Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 15 января 2014 г. N 8-01
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Тюменского УФАС России), рассмотрев жалобу ООО "Изотопная техника" на действия Управления государственных закупок Тюменской области и ГБУЗ ТО "Онкодиспансер" при проведении открытого аукциона в электронной форме NАР-6889/13 (реестровый номер заказа 0167200003413009104) на оказание услуг по техническому обслуживанию радиологического оборудования (далее - открытый аукцион в электронной форме),
У С Т А Н О В И Л А:
В Тюменское УФАС России 09.01.2014 г. в порядке, предусмотренном главой 8 Федерального закона от 21.07.2005 N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о размещении заказов) поступила жалоба общества на действия уполномоченного органа и заказчика при проведении открытого аукциона в электронной форме.
Согласно ст. 113 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе) Закон о размещении заказов признан утратившим силу с 1 января 2014 года.
Частью 1 ст. 112 Закона о контрактной системе установлено, что настоящий закон применяется к отношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе или на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг либо приглашения принять участие в которых направлены после дня вступления в силу Закона о контрактной системе. К отношениям, возникшим до дня вступления в силу Закона о контрактной системе, он применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после дня его вступления в силу, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Государственные и муниципальные контракты, гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, заключенные до дня вступления в силу Закона о контрактной системе, сохраняют свою силу.
В этой связи, размещение заказов, извещения об осуществлении которых размещены на официальном сайте либо приглашения принять участие в которых направлены до 1 января 2014 года, осуществляется в соответствии с Законом о размещении заказов, что также подтверждается позицией, изложенной в совместном письме ФАС России и Министерства экономического развития Российской Федерации исх. NАД/53811/13 от 30.12.2013, исх. N29401-ЕС/Д28 от 27.12.2013.
Учитывая, что извещение о проведение открытого аукциона в электронной форме NАР-6889/13 (N 0167200003413009104) опубликовано в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте РФ размещении заказов www.zakupki.gov.ru 06.12.2013 г., то есть до вступления в силу Закона о контрактной системе, жалоба заявителя рассматривается в порядке, регламентированном Законом о размещении заказов, с учетом ч.1 статьи 112 Закона о контрактной системе.
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ст. 57 и ст. 58 Закона о размещении заказов, и принята к рассмотрению. Информация о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы размещена на официальном сайте РФ размещении заказов www.zakupki.gov.ru, в адрес уполномоченного органа, заказчика и заявителя направлены уведомления о рассмотрении жалобы.
В этой связи, на основании ч.1 1 ст.112, ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, ч.5 ст.17 Закона о размещении заказов, приказа Тюменского УФАС России от 10.01.2014 г. N 02 "О проведении внеплановой проверки", комиссией Тюменского УФАС России по контролю в сфере закупок проводится внеплановая проверка действий уполномоченного органа и заказчика при проведении открытого аукциона в электронной форме NАР-6889/13 (N 0167200003413009104).
Кроме того, в соответствии с ч.1 ст.112, ч. 7 ст. 106 Закона о контрактной системе, ч.4 ст. 60 Закона о размещении заказов, в адрес заказчика и уполномоченного органа направлено требование о приостановлении размещения заказа (определения поставщика) по данному аукциону до рассмотрения Тюменским УФАС России жалобы заявителя по существу.
Как следует из жалобы, отдельные положения аукционной документации с учетом опубликованных на официальном сайте разъяснений заказчика не соответствуют законодательству о размещении заказчиков, а также создают условия для ограничения количества участников размещения заказа.
Уполномоченный орган с жалобой не согласен, в связи, с чем его представителем, присутствовавшим на заседании Комиссии, представлены письменные возражения на жалобу заявителя (письмо от 14.01.2014 г. N 0048), а также материалы и документы по проведению обозначенного аукциона. Согласно представленных возражений документация об аукционе NАР-6889/13 соответствует требованиям законодательства РФ о размещении заказов.
Представитель заказчика поддержал позицию уполномоченного органа о несостоятельности жалобы заявителя, письменных возражений по существу жалобы не представил.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки приходит к следующим выводам.
Из п.1 части 1 статьи 10 Закона о размещении заказа следует, что размещение заказа может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса или аукциона, в том числе открытого аукционе в электронной форме.
Процедура размещения заказа путем проведения торгов в форме аукциона в электронной форме регламентирована главой 3.1. Закона о размещении заказов под которым понимается открытый аукцион, проведение которого обеспечивается оператором электронной площадки на сайте в сети Интернет в порядке, установленном данной главой (ч. 1 статьи 41.1 Закона о размещении заказов).
Согласно части 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 настоящего Федерального закона.
В силу части 2 статьи 34, ч.4. статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
Согласно ч. 5 статьи 34 Закона о размещении заказов к документации об аукционе должен быть приложен проект государственного или муниципального контракта (в случае проведения аукциона по нескольким лотам - проект контракта в отношении каждого лота), который является неотъемлемой частью документации об аукционе.
