Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 22 января 2014 г. N 2-57-242/77-14
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя - заместителя начальника отдела контроля за размещением государственного заказа Мурашова В.О.,
главного специалиста-эксперта отдела контроля за размещением государственного заказа Гордуз А.В.,
главного специалиста-эксперта отдела контроля за размещением государственного заказа Гридиной Е.В.,
при участии представителей:
Департамента городского имущества города Москвы - Кадырова Н.Н., Департамента города Москвы по конкурентной политике - Сахно В.В., ООО СК "Перспектива" - Штурминой Л.А., Слободянюк Т.Г.,
рассмотрев жалобу ООО СК "Перспектива" (далее - Заявитель) на действия Департамента городского имущества города Москвы (далее - Заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту нежилых помещений для использования под административные цели, расположенных по адресу: г. Москва, ул. Ферганская, д. 6, корп. 2. (Заказ N0173200001413001113)(далее - Аукцион), и в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94 ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для госу дарственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), ст. 112 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N498,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанных торгов.
Заявитель обжалует действия Заказчика, совершенные при заключении государственного контракта, а именно, отказ от их заключения с ООО СК "Перспектива", признанного победителем торгов по результатам проведенного открытого аукциона в электронной форме.
Согласно ст. 113 Закона о контрактной системе Закон о размещении заказов признан утратившим силу с 1 января 2014 года. Частью 1 ст. 112 Закона о контрактной системе установлено, что настоящий закон применяется к отношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе или на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг либо приглашения принять участие в которых направлены после дня вступления в силу Закона о контрактной системе. К отношениям, возникшим до дня вступления в силу Закона о контрактной системе, он применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после дня его вступления в силу, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Государственные и муниципальные контракты, гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, заключенные до дня вступления в силу Закона о контрактной системе, сохраняют свою силу.
В соответствии с положениями Закона о размещении заказов определение поставщиков в целях заключения с ними государственных и муниципальных контрактов, а так же гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений осуществляется в порядке и на условиях, предусмотренных документацией о торгах, извещением о запросе котировок и завершается заключением контракта либо заключением гражданско-правового договора.
На основании изложенного, размещение заказов, извещения об осуществлении которых размещены на официальном сайте либо приглашения принять участие в которых направлены до 1 января 2014 года, осуществляется в соответствии с Законом о размещении заказов, указанная позиция так же изложена в совместном письме ФАС России и Министерства экономического развития Российской Федерации исх. NАД/53811/13 от 30.12.2013, исх. N29401-ЕС/Д28 от 27.12.2013.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России 20.01.2014 N МГ/974 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
В соответствии с протоколом подведения итогов открытого аукциона в электронной форме (реестровый номер торгов N0173200001413001113) ООО СК "Перспектива" признано победителем аукционов.
Согласно п.11 ч.3 ст.41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок его предоставления в случае, если заказчиком, уполномоченным органом установлено требование обеспечения исполнения контракта.
В силу п.11 ч.3 ст.41.6 Закона о размещении заказов Заказчиком в п.8.22 Информационных карт аукционов установлено требование обеспечения исполнения государственного контракта с указанием размера, срока и порядка его предоставления, которое может быть представлено участником размещения заказа в виде: безотзывной банковской гарантии; залога денежных средств, в том числе в форме вклада (депозита).
Согласно ч.1 ст.41.12 Закона о размещении заказов по результатам открытого аукциона в электронной форме контракт заключается с победителем открытого аукциона в электронной форме, а в случаях, предусмотренных настоящей статьей, с иным участником открытого аукциона в электронной форме, заявка на участие в открытом аукционе в электронной форме которого в соответствии со ст. 41.11 Закона о размещении заказов признана соответствующей требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме.
На основании чч.2,4 ст.41.12 Закона о размещении заказов заказчик, уполномоченный орган в течение пяти дней со дня размещения на электронной площадке указанного в ч. 8 ст. 41.11 Закона о размещении заказов протокола направляют оператору электронной площадки без подписи заказчика проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником открытого аукциона, с которым заключается контракт, сведений о товаре (товарный знак и (или) конкретные показатели товара), указанных в заявке на участие в открытом аукционе в электронной форме такого участника, в проект контракта, прилагаемого к документации об открытом аукционе в электронной форме. В течение пяти дней со дня получения проекта контракта участник открытого аукциона в электронной форме направляет оператору электронной площадки проект контракта, подписанный усиленной электронной подписью в соответствии с условиями функционирования электронных площадок лица, имеющего право действовать от имени участника открытого аукциона, а также подписанный усиленной электронной подписью в соответствии с условиями функционирования электронных площадок указанного лица документ об обеспечении исполнения контракта в случае, если заказчиком, уполномоченным органом было установлено требование обеспечения исполнения контракта или предусмотренный ч. 4.1 ст.41.12 Закона о размещении заказов протокол разногласий.
Комиссией Управления установлено, что Заявителем в установленные сроки направлены подписанные проекты государственных контрактов, а также обеспечение исполнения государственного контракта в форме Банковской гарантии NБГ-131204/0173200001413001113-1 от 09.12.2013, выданной Акционерным коммерческим Банком "Военно-Промышленный Банк" (далее - банковская гарантия).
Вместе с тем, как следует из протокола отказа от заключения государственного контракта от 13.01.2014, Заявитель признан уклонившемся от заключения государственного контракта на основании несоответствия банковской гарантии требованиям аукционной документации и проекту государственного контракта.
