Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области от 13 января 2014 г. N 10468/03-2013
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по контролю закупок в составе: <_..>
рассмотрев дело N 10468/03-2013, возбужденное по жалобе общества с ограниченной ответственностью "АДМ" (далее - ООО "АДМ", заявитель) на действия 18 заказчиков: МБОУ СОШ N 22 с углубленным изучением иностранных языков имени Василия Тезетева, МБОУ СОШ N 25 имени Н.К.Крупской, МБОУ СОШ N 66, МБОУ гимназия N 30, МБОУ СОШ N 62, МБОУ "Пригородная средняя общеобразовательная школа", МБОУ СОШ N 69, МБОУ "Гимназия N 65 имени Н.Сафронова", МБОУ гимназия N 79, МБОУ СОШ N 81 имени Героя Советского Союза генерала Д.М. Карбышева, МБОУ "Кадетская школа N 7 им. В.В. Кашкадамовой", МБОУ СОШ N 9, МБОУ СОШ N 29, МБДОУ детский сад общеразвивающего вида N 58 "Снежок", МБДОУ Центр развития ребёнка - детский сад N 242 "Садко", МБДОУ детский сад общеразвивающего вида N 183, МБДОУ детский сад общеразвивающего вида N 135, МБДОУ детский сад общеразвивающего вида N 6 (далее - заказчики, организатор торгов - МБОУ СОШ N 62, уполномоченный орган - Комитет по регулированию тарифов и муниципального заказа администрации города Ульяновска, далее - уполномоченный орган) при проведении открытого аукциона в электронной форме N 0368300000113001633 на поставку оконных блоков с комплектующими в рамках программы "развитие и модернизация образования в муниципальном образовании "город Ульяновск" на 2014-2016 годы" раздела 3 "Замена окон в образовательных организациях" в 2014 году (начальная (максимальная) цена контракта - 86 209 982,00 руб., дата окончания срока подачи заявок - 15.01.2013 г.) по признакам нарушения Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ (далее - Закон о размещении заказов, Закон), в соответствии с частью 1 статьи 112 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ (далее - Закон о контрактной системе), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов, в порядке, предусмотренном, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 г. N 498,
УСТАНОВИЛА:
Вх. N 11568 от 27.12.2013 г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области поступила жалоба ООО "АДМ" на действия заказчиков при проведении вышеуказанного открытого аукциона в электронной форме.
Содержание жалобы составило указание на следующее.
В аукционной документации нет описания профиля, из которого должны быть выполнены оконные блоки (ширина профиля, требования к техническим и санитарно-гигиеническим характеристикам), какой конфигурации предполагался оконный блок, какое количество и какого качества должна быть фурнитура на данном блоке.
Также в аукционной документации отсутствует сметный расчет (локальные сметы) на выполнение указанных в проекте контракта работ.
На заседании Комиссии 10.01.2014 г. представитель ООО "АДМ" доводы, изложенные в жалобе, поддержал.
На заседание Комиссии 10.01.2014 г. представители заказчиков и организатора торгов не явились (доказательство надлежащего извещение - отчет о направлении уведомления по электронной почте на адреса всех заказчиков 30.12.2013 г. в 16:59).
Вх N 18 от 09.01.2014 г., N 98 от 10.01.2014 г., N 101 от 13.01.2014 г. от МБУ СОШ N 29, МБОУ СОШ N 66, МБОУ "Пригородная средняя общеобразовательная школа", соответственно, поступили заявления о рассмотрении жалобы в отсутствии представителей.
На заседании Комиссии 10.01.2014 г. представитель уполномоченного органа не согласился с доводами жалобы и представил письменные пояснения (вх. N 62 от 10.01.2014 г.), содержащие указание, в том числе, на следующее.
Приложения N 3 и N 5 к документации по указанному открытому аукциону в электронной форме содержат подробное описание предмета поставки для каждого заказчика и технические характеристики поставляемого товар. Учитывая, что предметом контракта является поставка окон с выполнением сопутствующих работ по монтажу (демонтажу) окон, наличие смет на выполнение ремонтных работ не требуется.
В рассмотрении жалобы объявлялся перерыв до 14:30 13.01.2014 г., для документального анализа материалов по делу.
Комиссией Ульяновского УФАС России было установлено следующее.
