Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 12 декабря 2013 г. N 2-57-7427/77-13
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия Управления) в составе: Заместителя председателя комиссии - заместителя начальника отдела контроля за размещением государственного заказа Мурашова В.О.,
Членов комиссии:
главного специалиста-эксперта отдела контроля за размещением государственного заказа Гордуз А.В.,
старшего государственного инспектора отдела контроля за размещением государственного заказа Пшеницына И.С.,
при участии представителей Центрального таможенного управления: Антонова Ю.С. (дов. Nб/н от 10.01.2013), Зубкина Ю.Е. (дов. Nб/н от 11.09.2013), а также представителя заявителя жалобы ООО "Моспроектмонтаж": Волковой Е.В. (дов. Nб/н от 13.11.2013),
рассмотрев жалобу ООО "Моспроектмонтаж" (далее - Заявитель) на действия Центрального таможенного управления (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения контракта на выполнение работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты на объектах Центрального таможенного управления (Заказ N0373100056813000109) (далее - Конкурс), в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 24.07.2012 N498,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанных торгов.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в установлении в конкурсной документации требований, нарушающих законодательство о размещении заказов, а именно:
1) отсутствие в п. 4.3.4 и п. 5.7, 1.3 проекта государственного контракта опеределенных условий исполнения государственного контракта в части срока предоставления гарантии качества на выполняемые работы, а также в части порядка наступления ответственности за неисполнение подрядчиком своих обязательств по контракту за нарушение сроков выполнения работ;
2) установление в п. 10.1 проекта государственного контракта неправомерного требования, нарушающего законные права и интересы участников размещения заказа;
3) установление неправомерного требования в конкурсной документации о предоставлении участниками размещения заказа в составе конкурсной заявки предложения о цене запасных частей (каждой запасной части) к техники, к оборудованию и расчет стоимости технического обслуживания;
4) установление несоответствующего законодательству о размещении заказов порядка оценки заявок на участие в открытом конкурсе по критерию "Качество услуг и квалификация".
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 10.12.2013 NМГ/40704 документы и сведения.
1. Согласно ч. 5 ст. 22 Закона о размещении заказов к конкурсной документации должен быть приложен проект контракта (в случае проведения конкурса по нескольким лотам - проект контракта в отношении каждого лота), который является неотъемлемой частью конкурсной документации.
На заседании Комиссии Управления установлено, что Заказчиком в проекте государственного контракта предусмотрено следующее: "п. 4.3.4 Подрядчик обязуется: предоставить срок гарантии нормального функционирования результатов работ на ___ (_прописью_) месяцев с даты подписания Сторонами акта сдачи-приемки работ или акта устранения недостатков, за исключением случаев преднамеренного повреждения указанных результатов со стороны третьих лиц".
При этом, согласно Техническому заданию конкурсной документации п. 4.1 "Подрядчик обязан предоставить срок гарантии нормального функционирования результатов работы не менее чем на 1 (один) месяц, а на запасные части не менее 12 (двенадцати) месяцев с момента подписания Сторонами акта сдачи-приемки или акта устранения недостатков, за исключением случаев преднамеренного повреждения указанных результатов со стороны третьих лиц".
Вместе с тем, Комиссии Управления установлено, что Заказчиком в проекте государственного контракта предусмотрено следующее: "п. 5.7 датой выполнения работ считается дата подписания Сторонами акта выполненных работ (акта сдачи-приемки выполненных работ, акта устранения недостатков)", "п. 1.3 Работы считаются выполненными после подписания Сторонами акта сдачи-приемки выполненных работ".
На основании ч. 2 ст. 58 Закона о размещении заказов участник размещения заказа, подавший жалобу на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, обязан приложить к жалобе документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
На заседании Комиссии Управления, представителем Заявителя не представлено документов, подтверждающих обоснованность довода жалобы о том, что в конкурсной документации Заказчика не определены условия исполнения государственного контракта в части срока предоставления гарантии качества на выполняемые работы, а также в части порядка наступления ответственности за неисполнение подрядчиком своих обязательств по контракту за нарушение сроков выполнения работ, а также свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм законодательства о размещении заказов.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода Заявителя.
