Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 31 декабря 2013 г. N 1725-3
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере размещения заказов в составе:
Волкова С.Н. - заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области, председателя Комиссии;
Литяевой О.В. - специалиста - эксперта отдела контроля за размещением заказов, члена Комиссии,
Селивановой Е.Н. - специалиста - эксперта отдела ограничения монополистической деятельности, члена Комиссии,
В присутствии представителей:
Заказчика - в лице Муниципального казенного учреждения "Управление капитального строительства" (далее по тексту - МКУ "УКС" ) - Пелевиной Т.А. (доверенность N3 от 20.03.2013 года),
В отсутствии представителей:
Заявителя - ООО "Комплект сервис", надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения жалобы,
рассмотрев жалобу ООО "Комплект сервис" (127106, г. Москва, ул. Широкая, д. 3) на действия заказчика в лице МКУ "УКС" , его комиссии при размещении заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме на "Выполнение работ по разработке рабочей документации и строительству объекта: "Дошкольное образовательное учреждение 240 мест по ул. Маяковского, д. 13 в г. Серове, Свердловской области" на условиях "под ключ", включая оснащение здания технологическим, в т.ч. не монтируемым, оборудованием и мебелью" (код извещения 0362300149813000291), в части наличия нарушений Федерального Закона от 21.07.2005 N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов),
У С Т А Н О В И Л А:
В Свердловское УФАС России по принадлежности из ФАС России поступила жалоба ООО "Комплект сервис" (вх. N 01-19308 от 26.12.2013) на действия заказчика в лице МКУ "УКС" , его комиссии при размещении заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме на "Выполнение работ по разработке рабочей документации и строительству объекта: "Дошкольное образовательное учреждение 240 мест по ул. Маяковского, д. 13 в г. Серове, Свердловской области" на условиях "под ключ", включая оснащение здания технологическим, в т.ч. не монтируемым, оборудованием и мебелью" (код извещения 0362300149813000291), в соответствии с требованиями ст. 57 и соответствующая требованиям ст. 58, 59 Закона о размещении заказов.
О времени и месте рассмотрения жалобы стороны были уведомлены посредством факсимильной связи (исх. N 13924 от 27.12.2013).
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном частями 5, 6 статьи 17, статьи 60 Закона о размещении заказов и в порядке, установленном Административным регламентом ФАС России (утв. Приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498).
В своей жалобе заявитель ООО "Комплект сервис" указал, что заказчик в нарушение требований Закона о размещении заказов объединил в один предмет торгов строительные работы и поставку оборудования, мебели и инвентаря, технологически и функционально не связанных с объектом строительства.
Кроме того, заявитель сообщил, что в рамках данного аукциона необходимо выполнить работы по разработке проектной документации, рабочей документации и строительству объекта. Заявитель обращает внимание, что согласно документации, участник размещения заказа должен предоставить копию свидетельства саморегулируемой организации о допуске к видам работ, которые оказывают влияние на безопасность капитального строительства. Заявитель считает, что не каждая организация, занимающаяся поставкой специализированного оборудования осуществляет строительные работы и имеет указанное свидетельство.
По мнению заявителя, установление заказчиком требования о наличии свидетельства СРО является препятствием для участия в аукционе.
Представитель заказчика в отзыве на уведомление о поступлении жалобы с доводами заявителя не согласилась, жалобу просил признать необоснованной.
Проведя анализ всех представленных материалов, Комиссия Свердловского УФАС России пришла к следующим выводам:
11.12.2013 года (во второй редакции) на официальном сайте в сети "Интернет" zakupki.gov.ru было опубликовано извещение N 0362300149813000291 на "Выполнение работ по разработке рабочей документации и строительству объекта: "Дошкольное образовательное учреждение 240 мест по ул. Маяковского, д. 13 в г. Серове, Свердловской области" на условиях "под ключ", включая оснащение здания технологическим, в т.ч. не монтируемым, оборудованием и мебелью".
Начальная (максимальная) цена контракта составляет - 146 061 930 руб. 00 коп.
В соответствии с ч. 4 ст. 41.8 Закона о размещении заказов при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг, для выполнения, оказания которых используется товар:
а) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, в том числе означающее согласие на использование товара, указание на товарный знак которого содержится в документации об открытом аукционе, или согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) предлагаемого для использования товара и конкретные показатели этого товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, если участник размещения заказа предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в документации об открытом аукционе в электронной форме, при условии содержания в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак используемого товара, а также требования о необходимости указания в заявке на участие в открытом аукционе в электронной форме на товарный знак;
б) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагаемого для использования товара при условии отсутствия в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак используемого товара.
Документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частью 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов сведениями должна содержать следующие сведения о товарах, работах, об услугах, соответственно на поставку, выполнение, оказание которых размещается заказ, и об условиях исполнения контракта: требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться (п. 1 ч. 4 ст. 41.6 Закона о размещении заказов).
Таким образом, от заказчика требуется указать в документации об аукционе на поставку товаров либо товарные знаки и конкретные показатели требуемых товаров, либо только конкретные показатели таких товаров.
В приложении N 3 "Технической части" приводится перечень и характеристики товаров, которые подлежат поставке (спецификация N1, N2).
При рассмотрении доводов заявителя о недопустимости включения в один лот с выполнением строительных работ поставки немонтируемого оборудования Комиссией установлено следующее.
Метод строительства объектов "под ключ" на основании п. 1.2 Положения об организации строительства объектов "под ключ" (утв. Постановлением Госстроя СССР N 147 от 10.11.1989) предусматривает обеспечение сооружения объектов, подготовленных к эксплуатации или оказанию услуг, на основе сосредоточения функций управления всеми стадиями инвестиционного процесса в одной организационной структуре и осуществляется как единый непрерывный комплексный процесс создания готовой строительной продукции (проектирование - выполнение строительных и монтажных работ, включая комплектацию строек технологическим и инженерным оборудованием, - ввод в эксплуатацию).
Согласно п. 2 Приложения к данному Положению в договорную цену при строительстве объектов "под ключ" включается в том числе стоимость оборудования, мебели, инвентаря, что означает допустимость включения в заказ на строительство "под ключ" поставки данных товаров. С учетом указанного положения, а также отсутствия в действующем законодательстве соответствующего запрета указание заказчиком в качестве предмета аукциона одновременно со строительством объекта "под ключ" поставки технологического оборудования и мебели правомерно.
В соответствии с п. 24 Информационной карты аукциона участники размещения заказа должны соответствовать требованиям, установленным аукционной документацией, в том числе:
- Соответствие участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов: наличие свидетельства о допуске к работам, выданное саморегулируемой организацией в соответствии с п. 19 Информационной карты.
- Соответствие требованию ч. 2.1. ст. 11 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"):
выполнение за последние пять лет, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, относящихся к той же группе, подгруппе или одной из нескольких групп, подгрупп работ, на выполнение которых размещается заказ, в соответствии с номенклатурой товаров, работ, услуг для нужд заказчиков, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов, стоимость которых составляет не менее чем 20% (двадцать процентов) начальной (максимальной) цены договора (цены лота), на право заключить который проводится аукцион. При этом учитывается стоимость всех выполненных участником размещения заказа (с учетом правопреемственности) работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту одного из объектов капитального строительства (по выбору участника размещения заказа).
Группа: работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, (кроме автомобильных дорог общего пользования, временных построек, киосков, навесов и других подобных построек)
Подгруппа: работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту иных объектов капитального строительства (включая отнесенные к уникальным объектам), не относящиеся к особо опасным и технически сложным).
В соответствии с п. 26 Информационной карты аукциона вторая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать следующие документы и сведения:
- копию свидетельства о допуске к работам, выданного саморегулируемой организацией в соответствии со статьей 55.8., пункта 3 части 7 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пунктом 33 раздела III. "Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту" Приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 г. N 624 "Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства", которое должно содержать допуск к следующим видам работ:
"33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком):
33.3. Жилищно-гражданское строительство"
В свидетельстве СРО должно быть указано право участника размещения заказа заключать договоры по осуществлению организации работ по строительству, реконструкции капитальному ремонту объектов капитального строительства, стоимость которых по одному договору не ниже начальной (максимальной) цены контракта.
копию разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (часть 2.1 статьи 11 Федерального закона N 94-ФЗ)
копию акта приемки объекта капитального строительства (за исключением случая, если застройщик являлся лицом, осуществляющим строительство) (часть 2.1 статьи 11 Федерального закона N 94-ФЗ).
Следует также отметить, что данное требование указано в письме от 13 мая 2013 г. N 3991 БМ/11/ГС Федерального агентства по строительству и жилищно - коммунальному хозяйству Министерства регионального развития РФ - архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации и подготовленной на ее основе рабочей документации в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации.
Разработка рабочей документации, обеспечивающей, как и проектная документация, безопасность объекта, не является самостоятельной стадией архитектурно-строительного проектирования, в связи с чем определение термина "рабочая документация" ГрК РФ не предусмотрено.
