Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области от 17 декабря 2013 г. N 04-07/184-2013
Комиссия по контролю в сфере размещения заказов Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия) в составе:
|
|
|
|
|
|
|
|
рассмотрев жалобу ООО "ДиМедика" от 11.12.2013 года исх. N 1359 (вх. N 6040 от 11.12.2013 года) на действия заказчика - Государственное учреждение здравоохранения "Детская стоматологическая поликлиника N 1 г. Тулы", уполномоченного органа - комитета государственного заказа Тульской области при размещении заказа в форме открытого аукциона в электронной форме среди субъектов малого предпринимательства на право заключения контракта на поставку анестезирующих средств (заказ N 0166200000113006544), руководствуясь статьёй 60 Федерального закона от 21.07.2005 года N 94 - ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 года N 498 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений" (далее - Административный регламент), в присутствии:
-
УСТАНОВИЛА:
В Тульское УФАС России поступила жалоба ООО "ДиМедика" (далее - Заявитель) от 11.12.2013 года исх. N 1359 (вх. N 6040 от 11.12.2013 года) на действия Государственного учреждения здравоохранения "Детская стоматологическая поликлиника N 1 г. Тулы" (далее - Заказчик), комитета государственного заказа
Тульской области (далее - Уполномоченный орган) при размещении заказа в форме открытого аукциона в электронной форме среди субъектов малого предпринимательства на право заключения контракта на поставку анестезирующих средств (заказ N 0166200000113006544) (далее - открытый аукцион в электронной форме), из которой установлено следующее.
В подпунктах 1, 2 пункта 2 "Требования к качественным и функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара" части III "Техническая часть документации об открытом аукционе в электронной форме" документации об открытом аукционе в электронной форме установлены требования к наименованию показателя - "Количество лекарственного препарата во вторичной (потребительской) упаковке, картридж", требуемое значение - "100".
По мнению Заявителя, вторичная упаковка не влияет на потребительские свойства лекарственного средства, а указанные требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа, предлагающих препараты, упакованные другим количеством.
Требования к товару, установленные в пункте 2 части III "Техническая часть документации об открытом аукционе в электронной форме" документации об открытом аукционе в электронной форме, сформированы таким образом, что по совокупности характеристик им отвечает по позиции 1 только лекарственный препарат с торговым наименованием "Ультракаин Д-С", а по позиции 2 только лекарственный препарат с торговым наименованием "Ультракаин Д-С Форте", что нарушает права Заявителя, так как в данных позициях не предусмотрена возможность поставки эквивалентного товара.
Установление в документации об открытом аукционе в электронной форме подобных требований к закупаемому товару является нарушением части 3.1 статьи 34 Закона, согласно которой документация об открытом аукционе в электронной форме не может содержать требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Заявитель также полагает, что положения пунктов 2.1, 4.6, 5.1.6 части IV "Проект контракта" документации об открытом аукционе в электронной форме могут повлечь невозможность своевременной поставки товара поставщиками, территориально удаленными от места приемки товара.
Заявитель считает, что пункт 8.3 части IV "Проект контракта" документации об открытом аукционе в электронной форме предусматривает неравную ответственность для заказчика и поставщика при невыполнении своих обязательств и ставит поставщика в заранее невыгодные условия при заключении контракта, что противоречит части 11 статьи 9 Закона.
Заявитель просит признать жалобу ООО "ДиМедика" обоснованной, приостановить проведение открытого аукциона в электронной форме до рассмотрения жалобы и выдать Заказчику предписание об устранения вышеуказанных нарушений Закона.
Представители Уполномоченного органа, Заказчика, присутствующие на заседании Комиссии, не согласились с доводами жалобы ООО "ДиМедика", считая действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении открытого аукциона в электронной форме (заказ N 0166200000113006544) полностью законными и обоснованными, просили признать жалобу ООО "ДиМедика" необоснованной по основаниям, изложенным в возражениях Уполномоченного органа от 16.12.2013 года исх. N 40-01-15/1515 и объяснениях Заказчика от 16.12.2013 года N 503 на рассматриваемую жалобу.
