Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 21 января 2014 г. N 13
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Тюменского УФАС России), рассмотрев жалобу ОАО "СОГАЗ" в лице его филиала в городе на действия Управления государственных закупок Тюменской области и Управления гостехнадзора Тюменской области при проведении открытого конкурса N КО-213/13 (реестровый номер заказа 0167200003413010100) на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее - открытый конкурс),
У С Т А Н О В И Л А:
В Тюменское УФАС России 15.01.2014 г. в порядке, предусмотренном главой 8 Федерального закона от 21.07.2005 N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о размещении заказов) поступила жалоба общества на действия уполномоченного органа и заказчика при проведении открытого конкурса.
Согласно ст. 113 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе) Закон о размещении заказов признан утратившим силу с 1 января 2014 года.
Частью 1 ст. 112 Закона о контрактной системе установлено, что настоящий закон применяется к отношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе или на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг либо приглашения принять участие в которых направлены после дня вступления в силу Закона о контрактной системе. К отношениям, возникшим до дня вступления в силу Закона о контрактной системе, он применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после дня его вступления в силу, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Государственные и муниципальные контракты, гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, заключенные до дня вступления в силу Закона о контрактной системе, сохраняют свою силу.
В этой связи, размещение заказов, извещения об осуществлении которых размещены на официальном сайте либо приглашения принять участие в которых направлены до 1 января 2014 года, осуществляется в соответствии с Законом о размещении заказов, что также подтверждается позицией, изложенной в совместном письме ФАС России и Министерства экономического развития Российской Федерации исх. NАД/53811/13 от 30.12.2013, исх. N29401-ЕС/Д28 от 27.12.2013.
Учитывая, что извещение о проведение открытого аукциона в электронной форме N КО-213/13 (N 0167200003413010100) опубликовано в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте РФ размещении заказов www.zakupki.gov.ru 23.12.2013 г., то есть до вступления в силу Закона о контрактной системе, жалоба заявителя рассматривается в порядке, регламентированном Законом о размещении заказов, с учетом ч.1 статьи 112 Закона о контрактной системе.
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ст. 57 и ст. 58 Закона о размещении заказов, и принята к рассмотрению. Информация о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы размещена на официальном сайте РФ размещении заказов www.zakupki.gov.ru, в адрес уполномоченного органа, заказчика и заявителя направлены уведомления о рассмотрении жалобы.
В этой связи, на основании ч.1 1 ст.112, ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, ч.5 ст.17 Закона о размещении заказов, приказа Тюменского УФАС России от 16.01.2014 г. N 16 "О проведении внеплановой проверки", комиссией по контролю в сфере закупок проводится внеплановая проверка действий уполномоченного органа и заказчика при проведении открытого конкурса N КО-213/13 (N 0167200003413010100).
Кроме того, в соответствии с ч.1 ст.112, ч. 7 ст. 106 Закона о контрактной системе, ч.4 ст. 60 Закона о размещении заказов, в адрес заказчика и уполномоченного органа направлено требование о приостановлении размещения заказа (определения поставщика) по данному конкурсу до рассмотрения Тюменским УФАС России жалобы заявителя по существу.
Как следует из жалобы, конкурсная документация не соответствует требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о размещении заказов. По мнению заявителя, наличие таких квалификационных требований к участникам размещения заказа как "количество исполненных контрактов на оказание услуг по ОСАГО владельцев автотранспортных средств в г.Тюмени за период 2011 по 2013 г. включительно", ограничивает круг предполагаемых участников конкурса и ограничивает конкуренцию между страховыми компаниями, не имеющих опыта оказания страховых услуг на территории города Тюмени.
Присутствовавший в заседании Комиссии представитель уполномоченного органа не согласился с доводами заявителя по основаниям, изложенным в письменных возражениях (исх.N 0081 от 20.11.2014 г.). Помимо этого, уполномоченным органом представлены материалы и документы по проведению обозначенного открытого конкурса.
Представитель заказчика поддержал позицию уполномоченного органа, считает жалобу заявителя необоснованной, представил в материалы дела возражения на жалобу (письмо от 21.01.2014 г. N 0068/14).
Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о размещении заказов размещение заказа может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме и без проведения торгов (запрос котировок у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).
Статья 22 Закона о размещении заказов устанавливает перечень требований к содержанию конкурсной документации.
В соответствии с ч. 2.1 статьи 22 Закона о размещении заказов не допускается включать в конкурсную документацию (в том числе и в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требования к производителю товара, к участнику размещения заказа (в том числе требования к квалификации участника размещения заказа, включая наличие у участника размещения заказа опыта работы), а также требования к его деловой репутации, требования о наличии у участника размещения заказа производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику размещения заказа предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Так, часть 4 статьи 22 указанного Закона предусматривает, что конкурсная документация в том числе, должна содержать критерии оценки заявок на участие в конкурсе, устанавливаемые в соответствии с частями 4 - 6 статьи 28 настоящего Федерального закона (пункт 14); порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе (пункт 15).