На официальном сайте www.zakupki.gov.ru 17.12.2013 г. были опубликованы извещение и документация о проведении совместных торгов в форме открытого аукциона в электронной форме N 0368300000113001633 на поставку оконных блоков с комплектующими в рамках программы "развитие и модернизация образования в муниципальном образовании "город Ульяновск" на 2014-2016 годы" раздела 3 "Замена окон в образовательных организациях" в 2014 году (начальная (максимальная) цена контракта - 86 209 982,00 руб.).
17.12.2013 г и 26.12.2013 г. уполномоченным органом были опубликованы изменения в открытый аукцион в электронной форме.
Дата окончания срока подачи заявок на участие в аукционе была установлена 17.01.2014 г.
Частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе установлено, что указанный Федеральный закон применяется к отношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе или на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг либо приглашения принять участие в которых направлены после дня вступления в силу указанного Федерального закона. К отношениям, возникшим до дня вступления в силу Закона о контрактной системе, он применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после дня его вступления в силу, если иное не предусмотрено статьей 112 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, размещение заказов, извещения об осуществлении которых размещены на Официальном сайте либо приглашения принять участие в которых направлены до 1 января 2014 года, осуществляется в соответствии с Законом о размещении заказов, в том числе при осуществлении контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о размещении заказов.
Рассмотрев представленные материалы, а также проведя в соответствии с частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе и с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановую проверку, Комиссия приняла решение признать жалобу ООО "АДМ" частично обоснованной. При этом Комиссия исходила из следующего.
В соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать, в том числе требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
1. Комиссией Ульяновского УФАС России при анализе документации по обжалуемому открытому аукциону в электронной форме было установлено, что приложения N 3 и N 5 содержат технические характеристики поставляемого товара и его комплектующих, а также эскизы оконных блоков с указанием необходимых размеров и количества по каждому заказчику, общую площадь оконных блоков и их характеристики (количество секций окна по каждому эскизу, описание количества и характеристик створок и т.д.).
Таким образом, доводы жалобы ООО "АМД" об отсутствии в аукционной документации описания профиля, оконного блока и фурнитуры являются необоснованными.
2. Согласно пункту 5 "Информационная карта аукциона" Раздела 1 документации по открытому аукциону в электронной форме N 0368300000113001633 предметом размещаемого заказа является поставка оконных блоков с комплектующими в рамках программы "развитие и модернизация образования в муниципальном образовании "город Ульяновск" на 2014-2016 годы" раздела 3 "Замена окон в образовательных организациях" в 2014 году.
При этом количество поставляемого товара определяется в соответствии с разделом 2 "Техническая часть" аукционной документации.
Раздел 2 "Техническая часть" аукционной документации включает в себя приложение N 3 "Техническая характеристика поставляемого товара и комплектующих" и приложение N 5 "Технические задания", которое содержит эскизы оконных блоков, их характеристики (количество створок, размеры, комплектующие и т.д.).
Кроме того, приложение N 5 аукционной документации содержит указание на то, что участник размещения заказ в ходе исполнения контракта на поставку оконных блоков должен будет выполнить и сопутствующие работы, в том числе:
- разборка деревянных заполнений проемов оконных с подоконными досками;
- установка оконных блоков из ПВХ профилей;
- облицовка стен и откосов декоративным бумажно-слоистым пластиком или листами из синтетических материалов по сплошному основанию на клее;
- установка подоконных досок из ПФХ;
-монтаж полимерных уголков;
- штукатурка наружных прямолинейных откосов по бетону и камню цементно-известковым раствором;
- установка водоотливов;
- очистка помещений от строительного мусора с погрузкой и вывозом.
Аналогичные требования к исполнителю работ содержаться в п 1.4 Раздела 3 "Проекта договора", являющего неотъемлемой частью аукционной документации.
Таким образом, предметом открытого аукциона в электронной форме является поставка оконных блоков с их последующей установкой, что подтверждается перечнем сопутствующих работ, предусмотренных приложением N 5 раздела 2 "Техническое задание", п. 1.4 раздела 3 "Проект договора" и содержанием коммерческих предложений, полученных в рамках обоснования начальной цены контракта (ООО "Ар Го Ника", ООО "Домострой плюс", ООО "Крокус-Си").
