Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 19 декабря 2013 г. N 1612-З
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере размещения заказов в составе:
Быковой Е.В. - начальника отдела контроля за размещением заказов, Председателя Комиссии;
Шумковой М.Г. - заместителя начальника отдела контроля за размещением заказов, члена Комиссии,
Тюменцевой Е.Ю. - главного специалиста-эксперта отдела ограничения монополистической деятельности, члена Комиссии;
при участии представителей:
ООО "Энерго" - Ю.Н. Аксеновой (доверенность N б/н от 07.12.2011), Я.В. Филипповой (протокол N3 от 07.12.2012 г.);
Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Красноуфимская центральная районная больница" - Ж.А. Фидер (доверенность N1787 от 19.12.2013), А.А. Хлыбовой (доверенность N1787 от 19.12.2013);
ООО "Интер" - А.Л. Плотникова;
рассмотрев жалобу ООО "Энерго" (620075, г. Екатеринбург, ул. Первомайская, д.15, оф.503) на действия (бездействие) заказчика в лице Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Красноуфимская центральная районная больница" (623300, Свердловская область, г. Красноуфимск, ул. Транспортная, 12) при размещении заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме на выполнение работ по вывозу и утилизации медицинских отходов класса "Б", "В", "Г" на 1-2 квартал 2014 г. (N 0362200064713000354), в части наличия нарушений Федерального Закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о размещении заказов),
УСТАНОВИЛА:
В Свердловское УФАС России поступила жалоба ООО "Энерго" (вх. N 01-18383 от 12.12.2013) на действия (бездействие) заказчика в лице Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Красноуфимская центральная районная больница" при размещении заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме на выполнение работ по вывозу и утилизации медицинских отходов класса "Б", "В", "Г" на 1-2 квартал 2014 г. (N 0362200064713000354), соответствующая требованиям ст. 57, 58 Закона о размещении заказов.
О времени и месте рассмотрения жалобы стороны были уведомлены посредством факсимильной связи (исх. N 13382 от 16.12.2013).
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном ч.ч. 5,6 ст. 17, ст. 60 Закона о размещении заказов, и в порядке, установленном Административным регламентом ФАС России (утв. Приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498).
Заявитель в своей жалобе указал, что в соответствии с документацией об открытом аукционе в электронной форме на право заключить договор на выполнение работ по вывозу и утилизации медицинских отходов классов "Б", "В", "Г" на 1-2 квартал 2014 года ООО "Энерго" подало заявку на участие в открытом аукционе в электронной форме, присвоен номер заявки N 1.
09.12.2013 г. был проведен открытый аукцион в электронной форме, по результатам которого 10.12.2013 г. был составлен Протокол подведения итогов открытого аукциона в электронной форме, согласно которому победителем аукциона признано общество с ограниченной ответственностью "Интер".
В соответствии с подп. 3 п. 12 Информационной карты аукциона вторая часть заявки должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие товаров, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к таким товарам, работам, услугам. Представление копий не требуется, если в соответствии с законодательством Российской Федерации такие документы передаются вместе с товаром.
Согласно Технического задания Заказчик требует выполнения работ со следующими отходами:
Класс "Б" и "В": Инфицированные и потенциально инфицированные отходы. Материалы и инструменты, предметы загрязненные кровью и/или другими биологическими жидкостями. Патологоанатомические отходы. Органические операционные отходы (органы, ткани и так далее). Живые вакцины, непригодные к использованию.
Класс "Г": Лекарственные (в том числе цитостатики), диагностические, дезинфицирующие средства, не подлежащие использованию. Ртутьсодержащие предметы, приборы и оборудование. Отходы от эксплуатации оборудования, транспорта, систем освещения и другие.
Данная расшифровка перечня опасных отходов (в том числе медицинских) содержится только в Приложении к Лицензии. Приложения к лицензии являются неотъемлемыми ее частями.
Заказчик, в Техническом задании установил требование о наличии лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.
