Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 23 января 2014 г. N 16
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Тюменского УФАС России), рассмотрев жалобу ЗАО "Страховая группа "УралСиб" в лице его филиала в городе Тюмени на действия УМВД России по Тюменской области при проведении открытого конкурса N КО-5/14 (реестровый номер закупки 0367100012113000082) на оказание услуг по обязательному страхованию автогражданской ответственности владельцев транспортных средств для нужд УМВД России по Тюменской области (далее - открытый конкурс),
У С Т А Н О В И Л А:
В Тюменское УФАС России 17.01.2014 г. в порядке, предусмотренном главой 8 Федерального закона от 21.07.2005 N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о размещении заказов) поступила жалоба общества на действия заказчика при проведении открытого конкурса.
Согласно ст. 113 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе) Закон о размещении заказов признан утратившим силу с 1 января 2014 года.
Частью 1 ст. 112 Закона о контрактной системе установлено, что настоящий закон применяется к отношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе или на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг либо приглашения принять участие в которых направлены после дня вступления в силу Закона о контрактной системе. К отношениям, возникшим до дня вступления в силу Закона о контрактной системе, он применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после дня его вступления в силу, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Государственные и муниципальные контракты, гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, заключенные до дня вступления в силу Закона о контрактной системе, сохраняют свою силу.
В этой связи, размещение заказов, извещения об осуществлении которых размещены на официальном сайте либо приглашения принять участие в которых направлены до 1 января 2014 года, осуществляется в соответствии с Законом о размещении заказов, что также подтверждается позицией, изложенной в совместном письме ФАС России и Министерства экономического развития Российской Федерации исх. NАД/53811/13 от 30.12.2013, исх. N29401-ЕС/Д28 от 27.12.2013.
Учитывая, что извещение о проведение открытого конкурса N КО-5/14 (реестровый номер закупки 0367100012113000082) опубликовано в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте РФ размещении заказов www.zakupki.gov.ru 30.12.2013 г., то есть до вступления в силу Закона о контрактной системе, жалоба заявителя рассматривается в порядке, регламентированном Законом о размещении заказов, с учетом ч.1 статьи 112 Закона о контрактной системе.
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ст. 57 и ст. 58 Закона о размещении заказов, и принята к рассмотрению. Информация о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы размещена на официальном сайте РФ размещении заказов www.zakupki.gov.ru, в адрес уполномоченного органа, заказчика и заявителя направлены уведомления о рассмотрении жалобы.
В этой связи, на основании ч.1 1 ст.112, ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, ч.5 ст.17 Закона о размещении заказов, приказа Тюменского УФАС России от 20.01.2014 г. N 22 "О проведении внеплановой проверки", комиссией по контролю в сфере закупок проводится внеплановая проверка действий заказчика при проведении открытого конкурса N КО 5/14 (N 0367100012113000082).
Кроме того, в соответствии с ч.1 ст.112, ч. 7 ст. 106 Закона о контрактной системе, ч.4 ст. 60 Закона о размещении заказов, в адрес заказчика и уполномоченного органа направлено требование о приостановлении размещения заказа (определения поставщика) по данному конкурсу до рассмотрения Тюменским УФАС России жалобы заявителя по существу.
Как следует из жалобы, конкурсная документация не соответствует требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о размещении заказов. По мнению заявителя, наличие такого квалификационного критерия как "количество договоров на оказание услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств за 2012 год", (в соответствии с формой статистической отчетности N 1 - С "Сведения об основных показателях деятельности страховщика", (строка N191, столбец N 5) утвержденной приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 24 мая 2012 г. N 12-33/пз-н) с приложением формы N 1-С за Январь - Декабрь 2012 г.)", ограничивает круг предполагаемых участников конкурса и ограничивает конкуренцию между страховыми компаниями, поскольку обозначенные сведения, в частности, о лидерстве ООО "Росгострах" по количеству заключенных договоров, находятся в свободном доступе, заранее известны неопределенного кругу лиц, в том числе организатору конкурса.
Присутствовавший в заседании Комиссии представитель заказчика не согласился с доводами заявителя по основаниям, изложенным в письменных возражениях (исх.N 4/1/5-88 от 22.01.2014 г.). Помимо этого, заказчиком представлены материалы и документы по проведению обозначенного открытого конкурса.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о размещении заказов размещение заказа может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме и без проведения торгов (запрос котировок у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).
Статья 22 Закона о размещении заказов устанавливает перечень требований к содержанию конкурсной документации.
В соответствии с ч. 2.1 статьи 22 Закона о размещении заказов не допускается включать в конкурсную документацию (в том числе и в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требования к производителю товара, к участнику размещения заказа (в том числе требования к квалификации участника размещения заказа, включая наличие у участника размещения заказа опыта работы), а также требования к его деловой репутации, требования о наличии у участника размещения заказа производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику размещения заказа предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Так, часть 4 статьи 22 указанного Закона предусматривает, что конкурсная документация в том числе, должна содержать критерии оценки заявок на участие в конкурсе, устанавливаемые в соответствии с частями 4 - 6 статьи 28 настоящего Федерального закона (пункт 14); порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе (пункт 15).
