Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 27 декабря 2013 г. N 508-01
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия Тюменского УФАС России), рассмотрев жалобу ООО "Феникс" на действия ФГБОУ ВПО ТюмГАСУ при проведении открытого аукциона в электронной форме N ОАэ-059 (реестровый номер заказа на официальном сайте 0367100000313000090) на выполнение работ по объекту: "Реконструкция спортзала ТюмГАСУ с надстройкой этажа под размещение столовой по адресу: г. Тюмень, ул. Луначарского, 2, корпус 4" (далее - открытый аукцион в электронной форме),
У С Т А Н О В И Л А:
В Тюменское УФАС России 24.12.2013 г. поступила жалоба заявителя на действия заказчика при проведении открытого аукциона в электронной форме.
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ст. 57 и ст. 58 Федерального закона от 21.07.2005 N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о размещении заказов), и принята к рассмотрению.
В соответствии со ст. 60 Закона о размещении заказов, Тюменским УФАС России информация о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте РФ размещении заказов www.zakupki.gov.ru, в адрес заказчика и заявителя посредством факсимильной связи и электронной почты направлены уведомления о рассмотрении жалобы.
В этой связи на основании ч. 5 статьи 17 Закона о размещении заказов, комиссией Тюменского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов проводится внеплановая проверка действий заказчика при проведении открытого аукциона в электронной форме N 0367100000313000090.
Согласно жалобе заявителя заказчиком был нарушен порядок дачи разъяснений на положения аукционной документации, поскольку данными разъяснения были изменены требования к отдельным товарам (материалам), использование которых необходимо при выполнении работ, являющихся предметом настоящего аукциона (контракта).
На заседании Комиссии представитель заявителя поддержал доводы жалобы о несоответствии действий заказчика требованиям законодательства о размещении заказов, пояснив, что такие действия заказчика ущемляют интересы общества как потенциального участника размещения заказа и ограничивают возможность его участие в обозначенном аукционе.
Заказчик с жалобой не согласен, в связи с чем его представителем, присутствовавшим в заседании Комиссии, представлены письменные возражения на жалобу, а также устные пояснения по обстоятельствам, изложенным в жалобе заявителя из которых следует, что действия заказчика при опубликовании соответствующих разъяснений на положения аукционной документации открытого аукциона N 0367100000313000090 не противоречат требованиям действующего законодательства, что исключает возможность ущемления прав и законных интересов заявителя.
Исследовав материалы дела, выслушав пояснения представителей сторон, оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 настоящего Федерального закона.
В силу части 2 статьи 34, ч.4. статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
В соответствии с частью 3 статьи 41.7 Закона о размещении заказов любой участник размещения заказа, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение открытого аукциона в электронной форме, запрос о разъяснении положений документации об открытом аукционе в электронной форме. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса оператор электронной площадки направляет запрос заказчику, в уполномоченный орган.
Частью 4 указанной статьи Закона установлена обязанность заказчика (уполномоченного органа) в течение двух дней со дня поступления от оператора электронной площадки запроса разместить на официальном сайте разъяснение положений документации об открытом аукционе в электронной форме с указанием предмета запроса, но без указания участника размещения заказа, от которого поступил запрос.
При этом в соответствии с частью 5 названной статьи разъяснение положений документации об открытом аукционе в электронной форме не должно изменять ее суть.
Из материалов дела следует, что 01.11.2013 г. заказчиком на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) опубликована информация о проведении открытого аукциона в электронной форме N ОАэ-059 с реестровым номером заказа 0367100000313000090 с начальной (максимальной) ценой контракта 109 393 696, 00 рублей.
Согласно документации об аукционе (с изменениями), размещенной на официальном сайте, следует, что предметом государственного контракта является выполнение работ по реконструкции спортзала ТюмГАСУ с надстройкой этажа под размещение столовой по адресу: г. Тюмень, ул. Луначарского, 2, корпус 4".
В разделе 12 аукционной документации (техническое задание) определены технические и качественные характеристики выполняемых работ, в том числе установлены технические характеристики и иные показатели, связанных с определением соответствия товаров (материалов), используемых при выполнении работ потребностям заказчика.
