Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 25 декабря 2013 г. N 2-57-7843/77-13
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - Старшего государственного инспектора отдела контроля за размещением государственного заказа Логиновой Т.А.,
Членов Комиссии:
Специалиста 1-го разряда отдела контроля за размещением государственного заказа Селютиной В.Э.,
Специалиста 1-го разряда отдела контроля за размещением государственного заказа Максимова И.С.,
при участии представителей Федерального государственного бюджетного учреждения "Гематологический научный центр" Министерства здравоохранения Российской Федерации: Каленкова Б.О. (дов. N 157 от 24.12.2013), Бажилина М.Ю. (дов. N 158 от 24.12.2013),
при участии представителя ООО "Дор Строй Групп": Волковой Е.В. (дов. N б/н от 10.12.2013),
рассмотрев жалобу ООО "Дор Строй Групп" (далее - Заявитель) на действия Федерального государственного бюджетного учреждения "Гематологический научный центр" Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме по выполнению работ для нужд ФГБУ ГНЦ Минздрава России (Заказ N 0373100056613000337) (далее - аукцион) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с ч. 5 ст. 17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного аукциона (Заказ N 0373100056613000337).
Заявитель обжалует положения аукционной документации, установленные Заказчиком в нарушение законодательства о размещении заказов, а именно в части:
1) установления неправомерного требования о наличии у участников размещения заказа Лицензии ФСБ России на осуществление деятельности по выполнению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну,
2) установления неправомерных требований к условиям выполнения работ и общим требованиям к выполнению работ, а также иным требовниям к работам и условиям выполнения,
3) неправомерного обоснования начальной (максимальной) цены государственного контракта (далее - НМЦ) в соответствии с ст. 19.1 Закона о размещении заказов;
4) установления неправомерных требований в проекте государственного контракта.
На заседании Комиссии Управления представителем Заказчика даны устные пояснения, а также представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 20.12.2013 N МГ/42666 документы, установлено следующее.
1. Согласно ч. 1 ст. 41.6, ч. 3.1 ст. 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе не может содержать требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Согласно ч. 5 ст. 41.6, п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования о соответствии участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.
Пп. 7, 11 Информационной карты аукционной документации Заказчиком установлено требование о наличии у участников размещения заказа, а также предоставлении ими в составе второй части заявки собственной действующей лицензии ФСБ России на осуществление деятельности по выполнению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
Согласно Извещению о проведении открытого аукциона в электронной форме предметом торгов является выполнение работ для нужд ФГБУ ГНЦ Минздрава России. При этом, техническим заданием аукционной документации предусмотено выполнение таких работ, как техническое обслуживание и ремонт систем теплоснабжения, водоснабжения (включая горячее), канализации,грузоподъемного оборудования, криогенных установок, сантехоборудования, сетей наружного противопожарного водоснабжения, электроснабжения и слаботочных устройств и сетей, устранение повреждений общестроительного характера,подготовка к зимнему периоду, специальные пуско-наладочные работы, профилактические технические испытания оборудования и проч., включая поставку материалов, запчастей.
На основании чего, Комиссия Управления приходит к выводу о неправомерном установлении Заказчиком требования к участникам размещения заказ о наличии вышеуказанной лицензии и нарушении Заказчиком ч. 3.1 ст. 34 Закона о размещении заказов.
2. В силу ч. 2.1 ст. 34 Закона о размещении заказов не допускается включать в документацию об аукционе (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требования к производителю товара, к участнику размещения заказа (в том числе требования к квалификации участника размещения заказа, включая наличие у участника размещения заказа опыта работы), а также требования к его деловой репутации, требования о наличии у участника размещения заказа производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику размещения заказа предусмотрена настоящим Федеральным законом.
В нарушение вышеуказанной нормы Закона о размещении заказов аукционная документация содержит в качестве требований к условиям выполнения работ, общих требований к выполнению работ следующее:
- "Привлечение высокопрофессионального с опытом работы инженерно-технического персонала, обученных и аттестованных рабочих требуемых специальностей для производства работ, прошедших медицинский осмотр и имеющего медицинские книжки с соблюдением правил привлечения и использования иностранной и иногородней рабочей силы, установленные законодательством РФ и нормативными правовыми актами г. Москвы",
- " Подрядчик обязан обеспечить численность сменных работников не менее 9 человек. Отсутствие на рабочих местах полного состава сменных работников является неполным выполнением Подрядчиком своих обязанностей и может быть основанием для предъявления претензии. Подрядчик обязан обеспечить ежедневное присутствие на объекте Заказчика руководителя инженерной службы, имеющего высшее профильное образование и опыт работы по направлению деятельности".