При этом представители Заказчика пояснили, что требования к вторичной упаковке закупаемого товара предъявлены с целью исключения поставки товара (картриджей) без таковой. Отсутствие вторичной упаковки может привести к неудобству при хранении картриджей на складе. Количество картриджей во вторичной упаковке, отличное от заявленного в части III "Техническая часть документации об открытом аукционе в электронной форме" документации об открытом аукционе в электронной форме, не повлияет на качественные и потребительские свойства закупаемого товара и, соответственно, на результаты открытого аукциона в электронной форме.
Так же представитель Заказчика пояснил, что в частности показатели по дозировке и объему лекарственного препарата в первичной упаковке, указанные в пункте 2 части III "Техническая часть документации об открытом аукционе в электронной форме" документации об открытом аукционе в электронной форме, соответствуют товару нескольких производителей.
Условия по срокам и порядку поставки товара в пунктах 2.1, 4.6, 5.1.6 части IV "Проект контракта" документации об открытом аукционе в электронной форме установлены во избежание затягивания сроков поставки товара.
Так же представитель Заказчика пояснил, что размер пени 0,5% от цены контракта за каждый день просрочки, предъявляемый к поставщику, определен протоколом совещания от 23.01.2013 года N 13, проводимого губернатором Тульской области.
Изучив представленные в Управление Федеральной антимонопольной службы по Тульской области документы, заслушав доводы участников рассмотрения данной жалобы, а также на основании проведенной Комиссией в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона внеплановой проверки данного размещения заказа (заказ N 0166200000113006544) по вопросу соблюдения Заказчиком, Уполномоченным органом требований Закона при размещении вышеуказанного заказа, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу Положения о порядке взаимодействия органа исполнительной власти Тульской области, уполномоченного на осуществление функций по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд государственных и иных заказчиков Тульской области, и государственных и иных заказчиков, утвержденного Постановлением правительства Тульской области от 07.10.2011 года N 20 (в редакции Постановлений правительства Тульской области от 31.07.2012 года N 411, от 19.02.2013 года N 47, от 09.04.2013 года N 152), комитет государственного заказа Тульской области в целях исполнения государственной функции по размещению заказов, в том числе:
- осуществляет проверку установления заказчиками требований к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требований к их безопасности, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требований к результатам работ и иным показателям, связанным с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг действующему законодательству;
- принимает и рассматривает заявки заказчиков на размещение заказа и иные документы, необходимые для проведения уполномоченным органом процедур торгов и запроса котировок;
- возвращает заказчикам заявки на размещение заказа и иные документы в случае их неполноты или несоответствия действующему законодательству о размещении заказов, плану-графику размещения заказов на текущий год;
- на основе представленных заказчиками документов разрабатывает и утверждает конкурсную документацию, документацию об аукционе в электронной форме, извещение о проведении запроса котировок;
- принимает решение об отказе от проведения конкурса, аукциона в электронной форме в порядке, предусмотренном действующим законодательством о размещении заказов;
- разрабатывает с привлечением заказчиков разъяснения положений конкурсной документации, документации об аукционе в электронной форме; размещает разъяснения положений конкурсной документации, документации об аукционе в электронной форме на официальном сайте;
- принимает решение о внесении изменений в извещение о проведении конкурса, конкурсную документацию, извещение о проведении аукциона в электронной форме, документацию об аукционе в электронной форме в порядке, предусмотренном действующим законодательством о размещении заказов.
