Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 20 января 2014 г. N 06-7/14
В связи с поступившей информацией от 26.11.2013 исх. N 104 (вх. N 25213 от 11.12.2013), в соответствии с ч. 9 ст. 17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), на основании приказа временно исполняющего обязанности руководителя Санкт-Петербургского УФАС России от 18.12.2013 N 508-ОВ "О проведении внеплановой документарной проверки", ч. 5 ст. 17 Закона о размещении заказов Инспекцией Санкт-Петербургского УФАС России по контролю законодательства в сфере размещения заказов (далее - Инспекция УФАС)
с участием представителей:
ФКУ "Федеральное управление автомобильных дорог "Северо-Запад" имени Н. В. Смирнова Федерального дорожного агентства" (далее - заказчик),
ООО "НОВЫЙ ВЕК" (далее - заявитель),
проведена внеплановая документарная проверка по соблюдению заказчиком законодательства о размещении заказов при размещении государственного заказа путем проведения открытого конкурса на разработку проектной документации "Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги М-10 "Скандинавия" от Санкт-Петербурга через Выборг до границы с Финляндией. Реконструкция автомобильной дороги А-181 "Скандинавия" Санкт-Петербург - Выборг - граница с Финляндской Республикой на участке км 134+000 - км 160+000, Ленинградская область" (лот N 182), извещение N 0372100041513000192 (далее - аукцион).
Адрес проверяемой организации: Съезжинская ул., д. 3, Санкт-Петербург, 197198.
Место проведения Инспекции УФАС: В.О., 4-я линия, д. 13, Санкт-Петербург, 199004.
Внеплановой документарной проверкой установлено:
1. Извещение о проведении конкурса размещено 25.10.2013 на официальном сайте о размещении информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru. Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 148 136 940,00 руб.
2. Заявитель указывает на то, что заказчик неправомерно требует от участников размещения заказа одновременное наличие свидетельства, выданного саморегулируемой организацией в области подготовки проектной документации объектов капитального строительства, на работы по организации подготовки проектной документации, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком), а также наличие свидетельства, выданного саморегулируемой организацией в области подготовки проектной документации объектов капитального строительства, на конкретные виды работ.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона о размещении заказов участник размещения заказа должен соответствовать требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.
При этом, согласно ч. 3 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.
В соответствии с ч. 3.1 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Таким образом, условием допуска к участию в торгах на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, устанавливаемым в документации о торгах в соответствии с положениями п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона о размещении заказов, должно являться обязательное наличие у участника размещения заказа исключительно свидетельства о допуске к работам по организации строительства.
Заказчик в п. 1.1.7.2 ч. 1 конкурсной документации установил требование о наличии выданного саморегулируемой организацией в области подготовки проектной документации объектов капитального строительства на работы по организации подготовки проектной документации, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком).
Кроме того, в п. 1.1.7.2 ч. 1 конкурсной документации заказчик перечислил виды работ, подлежащие выполнению в ходе исполнения контракта.
Согласно пояснениям представителя заказчика лицо, осуществляющее проектирование, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно или с привлечением других лиц. В случае привлечения субподрядных организация к выполнению работ необходимо наличие у последних допуск на данный (е) вид (ы) работ.
В соответствии с п. 9.1 и п. 9.8 Заданий на разработку проектной документации в рамках выполнения проектно-изыскательских работ проектной организации необходимо выполнить сбор исходных данных, в том числе получить у заинтересованных организаций, чьи интересы затрагиваются в процессе строительства, технические условия (переустройство коммуникаций, пересечения с железными и автомобильными дорогами" подключение к сетям энергоснабжения, связи и т.д.); получить в электросетевом предприятии технические условия на электроснабжение, точку подключения; согласовать проектную документацию по переустройству коммуникаций с эксплуатирующими их организациями.
В соответствии с п. 5.172 СП 11-104-97 "Инженерно-геодезические изыскания для строительства" к инженерным коммуникациям относятся подземные, наземные и надземные линейные сооружения, предназначенные для транспортировки жидкостей и газов, передачи энергии и информации.
В процессе выполнения проектно-изыскательских работ может выявиться необходимость переустройства любых инженерных коммуникаций, в том числе относящихся, согласно ст. 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (Федеральный закон от 29.12.2004 N 190-ФЗ), к особо опасным, технически сложным и уникальным объектам, например:
- сооружений связи (согласно п. 14.1 ст. 2 Федерального закона "О связи" от 07.07.2003 N 126-ФЗ к особо опасным, технически сложным сооружениям связи относятся сооружения связи, проектной документацией которых предусмотрены такие характеристики, как высота от семидесяти пяти до ста метров и (или) заглубление подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли от пяти до десяти метров);
- опасных производственных объектов I и II классов опасности, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества (согласно положениям Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (Приложение 2), ко II классу опасности;
- для опасных производственных объектов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением свыше 1,2 мегапаскаля или сжиженного углеводородного газа под давлением свыше 1,6 мегапаскаля);
- линий электропередачи и иные объекты электросетевого хозяйства напряжением 330 киловольт и более.
