Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 19 декабря 2013 г. N 1611-З
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере размещения заказов в составе:
Быковой Е.В. - начальника отдела контроля за размещением заказов, Председателя Комиссии;
Тюменцевой Е.Ю. - главного специалиста-эксперта отдела ограничения монополистической деятельности, члена Комиссии;
Песковой О.А. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля за размещением заказов, члена Комиссии,
при участии представителей:
Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Североуральская центральная городская больница" Быстровой Елены Петровны (доверенность N 35 от 17.12.2013);
ООО "Энерго" Аксеновой Юлии Николаевны (доверенность N б/н от 07.12.2011);
ООО "Интер" Плотникова Анатолия Леонидовича (решение учредителей),
рассмотрев жалобу ООО "Энерго" (620026, г. Екатеринбург, ул. Первомайская, 15) на действия (бездействие) заказчика в лице государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Североуральская центральная городская больница" (624480, Свердловская обл, Североуральск г, Ленина, 33) при размещении заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме на выполнение работ по сбору, обезвреживанию, транспортировке, размещению эпидемиологических опасных медицинских отходов класса Б, В и Г (код извещения 0362300262613000136), в части наличия нарушений Федерального Закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о размещении заказов),
УСТАНОВИЛА:
В Свердловское УФАС России поступила жалоба ООО "Энерго" (вх. N 01-18382 от 12.12.2013) на действия (бездействие) заказчика в лице государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Североуральская центральная городская больница при размещении заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме на выполнение работ по сбору, обезвреживанию, транспортировке, размещению эпидемиологических опасных медицинских отходов класса Б, В и Г (код извещения 0362300262613000136), соответствующая требованиям ст. 57, 58 Закона о размещении заказов.
О времени и месте рассмотрения жалобы стороны были уведомлены посредством факсимильной связи (уведомление N 13387 от 16.12.2013).
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном ч.ч. 5,6 ст. 17, ст. 60 Закона о размещении заказов, и в порядке, установленном Административным регламентом ФАС России (утв. Приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498).
Представитель заявителя поддержал доводы жалобы и пояснил, что предметом торгов является сбор, обезвреживание, транспортировка, размещение эпидемиологических опасных медицинских отходов класса Б, В и Г. Однако, заказчик не установил в документации об аукционе требование о предоставлении во второй части заявки лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению опасных медицинских отходов.
Представитель заказчика с доводами жалобы не согласился и просил признать ее необоснованной.
Заслушав доводы сторон, проанализировав представленные материалы, Комиссия Свердловского УФАС России пришла к следующим выводам:
03.12.2013 заказчик разместил на официальном сайте в сети "Интернет" заказ путем проведения открытого аукциона в электронной форме на выполнение работ по сбору, обезвреживанию, транспортировке, размещению эпидемиологических опасных медицинских отходов класса Б, В и Г (код извещения 0362300262613000136).
Начальная (максимальная) цена контракта: 988 000,00 рублей.
В соответствии п. 1 ч. 4 ст. 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
В соответствии с указанными нормами Закона о размещении заказов заказчик разместил на официальном сайте в сети "Интернет" аукционную документацию, в том числе техническое задание на выполнение работ по сбору, обезвреживанию, транспортировке, размещению эпидемиологических опасных медицинских отходов класса Б, В и Г.
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме в соответствии с частями 4 и 6 статьи 41.8 Закона о размещении заказов и инструкцию по ее заполнению.
В силу п.2 ч.6 ст.41.8 Закона о размещении заказов вторая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованию, установленному пунктом 1 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, которые являются предметом открытого аукциона в электронной форме, и такие требования предусмотрены документацией об открытом аукционе в электронной форме.
Кроме того, в силу части 5 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частями 3 и 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов сведениями должна содержать требования к участникам размещения заказа, установленные в соответствии со статьей 11 Закона о размещении заказов.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов при размещении заказа путем проведения торгов устанавливаются следующие обязательные требования к участникам размещения заказа: соответствие участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.
В соответствии с подпунктом 30 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании в соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежит деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности.
Статья 4.1 Федерального закона от 24.06.1998 N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства) устанавливает следующие классы опасности отходов: отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности:
I класс - чрезвычайно опасные отходы;
II класс - высокоопасные отходы;
III класс - умеренно опасные отходы;
IV класс - малоопасные отходы;
V класс - практически неопасные отходы.
Понятие "медицинские отходы" установлено в части 1 статьи 49 Федерального закона от 21.11.2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" (далее - Закон об основах охраны здоровья граждан в РФ): медицинские отходы - все виды отходов, в том числе анатомические, патолого-анатомические, биохимические, микробиологические и физиологические, образующиеся в процессе осуществления медицинской деятельности и фармацевтической деятельности, деятельности по производству лекарственных средств и медицинских изделий.
В части 2 статьи 49 Закона об основах охраны здоровья граждан в РФ установлено, что медицинские отходы разделяются по степени их эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания в соответствии с критериями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации, на следующие классы:
1) класс "А" - эпидемиологически безопасные отходы, приближенные по составу к твердым бытовым отходам;
2) класс "Б" - эпидемиологически опасные отходы;
3) класс "В" - чрезвычайно эпидемиологически опасные отходы;
4) класс "Г" - токсикологические опасные отходы, приближенные по составу к промышленным;
5) класс "Д" - радиоактивные отходы.