Как следует из информации, размещенной на официальном сайте, заказчиком на основании поступивших запросов было опубликовано 7 разъяснений положений документации об аукционе N ОАэ-059.
Заявитель в этой связи указал, что данными разъяснениями заказчи фактически изменил требования к отдельным характеристикам товаров (материалов), используемых при выполнении работ, что является недопустимым в силу статьи 41.7 Закона о размещении заказов. Помимо этого, заявитель ссылается на неправомерность разъяснения, в котором заказчик указывает, что отдельные характеристики к товару "бетон" не подлежат отражению в первой части заявки и не будут учитываться аукционной комиссии при принятии решения о ее соответствии требованиям аукционной документации.
Комиссия, учитывая, изложенные в жалобе обстоятельства, считает необходимым указать следующее.
В позиции 7 Перечня товаров (материалов, оборудования), используемых при выполнении работ, изложены требования заказчика к штукатурке Renovierputs 150 "ZERO" (или эквивалент), при этом в указанных требованиях содежатся две взаимоисулючающие характеристики, а именно указан расход данного материала 10 кг на м2, а также до 4 кг на м2 в зависимости от дефектов штукатурки основания. Соотвественно, изложенная формулировка в том виде в каком она существует в аукционной документации, не позволяет однозначно определить потребность заказчика в использовании (расходе) данного материала.
В своих разъяснениях (N9) заказчиком в этой связи было указано, что фразу "расход 10 кг на м2 не следует понимать как требование, в связи с чем ее неуказание в первой части не будет являться нарушением и не будет учитываться аукционной комиссией. Исходя из этого, единственном требованием по расходу материала будет явялться "4 кг на м2 в зависимости от дефектов штукатурки основания".
Вместе с тем, указанные разъяснения не устраняют возникшее противоречие при наличии в аукционной документации двух взаимоисключающих характеристик к одному и тому же товару, что свидетельствует о нарушении закзчиком требований п. 1 части 4 статьи 41.6, ч.5 статьи 41.7 Закона о размещении заказов и необходимости внесения изменений в аукционную документацию в данной части.
Применительно разъяснений заказчика по п. 25, 71, 104, 128,172, 184 243,25, 291, 300 Перечня товаров, Комиссия указывает, что наличие данных разъяснений не влияет на права и обязанности заявителя (равно как и иных потенциальных участников размещени заказа) относительно участия в данном аукционе, в том числе на возможность сформировать заявку, поскольку указание (либо неуказание) отраженных в разъяснении характеристик не будет являться основанием для отказа в допуске к участию в аукционе в силу того, что аукционная комиссия при рассмотрении первых частей заявок должна учитывать не только требования аукционной документации, но и соответствующие разъяснения заказчика по вопросам толкования тех или иных ее положений, поскольку именно на заказчика (уполномоченный орган) Законом возложена обязанность по формированию условий проведения открытого аукционе в электронной форме, и соответственно положения аукционной документации и разъяснения заказчика (также имеющие официальный характер) должны толковаться в своем единстве и совокупности.
Помимо этого, Комиссией в ходе проведенной внеплановой проверки по жалобе заявителя были установлены следующие обстоятельства.
Как было указано выше заказчиком в соответствии с требованиями п. 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
Однако, в нарушение вышеприведенной нормы Закона, в п. 293 Перечня товаров (материалов, оборудования), используемых при выполнении работ при описании требований к товару "Асфальт литой", указанно следующее: "монтажный воск (или эквивалент по согластованию с заказчиком)". Таким образом, заказчиком не установлены характеристики и другие параметры монтажного воска в целях определения его эквивалентности, что обеспечивало бы возможность предложить иной материал, соответствующий потребностям заказчика.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона о размещении заказов одним из обязательных требований, предъявляемых к участникам размещения заказа, является соответствие участников требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.
В этой связи частью 5 статьи 41.6 Закона о размещении заказов установлено, что документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частями 3 и 4 настоящей статьи сведениями должна содержать требования к участникам размещения заказа, установленные в соответствии со статьей 11 настоящего Федерального закона.
Также п.2 части 6 статьи 41.8 Закона о размещении заказов предусмотрено, что вторая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме помимо иных сведений должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованию, установленному пунктом 1 части 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, которые являются предметом открытого аукциона в электронной форме, и такие требования предусмотрены документацией об открытом аукционе в электронной форме.
