Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 25 декабря 2013 г. N РЗ-334/13
Резолютивная часть решения оглашена "20" декабря 2013 года
В полном объеме решение изготовлено "25" декабря 2013 года
г. Тамбов
Комиссия по контролю в сфере размещения заказов Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - Тамбовское УФАС России) в составе:
председатель - руководитель Гречишникова Е.А.,
члены:
заместитель руководителя - начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов Мазаева С.В.,
заместитель руководителя - начальник отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Колодина Н.Н.,
заместитель начальника отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Иванов В.В.,
ведущий специалист - эксперт отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Гончарова С.В.,
специалист 1 разряда отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Абанкин А.А.,
в присутствии представителей:
ФКУ Упрдор "Каспий" <_>,
ООО "Донснаб" <_>,
рассмотрев жалобу ООО "Донснаб" (далее - Заявитель) на действия ФКУ Упрдор "Каспий" (далее и ранее - Заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме N 0364100001813000104 и проведя в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
Федеральное казенное учреждение "Управление автомобильной магистрали Москва-Волгоград Федерального дорожного агентства" (ранее и далее - Упрдор "Каспий") 05.12.2013 опубликовало на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru и на электронной торговой площадке ЗАО "ММВБ - Информационные технологии" http://www.etp-micex.ru извещение N 0364100001813000104 о проведении открытого аукциона в электронной форме на капитальный ремонт автомобильной дороги Р-228 Сызрань - Саратов - Волгоград км 592+800 - км 602+000, Волгоградская область (далее - Аукцион). Начальная (максимальная) цена контракта - 421 330 715,00 рублей.
ООО "Донснаб", считая документацию об аукционе несоответствующей требованиям законодательства о размещении заказов, обратилось с жалобой в антимонопольный орган, указав на нарушение его прав и законных интересов из-за неясности в сроках и порядке оплаты:
- в п. 4.1 Государственного контракта Заказчик осуществляет финансирование по настоящему Контракту из средств федерального бюджета в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доводимых ежегодно главным распорядителем бюджетных средств в установленные сроки;
- в п. 4.3 Государственного контракта Заказчик производит авансирование Подрядчику в размере 30% от лимитов бюджетных обязательств, доведенных на соответствующий финансовый год;
- в п. 4.6 Государственного контракта промежуточные платежи в рамках настоящего Контракта осуществляются Заказчиком на основании предъявленных Подрядчиком и принятых Заказчиком объемов выполненных работ, в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных Заказчику на текущий финансовый год и объемов финансирования, полученных от главного распорядителя средств федерального бюджета;
- не определены сроки оплаты работ.
Заявитель считает, что отсыл Заказчика к лимитам бюджетных обязательств, а не к цене контракта, может привести к изменению цены контракта и оплаты выполненных работ в случае уменьшения лимитов бюджетных обязательств, не позволяющих обеспечить выполнение условий контракта, в том числе цены.
Заказчик с доводами жалобы не согласился, считая ее необоснованной.
Комиссия Тамбовского УФАС России, рассмотрев жалобу, возражения на нее и материалы Аукциона, а также проведя в соответствии с ч. 5 ст. 17 Закона о размещении заказа внеплановую проверку, приходит к следующим выводам.
1. В соответствии с п. 8 ч. 4 ст. 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частью 3 настоящей статьи сведениями должна содержать следующие сведения о товарах, работах, об услугах, соответственно на поставку, выполнение, оказание которых размещается заказ, и об условиях исполнения контракта: форма, сроки и порядок оплаты товара, работ, услуг.
Следовательно, требования Закона о размещении заказов предусматривают обязательность четко прописанных требований по исполнению Заказчиком своих обязательств по порядку и срокам оплаты работ, являющихся предметом контракта.
Комиссия Тамбовского УФАС России не согласно с доводами Заявителя об отсутствии сроков оплаты по контракту.
В документации об аукционе пунктом 4.9 части 4 "Порядок оплаты работ" проекта Контракта установлено, что Заказчик осуществляет текущий платеж в течение 20 календарных дней с момента подписания Справки о выполненных работах по форме КС-3. Этим же пунктом установлено, что окончательный расчет производится в месячный срок после приемки Объекта капитального строительства.