Согласно части 2 статье 28 Закона оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе осуществляются конкурсной комиссией в целях выявления лучших условий исполнения государственного или муниципального контракта в соответствии с критериями и в порядке, которые установлены конкурсной документацией.
Для определения лучших условий исполнения контракта, предложенных в заявках на участие в конкурсе, конкурсная комиссия должна оценивать и сопоставлять такие заявки в соответствии с критериями, указанными в извещении о проведении открытого конкурса и в конкурсной документации. При этом критериями оценки заявок на участие в конкурсе могут быть качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг (пункт 1.1 части 4 статьи 28 Закона о размещении заказов).
Таким образом, исходя из вышеприведенных норм следует, что заказчик вправе указать в конкурсной документации перечень сведений и документов, которыми участник размещения заказа может подтвердить "квалификацию участника конкурса", необходимой для оказания услуг, являющихся предметом контракта. Соответственно, представленные сведения и документы участником размещения заказа учитываются при оценке заявки на участие в конкурсе по критерию "квалификация участника конкурса".
При этом, Законом о размещении заказов разграничены недопустимость включения в конкурсную документацию требований к участнику размещения заказа (что является условием допуска или отказа в допуске к участию в торгах участника размещения заказа) и право заказчика установить критерий оценки заявок на участие в конкурсе (что не является условием допуска или отказа в допуске к участию в торгах участника размещения заказа, а служит только для определения лучших условий исполнения контракта, предложенных в заявках на участие в конкурсе).
Конкурсная комиссия в целях выявления лучших условий исполнения контракта при оценке и сопоставлении заявок на участие в конкурсе в соответствии с критерием, предусмотренным пунктом 1.1 части 4 статьи 28 данного Закона, вправе оценивать, в том числе, наличие у участника конкурса опыта выполнения работ, оказания услуг, наличие у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых ресурсов и иные показатели, необходимые для выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом контракта, в том числе квалификацию работников участника конкурса, в случае, если это установлено содержащимся в конкурсной документации порядком оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе (ч.4 статьи 28 Закона о размещении заказов).
Как усматривается из материалов дела, Управление государственных закупок Тюменской области, являясь уполномоченным органом, выступило организатором открытого конкурса N КО-213/13 на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств в интересах заказчика - Управления гостехнадзора Тюменской области. Информация об открытом конкурсе N КО-213/13 (с документацией об открытом конкурсе) была размещена на официальном общероссийском сайте размещения заказов в сети Интернет: http://zakupki.gov.ru, реестровый номер заказа: 0167200003413010100.
В пункте 18.11 конкурсной документации перечислены критерии (подкритерии) оценки заявок на участие в конкурсе и определена их значимость. Критериями оценки заявок являются цена контракта значимостью 80 % и квалификация участника конкурса значимостью 20 %, включающий "количество исполненных контрактов на оказание услуг по ОСАГО владельцев автотранспортных средств в г.Тюмени за период 2011 по 2013 г. включительно ( с приложением копий государственных контрактов, актов оказанных услуг, выполненных работ".
Как указал в жалобе заявитель, наличие указанного критерия оценки в составе конкурсной документации не может свидетельствовать об объективной оценке квалификации участников конкурса, поскольку страховые услуги оказываются страховыми организациями на всей территории Российской Федерации, и не все из них могут иметь опыт работы на территории конкретного субъекта (города).
В этой связи, Комиссия с учетом вышеприведенных нормативных положений приходит к выводу, что установленный заказчиком критерий оценки участников конкурса не может свидетельствовать о наличии в его действиях нарушения законодательства в сфере размещении заказов в силу того обстоятельства, что Законом о размещении заказов установлено право заказчика и уполномоченного органа самостоятельно определять как перечень критериев оценки участников конкурса, так и содержание указанных критериев.
Вместе с тем, обстоятельства, изложенные в жалобе, позволяют сделать вывод о необходимости проведения проверки и принятия процессуального решения на предмет наличия оснований для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства в части нарушения заказчиком и уполномоченным органом запретов, установленных статьей 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции".
В связи с изложенным, руководствуясь ч. 1 статьи 112 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", ч. 6 ст. 60 Закона о размещении заказов, п. 3.35. административного регламента Федеральной антимонопольной службы (ФАС России, утвержденного Приказом ФАС России от 24.07.2012 г. N 498, Комиссия Тюменского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ОАО "СОГАЗ" в лице его филиала в городе Тюмени на действия Управления государственных закупок Тюменской области и Управления гостехнадзора Тюменской области при проведении открытого конкурса N КО-213/13 (N 0167200003413010100) необоснованной.
В соответствии с ч. 9 ст. 60 Закона о размещении заказов, настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 21 января 2014 г. N 13
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.01.2014