Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 9 января 2014 г. N 2-57-8104/77-13
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя комиссии - начальника отдела контроля за размещением государственного заказа Исаевой Е.А.,
Заместителя председателя комиссии - заместителя начальника отдела контроля за размещением государственного заказа Мурашова В.О.,
Члена комиссии:
главного специалиста-эксперта отдела контроля за размещением государственного заказа Гордуз А.В.,
при участии представителей ФГБУ "Научно-исследовательский институт нейрохирургии имени академика Н.Н. Бурденко" Российской академии медицинских наук: Бережного О.А. (дов. N71/т-13 от 30.01.2013), Богдан Е.С. (дов. N67/т-13 от 30.01.2013), а также представителя ООО "ВИП-Клиник": Шакур Л.А.(дов. Nб/н от 09.01.2014),
рассмотрев жалобу ООО "ВИП-Клиник" (далее - Заявитель) на действия ФГБУ "Научно-исследовательский институт нейрохирургии имени академика Н.Н. Бурденко" Российской академии медицинских наук (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения контракта на техническое обслуживание машин и оборудования, их ремонт и эксплуатацию систем с целью обеспечения бесперебойного оказания медицинской помощи (Заказ N0373100050613000299) (далее - Конкурс), в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94- ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), и в соответствии с Приказом ФАС России от 24.07.2012 N498 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанных торгов.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в следующем:
- установление в конкурсной документации неправомерного требования о "признании заявок, направленых почтой и поступивших в последний день срока подачи заявок, опоздавшими";
- установление несоответствующего законодательству о размещении заказов порядка оценки заявок на участие в открытом конкурсе по критерию "Качество услуг и квалификация";
- неправомерное включение Заказчиком в конкурсную документацию положений, которые, по мнению Заявителя, нарушают законные права и обязанности участников размещения заказа;
- включение в конкурсной документации в один лот технологически не связанных между собой работ, что ограничивает количество участников размещения заказов.
Согласно ст. 113 Закона о контрактной системе Закон о размещении заказов признан утратившим силу с 1 января 2014 года. Ч. 1 ст. 112 Закона о контрактной системе установлено, что настоящий закон применяется к отношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе или на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг либо приглашения принять участие в которых направлены после дня вступления в силу Закона о контрактной системе. К отношениям, возникшим до дня вступления в силу Закона о контрактной системе, он применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после дня его вступления в силу, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Государственные и муниципальные контракты, гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, заключенные до дня вступления в силу Закона о контрактной системе, сохраняют свою силу.
В соответствии с положениями Закона о размещении заказов определение поставщиков в целях заключения с ними государственных и муниципальных контрактов, а так же гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений осуществляется в порядке и на условиях, предусмотренных документацией о торгах, извещением о запросе котировок и завершается заключением контракта либо заключением гражданско-правового договора.
На основании изложенного, размещение заказов, извещения об осуществлении которых размещены на официальном сайте либо приглашения принять участие в которых направлены до 1 января 2014 года, осуществляется в соответствии с Законом о размещении заказов, указанная позиция так же изложена в совместном письме ФАС России и Министерства экономического развития Российской Федерации исх. NАД/53811/13 от 30.12.2013, исх. N29401-ЕС/Д28 от 27.12.2013.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 26.12.2013 NМГ/43799 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. Согласно доводам Заявителя в конкурсной документации Заказчиком неправомерно установлено требование о "признании заявок, направленых почтой и поступивших в последний день срока подачи заявок, опоздавшими".
В соответствии с п. 11 ч. 4 ст. 21 Закона о размещении заказов в извещении о проведении открытого конкурса должны быть указаны место, дата и время вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе, место и дата рассмотрения таких заявок и подведения итогов конкурса.
Согласно ч. 7 ст. 25 Закона о размещении заказов прием заявок на участие в конкурсе прекращается в день вскрытия конвертов с такими заявками и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе с учетом положений ч. 2 ст. 26 Закона о размещении заказов.
На заседании Комиссии Управления установлено, что конкурсная документация содержит следующие положения: "Прием заявок заканчивается 26 декабря 2013 года в 10 часов 30 минут по московскому времени". При этом, в конкурсной документации также предусмотерно, что "заявки, направленные почтой по адресу подачи заявок, и поступившие в последний день срока подачи заявок признаются опоздавшими".
