Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 14 января 2014 г. N 2-57-65/77-14
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя комиссии - начальника отдела контроля за размещением государственного заказа Исаевой Е.А.,
Членов Комиссии:
Фирсова Р.А. - специалиста-эксперта 1 разряда отдела контроля за размещением государственного заказа,
Лысовой Н.А. - главного специалиста-эксперта отдела контроля за размещением государственного заказа,
при участии представителей: Управы Рязанского района города Москвы - Чимбирь А.Б., Котлярова А.В., Фадеева Е.А.; Общероссийской общественной организации содействия защите прав граждан и безопасности общества "Безопасное Отечество" - Золотова А.А.,
рассмотрев жалобу Общероссийской общественной организации содействия защите прав граждан и безопасности общества "Безопасное Отечество" на действия государственного заказчика - Управы Рязанского района города Москвы при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения контракта на выполнение комплекса мероприятий направленных на улучшение санитарного и эстетического состояния территории по адресу: ул. Окская (вдоль д.1, корп.1, д.3, корп.1, д.5, корп.1) (Заказ N0173200004213000067) и в соответствии с ч.5 ст.17 Федерального закона от 21.07.2005 N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), ст. 112 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступили жалобы Общероссийской общественной организации содействия защите прав граждан и безопасности общества "Безопасное Отечество" (далее - Заявитель) на действия государственного заказчика - Управы Рязанского района города Москвы (далее - Заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения контракта на выполнение комплекса мероприятий направленных на улучшение санитарного и эстетического состояния территории по адресу: ул. Окская (вдоль д.1, корп.1, д.3, корп.1, д.5, корп.1) (Заказ N0173200004213000067).
По мнению Заявителя требования, установленные Заказчиком в документации об аукционе в электронной форме, нарушают положения действующего законодательства, а именно:
1. Положение п. 5.5.2 проекта государственного контракта об отсутствии у Исполнителя обязательств имущественного характера, способных помешать исполнению обязательств по контракту;
2. Положение п. 5.5.3 проекта государственного контракта об отсутствии у Исполнителя нарушений за последние 2 года по договорным обязательствам по аналогичным контрактам;
3. Включение в документацию об открытом аукционе в электронной форме (п.6 Технического задания) технических условий (далее - ТУ), соответствующих, по мнению Заявителя, конкретным товарным знакам без сопровождения словами "или эквивалент";
4. Сведения, содержащиеся в аукционной документации, не соответствуют сведениям, указанным в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме, в части сроков выполнения работ;
5. Заявитель указывает, что пп. 2.6 п.2 проекта государственного контракта содержит неправомерное условие, а именно: в случае отсутствия бюджетного финансирования и невозможности исполнения обязательств по оплате выполненных работ в согласованные сроки, Заказчик освобождается от ответственности в соответствии с п.1 ст.401 Гражданского кодекса РФ.
Согласно ст. 113 Закона о контрактной системе Закон о размещении заказов признан утратившим силу с 1 января 2014 года. Частью 1 ст. 112 Закона о контрактной системе установлено, что настоящий закон применяется к отношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе или на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг либо приглашения принять участие в которых направлены после дня вступления в силу Закона о контрактной системе. К отношениям, возникшим до дня вступления в силу Закона о контрактной системе, он применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после дня его вступления в силу, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Государственные и муниципальные контракты, гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, заключенные до дня вступления в силу Закона о контрактной системе, сохраняют свою силу.
В соответствии с положениями Закона о размещении заказов определение поставщиков в целях заключения с ними государственных и муниципальных контрактов, а так же гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений осуществляется в порядке и на условиях, предусмотренных документацией о торгах, извещением о запросе котировок и завершается заключением контракта либо заключением гражданско-правового договора.
На основании изложенного, размещение заказов, извещения об осуществлении которых размещены на официальном сайте либо приглашения принять участие в которых направлены до 1 января 2014 года, осуществляется в соответствии с Законом о размещении заказов, указанная позиция так же изложена в совместном письме ФАС России и Министерства экономического развития Российской Федерации исх. NАД/53811/13 от 30.12.2013, исх. N29401-ЕС/Д28 от 27.12.2013.
На заседании Комиссии представителем Заказчика даны устные пояснения, а также представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС от 10.01.2014 г. NМГ/147 необходимые документы и сведения.
