Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 18 декабря 2013 г. N РЗ-326/13
Резолютивная часть решения оглашена "13" декабря 2013 г.
В полном объеме решение изготовлено "18" декабря 2013 г.
г. Тамбов
Комиссия по контролю в сфере размещения заказов Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - Тамбовское УФАС России) в составе:
председатель - руководитель управления Гречишникова Е.А.,
члены:
заместитель руководителя - начальник отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Колодина Н.Н.,
начальник отдела контроля деятельности естественных монополий и рекламного контроля Мурзин К.И.,
заместитель начальника отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Иванов В.В.,
ведущий специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Харитонова К.Г.,
в присутствии <_>,
рассмотрев жалобу ООО "РостовАвтоДорСтрой" (далее - Заявитель) на действия аукционной комиссии ФКУ Упрдор "Каспий" при проведении открытого аукциона в электронной форме N0364100001813000080 и проведя в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
Заказчик 16.11.2013 опубликовал на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru и на электронной торговой площадке ЗАО "ММВБ - Информационные технологии" (далее - оператор электронной площадки) http://www.etp-micex.ru извещение N0364100001813000080 о проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение капитального ремонта автомобильной дороги Р-119 Орел - Ливны - Елец - Липецк - Тамбов км 326+600 - км 340+000, Тамбовская область (далее - Аукцион). Начальная (максимальная) цена контракта 476 569 240,00 рублей.
До окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе было подано 3 заявки.
По результатам рассмотрения заявок на участие в Аукционе аукционная комиссия Заказчика приняла следующие решения: отказать в допуске участию в Аукционе участникам размещения заказа, подавшим заявки N4; допустить к участию в аукционе и признать участником аукциона участника размещения заказа, подавшего заявку N2,3. Данное решение оформлено протоколом от 03.12.2013 N 75.
Участник N4 - ООО "РостовАвтоДорСтрой", не согласившись с таким решением аукционной комиссии, обжаловал его в Тамбовское УФАС России.
Заказчик на рассмотрение жалобы представил возражения, в которых указал, что считает действия аукционной комиссии обоснованными, заявку Заявителя несоответствующей требованиям Закона о размещении заказов.
Комиссия Тамбовского УФАС России, рассмотрев жалобу, возражения на нее и материалы аукциона, приходит к следующим выводам.
Исходя из предмета Аукциона, требования к содержанию первой части заявки на участие в аукционе предусмотрены пунктом 3 части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов заявка должна содержать: а) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, в том числе означающее согласие на использование товара, указание на товарный знак которого содержится в документации об открытом аукционе, или согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) предлагаемого для использования товара и конкретные показатели этого товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, если участник размещения заказа предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в документации об открытом аукционе в электронной форме, при условии содержания в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак используемого товара, а также требования о необходимости указания в заявке на участие в открытом аукционе в электронной форме на товарный знак; б) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагаемого для использования товара при условии отсутствия в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак используемого товара.
Соответствующие требования установлены в разделе 1 документации об аукционе.
Требования к товару, используемому при выполнении работ по предмету аукциона, установлены заказчиком в Приложении N2 "Техническое задание" к документации об аукционе в электронной форме в требованиях к характеристикам материалов (товара) и техническом задании.
Таким образом, участник размещения заказа в первой части своей заявки должен указывать конкретные показатели товара, требования к которым установлены в "Техническом задании" - Приложение N2 документации об аукционе.
В соответствии с ч.4 ст.41.9 Закона о размещении заказов участник размещения заказа не допускается к участию в открытом аукционе в электронной форме в случае:
1) непредоставления сведений, предусмотренных частью 4 статьи 41.8 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверных сведений;
2) несоответствия сведений, предусмотренных частью 4 статьи 41.8 настоящего Федерального закона, требованиям документации об открытом аукционе в электронной форме.
Отказ в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается (ч.5 ст.41.9 Закона о размещении заказов).
