Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 22 января 2014 г. N 15-01
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Тюменского УФАС России), рассмотрев жалобу ООО "ДиМедика" на действия ГБОУ ВПО ТюмГМА Минздрава России при проведении открытого аукциона в электронной форме с реестровым номером заказа 0367100010713000074 на право заключения гражданско-правового договора бюджетного учреждения на поставку медикаментов для стоматологии (далее - открытый аукцион в электронной форме),
У С Т А Н О В И Л А:
В Тюменское УФАС России 16.01.2014 г. в порядке, предусмотренном главой 8 Федерального закона от 21.07.2005 N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о размещении заказов) поступила жалоба общества на действия заказчика при проведении открытого аукциона в электронной форме N 0367100010713000074.
Согласно ст. 113 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе) Закон о размещении заказов признан утратившим силу с 1 января 2014 года.
Частью 1 ст. 112 Закона о контрактной системе установлено, что настоящий закон применяется к отношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе или на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг либо приглашения принять участие в которых направлены после дня вступления в силу Закона о контрактной системе. К отношениям, возникшим до дня вступления в силу Закона о контрактной системе, он применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после дня его вступления в силу, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Государственные и муниципальные контракты, гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, заключенные до дня вступления в силу Закона о контрактной системе, сохраняют свою силу.
В этой связи, размещение заказов, извещения об осуществлении которых размещены на официальном сайте либо приглашения принять участие в которых направлены до 1 января 2014 года, осуществляется в соответствии с Законом о размещении заказов, что также подтверждается позицией, изложенной в совместном письме ФАС России и Министерства экономического развития Российской Федерации исх. NАД/53811/13 от 30.12.2013, исх. N29401-ЕС/Д28 от 27.12.2013.
Учитывая, что извещение о проведение открытого аукциона в электронной форме N 0367100010713000074 опубликовано в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте РФ размещении заказов www.zakupki.gov.ru 26.12.2013 г., то есть до вступления в силу Закона о контрактной системе, жалоба заявителя рассматривается в порядке, регламентированном Законом о размещении заказов, с учетом ч.1 статьи 112 Закона о контрактной системе.
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ст. 57 и ст. 58 Закона о размещении заказов, и принята к рассмотрению. Информация о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы размещена на официальном сайте РФ размещении заказов www.zakupki.gov.ru, в адрес заказчика и заявителя направлены уведомления о рассмотрении жалобы.
В этой связи, на основании ч.1 1 ст.112, ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, ч.5 ст.17 Закона о размещении заказов, приказа Тюменского УФАС России от 20.01.2014 г. N 21 "О проведении внеплановой проверки", комиссией Тюменского УФАС России по контролю в сфере закупок проводится внеплановая проверка действий заказчика при проведении открытого аукциона в электронной форме N 0367100010713000074.
В своей жалобе заявитель указывает на ряд нарушений законодательства о размещении заказов и антимонопольного законодательства, допущенных при организации и проведении указанного открытого аукциона в электронной форме. В частности, в один лот неправомерно объединены товары не взаимосвязанные друг с другом, а именно лекарственные средства, являющейся лицензируемым видом деятельности, и изделия медицинского назначения, для поставки которых лицензии не требуется. Указанное обстоятельство, по мнению заявителя, не позволяет организациям, специализирующимся на поставках изделий медицинского назначения, участвовать данном в аукционе, что создает условия для ограничения количества участников размещения заказа.
Помимо этого, заказчиком указаны лекарственные средства с составом (Арктикаин+эпинефрин), не зарегистрированые в Едином государственном реестре лекарственных средств.
Заявитель, будучи уведомленным надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, своих представителей на заседание Комиссии не направил, предварительно направив ходатайство от 22.11.2014 г. N 1507 о рассмотрении дела в его отсутствие, в связи с чем дело рассмотрено в отсутствие его представителей.
Заказчик с жалобой не согласен, в связи, с чем его представителями, присутствовавшими в заседании Комиссии, представлены письменные возражения на жалобу заявителя (письмо от 22.01.2014 г. N 06.3/1507), а также материалы и документы по проведению обозначенного аукциона. Согласно представленных возражений документация об аукционе соответствует требованиям законодательства РФ о размещении заказов.
Согласно пояснениям заказчика, указанный в аукционной документации карпульный инъектор однократного применения (позиция N 50 выпускается только в виде комплекта, в состав которого входит: инъектор одноразовый, карпула с анастетиком и инъекицонная игла. Данный комплект удобен в эксплуатации, готов к использованию сразу после вскрытия внешней упаковки, что обеспечивает безопасность медицинского персонала после проведения процедуры инъекции, поскольку исключает возможность передачи инфекции при приеме пациентов, зараженными открытыми формами туберкулеза и иными заболеваниями. В позиции N 6 указан гель для местного применения на основе лидокаина, являющийся лекарственным средством.
В обоснование несостоятельности утверждения заявителя об ограничении конкуренции заявитель заказчик ссылается на коммерческие предложения потенциальных поставщиков, способных предложить интересуемую заказчика продукцию. Кроме того, не соответствует действительности, утверждение заявителя о наличии в аукционной документации (позиция N 1.2.3.4) недостоверных сведений о запрашиваемых лекарственных средствах, в частности, отсутствие в ЕГРЛС лекарственных средств с МНН Арктикаин+эпинефрин.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки приходит к следующим выводам.
Согласно статьи 5 Закона о размещении заказов под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд соответствующих заказчиков.
Вместе с тем в силу части 2.1 статьи 10 Закона о размещении заказов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг путем проведения торгов могут выделяться лоты, в отношении которых в извещении о проведении конкурса или аукциона, в конкурсной документации, документации об аукционе отдельно указываются предмет, начальная (максимальная) цена, сроки и иные условия поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг. Участник размещения заказа подает заявку на участие в конкурсе или аукционе в отношении определенного лота. В отношении каждого лота заключается отдельный контракт.