Согласно части 2 статьи 9 Закона о размещении заказов контракт заключается в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) и иными федеральными законами с учетом положений настоящего Федерального закона.
В этой связи установление условий и последующее исполнение обязательств в рамках заключенного государственного контракта Законом о размещении заказов не регламентирован, поскольку регулируется нормами гражданского законодательства.
Согласно пункту 1 статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договора данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В соответствии с частью 3 статьи 41.7 Закона о размещении заказов любой участник размещения заказа, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение открытого аукциона в электронной форме, запрос о разъяснении положений документации об открытом аукционе в электронной форме. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса оператор электронной площадки направляет запрос заказчику, в уполномоченный орган.
Частью 4 указанной статьи Закона установлена обязанность заказчика (уполномоченного органа) в течение двух дней со дня поступления от оператора электронной площадки запроса разместить на официальном сайте разъяснение положений документации об открытом аукционе в электронной форме с указанием предмета запроса, но без указания участника размещения заказа, от которого поступил запрос.
При этом в соответствии с частью 5 названной статьи разъяснение положений документации об открытом аукционе в электронной форме не должно изменять ее суть.
Как усматривается из материалов дела, Управление государственных закупок Тюменской области, являясь уполномоченным органом, выступило организатором проведения открытого аукциона в электронной форме NАР-6889/13 на оказание услуг по техническому обслуживанию радиологического оборудования для нужд государственного заказчика в лице ГБУЗ ТО "Онкодиспансер".
Информация об открытом аукционе (с документацией об аукционе ) была размещена на официальном общероссийском сайте размещения заказов в сети Интернет: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером заказа 0167200003413009104.
Комиссией установлено, что заявителем, в связи с возникшими вопросами, в адрес заказчика был направлен запрос (письмо от 27.12.2013 г. исх.N 509/13) по разъяснению п. 5.1.11 проекта государственного контракта, касающийся уточнения перечня организаций (учреждений), в которых специалисты Исполнителя могут пройти обучение по техническому обслуживанию медицинской техники, поименованной в аукционной документации.
В разъяснениях заказчика, опубликованных уполномоченным органом на официальном сайте 30.12.2013 г. сообщалось следующее: "специалисты могут пройти обучение по техническому обслуживанию медицинской техники для получения права осуществлять обслуживание аппаратов Theratron, Multisource HDR в следующих видах организаций:1.Завод - изготовитель 2.Официальный дилерский центр".
Заявитель, в качестве обоснования неправомерности данных разъяснений, направленных, по его мнению, на ограничение количества участников размещения заказов, не имеющих возможности заключить контракт на объявленных заказчиком условиях, указал на следующие обстоятельства.
Так, в соответствии с Методическими рекомендациями "Техническое обслуживание медицинской техники", утвержденных Минздравом РФ (письмо от 27.10.2003 г. N 293-22/233) специалисты по техническому обслуживанию медицинской техники должны пройти обучение на предприятиях - производителях соответствующих видов (наименований) медицинской техники или в организациях и учреждениях, имеющих право осуществлять соответствующие виды образовательной деятельности (обучение, профессиональную подготовку, повышение квалификации по техническому обслуживанию соответствующих видов медицинской техники), с получением документа установленного образца (п. 4.1.4. Письма).
Учитывая, диспозитивность определения способов организаций, оказывающих услуги по обучению персонала (специалистов) по техническому обслуживанию медицинской техники, заказчиком было ограничено право выбора участниками размещения заказа наиболее приемлемого для них способа обучения своих специалистов по работе с техникой, указанной в аукционной документациии.
В этой связи, Общество ссылается на то обстоятельство, что его специалисты прошли соответствующее профильное обучение по техническому обслуживанию различных видов медицинской техники, в том числе и той, которая поименована в проекте государственного контракта, в подтверждение чего в материалы дела представлены копия лицензии на право осуществления образовательной деятельности, выданного ФГБОУ ВПО "Московский авиационный институт" (лицензия от 11.09.2012 г. N 0318 выдана Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки).
Уполномоченный орган, возражая против требований и доводов заявителя, сослался на п. 3.7. вышеуказанных Методических рекомендаций, согласно которому во всех случаях техническое обслуживание медицинской техники должны производить службы (юридические лица, индивидуальные предприниматели, технические подразделения или штатные технические специалисты медицинских учреждений), имеющие в соответствии с действующим законодательством право осуществлять эту деятельность. Мероприятия и операции по техническому обслуживанию определенных видов или наименований медицинской техники должны осуществляться в соответствии с положениями соответствующих нормативных правовых актов, требованиями национальных, международных стандартов, правил и норм, а также в соответствии с указаниями эксплуатационной документации.