В силу ч. 5 ст. 34 Закона о размещении заказов к документации об аукционе должен быть приложен проект контракта (в случае проведения аукциона по нескольким лотам - проект контракта в отношении каждого лота), который является неотъемлемой частью документации об аукционе.
Так, согласно ч. 5 п. 11.2.4 проекта государственного контракта Заказчиком установлено:
- в банковской гарантии прямо должно быть предусмотрено безусловное право Заказчика на истребование суммы банковской гарантии полностью или частично в случае неисполнения Генеральным подрядчиком своих обязательств по настоящему Контракту в предусмотренные сроки и/или расторжения настоящего Контракта. При этом должно быть предусмотрено, что для истребования суммы обеспечения Заказчик направляет в банк только письменное требование и копию банковской гарантии.
В силу ч. 1 ст. 374 Гражданского кодекса Российской Федерации требование бенефициара об уплате денежной суммы по банковской гарантии должно быть представлено гаранту в письменной форме с приложением указанных в гарантии документов. В требовании или в приложении к нему бенефициар должен указать, в чем состоит нарушение принципалом основного обязательства, в обеспечение которого выдана гарантия.
При рассмотрении на заседании Комиссии Управления банковской гарантии, представленной победителем аукциона, установлено:
"Требование Бенефициара к Гаранту об уплате денежной суммы по Гарантии должны быть подписано руководителем Бенефициара или уполномоченным им лицом и заверено печатью Бенефициара. К требованию должны быть приложены заверенные уполномоченным лицом Бенефициара и печатью Бенефициара копии следующие документов:
- подтверждающих полномочия лица, подписавшего Требование об уплате денежной суммы по настоящей гарантии, в случае, если Требование подписано не руководителем Бенефициара;
- контракт со всеми приложениями и дополнениями к нему;
- подтверждающих предварительное предъявление требований к Принципалу об исполнении Контракта;
- подтверждающих уведомление Бенефициаром Принципала о неисполнении им, либо о ненадлежащем исполнении им условий Контракта".
Вместе с тем, Заявитель на заседании Комиссии Управления пояснил, что п. 2.5 Банковской гарантии устанавливает лишь перечень документов входящих в письменное требование, предусмотренное ч. 5 п. 11.2.4 проекта государственного контракта, а так же ч. 1 ст. 374 Гражданского кондекса, при этом предоставление дополнительных документов, свидетельствующих о существе и объеме неисполненных обязательств, Банковской гарантией не предусмотрено.
Комиссией Управления установлено так же, что в п. 2.1 Банковской гарантии установлено, условие платежа гарантии, согласно которому Гарант не вдаваясь в существо нарушения Принципалом своих обязательств по контракту и не принимая во внимание никакие возражения Принципала производит выплату в пределах вышеуказанной сумммы в течении 5 (пяти) банковских дней после получения от Бенефициара требования платежа по гарантии, что так же свидетельствует о безусловности права Заказчика на истребование суммы банковской гарантии полностью или частично в случае неисполнения, что соответствует требованиям аукционной документации.
На основании изложенного, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что Банковская гарантия, представленная ООО СК "Перспектива", не противоречит требованиям Аукционной документации и ч. 1 ст. 374 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, решение Заказчика об отказе от заключения контракта с Заявителем по причине того, что Банковская гарантия не соответствует требованиям Аукционной документации неправомерно.
Согласно ч.10 ст.41.12 Закона о размещении заказов контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме и документации об открытом аукционе в электронной форме, по цене, предложенной победителем открытого аукциона в электронной форме, либо в случае заключения контракта с иным участником открытого аукциона в электронной форме по цене, предложенной таким участником открытого аукциона.
Согласно ч.19 ст.41.12 Закона о размещении заказов в случае, если заказчиком, уполномоченным органом установлено требование обеспечения исполнения контракта, контракт заключается только после предоставления участником открытого аукциона в электронной форме, с которым заключается контракт, безотзывной банковской гарантии, выданной банком или иной кредитной организацией, или передачи заказчику в залог денежных средств, в том числе в форме вклада (депозита), в размере обеспечения исполнения контракта, установленном документацией об открытом аукционе в электронной форме.
Вместе с тем, ч.3, 3.1 ст.9 содержит перечень оснований для отказа от заключения государственного контракта по итогам проведенных торгов.
Согласно ч. 6 ст. 41.12 Закона о размещении заказов Заказчик в течение трех дней со дня получения от оператора электронной площадки проекта контракта и, если заказчиком, уполномоченным органом было установлено требование обеспечения исполнения контракта, документа об обеспечении исполнения контракта, подписанных усиленной электронной подписью в соответствии с условиями функционирования электронных площадок лица, имеющего право действовать от имени участника открытого аукциона в электронной форме, обязаны направить оператору электронной площадки контракт, подписанный усиленной электронной подписью в соответствии с условиями функционирования электронных площадок лица, имеющего право действовать от имени заказчика.
Таким образом, Заказчик в нарушение ч. 6 ст. 41.12 Закона о размещении заказов в установленные сроки не направил подписанный проект государственного контракта Заявителю.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2013 N498, ч. 6 ст. 60 Закона о размещении заказов, ст.112 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобы ООО СК "Перспектива" на действия Департамента городского имущества города Москвы обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение положений ч.6 ст. 41.12 Закона о размещении заказов.
4. Выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Законодательства о размещении заказов.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя комиссии В.О. Мурашов
Члены комиссии А.В. Гордуз
Е.В. Гридина
Гридина Е.В. (495) 784-75-05 доб. 187
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 22 января 2014 г. N 2-57-242/77-14
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.01.2014