ООО "Интер" в составе второй части заявки представило лицензию на деятельность по обезвреживанию отходов I-IV классов опасности, не имеющую приложений с указанием перечня отходов.
Единая комиссия, в отсутствие Приложений к лицензии, не могла сделать вывод о наличии или отсутствии у ООО "Интер" права на обезвреживание перечисленных в Техническом задании отходов класса "Б", "В", "Г", поскольку к отходам I-IV классов опасности относятся не только медицинские отходы (больниц и лечебно-оздоровительных учреждений) с кодом 97000000 00 00 0 или 97100000 00 00 0, а еще множество других отходов, таких как отходы пряностей в виде пыли или порошка (4 класс по ФККО), трансформаторы с пентохлордифенилом отработанные (1 класс опасности по ФККО), угольные фильтры отработанные, загрязненные минеральными маслами (содержание масла - 15% и более) - 3 класс опасности по ФККО, масла трансформаторные и теплонесущие отработанные, содержащие галогены (2 класс опасности по ФККО) и т.д.
В связи с этим, представители заявителя полагают, что ООО "Интер" не соответствует требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, а также требованиям, предусмотренным действующим законодательством, а Единая комиссия, признав победителем участника, не отвечающего обязательным требованиям действующего законодательства, грубейшим образом нарушила положения Закона о размещении заказов.
Представитель ООО "Интер" пояснил, что ООО "Интер" имеет действующую лицензию на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности N ОП-54-001638 (66), выданную Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.
По мнению представителя ООО "Интер" отношения в области обращения с радиоактивными отходами, с биологическими отходами, с отходами лечебно-профилактических учреждений не предлежат регулированию Федеральным законом от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и Федеральным законом от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". Основными документами, регулирующими обращение медицинских отходов являются Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами" и другие нормативные акты.
Действительно, медицинские отходы с кодом 97000000 00 00 0 (отходы больниц и лечебно-оздоровительных учреждений) и 97100000 00 00 0 (Медицинские отходы) входят в Федеральный классификационный каталог отходов, утв. Приказом МПР России от 02.12.2002 г. N 786. Однако для них не может быть определен класс опасности I-V в соответствии с "Критериями отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды", установленными Приказом МПР РФ от 15 июня 2001 г. N 511, разработанным в соответствии со статьей 14 закона N 89-ФЗ. Согласно классификации Приказа N 511 отходы делятся на 5 классов по степени опасного воздействия для окружающей природной среды.
Представитель ООО "Интер" указал, что существует иной способ классификации отходов по степени токсичности, определенный в Санитарных правилах СП 2.1.7.1386-03 "Почва, очистка населенных мест, отходы производства и потребления. Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления." - по степени воздействия на среду обитания и здоровье человека, исключающий свое распространение на радиоактивные, биологические, медицинские, взрыво- и пожароопасные отходы (п. 1.3 Правил). Критерии разделения медицинских отходов на классы установлены Постановлением Правительства РФ от 4 июля 2012 г. N 681.
Представители заказчика с доводами жалобы не согласились и просили признать ее необоснованной.
Заслушав доводы сторон, проанализировав представленные материалы, Комиссия Свердловского УФАС России пришла к следующим выводам:
28.11.2013 заказчик в лице Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Красноуфимская центральная районная больница" разместил на официальном сайте в сети "Интернет" заказ путем проведения открытого аукциона в электронной форме на выполнение работ по вывозу и утилизации медицинских отходов класса "Б", "В", "Г" на 1-2 квартал 2014 г. (N 0362200064713000354).
