Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 4 декабря 2013 г. N 451-01
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия Тюменского УФАС России), рассмотрев жалобу ООО "СМЭУ" на действия администрации города Ишима Тюменской области, МКУ "Управление жилищно-коммунальным хозяйством города Ишима" при проведении открытого аукциона в электронной форме N 171-13-АР (реестровый номер заказа 0167300008313000224) на выполнение работ по содержанию светофорных объектов и дорожных знаков в городе Ишиме в 2014 году (далее - открытый аукцион),
У С Т А Н О В И Л А:
В Тюменское УФАС России 27.11.2013 г. поступила жалоба общества на действия администрации и аукционной комиссии при проведении открытого аукциона.
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ст. 57 и ст. 58 Федерального закона от 21.07.2005 N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о размещении заказов), и принята к рассмотрению.
В соответствии со ст. 60 Закона о размещении заказов, Тюменским УФАС России информация о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте РФ размещении заказов www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) в адрес заказчика и заявителя направлены уведомления о рассмотрении жалобы.
Согласно ч. 4 ст. 60 Закона о размещении заказов, Тюменским УФАС России в адрес заказчика, а также оператора электронной площадки, обеспечивающего проведение торгов, направлены требования о приостановлении размещения заказа по открытому аукциону до рассмотрения Тюменским УФАС России жалобы заявителя по существу.
В этой связи, на основании приказа Тюменского УФАС России от 28.11.2013 г. N 959 "О проведении внеплановой проверки", комиссией Тюменского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов проводится внеплановая проверка действий администрации и заказчика при проведении открытого аукциона в электронной форме N 171-13-АР (N 0167300008313000224).
Как следует из жалобы, заявитель не согласен с решением аукционной комиссия, которым его заявка не была допущена к участию в открытом аукционе в электронной форме по причине ее несоответствия требованиям аукционной документации в части не указания технических характеристик товара (ленты ЛЭТСАР) используемого при выполнении работ. В качестве обоснования неправомерности такого решения заявитель ссылается на то обстоятельство, что ранее на официальном сайте заказчиком были размещены разъяснения аукционной документации (по запросу другого участника аукциона), в которых указано, что характеристики ленты ЛЭТСАР не будут учитываться аукционной комиссией при рассмотрении заявок, в связи с чем, участники размещения заказа вправе их не указывать при составлении заявки на участие в данном аукционе.
Заказчик с жалобой не согласен, в связи с чем его представителями, присутствовавшими в заседании Комиссии, представлены письменные возражения на жалобу, а также материалы и документы по проведению обозначенного аукциона. Согласно указанных возражений, при проведении процедуры рассмотрения первых частей заявок, поступивших на участие в открытом аукционе в электронной форме N 171-13-АР (N 0167300008313000224), аукционной комиссией было принято правомерное решение об отказе ООО "СМЭУ" в участии в аукционе (среди прочих участников размещения заказа) по причине несоответствии его заявки требованиям аукционной документации, что было отражено в соответствующем протоколе.
Изучив материалы дела, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки по жалобе заявителя приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что 05.11.2013 г. администрацией города Ишима Тюменской области на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) опубликована информация о проведении открытого аукциона в электронной форме N 171-13-АР с реестровым номером заказа 0167300008313000224 на выполнение работ по содержанию светофорных объектов и дорожных знаков в городе Ишиме в 2014 году.
До окончания указанного в извещении срока подачи заявок на участие в аукционе были подано заявки от 4 участников размещения заказа, в том числе ООО "СМЭУ" с порядковым номером заявки 1.
Согласно протокола от 20.11.2013 г. N 1/171-13-АР, решением аукционной комиссии по рассмотрению первых частей заявок, ООО "СМЭУ" (в числе прочих заявок) было отказано в допуске к участию в указанном аукционе со ссылкой ч. 4 статьи 41.8, п.1 ч.4 статьи 41.9 Закона о размещении заказов по причине отсутствия в заявке конкретных показателей и технических характеристик ленты резиновой электроизоляционной самослипающейся.
Как было указано выше, не указание заявителем в заявке на участие в аукционе конкретных показателей по данной позиции, было обусловлено наличием соответствующих разъяснений заказчика, размещенных на официальном сайте, из которых заявитель сделал вывод о том, что характеристики ленты ЛЭТСАР не будут учитываться аукционной комиссией при рассмотрении заявок, в связи с чем, не обязательны к заполнению в заявке.
В этой связи, Комиссия считает необходимым указать на следующее.
В силу части 2 статьи 34, ч.4. статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
В соответствии с частью 3 статьи 41.7 Закона о размещении заказов любой участник размещения заказа, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение открытого аукциона в электронной форме, запрос о разъяснении положений документации об открытом аукционе в электронной форме. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса оператор электронной площадки направляет запрос заказчику, в уполномоченный орган.
Частью 4 указанной статьи Закона установлена обязанность заказчика (уполномоченного органа) в течение двух дней со дня поступления от оператора электронной площадки запроса разместить на официальном сайте разъяснение положений документации об открытом аукционе в электронной форме с указанием предмета запроса, но без указания участника размещения заказа, от которого поступил запрос.
При этом в соответствии с частью 5 названной статьи разъяснение положений документации об открытом аукционе в электронной форме не должно изменять ее суть.
Согласно части 1 статьи 41.8 Закона о размещении заказов для участия в открытом аукционе в электронной форме участник размещения заказа, получивший аккредитацию на электронной площадке, подает заявку на участие в открытом аукционе в электронной форме.
В соответствии с частью 3 статьи 41.8 Закона о размещении заказов заявка на участие в открытом аукционе в электронной форме состоит из двух частей.
