Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 13 января 2014 г. N 94-18/14
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей Местной администрации муниципального образования поселка Лисий Нос (далее - Заказчик):
в отсутствие представителей ООО "ПетроградСтрой" (далее - Заявитель), надлежащим образом уведомленных о месте и времени рассмотрения жалобы,
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 27226 от 27.12.2013) на действия Заказчика при размещении муниципального заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме на выполнение работ по благоустройству территории в пределах границ муниципального образования пос. Лисий Нос в 2014 году (извещение N 0172300011213000017), а также в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с ч. 5 ст. 17, ст. 60 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) и в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме размещено на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, на сайте электронной площадки в сети Интернет http://www.sberbank-ast.ru 05.12.2013, номер извещения 0172300011213000017. Начальная (максимальная) цена контракта - 29 896 536, 55 рублей.
В жалобе ООО "ПетроградСтрой" указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о размещении заказов, что выразилось в не определении требований к порядку заполнения первых частей заявок и не установлении инструкции по их заполнению. Кроме того, по мнению Заявителя, в аукционной документации Заказчиком указан недействующий ГОСТ 9128-2009.
Комиссия УФАС, рассмотрев представленные Заказчиком документы, заслушав пояснения представителя Заказчика, приходит к выводу, что доводы Заявителя являются частично обоснованными по следующим основаниям.
1. Раздел 9 документации об аукционе содержит предусмотренную ст. 41.6 Закона о размещении заказов инструкцию по заполнению заявок на участие в аукционе
Заполнение заявки производится в соответствии с требованиями, установленными в пункте 3 (б) части 4 и части 6 статьи 41.8 Закона о размещении заказов:
Первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг, для выполнения, оказания которых используется товар, должна содержать:
а) согласие участника размещения заказа на выполнение работ, оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией об открытом аукционе, а именно, согласие участника размещения заказа на выполнение работ, оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией об открытом аукционе в электронной форме,
б) конкретные показатели товара, который используется для выполнения работ, являющихся предметом открытого аукциона, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, и товарный знак (при его наличии) предлагаемого для использования товара, указанные в соответствии с ниже перечисленными требованиями:
Требования к товарам (в том числе значения и характеристики такого товара), которые используются для выполнения работ, являющихся предметом открытого аукциона, установлены в пункте 5.3 Технического задания аукционной документации.
При предоставлении участником размещения заказа в первой части заявки на участие в открытом аукционе сведений (конкретных показателей товара, который используется для выполнения работ) под показателями товара, который используется для выполнения работ, являющихся предметом открытого аукциона (далее также - товар), понимаются количественные характеристики (количество, длина, ширина, площадь, масса и др.), характеристики качества, технические характеристики, характеристики безопасности, функциональные характеристики (потребительские свойства) и иные характеристики (указанные в пункте 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов) товара, который используется для выполнения работ, являющихся предметом открытого аукциона, установленные в пункте 5.3 Технического задания.
При этом в пункте 5.3 Технического задания установлены значения показателей товара, которые не могут (не должны) изменяться, а также максимальные и (или) минимальные значения таких показателей товара.
При описании товаров участники размещения заказа в первой части заявки на участие в открытом аукционе предоставляют сведения о значениях показателей товара, которые не могут (не должны) изменяться, и конкретные значения показателей, для которых указаны минимальные и (или) максимальные значения, установленные (определенные) в пункте 5.3 Технического задания.
- В случае установления (определения) в приложении N 1 соответствующего минимального значения показателя товара (минимум, не менее, от, не меньше и др.) участником размещения заказа в первой части заявки на участие в открытом аукционе должно быть представлено конкретное количественное (числовое) значение такого показателя товара не меньшее установленного в пункте 3.9 Технического задания минимального значения указанного показателя товара, выраженное в единицах измерениях, определенных в пункте 5.3 Технического задания относительно указанного показателя товара, не содержащее указания на сведения относительно минимальности его значения (слов "минимум", "не менее", "от", "не меньше" и др.).