2. Согласно ч. 3 ст. 29 Закона о размещении заказов контракт заключается на условиях, указанных в поданной участником конкурса, с которым заключается контракт, заявке на участие в конкурсе и в конкурсной документации.
На заседании Комиссии Управления установлено, что Заказчиком в проекте государственного контракта предусмотрено следующее: "п. 10.1 государственный контракт считается заключенным с момента направления оператором электронной площадки Подрядчику контракта и действует до исполнения Сторонами своих обязательств по Государственному контракту, что не освобождает Подрядчика от исполнения гарантийных обязательств".
Таким образом, Комиссия приходит к выводу об обоснованности доводов жалобы Заявителя и нарушении Заказчиком положений законодательства о размещении заказов в части порядка заключения государственного контракта по результатам открытого конкурса, поскольку законодательством о размещении заказов не предусмотрена возможность заключения государственного контракта с участием оператора электронной площадки при проведении торгов в форме открытого конкурса.
3. Согласно ч. 2 ст. 22 Закона о размещении заказов конкурсная документация должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
На заседании Комиссии Управления установлено, что Заказчиком в Техническом задании конкурсной документации установлены работы, которые необходимо выполнить исполнителю, а именно, работы по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты. При этом, в конкурсной документации в п. 8 раздела II "Инструкции участникам размещения заказа" конкурсная заявка должна содержать, в том числе, предложение о цене контракта (о цене запасных частей (каждой запасной части) к технике, оборудованию, о цене единицы услуги".
Согласно п. 1 ч. 4 ст. 22 Закона о размещении заказов конкурсная документация должна содержать в соответствии с ч. 2 - 4 ст. 25 Закона о размещении заказов требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в конкурсе, в том числе заявки, подаваемой в форме электронного документа, подписанного в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, и инструкцию по ее заполнению.
В соответствии с ч. 1 ст. 25 Закона о размещении заказов для участия в конкурсе участник размещения заказа подает заявку на участие в конкурсе в срок и по форме, которые установлены конкурсной документацией.
Комиссией Управления установлено, что конкурсная документация содержит в разделе V "Формы приложений к заявке на участие в конкурсе" Приложение N1 и Приложение N3 к заявке, предусматривающие указание участником размещения заказа в составе конкурсной заявки цены запасных частей (каждой запасной части) к технике, оборудованию, а также Расчет стоимости технического обслуживания систем противопожарной защиты объектов.
Согласно п. 2 ч. 3 ст. 25 Закона о размещении заказов заявка на участие в конкурсе должна содержать предложение о цене запасных частей (каждой запасной части) к технике, к оборудованию, о цене единицы услуги и (или) работы в случае, если при проведении конкурса на право заключить контракт на выполнение технического обслуживания и (или) на ремонт техники, оборудования, оказание услуг связи, юридических услуг заказчиком, уполномоченным органом указаны в конкурсной документации начальная (максимальная) цена контракта (цена лота), а также начальная (максимальная) цена запасных частей (каждой запасной части) к технике, к оборудованию и начальная (максимальная) цена единицы услуги и (или) работы.
Всесте с тем, в соответствии с Письмом Минэкономразвития РФ от 19.08.2009 N 13613-АП/Д05, ФАС РФ от 18.08.2009 N ИА/27690 Заказчик в конкурсной документации не вправе устанавливать требование о предоставлении участниками размещения заказа в составе заявки расчета цены контракта (этапов выполнения контракта). Участник размещения заказа в составе заявки указывает только предлагаемую им цену контракта без указания стоимости этапов выполнения контракта.
Таким образом Комиссия Управления приходит к выводу, что конкурсная документация Заказчика содержит нарушение положений п. 2 ч. 3 ст. 25 Закона о размещении заказов.
4. Согласно п. 14 ч. 4 ст. 22 Закона о размещении заказов конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в конкурсе, устанавливаемые в соответствии с ч. 4 ст. 28 Закона о размещении заказов.
На основании конкурсной документации Заказчиком установлен критерий "Качество услуг и качество".
В соответствии с ч. 4 ст. 28 Закона о размещении заказов для определения лучших условий исполнения контракта, предложенных в заявках на участие в конкурсе, конкурсная комиссия должна оценивать и сопоставлять такие заявки по цене контракта и иным критериям, указанным в конкурсной документации.