Кроме того, в процессе разработки проектной документации, возникает необходимость выполнения проектных работ по строительству и реконструкции путепроводов через железную дорогу, в рамках которых требуется переустройство сетей РЖД, железнодорожных переездов (согласно ст. 48.1 Градостроительного Кодекса Российской Федерации (Федеральный закон от 29.12.2004 N 190-ФЗ), к особо опасным и технически сложным объектам относятся объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.
В соответствии с требованиями п. 4.1 СП 11-102-97 "Инженерно-экологические изыскания для строительства", а также п. 8.4 СП 47.13330.2012 "Инженерные изыскания для строительства. Основные положения. Актуализированная редакция СНиП 11-02-96" в составе инженерно-экологических изысканий должно выполняться изучение растительности и животного мира, а также санитарно-эпидемиологические и медикобиологические исследования рассматриваемого участка проектирования.
Требования заказчика о предоставлении копии выданного саморегулируемой организацией в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, свидетельства о допуске к видам работ "4.5. Изучение растительности, животного мира, санитарно-эпидемиологические и медико-биологические исследования территории*", "4.3. Работы по подготовке проектов внутренних систем электроснабжения*", "4.4. Работы по подготовке проектов внутренних слаботочных систем*", "8. Работы по подготовке проектов организации строительства, сносу и демонтажу зданий и сооружений, продлению срока эксплуатации и консервации*" обусловлены вышеизложенными обстоятельствами и являются правомерными.
Таким образом, заказчик установил требования к участникам размещения заказа в соответствии со ст. 11 Закона о размещении заказов.
3. Заявитель указывает на противоречия, содержащиеся в конкурсной документации, в части различий в исчислении начала гарантийного срока на результат работ.
В соответствии с п. 4 ч. 3 ст. 22 Закона о размещении заказов конкурсная документация должна содержать, в том числе требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий качества товара, работы, услуги.
В п 2.1 ч. 2 конкурсной документации предусмотрено, что "Гарантийный срок составляет: начало - с момента подписания акта выполненных работ; окончание - не менее 25 лет с момента ввода объекта в эксплуатацию после завершения работ по реконструкции".
В соответствии с ч. 1 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, выдавшие разрешение на строительство, непосредственно либо через многофункциональный центр с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
При этом, в ч. 2 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации указано, что под разрешением на ввод объекта в эксплуатацию понимается документ, удостоверяющий выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.
Таким образом, для ввода объекта в эксплуатацию необходим, как минимум факт окончания строительства, реконструкции объекта капитального строительства.
В рассматриваемом случае, предметом государственного контракта является выполнение работ про разработке проектной документации результатом проведения которых, выступает проектная документация.
В соответствии с п. 6.1 и п. 6.6 проекта государственного контракта после получения положительного заключения органов государственной экспертизы по проектной документации работы по государственному контракту считаются выполненными, о чем составляется соответствующий акт сдачи- приемки работ.
Согласно ч. 1 ст. 761 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ несет ответственность за ненадлежащее составление технической документации и выполнение изыскательских работ, включая недостатки, обнаруженные впоследствии в ходе строительства, а также в процессе эксплуатации объекта, созданного на основе технической документации и данных изыскательских работ.
Следовательно, обязательства проектировщика по корректировке материалов проектной документации и инженерных изысканий ненадлежащего качества возникают уже с момента их составления, т. е. еще до начала строительно-монтажных работ.
Таким образом, с учетом изложенных обстоятельств и различий в исчислении начала течения гарантийного срока в действиях заказчика установлено нарушение п. 3 ч. 4 ст. 22 Закона о размещении заказов.
4. Заявитель указывает на то, что конкурсной документацией установлено основание для отказа в допуске участника размещения заказа в конкурсе, не предусмотренное Законом о размещении заказов.
В соответствии с п. 16.2 ч. 16 конкурсной документации по итогам рассмотрения заявок на участие в конкурсе участник размещения заказа не допускается конкурсной комиссией к дальнейшему участию в конкурсе, в том числе по следующему основанию: "неправильное оформление определенных конкурсной документацией документов".
Неправильное оформление определенных конкурсной документацией документов как основание для отказа в допуске к участию в конкурсе не противоречит требованиям п. 4 ч. 1 ст. 12 Закона о размещении заказов, которым предусмотрено, что в случае несоответствия заявки на участие в конкурсе требованиям конкурсной документации, в том числе наличия в таких заявках предложения о цене контракта, превышающей начальную (максимальную) цену контракта участник размещения заказа не допускается конкурсной комиссией к участию в конкурсе.