В п. 3.5. Методических рекомендаций также указано, что в случаях, когда техническое обслуживание поставленной медицинской техники предполагается осуществлять силами службы, уполномоченной предприятием-производителем, полномочия этой службы подтверждаются предприятием-производителем документально.
Соответствующие требования о выполнении ремонта и технического обслуживания медицинской техники только персоналом, прошедшим обучение на заводе-изготовителе или у его официальных дилеров, установлены заказчиком исходя из указаний инструкции по эксплуатации соответствующего оборудования, поименованного в аукционной документации.
Комиссией, в ходе проведенной внеплановой проверки по жалобе жаявителя, были изучены, в том числе инструкции по эксплуатации медицинского оборудования, заявленного в аукционной документации, при этом соотвествующее условие о необходимости работы с медицинской техникой только специалистами, прошедшими обучение непосредственно у завода-изготовителя или его дилеров, установлено только в отношении аппарата "Multisource HDR".
Так, в инструкции по эксплуатации к аппарату гамма- терапевтическому контактного облучения "Multisource HDR" указано, что установку, запуск и ремонт (техническое обслуживание) данного медицинского аппарата могут осуществлять только техниками (специалистами), сертифицированными Eckert & Ziegler BEBIG GmbH (п.3.1, 6.4. инструкции).
В тоже время, в инструкции по эксплуатации к аппарату гамма- терапевтический дистанционного облучения "Theratron" предусмотрена возможность его обслуживания лицами, прошедшими необходимое обучение и обладающие соответствующими навыками, опытом в области радиационной безопасности и эксплуатации такого оборудования.
С учетом, указанных обстоятельств, Комиссия приходит к выводу об обоснованности доводов жалобы в части необоснованного установления заказчиком требования о необходимости обучения специалистов исполнителя по государственному контракту только у завода-изготовителя медицинского аппарата "Multisource HDR" и его официальных дилеров и наличия в этой связи в действиях заказчика нарушения статьи 41.7 Закона о размещении заказов, поскольку спорные разъяснения изменяют суть аукционной документации в части определения условий исполнения государственного контракта.
В этой связи, учитывая допущенное ГБУЗ ТО "Онкодиспансер" и Управлением государственных закупок Тюменской области, как ответственным уполномоченным органом за организацию и размещение государственного заказа по открытому аукциону в электронной форме NАР-6889/13 (N 0167200003413009104) нарушение, Комиссия считает необходимым выдать в адрес указанных лиц обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения законодательства о размещении заказов путем внесения изменений в разъяснения положений документации об аукционе, размещенных на официальном сайте 30.12.2013 г. и проведения процедуры размещения заказа в соответствии с требованиями законодательства о размещении заказов.
В связи с изложенным, руководствуясь ч. 1 статьи 112 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", ч. 6 ст. 60 Закона о размещении заказов, п. 3.35. административного регламента Федеральной антимонопольной службы (ФАС России, утвержденного Приказом ФАС России от 24.07.2012 г. N 498, Комиссия Тюменского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
1.Признать жалобу ООО "Изотопная техника" на действия Управления государственных закупок Тюменской области и ГБУЗ ТО "Онкодиспансер" при проведении открытого аукциона в электронной форме NАР-6889/13 (N 0167200003413009104) на оказание услуг по техническому обслуживанию радиологического оборудования частично обоснованной.
2. Признать обоснованными доводы жалобы установления заказчиком требования о необходимости обучения специалистов исполнителя по государственному контракту только у завода-изготовителя медицинского аппарата "Multisource HDR" и его официальных дилеров.
3. Признать Управление государственных закупок Тюменской области и ГБУЗ ТО "Онкодиспансер" нарушившими требования статьи 41.7 Закона о размещении заказов при проведении открытого аукциона в электронной форме NАР-6889/13 (реестровый номер заказа 0167200003413009104).
4. Выдать Управлению государственных закупок Тюменской области и ГБУЗ ТО "Онкодиспансер" обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения статьи 41.7 Закона о размещении заказов путем внесения изменений в разъяснения положений документации об аукционе, размещенных на официальном сайте 30.12.2013 г. с учетом выводов, содержащихся в настоящем Решении, продления срока подачи заявок на участие в аукционе на 5 дней с момента внесения соответствующих изменений и проведения процедуры размещения заказа в соответствии с требованиями законодательства о размещении заказов.
5. Оператору электронной площадки (ЗАО "Сбербанк-АСТ", адрес в сети Интернет:http: www.sberbank-ast.ru) обеспечить техническую возможность для осуществления действий по исполнению предписания и проведения открытого аукциона в электронной форме NАР-6889/13 (реестровый номер заказа 0167200003413009104).
В соответствии с ч. 9 ст. 60 Закона о размещении заказов, настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 15 января 2014 г. N 8-01
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.01.2014