Согласно конкурсной документации Заказчиком установлены критерии оценки заявок на участие в конкурсе: п. 2 раздела 18 - Качество услуг и качество (значимость критерия - 20%).
Согласно ч. 7 ст. 28 Закона о размещении заказов порядок оценки заявок на участие в конкурсе устанавливается Правительством Российской Федерации. При установлении порядка оценки заявок на участие в конкурсе Правительством Российской Федерации предусматриваются виды критериев из указанных в ч. 4 ст. 28 Закона о размещении заказов, их содержание и значимость таких критериев в зависимости от видов товаров, работ, услуг.
В соответствии с п. 21 Правил оценки заявок на участие в конкурсе на право заключить государственный или муниципальный контракт на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", утвержеднных Постановления Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 N722 (далее - Правила оценки) для определения рейтинга заявки по критерию "функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара" в конкурсной документации устанавливаются:
а) предмет оценки, исчерпывающий перечень функциональных характеристик (потребительских свойств) или качественных характеристик товара по указанному критерию либо одна такая характеристика (потребительское свойство);
б) максимальное значение в баллах для каждой характеристики (потребительского свойства), установленных в конкурсной документации, - в случае применения нескольких функциональных характеристик (потребительских свойств) или качественных характеристик товара, при этом сумма максимальных значений всех установленных характеристик (потребительских свойств) должна составлять 100 баллов.
В случае применения одного показателя критерия (одной функциональной характеристики (потребительского свойства) или качественной характеристики товара) для него устанавливается максимальное значение, равное 100 баллам.
Так, по критерию "Качество услуг и качество" конкурсной документацией установлено следующее: "для оценки заявок по критерию "качество услуг и квалификация" устанавливаются показатели:
1) наличие у участника конкурса опыта оказания услуг - максимальное значение равно 30 баллам;
2) наличие у него технологического оборудования - максимальное значение равно 30 баллам;
3) наличие у него трудовых ресурсов - максимальное значение равно 40 баллам".
В соответствии с п. 5 Правил оценки заявок на участие в конкурсе оценка заявок производится на основании критериев оценки, их содержания и значимости, установленных в конкурсной документации, в соответствии с Законом о размещении заказов и настоящими Правилами.
Пунктом 20 Правил оценки установлено, что для оценки заявок по критерию "функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара" каждой заявке выставляется значение от 0 до 100 баллов. В случае если в конкурсной документации установлено несколько функциональных характеристик (потребительских свойств) или качественных характеристик товара, сумма максимальных значений всех характеристик (потребительских свойств) указанного критерия должна составлять 100 баллов.
Согласно п. 24 Правил оценки при оценке заявок по критерию при оценке заявок по критерию "функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара" заявке с лучшим предложением по функциональным характеристикам (потребительским свойствам) или качественным характеристикам товара присваивается наибольшее количество баллов.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что порядок оценки заявок на участие в конкурсе установлен Заказчиком в соответствии с Законом о размещении заказов и Правилами оценки.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N498, ч. 6 ст. 60 Закона о размещении заказов, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Моспроектмонтаж" на действия Центрального таможенного управления обоснованной в части установления в п. 10.1 проекта государственного контракта неправомерного требования, нарушающего законные права и интересы участников размещения заказа, а также в части установления неправомерного требования в конкурсной документации о предоставлении участниками размещения заказа в составе конкурсной заявки предложения о цене запасных частей (каждой запасной части) к техники, к оборудованию и расчет стоимости технического обслуживания.
2. Признать в действия Заказчика, конкурсной комиссии нарушение полоежений п. 2 ч. 3 ст. 25, ст. 29 Закона о размещении заказов Закона о размещении заказов.
3. Выдать Заказчику, конкурсной комиссии обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о размещении заказов.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Заместитель председателя комиссии В.О. Мурашов
Члены комиссии А.В. Гордуз
И.С. Пшеницын
Гордуз А.В. (495) 784-75-05 (доб. 180)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 12 декабря 2013 г. N 2-57-7427/77-13
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.12.2013