1. Заявитель обжалует положение об отсутствии у Исполнителя обязательств имущественного характера, способных помешать исполнению обязательств по контракту, установленное Заказчиком в п. 5.5.2 проекта государственного контракта.
На заседании Комиссии Управления установлено, что в п.5.5.2 проекта государственного контракта Заказчиком установлены требования к Исполнителю государственного контракта по указанному открытому аукциону в электронной форме, а именно Подрядчик должен быть: "Не обременен обязательствами имущественного характера, способными помешать исполнению обязательств по настоящему Контракту".
Согласно ч. 2 ст. 58 Закона о размещении заказов участник размещения заказа, подавший жалобу на действия (бездействие) заказчика или аукционной комиссии, обязан приложить к жалобе документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Вместе с тем, в ходе рассмотрения жалобы представитель Заявителя не подтвердил довод о том, каким образом вышеуказанное требование может ограничить количество участников размещения заказа.
2. Заявитель обжалует положение аукционной документации об отсутствии у Исполнителя нарушений за последние 2 года по договорным обязательствам по аналогичным контрактам, установленное Заказчиком в п. 5.5.3 проекта государственного контракта.
В соответствии с ч.1-3 ст. 11 Закона о размещении заказов установлен исчерпывающий перечень обязательных требований к участникам размещения заказа при размещении заказа путем проведения торгов.
Частью 4 ст.11 Закона о размещении заказов определено, что кроме указанных в частях 1 - 3 настоящей статьи требований и установленных в соответствии со статьей 55.3 настоящего Федерального закона требований, Правительство Российской Федерации, заказчик, уполномоченный орган не вправе устанавливать иные требования к участникам размещения заказа.
Согласно ч.1 ст.41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 Закона о размещении заказов.
Частью 3.1 ст. 34 Закона о размещении заказов установлено, что документация об аукционе не может содержать требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Вместе с тем, Комиссией Управления установлено, что в п. 5.5.3 проекта государственного контракта Заказчиком установлено требование об отсутствии у Исполнителя нарушений за последние 2 года по договорным обязательствам по аналогичным контрактам, что нарушает ч.4 ст.11 Закона о размещении заказов и является излишним требованием к участникам размещения заказа.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что п. 5.5.3 проекта государственного контратака аукционной документации содержит требование, которое может повлечь к ограничению количества участников размещения заказа.
3. Как пояснил представитель Заявителя в ходе заседания Комиссии Управления, в пункте 6 "Требования к методам производства работ и материалам" Технического задания аукционной документации содержится указание на ТУ 16-521.037.-75, ТУ 3449-021-01403933-96 без сопровождения словами "или эквивалент". Кроме того, указание на ТУ, по мнению Заявителя, является товарным знаком производителя.
В соответствии с п.1 ч.4 ст. 41.6 Закона о размещении заказов установлено, что документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
Согласно ч.3 ст.34 Закона о размещении заказов документация об аукционе может содержать указание на товарные знаки. В случае, если в документации об аукционе содержится указание на товарные знаки в отношении товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в документации об аукционе также должно содержаться указание на товарный знак в отношении товара российского происхождения (при наличии информации о товаре российского происхождения, являющемся эквивалентом товара, происходящего из иностранного государства или группы иностранных государств). При указании в документации об аукционе на товарные знаки они должны сопровождаться словами "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров.
Вместе с тем, Комиссией Управления установлено, что в соответствии с п.6 Технического задания аукционной документации определено следующее: Для качественного выполнения работ, применяемые материалы должны соответствовать требованиям к материалам указанным в Техническом задании, сметной документации и прочих приложениях к Государственному контракту.
В том числе определено, что в случае если в настоящем ТЗ имеются ссылки на конкретные торговые марки, наименования производителей и т.п., допускается применение эквивалента, который может превосходить по качеству и техническим характеристикам материалы, указанные в настоящем ТЗ.
На основании изложенного, в ходе рассмотрения жалобы доводы Заявителя по вышеуказанному положению документации о проведении открытого аукциона в электронной форме в соответствии с ч.2 ст.58 Закона о размещении заказов не нашли своего подтверждения.