Согласно Положению о порядке взаимодействия органа исполнительной власти Тульской области, уполномоченного на осуществление функций по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд государственных и иных заказчиков Тульской области, и государственных и иных заказчиков, утвержденному Постановлением правительства Тульской области от 07.10.2011 года N 20 (в редакции Постановлений правительства Тульской области от 31.07.2012 года N 411, от 19.02.2013 года N 47, от 09.04.2013 года N 152), заказчики, в том числе:
- составляют по утвержденной форме и направляют в уполномоченный орган заявку на проведение торгов в форме конкурса, аукциона в электронной форме, а также размещения заказа без проведения торгов (запрос котировок), к которой прилагается техническая часть конкурсной документации (документации об аукционе в электронной форме, извещения о проведении запроса котировок) и проект контракта;
- несут ответственность, установленную действующим законодательством, за определение (обоснование) начальных (максимальных) цен контрактов (цен лотов), формирование требований к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требований к их безопасности, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требований к результатам работ и иным показателям, связанным с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчиков, а также техническую часть конкурсной документации, документации об аукционе в электронной форме, извещения о проведении запроса котировок и проект контракта;
- вносят в уполномоченный орган предложения о необходимости внесения изменений в извещение о проведении конкурса, конкурсную документацию, извещение о проведении аукциона в электронной форме, документацию об аукционе в электронной форме;
- направляют в уполномоченный орган по его запросу разъяснения положений конкурсной документации, документации об аукционе в электронной форме в части технического задания или проекта контракта;
- вносят в уполномоченный орган предложение об отказе от проведения конкурса, аукциона в электронной форме в установленные действующим законодательством сроки;
- осуществляют взаимодействие с операторами электронных площадок по обмену документами при проведении аукционов в электронной форме в порядке, установленном действующим законодательством и регламентами электронных площадок;
- направляют оператору электронной площадки в порядке, установленном законодательством о размещении заказов, подписанные электронной подписью заказчика проекты контрактов, прилагаемые к документации об аукционе в электронной форме;
- по итогам проведения торгов заключают контракты в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Приказом комитета государственного заказа Тульской области от 04.12.2013 года N 7238 объявлен открытый аукцион в электронной форме среди субъектов малого предпринимательства на право заключения контракта на поставку анестезирующих средств с Реестровым номером торгов ЭА-6163-13; создана Аукционная комиссия, определен ее состав.
Документация об открытом аукционе в электронной форме среди субъектов малого предпринимательства на право заключения контракта на поставку анестезирующих средств с Реестровым номером торгов ЭА-6163-13 04.12.2013 года утверждена председателем комитета государственного заказа Тульской области.
Извещение и документация об открытом аукционе в электронной форме среди субъектов малого предпринимательства на право заключения контракта на поставку анестезирующих средств (заказ N 0166200000113006544) размещены 05.12.2013 года на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 532 565,00 рублей.
Предметом размещения данного заказа является поставка анестезирующих средств.
Заказчиком в Уполномоченный орган направлена заявка на размещение заказа на проведение открытого аукциона в электронной форме среди субъектов малого предпринимательства на право заключения контракта на поставку анестезирующих средств. В состав указанной заявки, в том числе, входит разработанное Заказчиком Техническое задание на поставку лекарственных препаратов.
В пункте 2 "Требования к качественным и функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара" части III "Техническая часть документации об открытом аукционе в электронной форме" документации об открытом аукционе в электронной форме установлены наименования показателей и требуемые значения товара, в том числе:
- подпункт 1.3. "Количество лекарственного препарата во вторичной (потребительской) упаковке, картридж" - "100",
- подпункт 2.3. "Количество лекарственного препарата во вторичной (потребительской) упаковке, картридж" - "100".
В пункте 2 "Требования к качественным и функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара" части III "Техническая часть документации об открытом аукционе в электронной форме" документации об открытом аукционе в
электронной форме содержится инструкция по заполнению первой части заявки, которая устанавливает, что в столбце "Требуемое значение" участник размещения заказа указывает конкретные значения показателей предлагаемого к поставке товара. Не допускается указание конкретных значений диапазонами, а так же неоднозначные и двусмысленные трактования, также не допускается использование слов "и", "или", "не более", "не менее" и т.д., за исключением случаев, если такие значения показателей установлены в инструкции на лекарственный препарат, зарегистрированный в установленном порядке. Показатели, по которым в документации об открытом аукционе в электронной форме указаны конкретные значения, участник размещения заказа должен указать в своей заявке на участие в аукционе без изменений.
Исходя из указанных положений документации об открытом аукционе в электронной форме, аукционная комиссия, которая в силу части 1 статьи 41.9 Закона проверяет первые части заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, содержащие предусмотренные частью 4 статьи 41.8 Закона сведения, на соответствие требованиям, установленным документацией об аукционе, в отношении товаров, на поставку которых размещается заказ, не имеет правовых оснований для допуска участника размещения заказа к участию в открытом аукционе в электронной форме при наличии в его заявке иного количества лекарственного препарата во вторичной (потребительской) упаковке.