Согласно части 2 статье 28 Закона оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе осуществляются конкурсной комиссией в целях выявления лучших условий исполнения государственного или муниципального контракта в соответствии с критериями и в порядке, которые установлены конкурсной документацией.
Для определения лучших условий исполнения контракта, предложенных в заявках на участие в конкурсе, конкурсная комиссия должна оценивать и сопоставлять такие заявки в соответствии с критериями, указанными в извещении о проведении открытого конкурса и в конкурсной документации. При этом критериями оценки заявок на участие в конкурсе могут быть качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг (пункт 1.1 части 4 статьи 28 Закона о размещении заказов).
Таким образом, исходя из вышеприведенных норм следует, что заказчик вправе указать в конкурсной документации перечень сведений и документов, которыми участник размещения заказа может подтвердить "квалификацию участника конкурса", необходимой для оказания услуг, являющихся предметом контракта. Соответственно, представленные сведения и документы участником размещения заказа учитываются при оценке заявки на участие в конкурсе по критерию "квалификация участника конкурса".
При этом, Законом о размещении заказов разграничены недопустимость включения в конкурсную документацию требований к участнику размещения заказа (что является условием допуска или отказа в допуске к участию в торгах участника размещения заказа) и право заказчика установить критерий оценки заявок на участие в конкурсе (что не является условием допуска или отказа в допуске к участию в торгах участника размещения заказа, а служит только для определения лучших условий исполнения контракта, предложенных в заявках на участие в конкурсе).
Конкурсная комиссия в целях выявления лучших условий исполнения контракта при оценке и сопоставлении заявок на участие в конкурсе в соответствии с критерием, предусмотренным пунктом 1.1 части 4 статьи 28 данного Закона, вправе оценивать, в том числе, наличие у участника конкурса опыта выполнения работ, оказания услуг, наличие у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых ресурсов и иные показатели, необходимые для выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом контракта, в том числе квалификацию работников участника конкурса, в случае, если это установлено содержащимся в конкурсной документации порядком оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе (ч.4 статьи 28 Закона о размещении заказов).
Как усматривается из материалов дела, УМВД России по Тюменской области, выступило организатором открытого конкурса N КО-5/14 на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств для своих нужд. Информация об открытом конкурсе N КО-5/14 (с документацией об открытом конкурсе) была размещена на официальном общероссийском сайте размещения заказов в сети Интернет: http://zakupki.gov.ru, реестровый номер заказа: 0367100012113000082.
В пункте 18.11 конкурсной документации перечислены критерии (подкритерии) оценки заявок на участие в конкурсе и определена их значимость. Критериями оценки заявок являются цена контракта значимостью 80 % и квалификация участника конкурса значимостью 20 %, включающий подкритерии:
2.1. Общее количество филиалов и дополнительных офисов Страховщика на территории Тюменской области (указать количество) (с приложением копий уведомлений о постановке на учет российской организации в налоговом органе на территории Российской Федерации) (максимальное значение - 50 баллов).
2.2. Количество договоров на оказание услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств за 2012 г. (указать количество) (в соответствии с формой статистической отчетности N 1 - С "Сведения об основных показателях деятельности страховщика", (строка N191, столбец N 5) утвержденной приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 24 мая 2012 г. N 12-33/пз-н) с приложением формы N 1-С за Январь - Декабрь 2012 г.) (максимальное значение - 50 баллов).
Как указал в жалобе заявитель, наличие такого подкритерия как "количество договоров на оказание услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств за 2012 г.", не может свидетельствовать об объективной оценке квалификации участников конкурса, поскольку данные сведения заранее известны организатору конкурса, в частности о том, что лидером по количеству заключенных договоров за 2012 год является ООО "Росгосстрах".
Комиссия с учетом вышеприведенных нормативных положений приходит к выводу, что установленный заказчиком критерий оценки участников конкурса не может свидетельствовать о наличии в его действиях нарушения законодательства в сфере размещении заказов в силу того обстоятельства, что понятия "требования к участнику размещения заказа" и "критерий оценки заявок на участие в конкурсе" не являются равнозначными и Законом о размещении заказов установлено право заказчика и уполномоченного органа самостоятельно определять как конкретные критерии из перечня, предусмотренного п. 1.1 части 4 статьи 28 данного Закона, так и так и содержание указанных критериев.
В связи с изложенным, руководствуясь ч. 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, ч. 6 ст. 60 Закона о размещении заказов, п. 3.35. административного регламента Федеральной антимонопольной службы (ФАС России, утвержденного Приказом ФАС России от 24.07.2012 г. N 498, Комиссия Тюменского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ЗАО "Страховая группа "УралСиб" в лице его филиала в городе Тюмени на действия УМВД России по Тюменской области при проведении открытого конкурса N КО-5/14 ( N 0367100012113000082) необоснованной.
В соответствии с ч. 9 ст. 60 Закона о размещении заказов, настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 23 января 2014 г. N 16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.01.2014