Предметом контракта, заключаемого по итогам данного аукциона, является выполнение работ по вывозу и утилизации медицинских отходов классов "Б", "В", "Г" на 1-2 квартал 2014 (п. 3 Информационной карты аукциона), при этом заказчик расшифровывает в части V "Техническое задание", что предмет контракта включает в себя выполнение работ по вывозу и утилизации медицинских отходов классов "Б" и "В" согласно СанПин 2.1.7.2790-10 (Инфицированные и потенциально инфицированные отходы. Материалы и инструменты, предметы загрязненные кровью и/или другими биологическими жидкостями. Патологоанатомические отходы. Органические операционные отходы (органы, ткани и так далее). Живые вакцины, непригодные к использованию.), а также по вывозу и утилизации медицинских отходов класса "Г" согласно СанПин 2.1.7.2790-10 (Лекарственные (в том числе цитостатики), диагностические, дезинфицирующие средства, не подлежащие использованию. Ртутьсодержащие предметы, приборы и оборудование. Отходы от эксплуатации оборудования, транспорта, систем освещения и другие).
Согласно п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности является лицензируемым видом деятельности.
В соответствии с п.2.1 СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами", утвержденному Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 09.12.2010 N 163, медицинские отходы в зависимости от степени их эпидемиологической, токсикологической и радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания подразделяются на пять классов опасности, в том числе класс "Б" - эпидемиологически опасные отходы и класс "В" - чрезвычайно эпидемиологически опасные отходы, класс "Г" - токсикологически опасные отходы 1 - 4 классов опасности.
Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" устанавливается, что под классы опасности с I по IV попадают отходы от малоопасных до чрезвычайно опасных.
Следовательно, отходы класса "Б", "В", "Г" относятся к отходам I - IV классов, то есть услуги по утилизации опасных медицинских отходов класса "Б" и "В" подлежат лицензированию как деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности.
Постановлением Правительства РФ от 28.03.2012 N 255 "О лицензировании деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности" устанавливается положение о лицензировании деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности, в котором указано, что для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган в соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" заявление о предоставлении лицензии, к которому прилагается перечень заявленных для выполнения работ в области обращения с отходами (с указанием наименования, класса опасности и кода отхода согласно федеральному классификационному каталогу отходов). То есть, лицензия по осуществлению деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности должна содержать перечень выполняемых исполнителем видов работ в области обращения с отходами с указанием наименования, класса опасности и кода отхода согласно федеральному классификационному каталогу отходов.
Согласно ч. 5 ст. 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частями 3 и 4 настоящей статьи сведениями должна содержать требования к участникам размещения заказа, установленные в соответствии со статьей 11 Закона о размещении заказов.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.11 Закона о размещении заказов при размещении заказа путем проведения торгов устанавливаются следующие обязательные требования к участникам размещения заказа: соответствие участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.
В пункте 3 документации об аукционе заказчик установил требования к участникам размещения заказа, в том числе о соответствии участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, являющихся предметом торгов.
Однако в нарушение ч. 5 ст. 41.6 и п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона о размещении заказов не установил требование о наличии лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности, в том числе о наличии в лицензии указания на виды работ в области обращения с отходами (с указанием наименования, класса опасности и кода отхода согласно федеральному классификационному каталогу отходов).
В соответствии с п. 1 ч. 3 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме в соответствии с частями 4 и 6 статьи 41.8 Закона о размещении заказов и инструкцию по ее заполнению.
В п. 12 Информационной карты документации об аукционе установлено, что первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать:
1) согласие участника размещения заказа на поставку товара в случае, если участник размещения заказа предлагает для поставки товар, указание на товарный знак которого содержится в документации об открытом аукционе в электронной форме, или указание на товарный знак предлагаемого для поставки товара и конкретные показатели этого товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, участник размещения заказа предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанным в документации об аукционе;
2) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным техническим заданием, и товарный знак (при его наличии) предлагаемого для поставки товара при отсутствии в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак.
При этом согласно п. 2 ч. 4 ст. 41.8 Закона о размещении заказов при размещении заказов на выполнение работ, оказание услуг первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать согласие участника размещения заказа на выполнение работ, оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией об открытом аукционе в электронной форме.