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что конкурсная документация Заказчика содержит нарушение положений ч. 7 ст. 25 Закона о размещении заказов.
2. Согласно п. 14 ч. 4 ст. 22 Закона о размещении заказов конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в конкурсе, устанавливаемые в соответствии с ч. 4 ст. 28 Закона о размещении заказов.
На основании п. 14 ч. 4 ст. 22 Закона о размещении заказов в конкурсной документации Заказчиком установлен критерий "Качество услуг и (или) квалификация участника конкурса при размещении заказа на оказание услуг".
В соответствии с ч. 4 ст. 28 Закона о размещении заказов для определения лучших условий исполнения контракта, предложенных в заявках на участие в конкурсе, конкурсная комиссия должна оценивать и сопоставлять такие заявки по цене контракта и иным критериям, указанным в конкурсной документации.
Согласно конкурсной документации Заказчиком установлены критерии оценки заявок на участие в конкурсе - Качество услуг и (или) квалификация участника конкурса при размещении заказа на оказание услуг (значимость критерия - 20%).
Согласно ч. 7 ст. 28 Закона о размещении заказов порядок оценки заявок на участие в конкурсе устанавливается Правительством Российской Федерации. При установлении порядка оценки заявок на участие в конкурсе Правительством Российской Федерации предусматриваются виды критериев из указанных в ч. 4 ст. 28 Закона о размещении заказов, их содержание и значимость таких критериев в зависимости от видов товаров, работ, услуг.
В соответствии с п. 28 Правил оценки заявок на участие в конкурсе на право заключить государственный или муниципальный контракт на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", утвержеднных Постановления Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 N722 (далее - Правила оценки) для определения рейтинга заявки по критерию "качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг" в конкурсной документации устанавливаются:
а) предмет оценки и исчерпывающий перечень показателей по данному критерию;
б) максимальное значение в баллах для каждого показателя указанного критерия - в случае применения нескольких показателей. При этом сумма максимальных значений всех установленных показателей составляет 100 баллов;
в) максимальное значение в баллах для указанного критерия, равное 100 баллам, - в случае неприменения показателей.
В случае применения одного показателя критерия (одной функциональной характеристики (потребительского свойства) или качественной характеристики товара) для него устанавливается максимальное значение, равное 100 баллам.
Так, по критерию "Качество услуг и (или) квалификация участника конкурса при размещении заказа на оказание услуг" в конкурсной документацией предусмотрена Таблица, устанавливающая максимальное значение баллов по показателям критерия, а именно: "Определение рейтинга заявки на участие в конкурсе по критерию "Квалификация участника конкурса" осуществляется путем экспертной оценки с учетом следующих показателей:
Показатель 1. "Наличие квалифицированных трудовых ресурсов" - Максимальное значение баллов - 40 баллов. Показатель 2. "Соответствие профессиональной подготовки ключевого персонала предмету гражданско-правового договора" - Максимальное значение баллов - 40 баллов. Показатель 3. "Наличие у участника конкурса опыта выполнения работ аналогичных предмету гражданско-правового договора за последние 3 года" - Максимальное значение баллов - 20 баллов".
При этом, Комиссией Управления установлено, что в конкурсной документации Заказчика также подробно описан каждый из указанных выше показателей с указанием иного максимального количества баллов, отличающегося от максимального количества баллов по показателям критерия, указанного в Таблице, а именно, Показатель 1. "Наличие квалифицированных трудовых ресурсов" - Каждой заявке присваивается от 0 до 35 баллов. Показатель 2. "Соответствие профессиональной подготовки ключевого персонала предмету гражданско-правового договора" - Каждой заявке присваивается от 0 до 40 баллов. Показатель 3. "Наличие у участника конкурса опыта выполнения работ аналогичных предмету гражданско-правового договора за последние 3 года" - Каждой заявке присваивается от 0 до 25 баллов".
В соответствии с п. 5 Правил оценки заявок на участие в конкурсе оценка заявок производится на основании критериев оценки, их содержания и значимости, установленных в конкурсной документации, в соответствии с Законом о размещении заказов и настоящими Правилами.
Вместе с тем, в конкурсной документации Заказчика установлены противоречащие друг другу сведения в отношении содержания и значимости показателей по критерию "Качество услуг и (или) квалификация участника конкурса при размещении заказа на оказание услуг".