В связи с тем, что рабочая документация разрабатывается только на основе и в развитии проектной документации, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы по подготовке проектной документации и на ее основе - рабочей документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, только при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам, по подготовке проектной документации.
Кроме того, необходимо отметить в соответствии с п. 13 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ строительство - создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства).
Объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек (п. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ).
Архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям (ч. 1 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ).
Инженерные изыскания выполняются для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также в целях подготовки документации по планировке территории, предназначенной для размещения линейных объектов транспортной инфраструктуры федерального значения, регионального значения или местного значения. Не допускаются подготовка и реализация проектной документации без выполнения соответствующих инженерных изысканий (ч. 1 ст. 47 Градостроительного кодекса РФ).
Договором о подготовке проектной документации, заключенным застройщиком или техническим заказчиком с физическим или юридическим лицом, может быть предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий. В этом случае указанное физическое или юридическое лицо осуществляет также организацию и координацию работ по инженерным изысканиям и несет ответственность за достоверность, качество и полноту выполненных инженерных изысканий. Этим договором также может быть предусмотрено обеспечение получения указанным физическим или юридическим лицом технических условий (ст. 5.2 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ).
Договором о подготовке проектной документации, заключенным застройщиком или техническим заказчиком с физическим или юридическим лицом, может быть предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий. В этом случае указанное физическое или юридическое лицо осуществляет также организацию и координацию работ по инженерным изысканиям и несет ответственность за достоверность, качество и полноту выполненных инженерных изысканий. Этим договором также может быть предусмотрено обеспечение получения указанным физическим или юридическим лицом технических условий).
В случае, если подготовка проектной документации осуществляется физическим или юридическим лицом на основании договора с застройщиком или техническим заказчиком, застройщик или технический заказчик обязан предоставить такому лицу:
результаты инженерных изысканий (в случае, если они отсутствуют, договором должно быть предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий) (п. 2 ч. 6 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ).
Таким образом, заказчик, действуя в соответствии с требованиями законодательства обязан включить в состав документов, предоставляемых участниками размещения заказа копии свидетельства, выданного саморегулируемой организацией, соответственно данное требование не могло повлечь нарушение прав и законных интересов участников размещения заказа.
Документация об открытом аукционе в электронной форме 0362300149813000291 на "Выполнение работ по разработке рабочей документации и строительству объекта: "Дошкольное образовательное учреждение 240 мест по ул. Маяковского, д. 13 в г. Серове, Свердловской области" на условиях "под ключ", включая оснащение здания технологическим, в т.ч. не монтируемым, оборудованием и мебелью" состоит из следующих частей:
Раздел I "Открытый аукцион в электронной форме", который содержит общие требования;
Раздел II "Информационная карта аукциона", которая содержит данные и информацию по аукциону, которые конкретизируют и дополняют положения документации об аукционе.
Раздел III Техническая часть аукциона - спецификации, проектно - сметная документация.
Начальная (максимальная) цена муниципального контракта сформирована на основании проектно - сметной документации (Раздел N 3 документации об открытом аукционе в электронной форме).
Раздел IV "Муниципальный контракт", в котором представлен проект муниципального контракта для обеспечения муниципальных нужд Серовского городского округа, а именно "Выполнение работ по разработке рабочей документации и строительству объекта: "Дошкольное образовательное учреждение 240 мест по ул. Маяковского, д. 13 в г. Серове, Свердловской области" на условиях "под ключ", включая оснащение здания технологическим, в т.ч. не монтируемым, оборудованием и мебелью" (код извещения 0362300149813000291).
На основании изложенного, руководствуясь частью 5, частью 10 статьи 17, части 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере размещения заказов
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО "Комплект сервис" признать необоснованной.
2. В действиях заказчика в лице МКУ "УКС" , его комиссии при размещении заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме на "Выполнение работ по разработке рабочей документации и строительству объекта: "Дошкольное образовательное учреждение 240 мест по ул. Маяковского, д. 13 в г. Серове, Свердловской области" на условиях "под ключ", включая оснащение здания технологическим, в т.ч. не монтируемым, оборудованием и мебелью" (код извещения 0362300149813000291) нарушений Закона о размещении заказов не выявлено.
3. Заказчику в лице МКУ "УКС" , его комиссии предписание не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии С.Н. Волков
Члены Комиссии О.В. Литяева
Е.Н. Селиванова
Н.А. Дармонук
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 31 декабря 2013 г. N 1725-3
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.01.2014