Указанный раздел 4 "Порядок оплаты работ" проекта контракта содержит полную регламентацию действий Подрядчика и Заказчика в части сдачи-приемки выполненных работ по каждому этапу, в части поэтапной и окончательной оплаты, а также сроков.
Таким образом, промежуточный и окончательный сроки оплаты выполненных работ по настоящему контракту документацией установлены.
Однако, в рассматриваемой документации об аукционе отсутствуют порядок выдачи аванса, предусмотренного в документации об аукционе, и сроки авансирования.
Так, документацией об аукционе, а именно пунктом 4.3 части 4 "Порядок оплаты работ" проекта, контракта установлено, что Заказчик производит авансирование подрядчику в размере 30% от лимитов бюджетных обязательств, доведенных на соответствующий финансовый год. Пунктом 4.4 части 4 "Порядок оплаты работ" установлено, что конкретные расходы в рамках авансового платежа указываются в запросе на получение этих платежей, направляемом Подрядчиком Заказчику.
Иной информации о необходимости обращения Подрядчика о выдаче аванса, порядке его рассмотрения и сроках перечисления денежных средств Заказчиком подрядчику, в случае удовлетворительного рассмотрения запроса Подрядчика о получении аванса, документация об аукционе не содержит.
Таким образом, Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу о том, что документация об аукционе не содержит сведения, обязательные в силу п. 8 ч. 4 ст. 41.6 Закона о размещении заказов, так как нет четко установленных правил и сроков авансового платежа.
2. Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу о неправомерной привязке оплаты по контракту, в т.ч. авансирования, к лимитам бюджетных обязательств.
Пунктом 4.3 проекта контракта установлено, что Заказчик производит авансирование Подрядчику в размере 30% от лимитов бюджетных обязательств, доведенных на соответствующий финансовый год.
Пунктом 4.6 проекта контракта установлено, что промежуточные платежи в рамках настоящего Контракта осуществляются Заказчиком на основании предъявленных Подрядчиком и принятых Заказчиком объемов выполненных работ, в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных Заказчику на текущий финансовый год и объемов финансирования, полученных от главного распорядителя средств федерального бюджета.
Кроме того, пунктом 16.1 проекта Государственного контракта установлены случаи освобождения сторон от ответственности за частичное или полное неисполнение/ненадлежащее исполнение своих обязательств по контракту, если оно явилось следствием обстоятельств непреодолимой силы, а также предусмотрено следующее: "При этом по взаимному согласию сторон Стороны установили, что изменение (сокращение лимитов капитальных вложений (лимитов бюджетных обязательств) либо не своевременное их доведение до Заказчика являются обстоятельствами непреодолимой силы, безусловно подтверждающими отсутствие вины Заказчика в части обязательств по оплате стоимости работ в установленном настоящим Контрактом порядке и сроки, а также исполнения других денежных обязательств по Контракту, что освобождает его от предусмотренной настоящим Контрактом и/или законом ответственности".
Приведенные положения документации об аукционе не предусмотрены действующим законодательством, в том числе законодательством о размещении заказов, и нарушают права и законные интересы участников размещения заказа из-за возможности несоблюдения установленных документацией об аукционе сроков и объема оплаты по контракту в случае недофинансирования или задержки финансирования Заказчика.
Исходя из этого, Комиссия Тамбовского УФАС России считает неправомерными данные положения проекта контракта, поскольку они незаконно предопределяют возможность снижения цены контракта или сроков оплаты по причине сокращения лимитов бюджетных обязательств.
В соответствии с ч. 2 ст. 41.12 Закона о размещении заказов Заказчик, уполномоченный орган в течение пяти дней со дня размещения на электронной площадке указанного в части 8 статьи 41.11 настоящего Федерального закона протокола направляют оператору электронной площадки без подписи заказчика проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником открытого аукциона, с которым заключается контракт, сведений о товаре (товарный знак и (или) конкретные показатели товара), указанных в заявке на участие в открытом аукционе в электронной форме такого участника, в проект контракта, прилагаемого к документации об открытом аукционе в электронной форме.