Согласно протоколу рассмотрения заявок, ООО "РостовАвтоДорСтрой" (заявка N4) отказано в допуске к участию в аукционе по следующим основаниям:
"1. Заказчиком в техническом задании установлено требование применения для устройства нижнего слоя покрытия щебня из изверженных горных пород марки по прочности: не менее М1000 и битум БНД 60/90.
Участник размещения заказа не указал марку щебня, применяемого для устройства нижнего слоя покрытия.
2. Заказчик в требованиях к техническим характеристикам материалов (товаров), предлагаемых к использованияю при выполнении работ в позициях N4, N5 "Щебень шлаковый для дорожного строительства М600 по ГОСТ3344-83" установил показатель:
Суммарная удельная эффективная активность естественных радионуклеидов*: до 1500Бк/кг.
В заявке участник размещения заказа по позициям N1,N8 указал значение показателя, не соответствующее установленным заказчиком требований, предложив:
Суммарная удельная эффективная активность естественных радионуклеидов*: 380-730 Бк/кг.
3. Заказчик в требованиях к техническим характеристикам материалов (товаров), предлагаемых к использованияю при выполнении работ в позициях N7 "Песок для строительных работ природный по ГОСТ 8736-93 и СП 34.13330.2012" установил показатель:
Суммарная удельная эффективная активность естественных радионуклеидов*: до 1500Бк/кг.
В заявке участник размещения заказа по позициям N1,N8 указал значение показателя, не соответствующее установленным заказчиком требований, предложив:
Суммарная удельная эффективная активность естественных радионуклидов*: 380-730 Бк/кг".
Также из протокола рассмотрения заявок следует, что аукционная комиссия Заказчика сделала вывод о несоответствии вышеназванных позиций заявки N4 требованиям документации об аукционе на основании следующего:
"В соответствии с инструкцией по заполнению заявки, участник размещения заказа представляет в заявке сведения о конкретных показателях товаров, соответствующие значениям технических характеристик, установленным для определения соответствия материалов (товара) потребностям заказчика в Приложении N2 "Техническое задание" к документации об аукционе в электронной форме в требованиях к характеристикам материалов (товара) и техническом задании.
В соответствии с инструкцией при заполнении заявки участник размещения заказа руководствуется требованиями перечня нормативно-технической документации, обязательной при выполнении дорожно-строительных работ, приведенного в Приложении N6 к проекту государственного контракта.
Согласно п. 85 перечня нормативно-технической документации, обязательной при выполнении дорожных работ, ГОСТа 30108-94 "Матреиалы и изделия строительные. Определение удельной эффективной активности естественных радионуклидов" при дорожном строительстве вне населенных пунктов предусмотрена удельная эффективная активность (Аэфф): от 740 до 1500 Бк/кг.
Таким образом, в заявке участник размещения заказа по позициям NN1,8,80 представил показатель материала (товара), не соответствующий реальной удельной эффективности активности естественных радионуклидов для заявленного вида работ".
Комиссия Тамбовского УФАС России не согласна с такими выводами аукционной комиссии Заказчика, считает необоснованным отказ заявке N4 в допуске к участию в аукционе ввиду следующего.
В техническом задании - ч. 3 "требования к материалам" установлено требование применения для устройства нижнего слоя покрытия щебня из изверженных горных пород марки по прочности: не менее М1000 и битум БНД 60/90.
Из протокола рассмотрения заявок, а также из пояснений Заказчика следует, что заявка N4 была отклонена в связи с тем, что участник размещения заказа не указал марку щебня, применяемого для устройства нижнего слоя покрытия. Из содержания заявки N4 также невозможно установить щебень каких именно пород будет применяться -изверженных, осадочных либо метаморфических.
Комиссия Тамбовского УФАС России считает, что в заявке Заявителя предложен щебень, соответствующий требованиям документации об аукционе, в том числе техническому заданию.