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что порядок оценки заявок на участие в конкурсе установлен Заказчиком с нарушением положений п. 14 ч. 4 ст. 22 Закона о размещении заказов.
3. Согласно доводам Заявителя в конкурсной документации Заказчика содержатся положения, нарушающие законные права и интересы участников размещения заказа, а именно, "при определении порядка внесения участником размещения заказа денежных спредств в качестве обеспечения заявки на участии в торгах Заказчиком указан код КБК 00000000000000000140", положение о том, что "в случае если у участника размещения заказа отсутствуют показатели по каким-либо позициям, участник ставит прочерк или знак "Z", а также требование, предусмотренное в п. 3 конкурсной документации, о необходимости "наличия у Исполнителя нормативно-технической документации на весь перечень принимаемой на техническое обслуживание систем".
На основании п. 1 ч. 4 ст. 22 Закона о размещении заказов конкурсная документация должна содержать в соответствии с ч. 2 - 4 ст. 25 Закона о размещении заказов требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в конкурсе, в том числе заявки, подаваемой в форме электронного документа, подписанного в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее - электронный документ), и инструкцию по ее заполнению.
На заседании Комиссии Управления установлено, что конкурсная документация в соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 22 Закона о размещении заказов содержит инструкцию по заполнению и оформлению конкурсной заявки участниками размещения заказа, предусматривающую, в частности, требование о необходимости указания прочерка или знак "Z" при составлении конкурсной заявки, в случае если у участника размещения заказа отсутствуют показатели по каким-либо позициям.
В соответствии с ч. 3 ст. 22 Закона о размещении заказов конкурсная документация не должна содержать указание на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Согласно ч. 2 ст. 58 Закона о размещении заказов участник размещения заказа, подавший жалобу на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, обязан приложить к жалобе документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
На заседании Комиссии Управления, представителем Заявителя не представлено документов, подтверждающих обоснованность доводов жалобы, а также свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм законодательства о размещении заказов.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода Заявителя.
4. Согласно ч. 2 ст. 22 Закона о размещении заказов конкурсная документация должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
На заседании Комиссии Управления установлено, что предметом вышеуказанных торгов является техническое обслуживание машин и оборудования, их ремонт и эксплуатацию систем с целью обеспечения бесперебойного оказания медицинской помощи.
Вместе с тем, в конкурсной документации установлены виды работ, которые необходимо выполнить в рамках исполнения государственного контракта, в частности, восстановление работоспособности, эксплуатации и техническому обслуживанию центрального и локального автоматизированного рабочего места управления и контроля технологического процесса, автоматизированных систем управления и контроля технологического процесса. При этом, аукционной документацией предусмотрены требования к выполнению указанных работ, а именно, требование о наличии у Исполнителя действующих лицензий на осуществление деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, также на производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств пожарной безопасности зданий и сооружений.
Согласно ч. 2.1 ст. 10 Закона о размещении заказов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг путем проведения торгов могут выделяться лоты, в отношении которых в извещении о проведении конкурса или аукциона, в конкурсной документации, документации об аукционе отдельно указываются предмет, начальная (максимальная) цена, сроки и иные условия поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг. Участник размещения заказа подает заявку на участие в конкурсе или аукционе в отношении определенного лота. В отношении каждого лота заключается отдельный контракт.
При размещении заказа заказчик наделен правом самостоятельного выделения отдельных лотов (по группам, классам, видам и иным единицам), правом выставления предмета торгов единым лотом, а также правом определения его содержания (с обязательным указанием отдельных условий оказания соответствующих услуг), при этом требования к выполняемым работам, оказываемым услугам формируются Заказчиком самостоятельно, исходя из потребностей Заказчика.
На основании ч. 2 ст. 58 Закона о размещении заказов участник размещения заказа, подавший жалобу на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, обязан приложить к жалобе документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Вместе с тем, Заявителем на заседании Комиссии Управления не представлено доказательств и сведений, свидетельствующих об ограничении Заказчиком количества участников размещения заказа путем объединения в один лот работ, выполняемых в рамках исполнения государственного контракта.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода Заявителя.
5. Кроме того, в ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Управления установлено следующее.