При этом, п.2 ч.4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов установлено, что первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме содержит сведения о согласии на использование товара, указание на товарный знак которого содержится в документации об открытом аукционе, или согласие на товарный знак (его словесное обозначение) предлагаемого для использования товара и конкретные показатели этого товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, если участник размещения заказа предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в документации об открытом аукционе в электронной форме, при условии содержания в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак используемого товара, а также требования о необходимости указания в заявке на участие в открытом аукционе в электронной форме на товарный знак; конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагаемого для использования товара при условии отсутствия в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак используемого товара.
В соответствии с частью 1 статьи 41.9 Закона аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме на соответствие требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме в отношении товаров, работ, услуг, на поставки, выполнение, оказание которых размещается заказ.
На основании результатов рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, содержащих сведения, предусмотренные частью 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, аукционной комиссией принимается решение о допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме участника размещения заказа и о признании участника размещения заказа, подавшего заявку на участие в открытом аукционе, участником открытого аукциона или об отказе в допуске такого участника размещения заказа к участию в открытом аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей.
Участник размещения заказа не допускается к участию в открытом аукционе в электронной форме в случае непредоставления сведений, предусмотренных частью 4 статьи 41.8 Федерального закона, или предоставления недостоверных сведений; несоответствия сведений, предусмотренных частью 4 статьи 41.8 Федерального закона, требованиям документации об открытом аукционе в электронной форме (часть 4 статьи 41.9 Закона).
Согласно представленной в материалы дела первой части заявки ООО "СМЭУ", последним не указаны технические характеристики ленты резиновой электроизоляционной самослипающейся ЛЭТСАР, требования к которой содержатся в Приложение N1 (техническое задание) документации аукционе N 171-13-АР.
Как указал заявитель, отсутствие в заявке сведений в отношении характеристик предлагаемого товара было обусловлено наличием разъяснений заказчиком положений аукционной документации, размещенных на официальном сайте, из которых следовало, что, характеристики ленты ЛЭТСАР не будут учитываться аукционной комиссией при рассмотрении заявок, в связи с чем, участники размещения заказа вправе их не указывать при составлении заявки.
Комиссией установлено, что 12.11.2013 г. на официальном сайте заказчиком были размещены (опубликованы) разъяснения (321108) положений документации об аукционе N 171-13-АР в которых было указано следующее: "Участник размещения заказа в праве не указывать характеристики ленты ЛЭТСАР. Данное не указание не будет учитываться Комиссией при рассмотрении заявок на участие."
Заказчик в данном случае не указывал новых требований к характеристикам товаров, используемых при выполнении работ, (в частности ленты ЛЭТСАР), а лишь разъяснил порядок применения положений уже сформированной аукционной документации, что безусловно, должно учитываться участниками размещения заказов при подаче заявок на участие в аукционе. При этом суть такого разъяснения в настоящем случае следует понимать исключительно в совокупности с самим запросом участника размещения заказа и спорными положениями аукционной документации.
Учитывая данное обстоятельство, аукционная комиссия при рассмотрении первых частей заявок должна учитывать не только требования аукционной документации, но и соответствующие разъяснения заказчика по вопросам толкования тех или иных ее положений, поскольку именно на заказчика (уполномоченный орган) Законом возложена обязанность по формированию условий проведения открытого аукционе в электронной форме, и соответственно положения аукционной документации и разъяснения заказчика (также имеющие официальный характер) должны толковаться в своем единстве и совокупности.
Соответственно, основание, указанное аукционной комиссией в протоколе от 20.11.2013 г. N 1/171-13-АР в качестве отказа заявителю жалобы в допуске к участию в аукционе не может являться законным и обоснованным, поскольку такое решение было принято без учета разъяснений положений аукционной документации, размещенных на официальном сайте 12.11.2103 г.
При таких обстоятельствах аукционной комиссией допущено нарушение ч.4 статьи 41.9 Закона о размещении заказов, в связи с чем, Комиссия считает необходимым выдать аукционной комиссии и заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении допущенного нарушения законодательства о размещении заказов путем отмены вышеуказанного протокола и проведения процедуры рассмотрения вторых частей заявок участников размещения заказа в соответствии с требованиями законодательства о размещении заказов.
В связи с изложенным, руководствуясь ч. 6 ст. 60 Закона о размещении заказов, п. 3.35. административного регламента Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной, котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных и муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного Приказом ФАС России от 24.07.2012 г. N 498, Комиссия Тюменского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
1.Признать жалобу ООО "СМЭУ" на действия администрации города Ишима Тюменской области, МКУ "Управление жилищно-коммунальным хозяйством города Ишима" при проведении открытого аукциона в электронной форме N 171-13-АР (N 0167300008313000224) обоснованной.
2. Признать аукционную комиссию администрации города Ишима Тюменской области
нарушившей ч.4 статьи 41.9 Закона о размещении заказов при проведении открытого аукциона в электронной N 171-13-АР (N 0167300008313000224).
3. Выдать администрации города Ишима Тюменской области, аукционной комиссии обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения ч.4 статьи 41.9 Закона о размещении заказов путем отмены протокола от 20.11.2013 г. N 1/171-13-АР заседания аукционной комиссии по рассмотрению первых частей заявок на участие в аукционе, проведения повторной процедуры рассмотрения заявок участников размещения заказа в соответствии с требованиями законодательства о размещении заказов и с учетом настоящего Решения.
4. Оператору электронной площадки (ОАО "Единая электронная торговая площадка", адрес в сети Интернет: http: www.roseltorg.ru) обеспечить техническую возможность администрации города Ишима Тюменской области для осуществления действий по исполнению настоящего предписания.
В соответствии с ч. 9 ст. 60 Закона о размещении заказов, настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 4 декабря 2013 г. N 451-01
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.12.2013