В соответствии с ч. 4.1 ст. 9 Закона о размещении заказов цена контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения, за исключением случаев, прямо поименованных в данной статье. К указанным случаям возможного изменения цены контракта не относится данный аукцион и положения его документации. Указанная статья Закона о размещении заказов устанавливает, что цена контракта может быть снижена исключительно по соглашению сторон.
Однако, п.п. 4.3, п.п. 4.6 и п.п. 16.1 проекта Государственного контракта обязывают Подрядчика принять иной порядок оплаты - не от цены контракта, а от лимитов бюджетных обязательств, что является недопустимым, так как нарушает установленный порядок, а также права и законные интересы участников размещения заказа.
3. В соответствии с п.1 ч. 3 ст. 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме в соответствии с частями 4 и 6 статьи 41.8 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению.
Часть 1 "Требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме в соответствии со ст. 41.8 Федерального закона N 94-ФЗ от 21.07.2005 г. и инструкция по ее заполнению" рассматриваемой документации об аукционе в электронной форме содержит "Инструкцию по заполнению заявки участником размещения заказа" (далее - Инструкция).
По мнению Комиссии Тамбовского УФАС России, содержание инструкции не соответствует смыслу ее предназначения, поскольку не разъясняет, а запутывает участников размещения заказа.
В Инструкции содержится следующий текст: "Перечисление через запятую означает, что из перечисленных значений показателя (если это определено ГОСТами) соответствуют все значения, любые несколько или одно значение из перечисленных. Кроме случаев, когда Заказчик установил несколько значений показателей (перечисление через запятую) в соответствии с проектной документацией".
Приведенная часть Инструкции носит неясный и неопределённый смысл, в результате чего практическое понимание и применение может стать причиной отказа в допуске к участию в аукционе.
Инструкция по заполнению заявки должна носить не формальный характер, а действительно разъяснять участникам размещения заказа, какие конкретно сведения следует указывать участникам размещения заказа в заявках, по каким позициям, в каком виде, количестве и последовательности, а также предупреждать возможные неясности документации об аукционе и её требования при заполнении заявок.
Комиссия Тамбовского УФАС России считает, что установленная документацией об аукционе Инструкция по заполнению заявки на участие в аукционе может привести к трудностям заполнения заявок на участие в аукционе и привести к отклонению заявок. Заказчик должным образом не сформулировал в инструкции по заполнению заявки исчерпывающие требования, однозначно определяющие внесение сведений в заявку, в том числе в части указания необходимых данных и характеристик о предлагаемых товарах, которые будут применяться при выполнении работ, что нарушает требования п. 1 ч. 3 ст. 41.6 Закона о размещении заказов.
Таким образом, вышеизложенные положения документации об аукционе создают препятствие для участия в торгах, ограничивают количество участников размещения заказа.
Комиссия Тамбовского УФАС России считает, что отдельные положения документации об аукционе требуют изменений, в связи с чем принято решение о выдаче заказчику предписания об устранении нарушений законодательства о размещении заказов.
В действиях должностного лица Заказчика, утвердившего документацию об аукционе, содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 17, 57, 60 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", Комиссия Тамбовского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Донснаб" обоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим ч. 4.1 ст. 9, п.1 ч. 3 ст. 41.6, п. 8 ч. 4 ст. 41.6 Закона о размещении заказов.
3. Выдать Заказчику, оператору ЭТП предписание в срок до 20 января об устранении нарушений законодательства о размещении заказов
4. Передать материалы лицу, уполномоченному возбуждать дела об административных правонарушениях, для возбуждения дела об административном правонарушении по ч. 4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
В соответствии с частью 9 статьи 60 Закона о размещении заказов решение, принятое Комиссией по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) Заказчика, в течение трех месяцев со дня его принятия может быть обжаловано заинтересованными лицами в Арбитражный суд Тамбовской области, находящийся по адресу: 392000 г.Тамбов, ул.Пензенская, 67/12.
Председатель комиссии Е.А. Гречишникова
Члены комиссии С.В. Мазаева
Н.Н. Колодина
В.В. Иванов
С.В. Гончарова
А.А. Абанкин
Исп.: А.А. Абанкин тел: 8 (4752) 72-73-44
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 25 декабря 2013 г. N РЗ-334/13
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.12.2013