В силу пункта 1 части 4 статьи 41.6 Закона документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом право заказчика устанавливать требования к количеству лекарственного препарата во вторичной (потребительской) упаковке не является абсолютным и подлежит применению с учетом иных норм права. Установление требований к количеству лекарственного препарата во вторичной (потребительской) упаковке должно быть обусловлено потребностями заказчика и быть обоснованным.
Комиссия приходит к выводу, что количество лекарственного препарата во вторичной (потребительской) упаковке не влияет на его качественные и потребительские свойства, что свидетельствует об установлении излишней детализации характеристик поставляемого товара (излишних требований к количеству лекарственного препарата во вторичной (потребительской) упаковке). При этом указанный факт не отрицается Заказчиком, более того, на заседании Комиссии Заказчик пояснил, что количество картриджей во вторичной упаковке, отличное от заявленного в части III "Техническая часть документации об открытом аукционе в электронной форме" документации об открытом аукционе в электронной форме, не повлияет на качественные и потребительские свойства закупаемого товара, а требования к вторичной упаковке закупаемого товара предъявлены лишь с целью исключения поставки товара (картриджей) без таковой.
Таким образом, Заказчиком нарушены положения пункта 1 части 4 статьи 41.6 Закона.
Одновременно Комиссия установила, что в подпунктах 1.2, 2.2. пункта 2 "Требования к качественным и функциональным характеристикам (потребительским
свойствам) товара" части III "Техническая часть документации об открытом аукционе в электронной форме" документации об открытом аукционе в электронной форме установлено наименование показателя "Дозировка" и требуемые значения данного показателя, а именно:
- подпункт 1.2. "Дозировка" - "40 мг+0.005 мг/мл",
- подпункт 2.2. "Дозировка" - "40 мг+0.01 мг/мл".
В состав заявки на размещение заказа на проведение открытого аукциона в электронной форме среди субъектов малого предпринимательства на право заключения контракта на поставку анестезирующих средств, направленной Заказчиком в Уполномоченный орган, в том числе, входит "Обоснование функциональных и качественных характеристик товара", согласно которому указанные в пункте 2 "Требования к качественным и функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара" части III "Техническая часть документации об открытом аукционе в электронной форме" документации об открытом аукционе в электронной форме наименования показателей и их требуемые значения соответствуют двум производителям. Доказательств обратного Заявителем на заседание Комиссии не представлено. Также как и не представлено доказательств невозможности поставки Заявителем товаров, требуемых Заказчику в соответствии с документацией об открытом аукционе в электронной форме, при условии, что предметом данного открытого аукциона в электронной форме является не производство товара, а его поставка.
Следовательно, доводы жалобы Заявителя о соответствии товаров, указанных в в подпунктах 1 и 2 пункта 2 "Требования к качественным и функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара" части III "Техническая часть документации об открытом аукционе в электронной форме" документации об открытом аукционе в электронной форме, только одному лекарственному препарату с торговым наименованием, соответственно, "Ультракаин Д-С" и "Ультракаин Д-С Форте", что ограничивает количество участников размещения данного заказа, не нашли своего подтверждения.
Комиссия установила, что в пунктах 2.1, 4.6, 5.1.6 части IV "Проект контракта" документации об открытом аукционе в электронной форме установлены требования к срокам и порядку поставки товара, а именно: В пункте 2.1 части IV "Проект контракта" документации об открытом аукционе в электронной форме установлено, что срок поставки Товара: с момента заключения контракта до 30 июня 2014 года. Поставка товара осуществляется отдельными партиями, в течение десяти дней со дня направления заказчиком заявки в адрес поставщика. Периодичность поставок товара: не более одного раза в две недели. По согласованию с поставщиком, в случае возникновения потребности, поставка осуществляется в течение трех дней со дня направления заказчиком соответствующей заявки. В пункте 4.6 части IV "Проект контракта" документации об открытом аукционе в электронной форме установлено, что замена некачественного товара осуществляется за счет Поставщика в течение 5 (пяти) рабочих дней с даты предъявления письменного требования Заказчиком. В пункте 5.1.6 части IV "Проект контракта" документации об открытом аукционе в электронной форме установлено, что в течении 5 (пяти) рабочих дней с даты предъявления требования Заказчиком заменить Товар надлежащего качества.