Кроме того, согласно Согласно ч. 4.6 ст. 41.12 Закона о размещении заказов в случаях, предусмотренных ч. 4.2 и ч. 4.4 ст. 41.12 Закона о размещении заказов, в течение трех дней со дня получения проекта контракта участник открытого аукциона в электронной форме направляет оператору электронной площадки проект контракта, подписанный усиленной электронной подписью в соответствии с условиями функционирования электронных площадок лица, имеющего право действовать от имени этого участника открытого аукциона, а также документ об обеспечении исполнения контракта, подписанный усиленной электронной подписью в соответствии с условиями функционирования электронных площадок указанного лица, если заказчиком, уполномоченным органом установлено требование обеспечения исполнения контракта.
На заседании Комиссии Управления установлено, что в Техническим заданием аукционной документации предусмотрено требование: "На момент подписания Государственного контракта Подрядчик предоставляет Заказчику сведения, подтвержденные соответствующими документами (штатное расписание, дипломы, сертификаты, удостоверения специалистов и др.), по количественному, квалификационному составу и стажу работы обученных специалистов. Сведения об основных направлениях деятельности Подрядчика, медицинские книжки на обслуживающий персонал, документы на разрешение на работу для иностранных граждан (в случае их привлечения), действующие лицензии и сертификаты (на лицензируемые виды деятельности), Положение о промышленной безопасности и другие документы, подтверждающие соответствие Подрядчика требованиям законодательства и настоящего технического задания".
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что установление Заказчиком в аукционной документации требования о необходимости предоставления участником размещения заказа на момент подписания контракта вышеуказанных документов, нарушает ч. 4.6 ст. 41.12 Закона о размещении заказов.
3. В соответствии с п. 6.1 ч. 3 ст. 41.6, ч. 1 ст. 19.1 Закона о размещении заказов для установления начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) источниками информации о ценах товаров, работ, услуг, являющихся предметом заказа, могут быть данные государственной статистической отчетности, официальный сайт, реестр контрактов, информация о ценах производителей, общедоступные результаты изучения рынка, исследования рынка, проведенные по инициативе заказчика, уполномоченного органа, в том числе по контракту или гражданско-правовому договору, и иные источники информации. Заказчик, уполномоченный орган вправе осуществить свои расчеты начальной (максимальной) цены контракта (цены лота).
Согласно ч. 2 ст. 19.1 Закона о размещении заказов в конкурсной документации, документации об аукционе (в том числе в документации об открытом аукционе в электронной форме), извещении о проведении запроса котировок указывается обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), содержащее полученные заказчиком, уполномоченным органом информацию или расчеты и использованные заказчиком источники информации о ценах товаров, работ, услуг, в том числе путем указания соответствующих сайтов в сети "Интернет" или иного указания.
Согласно п. 5 Информационной карты аукционной документации НМЦ контракта определена на основании коммерческих предложений компаний.
Вышеуказанное нарушает ч. 2 ст. 19.1 Закона о размещении заказов, поскольку если источником информации о ценах на товары, работы, услуги являются полученные от поставщиков сведения о ценах, заказчику необходимо указать в обосновании НМЦ реквизиты полученных от поставщиков ответов на запросы информации о ценах. При этом заказчик вправе не указывать в таком обосновании фирменное наименование, а также иные сведения об организациях, представивших соответствующую информацию.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком ч. 2 ст. 19.1 Закона о размещении заказов.
4. В соответствии с ч. 1 ст. 41.6, ч. 5 ст. 34 Закона о размещении заказов к документации об аукционе должен быть приложен проект контракта (в случае проведения аукциона по нескольким лотам - проект контракта в отношении каждого лота), который является неотъемлемой частью документации об аукционе.
Согласно п.8 ч. 4 ст. 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частью 3 настоящей статьи сведениями должна содержать форма, сроки и порядок оплаты товара, работ, услуг.
Техническим заданием аукционной документации предусмотрен порядок приема и сдачи выполненных работ как "расчеты за выполненные работы осуществляются ежемесячно".