Так, Заявитель в своей заявке N4 по позиции 52 предложил "Щебень из природного камня для строительных работ М1400 по ГОСТ 8267-93", что и требовал Заказчик.
При этом, Комиссия Тамбовского УФАС России отмечает, что в соответствии с ГОСТ 8267-93 "Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ" единственным щебнем из природного камня, который имеет марку М1400, является щебень из изверженных пород.
Поскольку Заявитель в своей заявке предложил для использования в работе щебень из природного камня М1400, что однозначно определяет щебень из изверженных пород, необходимый Заказчику.
Позициями N4 и N5 требований к техническим характеристикам материалов (товаров) установлены требования к товару "Щебень шлаковый для дорожного строительства М600 по ГОСТ 3344-83", в том числе - "Суммарная удельная эффективная активность естественных радионуклидов*: до 1500Бк/кг".
Позицией N7 требований установлены требования к товару "Песок для строительных работ природный по ГОСТ 8736-93 и СП 34.13330.2012", в том числе: "Суммарная удельная эффективная активность естественных радионуклидов*: до 1500Бк/кг".
Согласно инструкции по заполнению заявки символ "*" в требованиях к техническим характеристикам материалов обозначает, что для показателей с таким знаком, значения которых не являются статичными величинами, участник размещения заказа представляет в заявке сведения о конкретных показателях товаров в форме конкретных значений либо описывает значение диапазоном возможных значений.
При этом, требования к определению удельной эффективной активности естественных радионуклидов неорганических сыпучих строительных материалов (щебень, гравий, песок, цемент и д.р.) установлены в ГОСТ 30108-94 "Материалы и изделия строительные. Определение удельной эффективной активности естественных радионуклидов".
Согласно Приложению А ГОСТ 30108-94 критерии для принятия решения об использовании строительных материалов согласно гигиенических нормативов следующие:
"Удельная эффективная активность (Афф) до 370 Бк/кг - область применения - все виды строительства; класс материала I;
Удельная эффективная активность (Аэфф) св. 370 до 740 Бк/кг - область применения - дорожное строительство в пределах населенных пунктов и зон перспективной застройки, строительство производственных сооружений; класс материала II;
Удельная эффективная активность (Аэфф) св. 740 до 1500 Бк/кг - область применения - дорожное строительство вне населенных пунктов; класс материала III;
Удельная эффективная активность (Аэфф) св. 1500 до 4000 Бк/кг - область применения - вопрос об использовании материала решается с Госкомсанэпиднадзором; класс материала IV".
Анализ положений указанного ГОСТа позволяет сделать вывод, что чем ниже значение Аэфф, тем безопасней материал. Материал определенного класса может применяться не только непосредственно в том виде строительства, который указан для него в ГОСТе, но и в областях, где допускается использование более низких по классу Аэфф (больших по модулю) материалов.
С учетом изложенного, применение в дорожном строительстве вне населенных пунктов строительных материалов с классом Аэфф I или II не противоречит стандарту. Указание области применения у материалов со вторым классом активности "дорожное строительство в пределах населенных пунктов и зонах перспективной застройки, строительство производственных сооружений" не означает, что такие материалы нельзя применять в дорожном строительстве вне населенных пунктов.
Кроме того, в документации об аукционе (часть 3 технического задания) указано, что удельная активность радионуклидов всех видов строительных материалов и изделий из них не должна превышать значений, установленных ГОСТ 30108-94. В данном случае, Заявитель в заявке предложил значение ниже предельного (фактически предложен материал второго класса Аэфф), установленного Заказчиком, т.е. выполнил требования документации об аукционе.
Таким образом, участник предложил к поставке товар с характеристиками, полностью соответствующими требованиям документации об аукционе, недостоверность данных сведений не установлена.
С учетом изложенного, у аукционной комиссии отсутствовали правовые основания для отказа Заявителю в допуске к участию в аукционе. Решение аукционной комиссии принято в нарушение ч.5 ст.41.9 Закона о размещении заказов.