- В случае установления (определения) в пункте 5.3 Технического задания соответствующего максимального значения показателя товара (максимум, не более, до, не больше и др.) участником размещения заказа в первой части заявки на участие в открытом аукционе должно быть представлено конкретное количественное (числовое) значение такого показателя товара, не превышающее установленного в пункте 5.3 Технического задания максимального значения указанного показателя товара, выраженное в единицах измерениях, определенных в пункте 3.9 Технического задания относительно указанного показателя товара, не содержащее указания на сведения относительно максимальности его значения (слов "максимум", "не более", "до", "не больше" и др.).
- В случае установления (определения) в пункте 5.3 Технического задания минимального и максимального значений (диапазон значений, интервал значений) показателя товара (минимум - максимум, не менее - не более, от - до, не меньше - не больше, N1 (mm) .... N2 (max), , *-*, и др.) участником размещения заказа, в первой части заявки на участие в открытом аукционе должно быть представлено конкретное не интервальное количественное (числовое) значение такого показателя товара, не меньшее минимального значения и не превышающее максимального значения диапазона (интервала) значений указанного показателя товара, установленных в пункте 5.3 Технического задания относительно указанного показателя товара, выраженное в единицах измерениях, определенных в пункте 5.3 Технического задания относительно указанного показателя товара, не содержащее указания на сведения относительно минимальности и максимальности его значения (слов "минимум - максимум", "не менее - не более", "от - до", "не меньше - не больше" и др.), за исключением случаев связанных с температурным диапазоном.
- В случае установления (определения) в пункте 5.3 Технического задания соответствующего значения показателя товара, которое не может (не должно) изменяться, то есть значения, которое является фиксированным, не подлежащим изменению в соответствии с условиями документации об аукционе (в том числе в пункте 5.3 Технического задания), и не содержащим характеристик минимальности, максимальности и интервальности значений показателей товаров, участником размещения заказа в первой части заявки на участие в открытом аукционе должно быть представлено значение такого показателя товара, соответствующее значению, установленном в пункте 5.3 Технического задания относительно указанного показателя товара (в случае установления значения такого показателя в количественном (числовом) выражении), а также указания на сведения относительно безусловности соблюдения (выполнения, соответствия) значения показателя товара, которое не может (не должно) изменяться (слово "соответствует" вместо слов "должно (должен, должны) соответствовать", слова "не будет" вместо слов "не должно" ("не должно быть") и др.).
В случае, если в пункте 5.3 Технического задания указываются (предлагаются) несколько альтернативных видов (типов) товара для выполнения соответствующего вида работ, участником размещения заказа самостоятельно определяются и указываются в первой части заявки на участие в открытом аукционе сведения о видах (типах) соответствующих товаров, которые используются для выполнения соответствующего вида работ, из числа товаров, указанных (предложенных) в пункте 5.3 Технического задания в качестве альтернативных для выполнения соответствующего вида работ, с указанием конкретных показателей товара, соответствующих значениям, установленным в пункте 5.3 Технического задания, и товарного знака (его словесного обозначения) (при его наличии) предлагаемого для использования товара.
Определение соответствия вида (типа) товара и вида работ, который выполняется (может выполняться) с использованием товара, указанного (предложенного) в качестве альтернативного в пункте 5.3 Технического задания, осуществляется участником размещения заказа на основании положений локальных сметных расчетов.
При этом указание в локальных сметах одного вида (типа) товара, который используется для выполнения соответствующего вида работ, не исключает право участника размещения заказа указывать в первой части заявки иные виды (типы) товаров, которые используются для выполнения соответствующего вида работ, из числа указанных (предложенных) в пункте 5.3 Технического задания в качестве альтернативных для выполнения соответствующего вида работ.
Кроме того, п. 22.3 раздела III "Информационная карта" содержит следующее указание по заполнению заявки: Язык заявки: русский. В первой и второй частях заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме Участник размещения заказа должен предоставить сведения в соответствии с требованиями к содержанию заявок, установленными в части 22.2 Информационной карты проведения аукциона. Участник размещения заказа не должен допускать наличие в заявке противоречий, альтернативных, двойных (некорректных) сведений.