Вместе с тем, из содержания аукционной документации следует, что предметом договора является не поставка товара и услуга по выполнению сопутствующих работ, а фактически выполнение ремонтных работ по замене оконных блоков.
Согласно части 1 статьи 702 Гражданского Кодекса РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Таким образом, по мнению Комиссии Ульяновского УФАС России предметом открытого аукциона в электронной форме являются подрядные ремонтные работы, объем которых отражается в сметной документации.
Отсутствие сметной документации приводит к невозможности формирования участником размещения заказа предложения по исполнению договора.
Учитывая изложенное, в целях надлежащего соблюдения пункта 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов сметная документация должна входить в состав документации о торгах и размещаться на официальном сайте в полном объеме.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Ульяновского УФАС России установлено, что в составе документации об аукционе (размещенной на официальном сайте www.zakupki.gov.ru) не содержаться сметные расчеты на выполнение работ, предусмотренных проектом договора и техническим заданием.
В соответствии с соглашением о проведении совместных торгов N 1 от 05.12.2013 г. стороны в лице 18 заказчиков готовят совместно технико-экономическое задание с приложением, в том числе технического задания, включающего в себя объем работ.
Учитывая, изложенное в действиях заказчиков содержится нарушение пункт 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.
Следовательно, жалоба ООО "АДМ" является обоснованной в указанной части.
Кроме того, в ходе проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов, Комиссией было установлено следующее.
1. Пункт 5 приложения N 3 "Техническая характеристика поставляемого товара и комплектующих" содержит наименование товара - "Декоративный бумажно-слоистый пластик или листы из синтетических материалов" с технической характеристикой - "толщина от 15 до 25 мм".
Вместе с тем, согласно пункту 1.3 ГОСТа 9590-76 "Пластик бумажно-слоистый декоративный. Технические условия" пластик должен изготовляться толщиной 1,0; 1,3; 1,6; 2,0; 2,5 и 3,0 мм. Таким образом, заказчиком установлены требования к характеристикам товара, не соответствующие информации, указанной в нормативной документации.
Формулирование требований в указанном виде создает неясность в понимании участниками размещения заказа, какой именно товар при выполнении работ требуется заказчику, вводит в заблуждение участников размещения заказа и не позволяет оформить заявку в соответствии с требованиями документации и техническими требованиями.
В соответствии с соглашением о проведении совместных торгов N 1 от 05.12.2013 г. стороны в лице 18 заказчиков готовят совместно технико-экономическое задание с приложением, в том числе технических характеристик поставляемого товара и комплектующих.
Таким образом, в действиях заказчиков содержится нарушение пункт 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.
2. Пункт 5.3.2 проекта договора устанавливает запрет на привлечение поставщиком других лиц- субпоставщиков к исполнению своих обязательств по договору.
Вместе с тем, в соответствии с письмом Министерства экономического развития РФ от 6 августа 2010 г. N Д22-1339 требование заказчика о выполнении работы лично участником размещения заказа противоречит положению ч. 1 ст. 706 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом согласно ч. 1 ст. 770 Гражданского Кодекса исполнитель обязан согласовывать с заказчиком привлечение соисполнителей только при выполнении научно-исследовательских работ. Таким образом, поставщик имеет право привлекать соисполнителей без согласования с заказчиком, за исключением проведения научно-исследовательских работ, при которых такое согласование является обязательным.
Учитывая изложенное, а также то, что предметом договора фактически является выполнение работ по замене окон, п. 5.3.2 проекта договора, противоречит ч. 1 ст. 770 Гражданского Кодекса.
Учитывая изложенное, Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 112 Закона о контрактной систем, частью 5 статьи 17, частями 1, 2, 4 статьи 57, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 г. N 498,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "АДМ" частично обоснованной.
2. Признать в действиях заказчиков нарушение ч. 1 ст. 112 Закона о контрактной системе, п. 1, ч. 4 ст. 41.6 Закона о размещении заказов.
3. Обязать заказчиков устранить допущенное нарушение путем внесения изменений в аукционную документацию N 0368300000113001633 и продления срока приема заявок, на что выдать предписание.
<_..>
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 7 статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области от 13 января 2014 г. N 10468/03-2013
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.01.2014