Вместе с тем, в нарушение п.8 ч. 4 ст. 41.6 Закона о размещении заказов проект государственного контракта содержит следующие положения, не позволяющие участнику размещения заказа определить порядок оплаты работ:
- "4.7. Если в течение 10 (десяти) рабочих дней с момента передачи Исполнителем Заказчику акта сдачи-приемки работ, Заказчиком не будет представлен в адрес Исполнителя подписанный акт сдачи-приемки работ или мотивированный отказ от приемки работ, работы считаются принятыми и подлежат оплате.
В течение 90 (Девяноста) банковских дней с момента выполнения всех видов и объемов работ, предусмотренных Техническим заданием и подписания актов выполненных работ и иных необходимых отчетных документов, подтверждающих целевое использование выделенных средств, Заказчик производит расчет с Исполнителем на основании счета, счета-фактуры представленных Исполнителем",
- "4.8. Оплата за выполненные работы будет осуществляться по факту выполнения всех видов и объемов работ, предусмотренных Техническим заданием, платежным поручением с расчетного счета Заказчика на расчетный счет Исполнителя в течение 90 (Девяноста) банковских дней от даты подписания Заказчиком следующих документов:
- акта о приемке выполненных работ по унифицированной форме N КС-2 в 3-х экземплярах;
- справки о стоимости выполненных работ и затрат по унифицированной форме N КС-3 в 3-х экземплярах;
- счета-фактуры в 1-ом экз.;
- счета на оплату в 1-ом экз.".
При этом, п. 2.2 проекта контракта оплата по контракту производится без авансирования, что противоречит п. 2.6 проекта контракта (В случае нарушения Исполнителем срока выполнения работ более чем на 20 (Двадцать) дней, Заказчик вправе во внесудебном порядке потребовать от Исполнителя возврата уплаченного ему аванса, либо обратить взыскание на денежные средства, поступившие на счет Заказчика в качестве обеспечения, либо предъявить требование по банковской гарантии).
Кроме того, в соответствии с п. 4.19 проекта контракта Заказчик имеет право в установленном порядке вносить изменения в Рабочую документацию и объемы работ до начала выполнения изменяемых работ, что нарушает ч. 5 ст. 9 Закона о размещении заказов, согласно которой при заключении и исполнении контракта изменение условий контракта, указанных в частях 11 и 12 настоящей статьи, части 12 статьи 25, части 5 статьи 27, части 3 статьи 29, части 1 статьи 31, части 7 статьи 31.4, части 3 статьи 31.5, части 12 статьи 35, части 6 статьи 36, части 13 статьи 37, части 3 статьи 38, части 1 статьи 40, части 14 статьи 41, части 22 статьи 41.8, части 11 статьи 41.9, части 15 статьи 41.11, частях 10 и 14 статьи 41.12, части 6 статьи 42, частях 6 и 8 статьи 46, части 8 статьи 47, части 10 статьи 53 и частях 5 и 6 статьи 54 настоящего Федерального закона, по соглашению сторон и в одностороннем порядке не допускается, за исключением случаев, предусмотренных частями 6 - 6.7 и 8.1 настоящей статьи, частью 26.1 статьи 65 настоящего Федерального закона.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу об обоснованности рассматриваемых доводов жалобы и нарушении Заказчиком п.8 ч. 4 ст. 41.6, ч. 5 ст. 9 Закона о размещении заказов
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, ч. 5 ст. 17, ч. 6 ст. 60 Закона о размещении заказов, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Дор Строй Групп" на действия Федерального государственного бюджетного учреждения "Гематологический научный центр" Министерства здравоохранения Российской Федерации обоснованной.
1. Признать в действиях Заказчика нарушение чч. 2.1 и 3.1 ст. 34, ч. 4.6 ст. 41.12, ч. 2 ст. 19.1, п.8 ч. 4 ст. 41.6, ч. 5 ст. 9 Закона о размещении заказов.
2. Выдать государственному Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о нарушении заказов.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
|
|
Заместитель председателя Комиссии: |
Т.А. Логинова |
Члены Комиссии: |
В.Э. Селютина
И.С. Максимов |
|
|
Логинова Т.А. (495) 784-75-05 доб. 185 |
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 25 декабря 2013 г. N 2-57-7843/77-13
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.01.2014