Таким образом, соответствие участника размещения заказов требованиям, предъявляемым законодательством к лицам, осуществляющим поставки товаров и оказывающим услуги для государственных нужд, и которые предусмотрены документацией об аукционе, является обязательном условием для участия в публичных процедурах, предусмотренных законодательством о размещении заказов.
При этом аукционная комиссия в силу п.1, 2 ч.6 статьи 41.11 Закона о размещении заказов обязана проверить как соответствие представленной заявки документации об аукционе, так и соответствие участника размещения заказа требованиям, предусмотренным законодательством к исполнителям работ (услуг), являющихся предметом аукциона.
Согласно информационной карты аукциона (раздел 13 аукционной документации) участник размещения заказа в составе заявки должен представить копии документов, подтверждающих его соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся предметом аукциона, а именно копию свидетельства о допуске к видам работ по выполнению видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должно включать разрешенный вид деятельности: 33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком).
При этом, иных требований к участникам размещения заказа документацией об аукционе не установлено.
Вместе с тем, помимо выполнения общестроительных работ, контрактом предусмотрено также выполнение работ по монтажу пожарной сигнализации (ведомость объемов работ N 10-2017, локальный сметный расчет N 02-01-10).
Согласно Постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 г. N 1225 "О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений" монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов включены в состав работ и услуг, составляющих деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит лицензированию.
Таким образом, в документации об аукционе N 0367100000313000090 в нарушение части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов не установлено обязательного требования о наличии лицензии на производство работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
При этом, Комиссия при принятии настоящего решения учитывает, что установленное гражданским законодательством право участника размещения заказа привлечь для выполнения работ субподрядные организации (имеющие необходимые лицензии), не предполагает возможности допуска такого участника размещения заказа для участия в аукционе в случае его несоответствия требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом аукциона.
При этом не имеет правового значения наличие возможности привлечения участником размещения заказа, признанного победителем открытого аукциона, субподрядных организаций, поскольку наличие у участника размещения заказа договорных отношений с третьими лицами в связи с исполнением государственного контракта, не устраняет обязанность участника размещения заказа, предусмотренную п. 1 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов.
Таким образом, действия заказчика нарушают требования части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов в части не установления в документации об аукционе N ОАэ-059 обязательного требования к участникам размещения заказа о наличии лицензии на производство работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
В связи с изложенным, руководствуясь ч. 6 ст. 60 Закона о размещении заказов, п. 3.35. административного регламента Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной, котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных и муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного Приказом ФАС России от 24.07.2012 г. N 498, Комиссия Тюменского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Феникс" на действия ФГБОУ ВПО ТюмГАСУ при проведении открытого аукциона в электронной форме N ОАэ-059 (реестровый номер заказа на официальном сайте 0367100000313000090) обоснованной.
2. Признать ФГБОУ ВПО ТюмГАСУ нарушившим п. 1 части 1 статьи 11, п. 1 части 4 статьи 41.6, часть 5 статьи 41.6, ч.5 статьи 41.7 Закона о размещении заказов при проведении открытого аукциона в электронной форме N ОАэ-059 (N 0367100000313000090).
3. Выдать ФГБОУ ВПО ТюмГАСУ обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения п. 1 части 1 статьи 11, п. 1 части 4 статьи 41.6, часть 5 статьи 41.6, ч.5 статьи 41.7 Закона о размещении заказов путем внесения изменений в документацию об аукционе, продления срока подачи заявок на участие в отрытом аукционе в электронной форме N ОАэ-059 (N 0367100000313000090) и проведения процедуры размещения заказа в соответствии с требованиями законодательства о размещении заказов и учетом выводов, содержащихся в настоящем Решении.
4. Оператору электронной площадки (ЗАО "Сбербанк-АСТ", адрес в сети Интернет:http: www.sberbank-ast.ru) обеспечить техническую возможность для осуществления действий по исполнению предписания и проведения открытого аукциона в электронной форме N ОАэ-059 (N 0367100000313000090).
В соответствии с ч. 9 ст. 60 Закона о размещении заказов, настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 27 декабря 2013 г. N 508-01
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.01.2014