Следовательно, данный довод заявителя является несостоятельным.
5. Заявитель указывает на то, что конкурсной документацией установлена необходимость предоставлении документов и сведений, не предусмотренных Законом о размещении заказов
В п. 4 ч. 1 ст. 11 Закона о размещении заказов устанавливается обязательное требование к участникам размещения заказа об отсутствии у участника размещения заказа задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника размещения заказа по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период. Участник размещения заказа считается соответствующим установленному требованию в случае, если он обжалует наличие указанной задолженности в соответствии с законодательством Российской Федерации и решение по такой жалобе на день рассмотрения заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе не принято. Таким образом, участнику размещения заказа в случае обжалования задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника размещения заказа по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период, в конкурсном предложении надлежит указывать, что такая задолженность отсутствует.
Требование об отсутствии факта административного приостановления деятельности участника на день подачи заявки на участие в конкурсе очевидно следует из требований ч. 6 ст. 11 Закона о размещении заказов, в соответствии с которыми заказчик, конкурсная комиссия вправе проверять соответствие участника размещения заказа требованиям, указанным в п. 4 ч. 1 ст. 11 Закона о размещении заказов, которыми, в свою очередь предусмотрена дата, на которую участник должен соответствовать требованиям документации - на день подачи заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе.
Следовательно, данный довод заявителя является несостоятельным.
6. Заявитель указывает на то, что конкурсная документация не содержит обоснования начальной (максимальной) цены государственного контракта.
Обоснование начальной (максимальной) цены контракта, а именно расчет начальной (максимальной) цены контракта приведен в приложении 2 к проекту государственного контракта "Календарный график и стоимость работ". При этом, как указано в п. 5.2 конкурсной документации, стоимость ПИР определена на основании сборников цен на проектно-изыскательские работы, внесенные в Федеральный реестр сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых планируется осуществлять с привлечением средств федерального бюджета. Перечень государственных сметных нормативов с указанием регистрационных номеров сметных нормативов и дат их включения в реестр также указаны в п. 5.2 ч. 5 конкурсной документации.
Таким образом, мнение заявителя о необходимости наличия локальных сметных расчетов в составе конкурсной документации ошибочно и не основано на требованиях законодательства о размещении заказов. Заказчиком надлежащим образом исполнено требование ч. 2 ст. 19.1 Закона о размещении заказов о необходимости указания в конкурсной документации обоснования начальной (максимальной) цены контракта, которое в соответствии с буквальным толкованием указанной статьи должно содержать расчеты и использованные заказчиком источники информации о ценах работ, в том числе путем указания соответствующих сайтов в сети "Интернет" или иного указания.
7. В соответствии с требованиями п. 15 ч. 4 ст. 22 Закона о размещении заказов конкурсная документация должна содержать порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе.
В п. 18.5 конкурсной документации установлены подкритерии критерия "Качество работ и квалификация участника размещения заказа":
подкритерий |
баллы |
|
Описание участником размещения заказа выполняемых работ, их количественных и качественных характеристик |
При отсутствии или не обоснованно |
0 |
Частично обоснованно |
1 |
|
Обоснованно |
13 |
|
Наличие необходимого оборудования и приборов для проведения изысканий и выполнения проектных работ |
При отсутствии информации по данному подкритерию |
0 |
частично |
4 |
|
имеется |
30 |
Заявитель указывает на то, что конкурсная документация не содержит сведений о том, как именно будет оцениваться комиссией информация о наличии, частичном наличии, отсутствии количественных и качественных характеристик выполняемых работ, наличии необходимого оборудования и приборов.
В ходе заседания Инспекции УФАС установлено, что по подкритерию "Описание участником размещения заказа выполняемых работ, их количественных и качественных характеристик" члены единой комиссии выставляют экспертную оценку в соответствии с представленными участником размещения заказа:
- развернутым описанием порядка оформления и выполнения каждого раздела проектной документации в соответствии с требованиями нормативных документов и Задания (Приложение 1 к проекту государственного контракта);
- календарным графиком и стоимостью выполнения работ с обоснованием стоимости по каждому этапу в виде локальных смет.
Участник размещения заказа подтверждает сведения по подкритерию "Наличие необходимого оборудования и приборов для проведения изысканий и выполнения проектных работ" формой "Инвентарная карточка учета основных средств" или выпиской по счету "Основные средства" на последнюю отчетную дату.
При оценке заявок по критерию "Качество работ и квалификация участника размещения заказа" наибольшее количество баллов присваивается заявке с лучшим предложением по квалификации участника конкурса.