4. В соответствии с п.5 "Требования к срокам производства работ" Технического задания аукционной документации Заказчиком определены сроки выполнения работ с 15.07.2014 по 25.08.2014 г..
В том числе, в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме N0173200004213000067 установлены следующие сроки: с 15.04.2014 по 25.08.2014 г.
Вместе с тем, представитель Заказчика пояснил, что при подготовке и утверждении аукционной документации была допущена техническая ошибка.
При этом Комиссией Управления установлено, что в иных разделах аукционной документации сроки выполнения работ, а именно в техническом задании, а также п.3.2 проекта государственного контракта Заказчиком установлен срок выполнения работ в период с 15.04.2014 по 25.08.2014 г.
В соответствии с п.8 ч. 4 ст. 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными настоящей статьи сведениями должна содержать сведения о форме, сроках и порядке оплаты товара, работ, услуг.
Часть 10 ст. 41.12 Закона о размещении заказов регламентирует, что контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме и документации об открытом аукционе в электронной форме, по цене, предложенной победителем открытого аукциона в электронной форме, либо в случае заключения контракта с иным участником открытого аукциона в электронной форме по цене, предложенной таким участником открытого аукциона.
Кроме того, Заявитель не воспользовался законным правом о разъяснении положений аукционной документации, предусмотренным ч. 3 ст. 41.7 Закона о размещении заказов, и запросов о разъяснении положений аукционной документации от Общероссийской общественной организации содействия защите прав граждан и безопасности общества "Безопасное Отечество" в адрес Заказчика не поступало.
В том числе, следует учитывать, что было подано и допущено 4 заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме N0173200004213000067.
На основании изложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что допущенное Заказчиком нарушение при подготовке и утверждении документации о проведении открытого аукциона в электронной форме не повлияло на результаты торгов и не препятствовало подаче заявок на участие в указанном открытом аукционе.
5. Заявитель считает неправомерным требование пп. 2.6 п.2 проекта государственного контракта о возможности Заказчика освобождения от ответственности, в случае отсутствия бюджетного финансирования и невозможности исполнения обязательств по оплате выполненных работ в согласованные сроки.
Комиссией Управления установлено, что пп. 2.6 п.2 проекта государственного контракта содержит следующее условие контракта: в случае отсутствия бюджетного финансирования и невозможности исполнения обязательств по оплате выполненных работ в согласованные сроки, Заказчик освобождается от ответственности в соответствии с п.1 ст.401 Гражданского кодекса РФ.
Согласно ч. 2 ст. 58 Закона о размещении заказов участник размещения заказа, подавший жалобу на действия (бездействие) заказчика или аукционной комиссии, обязан приложить к жалобе документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Вместе с тем, представитель Заявителя не аргументировал каким образом положение аукционной документации в части освобождения Заказчика от исполнений обязательств по государственному контракту, в случае отсутствия бюджетного финансирования и невозможности исполнения обязательств по оплате выполненных работ в согласованные сроки, может повлечь к ограничению количества участников размещения заказа.
Кроме того, в ходе рассмотрения жалобы представитель Заявителя не смог пояснить какие положения законодательства о размещении заказа были нарушены Заказчиком при подготовке и утверждении аукционной документации.
Таким образом, Комиссия управления приходит к выводу о не обоснованности указанного довода жалобы Заявителя.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, ч. 5 ст. 17, ч. 6 ст. 60 Закона о размещении заказов, ст.112 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Общероссийской общественной организации содействия защите прав граждан и безопасности общества "Безопасное Отечество" на действия (бездействие) Управы Рязанского района города Москвы обоснованной в части излишних требований п. 5.5.2 проекта государственного контракта к участникам размещения заказа, а также в части противоречий в положениях аукционной документации о сроках выполнения работ.
2. Признать в действиях Управы Рязанского района города Москвы нарушение ч.3.1 ст. 34, ч.1 ст.41.6, п.1 ч.4 ст.41.6 Закона о размещении заказов.
3. Выдать Управе Рязанского района города Москвы обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о размещении заказов.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, Арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Председатель Комиссии: Е.А. Исаева
Член комиссии Р.А. Фирсов
Н.А.Лысова
Исп. Лысова Н.А.тел. (495) 784-75-05 (доб. 153)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 14 января 2014 г. N 2-57-65/77-14
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.01.2014