2. Кроме того, Комиссией Тамбовского УФАС России установлено, что аукционной комиссией заказчика необоснованно допущена заявка участника размещения заказа, претендующая на заключение контракта.
В соответствии с частью 5 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к участникам размещения заказа, установленные в соответствии со статьей 11 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов при размещении заказа путем проведения торгов устанавливаются обязательные требования к участникам размещения заказа о соответствии участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.
Во исполнение указанных норм Закона о размещении заказов Заказчиком в разделе 1 документации об аукционе установил требование о предоставлении участниками во второй части заявки копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона о размещении заказов - "Копию свидетельств о допусках к работам по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (Перечень видов работ, утвержденного приказом Минрегиона России от 30 декабря 2009 года N624 ): 33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком); 33.2 транспортное строительство; 33.2.1 Автомобильные дороги и объекты инфраструктуры автомобильного транспорта; 33.4 объекты электроснабжения до 110 кВ включительно".
По результатам проведения аукциона 06.12.2013 единственным участником, сделавшим ценовое предложение, был участник N2, предложивший цену контракта 474 186 393.80 рублей.
По результатам подведения итогов аукциона 06.12.2013 вторая часть заявки N2 была признана соответствующей требованиям документации об аукционе, аукцион был признан несостоявшимся, принято решение о заключении контракта с участником, подавшим заявку N2.
Анализ второй части заявки N2 - ООО "ТамбовСтройМеханизация" показал, что участник аукциона представил свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Согласно приложению, свидетельство выдано на такие виды работ, как: 25. Устройство автомобильных дорог и аэродромов, 25.1 работа по устройству земляного полотна для автомобильных дорог, перронов аэропортов, взлетно-посадчных полос; 25.2 Устройство оснований автомобильных дорог; 25.4 Устройство покрытий автомобильных дорог, в том числе укрепляемых вяжущими материалами; 25.6 Устройство дренажных, водосборных, водопропускных устройств; 25.7 Устройство защитных ограждений и элементов обустройства автомобильных дорог; 25.8 Устройство разметки проезжей части автомобильных дорог.
В нарушение требований документации об аукционе и Закона о размещении заказов вторая часть заявки N2 не содержит копий свидетельства о допуске к работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком).
В соответствии с п.2 ч. 6 ст. 41.11 Закона о размещении заказов заявка на участие в открытом аукционе в электронной форме признается не соответствующей требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, в случае несоответствия участника размещения заказа требованиям, установленным в соответствии со статьей 11 настоящего Федерального закона.
С учетом изложенного, аукционная комиссия неправомерно признала вторую часть заявки N2 соответствующей требованиям, установленным документацией об аукционе. Решение аукционной комиссии принято в нарушение п. 2 ч.6 ст.41.11 Закона о размещении заказов.
В действиях членов аукционной комиссии Заказчика содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 17, 57, 60 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", Комиссия Тамбовского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "РостовАвтоДорСтрой" обоснованной.
2. Признать аукционную комиссию Заказчика нарушившей требования ч. 5 ст. 41.9, п. 2 ч.6 ст.41.11 Закона о размещении заказов.
3. Выдать заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о размещении заказов.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тамбовского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ.
В соответствии с частью 9 статьи 60 Закона о размещении заказов настоящее решение в течение трех месяцев со дня его принятия может быть обжаловано в Арбитражный суд Тамбовской области, находящийся по адресу: 392000 г.Тамбов, ул.Пензенская, 67/12.
Председатель комиссии |
Е.А. Гречишникова |
|
|
Члены комиссии |
Н.Н. Колодина |
|
|
|
К.И. Мурзин |
|
|
|
В.В. Иванов |
|
|
|
К.Г. Харитонова |
|
|
|
|
Исп.: Харитонова К.Г., тел. 72-73-44
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 18 декабря 2013 г. N РЗ-326/13
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.12.2013