Состав разделов проектной документации и требования к их содержанию установлены Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87. В соответствии с п. 9 указанного положения проектная документация на объекты капитального строительства производственного и непроизводственного назначения состоит из 12 разделов, требования к содержанию которых установлены п.п. 10 - 32 указанного Положения.
Конкретные требования заказчика к составу проекта установлены приложением N 1 к проекту государственного контракта "Задание на разработку проектной документации".
В соответствии со СНиП 11-02-96 к инженерным изысканиям для строительства (реконструкции) относят:
- геодезические изыскания;
- геологические изыскания;
- гидрометеорологические изыскания;
- экологические изыскания.
Для выполнения работ по геодезическим изысканиям в соответствии со СП 11-104-97 применяются: геодезические приборы (тахеометры, теодолиты, нивелиры, спутниковое GPS оборудование), программные продукты для обработки измерений.
Для выполнения работ по геологическим изысканиям в соответствии со СП 11-105-97 применяются: буровые установки, лабораторное оборудование, программные продукты для обработки измерений.
Для выполнения работ по гидрометеорологическим изысканиям в соответствии со СП 11- ЮЗ-97 применяются: эхолоты, приборы для измерения скорости течения воды, лабораторное оборудование, программные продукты для обработки измерений.
Таким образом, участнику размещения заказа надлежит представить описание выполняемых работ, их количественных и качественных характеристик, а также сведения об оборудовании и приборах для проведения изысканий и выполнения проектных работ в соответствии с требованиями вышеуказанных документов.
8. В соответствии с требованиями п. 15 ч. 4 ст. 22 Закона о размещении заказов конкурсная документация должна содержать порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе.
Согласно ч. 7 ст. 28 Закона о размещении заказов порядок оценки заявок на участие в конкурсе устанавливается Правительством Российской Федерации. При установлении порядка оценки заявок на участие в конкурсе Правительством Российской Федерации предусматриваются виды критериев из указанных в ч. 4 ст. 28 Закона о размещении заказов, их содержание и значимость таких критериев в зависимости от видов товаров, работ, услуг.
Порядок оценки заявок на участие в конкурсе утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 N 722 (далее - Порядок оценки).
В п. 18.5 конкурсной документации установлено, что для оценки заявок по показателю "Описание участником размещения заказа выполняемых работ, их количественных и качественных характеристик" каждой заявке выставляется значение от 0 до 70 баллов:
"0 баллов - при отсутствии или не обоснованно;
1 12 баллов - частично обоснованно;
13 70 баллов - обоснованно".
При этом конкурсная документация не содержит сведений о том, каким образом конкурсная комиссия заказчика будет присваивать минимальное или максимальное количество баллов, или промежуточное количество баллов заявкам участников размещения заказа при частично основанном или обоснованном описании выполняемых работ и их характеристик (в каком случае заявке участника размещения заказа присваивается 1 балл, в каком 3 балла, в каком 12 баллов и т.д.).
Учитывая изложенное, заказчик, установив порядок оценки заявок на участие в конкурсе, не соответствующий Порядку оценки, нарушил п. 15 ч. 4 ст. 22 и ч. 7 ст. 28 Закона о размещении заказов.
9. В соответствии с ч. 10 ст. 28 Закона о размещении заказов протокол оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе подписывается всеми присутствующими членами конкурсной комиссии и заказчиком, уполномоченным органом в течение дня, следующего после дня окончания проведения оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе.
Согласно ч. 11 ст. 28 Закона о размещении заказов протокол оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе размещается на официальном сайте заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией в течение дня, следующего после дня подписания указанного протокола.
В извещении о проведении конкурса дата подведения итогов конкурса установлена на 02.12.2013.
Конкурсная комиссия заказчика в нарушение указанных положений Закона о размещения заказов провела процедуру подведения итогов конкурса 29.11.2013, т.е. ранее установленного извещением о проведении конкурса срока.
Таким образом, конкурсной комиссией заказчика допущено нарушение ч.ч. 10, 11 ст. 28 Закона о размещении заказов.
В ходе заседания Инспекции УФАС установлено, что для участия в конкурсе подано 6 (шесть) заявок, которые допущены конкурсной комиссией заказчика к участию в конкурсе. По результатам размещения заказа контракт заключен.
На основании ч. 1, ч. 9 ст. 17 Закона о размещении заказов, Инспекция УФАС,
Решила:
1. Признать в действиях заказчика нарушения п. 3 ч. 4 ст. 22, п. 15 ч. 4 ст. 22, ч.ч. 10, 11 ст. 28 Закона о размещении заказов.
2. Предписание об устранении выявленных нарушениях не выдавать в связи с заключением контракта.
3. Передать материалы жалобы и внеплановой проверки размещения заказа уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 20 января 2014 г. N 06-7/14
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.01.2014