Таким образом, в нарушение п. 1 ч. 3 ст. 41.6 Закона о размещении заказов требования к содержанию и составу первой части заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме, предусмотренные в п. 12 Информационной карты документации об аукционе не соответствуют п. 1 ч. 4 ст. 41.8 Закона о размещении заказов.
За утверждение документации об аукционе, не соответствующей требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ установлена административная ответственность.
В соответствии с Протоколом рассмотрения первых частей заявок от 06.12.2013 г. на участие в аукционе было подано 2 заявки (N6276586, N6294249). Согласно решению Единой комиссии заказчика в результате рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе, участники размещения заказа, подавшие заявки N6276586 и N6294249 были допущены к участию в аукционе.
В соответствии с Протоколом подведения итогов от 10.12.2013 г. вторые части заявок участников размещения заказа N6294249 (ООО "Интер") и N6276586 (ООО "Энерго"), были признаны соответствующими требованиям, установленным документацией об аукционе.
В ч. 2 ст. 41.11 Закона о размещении заказов указано, что аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в открытом аукционе требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей.
В ч. 6 ст. 41.11 Закона о размещении заказов предусмотрено, что заявка на участие в открытом аукционе в электронной форме признается не соответствующей требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, в случае:
1) непредставления документов, определенных частью 6 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, с учетом документов, ранее представленных в составе первых частей заявок на участие в открытом аукционе, отсутствия документов, предусмотренных пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 41.4 Закона о размещении заказов, или их несоответствия требованиям документации об открытом аукционе, а также наличия в таких документах недостоверных сведений об участнике размещения заказа.
2) несоответствия участника размещения заказа требованиям, установленным в соответствии со статьей 11 Закона о размещении заказов.
В п. 12 Информационной карты документации об аукционе указано, что вторая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать следующие документы и сведения:
1) фирменное наименование (наименование), сведения об организационно-правовой форме, о месте нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилию, имя, отчество, паспортные данные, сведения о месте жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика;
2) копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованию, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, являющихся предметом торгов;
3) копии документов, подтверждающих соответствие товаров, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к таким товару, работам, услугам. Представление копий не требуется, если в соответствии с законодательством Российской Федерации такие документы передаются вместе с товаром;
4) решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия такого решения в случае, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и если для участника размещения заказа поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом контракта, или внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом аукционе, обеспечения исполнения контракта являются крупной сделкой. Предоставление указанного решения не требуется в случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает максимальную сумму сделки, предусмотренную решением об одобрении или о совершении сделок, предоставляемым для аккредитации участника размещения заказа на электронной площадке.
Учитывая установленные требования к составу второй части заявки на участие в аукционе, а также отсутствия требование к участникам размещения заказа о наличии лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности, в том числе о наличии в лицензии указания на виды работ в области обращения с отходами (с указанием наименования, класса опасности и кода отхода согласно федеральному классификационному каталогу отходов), Единая комиссия заказчика правомерно признала соответствующими требованиям документации об аукционе вторые части заявок на участие в аукционе ООО "Интер" и ООО "Энерго".
На основании изложенного, руководствуясь ст. 17, ст. 60 Закона о размещении заказов, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Жалобу ООО "Энерго" признать необоснованной.
2. Признать в действиях заказчика в лице Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Красноуфимская центральная районная больница" нарушение п. 1 ч. 1 ст. 11, п. 1 ч. 3 ст. 41.6, ч. 5 ст. 41.6, п.2 ч. 4 ст. 41.8, Закона о размещении заказов.
3. Выдать заказчику в лице Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Красноуфимская центральная районная больница", Единой комиссии предписание об устранении нарушений Закона о размещении заказов.
4. Передать материалы дела должностному лицу Свердловского УФАС, уполномоченному осуществлять производство по делам об административных правонарушениях по ч. 4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Е.В. Быкова
Члены Комиссии М.Г. Шумкова
Е.Ю. Тюменцева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 19 декабря 2013 г. N 1612-З
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.01.2014