При этом необходимо учитывать, что положениями законодательства в сфере размещения заказов не установлены какие-либо требования к максимальным и минимальным срокам (периодам) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, следовательно, соответствующие сроки (периоды) устанавливаются Заказчиком в документации об открытом аукционе в электронной форме с учетом его потребности.
В пункте 8.3 части IV "Проект контракта" документации об открытом аукционе в электронной форме установлено, что за нарушение сроков поставки Товара Поставщик уплачивает Заказчику пени в размере 0,5% от цены Контракта за каждый день просрочки.
На заседание Комиссии Заказчиком представлен протокол N 13 совещания, проводимого губернатором Тульской области от 23 января 2013 года, в котором указано на необходимость предусматривать в контрактах ответственность контрагентов за ненадлежащее исполнение или неисполнение в целом своих обязательств в расчете от начальной (максимальной) цены контракта, а именно:
- "пени не менее 0,5 % за каждый день просрочки исполнения обязательств и штраф в размере не менее 10%".
Изучив оспариваемые положения проекта контракта данного открытого аукциона в электронной форме, Комиссия не выявила нарушений положений части 11 статьи 9 Закона.
При этом Комиссия считает необходимым отметить, что Закон не устанавливает максимально допустимые пределы размера неустойки, а так же не регулирует вопросы, связанные с возможностью установления в проекте контракта видов неустойки и порядка взыскания неустойки.
На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями статьи 17, статьи 60 Закона и Административным регламентом, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Комиссия по контролю в сфере размещения заказов Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области не рассматривает доводы Заявителя о нарушении Заказчиком положений Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135 - ФЗ "О защите конкуренции", так как рассмотрение указанного вопроса не входит в полномочия Комиссии.
2. Признать жалобу ООО "ДиМедика" от 11.12.2013 года исх. N 1359 (вх. N 6040 от 11.12.2013 года) на действия Государственного учреждения здравоохранения "Детская стоматологическая поликлиника N 1 г. Тулы", комитета государственного заказа Тульской области при размещении заказа в форме открытого аукциона в электронной форме среди субъектов малого предпринимательства на право заключения контракта на поставку анестезирующих средств (заказ N 0166200000113006544) необоснованной.
3. В результате проведенной на основании части 5 статьи 17 Закона внеплановой проверки данного размещения заказа признать Государственное учреждение здравоохранения "Детская стоматологическая поликлиника N 1 г. Тулы" нарушившим пункт 1 части 4 статьи 41.6 Закона.
4. На основании пункта 1 части 9 статьи 17 Закона выдать Государственному учреждению здравоохранения "Детская стоматологическая поликлиника N 1 г. Тулы", комитету государственного заказа Тульской области обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения пункта 1 части 4 статьи 41.6 Закона, допущенного Заказчиком, путем внесения изменений в извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме и документацию об открытом аукционе в электронной форме среди субъектов малого предпринимательства на право заключения контракта на поставку анестезирующих средств (заказ N 0166200000113006544) и приведения требований к товару, в том числе по подпунктам 1.3, 2.3 пункта 2 "Требования к качественным и функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара" части III "Техническая часть документации об открытом аукционе в электронной форме" документации об открытом аукционе в электронной форме, в соответствие с потребностью Заказчика. При этом, в соответствии с требованиями части 5 статьи 41.5 и части 7 статьи 41.7 Закона, срок подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме среди субъектов малого предпринимательства на право заключения контракта на поставку анестезирующих средств (заказ N 0166200000113006544) должен быть продлен так, чтобы со дня размещения на официальном сайте внесенных изменений в указанные извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме и документацию об открытом аукционе в электронной форме до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме такой срок составлял не менее чем семь дней.
5. На основании пункта 1 части 9 статьи 17 Закона выдать Аукционной комиссии комитета государственного заказа Тульской области обязательное для исполнения предписания об отмене протокола рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме от 16.12.2013 года (заказ N 0166200000113006544).
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с частью 9 статьи 60 Закона.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области от 17 декабря 2013 г. N 04-07/184-2013
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.12.2013