Согласно ч. 4 ст. 10 Закона о размещении заказов размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, которые соответственно производятся, выполняются, оказываются не по конкретным заявкам заказчика, уполномоченного органа, для которых есть функционирующий рынок и сравнивать которые можно только по их ценам, осуществляется путем проведения аукциона. Перечни товаров, работ, услуг, размещение заказов соответственно на поставки, выполнение, оказание которых осуществляются путем проведения аукциона, устанавливаются Правительством Российской Федерации. В случае, если товары, работы, услуги включены в указанные перечни, размещение заказов на поставки таких товаров, выполнение таких работ, оказание таких услуг для нужд заказчиков путем проведения конкурса не допускается и осуществляется в соответствии с ч. 4.2 ст. 10 Закона о размещении заказов. В случае размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг путем проведения открытого аукциона в иных случаях (в том числе в случае невключения этих товаров, работ, услуг в указанные перечни) такое размещение заказов осуществляется в соответствии с ч. 4.2 ст. 10 Закона о размещении заказов.
На основании ч. 4.2 ст. 10 Закона о размещении заказов размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков в соответствии с ч. 4 ст. 10 Закона о размещении заказов осуществляется путем проведения открытого аукциона в электронной форме.
В соответствии с конкурсной документацией, в качестве кода общероссийского классификатора деятельности услуг (далее - ОКДП), в соответствии с которым осуществляется размещение заказа, указан код "9460000 - Услуги по техническому обслуживанию машин и оборудования (в том числе гарантийные)".
На заседании Комиссии Управления установлено, что согласно Извещению о проведении открытого конкурса предметом торгов является техническое обслуживание машин и оборудования, их ремонт и эксплуатацию систем с целью обеспечения бесперебойного оказания медицинской помощи.
Комиссии Управления установлено, что в конкурсной документации в перечень необходимых для выполнения работ включены: "восстановление работоспособности, эксплуатации и техническое обслуживание следующего оборудования и систем: Приточная и вытяжная вентиляция, кондиционирование воздуха; Холодильно-компрессорное оборудование; Системы пожарной сигнализации; Противодымная защита; Бесперебойные источники питания".
Согласно "Перечню товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки (выполнение, оказание), которых осуществляется путем проведения аукциона", утвержденному распоряжением Правительства РФ N236-р от 27.02.2008 (далее - Перечень товаров, работ, услуг) код "9400000 - Услуги, связанные с деятельностью в обрабатывающей промышленности, осуществляемые по частным заказам за вознаграждение или на договорной основе (кроме кодов 9415000, 9418000, 9422160, 9422180, 9422200, 9422250, 9422321 - 9422328, кода 9460000 в части услуг по техническому обслуживанию оборудования, не включенного в настоящий перечень)" включен в Перечень товаров, работ, услуг, размещение заказов на поставку, выполнение, оказание которых осуществляется путем проведения аукциона.
При этом, размещение заказа по коду "9460000 - Услуги по техническому обслуживанию машин и оборудования (в том числе гарантийные)" на выполнение работ по техническому обслуживанию оборудования по коду, включенному в Перечень товаров, работ, услуг, осуществляется путем проведения аукциона.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что Заказчиком, в нарушение ч. 4 ст. 10, ч. 4.2 ст. 10 Закона о размещении заказов, неверно выбран способ размещения заказа.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N498, ч. 5 ст. 17, ч. 6 ст. 60 Закона о размещении заказов, ст. 112 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "ВИП-Клиник" на действия ФГБУ "Научно-исследовательский институт нейрохирургии имени академика Н.Н. Бурденко" Российской академии медицинских наук обоснованной в части установления в конкурсной документации неправомерного требования о "признании заявок, направленых почтой и поступивших в последний день срока подачи заявок, опоздавшими", а также в части установления несоответствующего законодательству о размещении заказов порядка оценки заявок на участие в открытом конкурсе по критерию "Качество услуг и квалификация".
2. Признать в действиях Заказчика нарушения ч. 4 ст. 10, ч. 4.2 ст. 10, п. 14 ч. 4 ст. 22, ч. 7 ст. 25 Закона о размещении заказов.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о размещении заказов.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Председатель комиссии Е.А. Исаева
Заместитель председателя комиссии В.О. Мурашов
Член комиссии А.В. Гордуз
Гордуз А.В. (495) 784 75 05 доб. 180
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 9 января 2014 г. N 2-57-8104/77-13
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.01.2014