возможным.
При таких обстоятельствах, поскольку ООО СМК "ЭнергоСила" не подтвердило свое соответствие требованию ч. 2.1 ст. 11 Закона о размещении заказов, аукционная комиссия должна была принять решение о несоответствии заявки на участие в открытом аукционе требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме. Аукционная комиссия, признав заявку ООО СМК "ЭнергоСила" соответствующей требованиям документации об аукционе, нарушила ч. 1, ч. 2 ст. 41.11 Закона о размещении заказов.
На основании изложенного Комиссия, руководствуясь ч.ч. 1, 2, 4 ст. 57, в соответствии с ч. 6 ст. 60 Закона о размещении заказов, приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498,
РЕШИЛА:
1. Жалобу ИП Федорченко И.В. признать необоснованной.
2. Признать аукционную комиссию нарушившей ч.ч. 1, 3 ст. 41.9, ч.ч. 1,2 ст. 41.11 Закона о размещении заказов.
3. Выдать заказчику и комиссии обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о размещении заказов.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Г.Н. Тыченок
Члены Комиссии А.Г. Могилевкин
К.В. Савчук
А.Г. Могилевкин 434603
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 9 декабря 2013 г. N 649
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.12.2013