Согласно части 3 статьи 10 Закона о размещении заказов решение о способе размещения заказа принимается заказчиком, уполномоченным органом в соответствии с положениями названного Закона.
Исходя из приведенной нормы при размещении заказа заказчик наделен правом самостоятельного выделения отдельных лотов (по группам, классам, видам и иным единицам), правом выставления товаров, связанных с предметом торгов единым лотом, а также правом определения его содержания (с обязательным указанием отдельных условий поставки товаров, выполнения работ, оказания соответствующих услуг).
Из п.1 части 1 статьи 10 Закона о размещении заказа следует, что размещение заказа может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса или аукциона, в том числе открытого аукционе в электронной форме.
Процедура размещения заказа путем проведения торгов в форме аукциона в электронной форме регламентирована главой 3.1. Закона о размещении заказов под которым понимается открытый аукцион, проведение которого обеспечивается оператором электронной площадки на сайте в сети Интернет в порядке, установленном данной главой (ч. 1 статьи 41.1 Закона о размещении заказов).
Согласно части 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 настоящего Федерального закона.
Помимо этого в п. 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов закреплено, что документация об аукционе должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
Таким образом, заказчик вправе включить в документацию об аукционе такие требования к характеристикам, товара, работ, услуг, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных функций. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок, поскольку потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований к условиям исполнения контракта.
Вместе с тем частью 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов установлен запрет на содержание в аукционной документации указания на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
При этом указанным Законом не предусмотрено ограничений по включению в документацию об аукционе требований к товарам, работам, услугам, являющихся значимыми для заказчика, равно как и не установлены какие-либо запреты на установление требований, ни по функциональным качествам, ни по техническим характеристикам.
Из материалов дела усматривается, что ГБОУ ВПО ТюмГМА Минздрава России извещением от 26.12.2013 г. на официальном сайте РФ размещения заказов в сети Интернет www.zakupki.gov.ru объявлен открытый аукцион в электронной форме с реестровым номером заказа 0367100010713000074 на право заключения гражданско-правового договора бюджетного учреждения на поставку медикаментов для стоматологии для нужд указанного образовательного учреждения.
В разделе III (Техническая часть) документации открытого аукциона в электронной форме N 0367100010713000074 заказчиком установлены требования к характеристикам подлежащего поставке товара (лекарственных препаратов). В указанном разделе документации в табличной форме поименован перечень (всего 6 позиций) медикаментов в форме обозначения как их международного непатентованного наименования (МНН), что соответствует требованиям ч.2.1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.
Согласно п.5 и 6 технического задания раздела III документации об аукционе поставке, помимо соответствующих лекарственных препаратов, подлежат также медицинские изделия - комплект стоматологический, включающие в себя инъектор одноразовый, карпулу с анастетиком и инъекционную иглу, а также анестезирующий гель на основе лидокаина.
Как следует из части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" производство лекарственных средств, а также фармацевтическая деятельности подлежат лицензированию.
В соответствии с частью 4 Федерального закона от 12.04.2010 г. N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" фармацевтической деятельностью является деятельность, включающая в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов.
При этом, деятельность по распространению (реализации) изделий медицинского назначения в настоящее время не является лицензируемым видом деятельности.
Согласно пояснениям заказчика, указанный в аукционной документации анестетик (МНН МНН Арктикаин+эпинефрин) содержится в карпульном инъекторе однократного применения и выпускается только в виде комплекта, в состав которого входит: инъектор одноразовый, карпула с анастетиком и инъекицонная игла. Данный комплект удобен в эксплуатации, готов к использованию сразу после вскрытия внешней упаковки, что обеспечивает безопасность медицинского персонала после проведения процедуры инъекции, поскольку исключает возможность передачи инфекции при приеме пациентов, зараженными открытыми формами туберкулеза и иными заболеваниями.
В заседании Комиссии заказчиком представлен комплект для инъекций стоматологический однократного применения АЭРС, в составе которого содержится карпула с анестетиком Ультракаин ДС форте, при этом на упаковке данного комплекта (сканированная копия приобщена к материалам дела) имеется указание на регистрационное удостоверение данного лекарственного средства N П N015117/01,что подтверждает, вопреки доводам заявителя, необходимость наличия соответствующей лицензии.
В позиции N 6 спецификации указан лидокаин с формой выпуска в виде геля, который внесен в Единый государственный реестр лекарственных средств (ЕГРЛС) под регистрационным номером ЛСР- 004166/07.
Комиссия также признает несостоятельным довод заявителя о наличии в аукционной документации (позиция N 1.2.3.4) недостоверных сведений о запрашиваемых лекарственных средствах с МНН Арктикаин+эпинефрин, поскольку соответствующие лекарственные средства зарегистрированы в ЕГРЛС: N П N015117/01, П N015119/01, ЛС-001358, ЛП-001074.
В связи с изложенным, руководствуясь ч. 1 статьи 112 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", ч. 6 ст. 60 Закона о размещении заказов, п. 3.35. административного регламента Федеральной антимонопольной службы (ФАС России, утвержденного Приказом ФАС России от 24.07.2012 г. N 498, Комиссия Тюменского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО "ДиМедика" на действия ГБОУ ВПО ТюмГМА Минздрава России при проведении открытого аукциона в электронной форме с реестровым номером заказа 0367100010713000074 на право заключения гражданско-правового договора бюджетного учреждения на поставку медикаментов для стоматологии необоснованной.
В соответствии с ч. 9 ст. 60 Закона о размещении заказов, настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 22 января 2014 г. N 15-01
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.01.2014