Таким образом, Комиссия УФАС приходит к выводу, что рассматриваемая документация об аукционе содержит требования к содержанию и составу заявки на участие в аукционе, а также инструкцию по заполнению заявки. При этом положений, вводящих участников размещения заказа в заблуждение, а равно не позволяющих подать заявку на участие в открытом аукционе, Комиссия УФАС не установила. Кроме того, Комиссией УФАС установлено, что с момента размещения на официальном сайте документации об аукционе обращений, поданных участниками размещения рассматриваемого заказа, о разъяснении положений документации об аукционе не поступало, в том числе и от подателя жалобы.
Таким образом, Комиссия УФАС не установила в указанной части нарушений со стороны Заказчика требований Закона о размещении заказов, доказательств, свидетельствующих об обратном, подателем жалобы также не представлено.
2. Довод Заявителя о том, что п. 5.3 Технического задания документации об аукционе содержит указания на определённые товары (пункты 18, 19, 20, 21) и их характеристики, что противоречит требованиям Закона о размещении заказов, поскольку указанные товары не являются товарами, используемыми при выполнении работ, а являются инструментами для производства работ, является несостоятельным.
Комиссия УФАС не может согласиться с вышеуказанным доводом подателя жалобы по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 указанного Федерального закона.
Согласно ч. 2 ст. 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
Аналогичные требования предусмотрены п. 1 ч. 4 ст. 41.6 Закона о размещении заказов, согласно которому документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, требования к их безопасности, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
Проанализировав содержание п. 5.3 Технического задания документации об аукционе, Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что установленные в п. 5.3 Технического задания документации об аукционе товары и требования к их характеристикам будут использованы в том или ином виде при выполнении работ, что также подтверждается Заявителем.
Таким образом, установленные и оспариваемые подателем жалобы в п. 5.3 Технического задания требования к товарам, используемым при выполнении работ, установлены Заказчиком в порядке п. 1 ч. 4 ст. 41.6 Закона о размещении заказов, а также ч. 2 ст. 34 указанного Федерального закона.
3. В остальной части жалобы Комиссия УФАС находит доводы Заявителя, касающиеся указания Заказчиком в качестве требования, установленного к закупаемым работам, на не действующий на момент размещения заказа ГОСТ, обоснованными.
Так, Техническое задание документации об аукционе содержит указание на ГОСТ 9128-97, при этом указанный государственный стандарт был отменен путём приятия государственного стандарта ГОСТ 9128-2009. Комиссия УФАС констатирует, что содержание упомянутых стандартов отлично.
Кроме того, Заказчиком признан факт указания в документации об аукционе на ненадлежащий государственный стандарт. Из пояснений Заказчика следует, что указанное обстоятельство объясняется наличием в составе документации об аукционе технической ошибки.
Таким образом, установленное Заказчиком в п. 5.1 Технического задания документации об аукционе требование о том, что работы, являющиеся предметом аукциона, должны соответствовать требованиям к качеству и безопасности, установленным, в том числе, и ГОСТ 9128-97 "Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон. Технические условия", установлено им по ошибке. Таким образом, документация об аукционе не содержит надлежащего, установленного в порядке п. 1 ч. 4 ст. 41.6 Закона о размещении заказов требования к закупаемым работам (используемым товарам) в вышеуказанной части.
Принимая во внимание изложенное, Комиссия УФАС констатирует в действиях Заказчика нарушение требований п. 1 ч. 4 ст. 41.6 Закона о размещении заказов.
Учитывая то обстоятельство, что в рассматриваемом случае торги признаны несостоявшимися, а заявка единственного участника, подавшего заявку на участие в аукционе, была отклонена аукционной комиссией Заказчика в связи с ее несоответствием требованиям аукционной документации, государственный контракт по итогам рассматриваемого заказа не заключен, Заказчиком принято решение о приведении документации в соответствии с законодательством о размещении заказов и повторном размещении данного заказа.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 17, 34, 41.6, 41.8, 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ПетроградСтрой" (вх. N 27226 от 27.12.2013) частично обоснованной в части указания в аукционной документации на устаревший ГОСТ.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1 ч. 4 ст. 41.6 Закона о размещении заказов.
3. Предписание об устранении выявленного нарушения не выдавать в связи с тем, что данный аукцион признан несостоявшимся.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 13 января 2014 г. N 94-18/14
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.01.2014