Действующий в настоящее время СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами", утвержденный постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 09.12.2010 года N 163, предусматривает следующую классификацию медицинских отходов в пункте 2.1.: медицинские отходы в зависимости от степени их эпидемиологической, токсикологической и радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания подразделяются на пять классов опасности (таблица 1):
Класс А - эпидемиологически безопасные отходы, приближенные по составу к твердым бытовым отходам (далее - ТБО).
Класс Б - эпидемиологически опасные отходы.
Класс В - чрезвычайно эпидемиологически опасные отходы.
Класс Г - токсикологически опасные отходы 1 - 4 классов опасности.
Класс Д - радиоактивные отходы.
Следовательно, бесспорным является факт, что предметом торгов является деятельность по обращению с опасными отходами.
При этом, п.4.29 СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами" устанавливает, что класса "Г" подлежит лицензированию в обязательном порядке.
Для цифровой классификации степени опасности медицинских отходов иных классов, в частности "Б" и "В", применяется п.5.6.7 Санитарных правил СП 2.1.7.1386-03, согласно которому класс опасности отхода устанавливается по результатам комплекса проведенных исследований с учетом лимитирующего показателя вредности, за который принимается показатель, выявивший наибольшую степень опасности отхода.
Таким образом, класс опасности медицинских отходов необходимо определить в соответствии с нормами Санитарных правил СП 2.1.7.1386-03.
Тот факт, что заказчик не определил класс опасности для медицинских отходов, не свидетельствует о том, что медицинские отходы классов "Б", "В" и "Г" не относятся к I - IV классов опасности.
Так, в силу ст.1 Закона об отходах производства документом, удостоверяющим принадлежность отходов соответствующего вида и класса опасности, содержащим сведения об их составе является паспорт отходов.
Документация об аукционе, утвержденная заказчиком и размещенная на официальном сайте в сети "Интернет", не содержит сведения о паспортах на отходы.
Следовательно, при отсутствии такого паспорта оснований для не отнесения медицинских отходов к I - IV классов опасности не имеется.
Согласно Приказа МПР РФ от 02.12.2002 N 786 "Об утверждении федерального классификационного каталога отходов" для медицинских отходов установлены коды 9700000000000 и 9710000000000. Оба кода подлежат лицензированию, а также, установлен факт, что 9700000000000 является общим кодом, а 9710000000000 подкодом.
Кроме того, положение о лицензировании деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 г. N 255) определяет порядок лицензирования деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности, включенных в федеральный классификационного каталога отходов.
С учетом изложенного, деятельность по обезвреживанию, размещению эпидемиологических опасных медицинских отходов класса Б, В и Г является лицензируемым видом деятельности. При этом, заказчик обязан установить в документации об аукционе требование о предоставлении в составе второй части заявки копии лицензии на осуществлении деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности, с расшифровкой видов работ по обезвреживанию и кодов отходов: 9710000000000 и/или 9710000000000.
В п.16 информационной карты документации об аукционе установлены требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме.
Так, заказчик установил, что вторая часть заявки должна содержать документ, подтверждающий соответствие участника размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.
В п.17 информационной карты документации об аукционе представлена инструкция по заполнению заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме, в которой указано, что вторая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме участника размещения заказа должна содержать копию лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов (работа с классом опасности отходов для ОПС: 3 и 4; работа с классом опасности для человека: Б и В; вид деятельности по отходам: сбор, обезвреживание).
Кроме того, в п.18 информационной карты документации об аукционе установлено, что у участника размещения заказа должна быть в наличии действующая лицензия на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов (работа с классом опасности отходов для ОПС: 3 и 4; работа с классом опасности для человека: Б и В; вид деятельности по отходам: сбор, обезвреживание).
Из изложенного следует, что заказчик в нарушение п. 1 ч. 1 ст. 11, ч. 5 ст. 41.6 Закона о размещении заказов не установил в документации об аукционе требование к участникам размещения заказа о наличии у них лицензии на осуществлении деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности, с расшифровкой видов работ по обезвреживанию и кодов отходов: 9710000000000 и/или 9710000000000.
Кроме того, в нарушение п. 1 ч. 1 ст. 11, п.2 ч. 6 ст. 41.8, п. 1 ч. 3 ст. 41.6 Закона о размещении заказов не установил в документации об аукционе требование к предоставлению во второй части заявки копии лицензии на осуществлении деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности, с расшифровкой видов работ по обезвреживанию и кодов отходов: 9710000000000 и/или 9710000000000.
Частью 4.2 ст. 7.30 КоАП установлена административная ответственность за утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, не соответствующей требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 17, ст. 60 Закона о размещении заказов, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Жалобу ООО "Энерго" признать обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика в лице государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Североуральская центральная городская больница" нарушение п. 1 ч. 1 ст. 11, п.2 ч. 6 ст. 41.8, п. 1 ч. 3 ст. 41.6, ч. 5 ст. 41.6 Закона о размещении заказов.
3. Выдать заказчику в лице государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Североуральская центральная городская больница", аукционной комиссии, оператору электронной торговой площадки предписание об устранении нарушений Закона о размещении заказов.
4. Передать материалы дела должностному лицу Свердловского УФАС, уполномоченному осуществлять производство по делам об административных правонарушениях по ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Е.В. Быкова
Члены Комиссии О.А. Пескова
Е.Ю. Тюменцева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 19 декабря 2013 г. N 1611-З
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.01.2014