Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю от 13 декабря 2013 г. N 326
Комиссия Забайкальского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов в составе: председателя комиссии Горбуновой А.В., заместителя руководителя Забайкальского УФАС России; членов комиссии: Терёшиной Л.В. главного государственного инспектора отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти, Борисовой В.В. ведущего специалиста этого же отдела,
рассмотрев поступившую жалобу ИП Чагдуров С.А. на нарушение требований Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" заказчиком - ГКУ "Забайкалстройзаказчик", Департаментом государственных закупок Забайкальского края при проведении открытого аукциона в электронной форме на выполнение работ по строительству "Детский сад в г. Краснокаменске" (0191200000613005119),
при участии представителя департамента государственных закупок Забайкальского края Колесниченко А.А. (доверенность от 22.10.2013 N 42), представителя заказчика Пашиной С.В. (доверенность от 12.12.2013), представитель заявителя на заседание комиссии не явился, о времени и месте извещен должным образом,
УСТАНОВИЛА:
Рассмотрение жалобы проводилось в двух заседаниях 12.12.2013, 13.12.2013.
06 декабря 2013 года в адрес Забайкальского УФАС России поступила жалоба ИП Чагдуров С.А. из которой следует, что при установлении требований к материалам, заказчик нарушил пункт 1 документации об аукционе и пункт 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов, так как не установил максимальные или (и) минимальные значения показателей, в тоже время, указал, что технические характеристики соответствуют маркам, ТУ, ГОСТ. В позиции 156 указано только: Утеплитель из пенополистирола. Заявитель полагает, что, указывая конкретные ТУ, заказчик тем самым ограничивает конкуренцию, так как участник размещения заказа не может предложить товар, изготовленный по другим техническим условиям.
Кроме того, по отдельным позициям указаны не действующие ГОСТы: N 24 - ГОСТ 7396.0-89 - утратил силу в РФ в 2002 г.; N 42 - ГОСТ 2590-71- не действует с 1988 г.; N 43 - ГОСТ 103-76 - 530-95 не действует с 2006 г.; N 58 ГОСТ 8607-82 - утратил силу в РФ в 2012 N 91 - ГОСТ 530-95 - не действует с 2007 г. По позициям NN123, 131 указаны не существующие ГОСТ 8525-78*Е, ГОСТ 11236.12-79.
Заявитель просит выдать предписание об устранении нарушений Закона о размещении заказов.
Представитель уполномоченного органа пояснил, что Постановлением Правительства Забайкальского края от 3 марта 2009 года N 81 утвержден Порядок взаимодействия уполномоченного органа и государственных заказчиков по размещению заказов.
Основанием для размещения заказов в соответствии с порядком взаимодействия являются заявки государственных заказчиков в адрес уполномоченного орган, содержащие информацию (подпункты 1-28 пункта 13), в том числе обязательные требования к участникам размещения, установленные законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки-товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.
На основании представляемой заказчиками информации, уполномоченный орган принимает решение о способе размещения заказа, создании конкурсной, аукционной, котировочной комиссии, утверждает документацию по торгам и иным способам размещения заказа, обеспечивает размещение извещений о проведении торгов на Общероссийском официальном сайте или иных способах размещения заказа.
Пункт 15 Порядка взаимодействия содержит положения, основанные на требованиях действующего законодательства, за нарушение которых ответственность возлагается на государственного заказчика, сформировавшего заявку для размещения заказа в частности: за достоверность информации, представленной в заявке на размещение заказа; за несоответствие информации, представленной в заявке, требованиям законодательства Российской Федерации о размещении заказов и требованиям антимонопольного законодательства.
Как следует из приведенных норм, взаимодействие уполномоченного органа и государственных заказчиков Забайкальского края регламентировано Порядком взаимодействия, где, определены сферы ответственности: уполномоченного органа - проведение процедур размещения заказ в соответствии с Федеральным законом, заказчика - обоснованность, полнота, достаточность, правомерность информации о размещаемом заказе в соответствии с действующим законодательством.
В рамках взаимодействия с государственными заказчиками, при размещении заказов, Департамент не может выходить за пределы полномочий, предоставленных ему Порядком взаимодействия.
В данном аукционе требования к материалам, связанные с определение соответствия применяемых материалов потребностям заказчика, устанавливались государственным заказчиком - КГУ "Забайкалстройзаказчик". Требования к материалам, утверждено руководителем ГУ"Забайкалстройзаказчик" - Ефимчук Г.А.
В части установления конкретных требований к материалам представитель уполномоченного органа пояснил следующее.
В соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе. Предметом экспертизы являются оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий, и оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов. Результатом экспертизы проектной документации является заключение о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) проектной документации требованиям технических регламентов и результатам инженерных изысканий, требованиям к содержанию разделов проектной документации, предусмотренным в соответствии с частью 13 статьи 48 настоящего Кодекса, а также о соответствии результатов; инженерных изысканий требованиям технических регламентов (в случае, если результаты инженерных изысканий были направлены на экспертизу одновременно с проектной документацией).
Частью 15 статьи 48 Градостроительного кодекса установлено, что проектная документация утверждается застройщиком или техническим заказчиком. В случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, застройщик или технический заказчик до утверждения проектной документации направляет ее на экспертизу. При этом проектная документация утверждается застройщиком или техническим заказчиком при наличии положительного заключения экспертизы проектной документации.
В данном аукционе проектная документация прошла государственную экспертизу, следовательно, внесение в неё изменений недопустимо. Таким образом, генподрядчик обязан вести строительство в соответствии с проектом, а государственный заказчик при проведении аукциона, обязан устанавливать требования к применяемым материалам в соответствии с проектом.
Представитель заказчика пояснила, что требования к материалам устанавливались в соответствии с проектной документацией, получившая положительное заключение экспертизы ГАУ "Госэкспертиза Забайкальского края".
Действительно, указанные заявителем ГОСТы были заменены на другие, но в тоже время, по содержанию они не изменились.
В ходе рассмотрения жалобы комиссией на основании части 5 статьи 17 Закона о размещении заказов проведена внеплановая проверка и установлено следующее.
18 ноября 2013 года Департаментом государственных закупок Забайкальского края на официальном сайте размещено извещение о проведении указанного аукциона.
Аукционная документация утверждена руководителем Департамента государственных закупок Забайкальского края 18 ноября 2013 года.
Размещение заказа осуществлялось в соответствии с Приказом Департамента государственных закупок от 18.11.2013 N 5120-ЭА, в соответствии с заявкой заказчика.
Порядок взаимодействия Департамента государственных закупок Забайкальского края с государственными заказчиками Забайкальского края утвержден постановлением Правительства Забайкальского края от 3 марта 2009 г. N 81.
Начальная цена контракта 246 159 870,00 рублей.
Требования к материалам утверждены начальником КГУ "Забайкалстройзаказчик" Г.А. Ефимчук, которые соответствуют требованиям проектной документации.
Положительное заключение на проектную документацию, включая смету на строительство и результаты инженерных изысканий, утверждено начальником ГАО "Госэкспертиза Забайкальского края" 8 ноября 2013 года.
Рассмотрев представленные документы, заслушав объяснения сторон, Комиссия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 данного Закона.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом.
Документация об аукционе разрабатывается и утверждается исходя потребностей заказчика в работах, услугах, товаре, необходимом для осуществления его функций.
Пунктом 1 частью 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов установлено, что документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частью 3 настоящей статьи сведениями должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
Согласно разъяснениям Министерства экономического развития РФ, изложенным в письме от 12 апреля 2011 г. N Д 22-577 понятие "Технические характеристики товара" следует понимать как совокупность технических (физических, химических, механических, органолептических и т.д.) характеристик товара, позволяющих отличить один товар от другого.
В соответствии с требованиями, установленными в пункте 3 документации об аукционе, строительство производится в точном соответствии с проектной документацией, определяющей объем, содержание работ и другие, предъявляемые к ним требования.
Требования к материалам, связанные с определением соответствия выполняемых работ требованиям заказчика установлены в приложении N1 документации об аукционе.
При этом, требования к применяемым материалам установлены в форме соответствия указанных материалов ГОСТам, техническим характеристикам, определенной марке изделия.
Поскольку указанные документы устанавливают обязательные для применения и исполнения требования к товарам, работам, услугам, в том числе содержащие максимальные и (или) минимальные значения показателей, комиссия находит довод заявителя, что заказчиком не установлены максимальные и (или) минимальные значения показателей необоснованным.
В тоже время, в ходе проверки установлено, что при установлении требований к материалам (приложение N1 документации об аукционе), по отдельным позициям заказчик указал ГОСТы не соответствующие требованиям Законодательства Российской Федерации:
- позиция N 24 указан ГОСТ 7396.0-89, который утратил силу в РФ с 01.07.2002;
- позиция N 42 ГОСТ 2590-71 заменен на ГОСТ 2590-88 с 29.06.1988, ГОСТ 2590-2006 с 1.07.2009;
-позиция N 43 ГОСТ 103-76 заменен на ГОСТ 103-2006 с 1.07.2009;
- позиция N 58 ГОСТ 8607-82 не действует с 01.07.2012;
- позиция N 91 ГОСТ 530-95 не действует с 2007 г.
Довод представителя заказчика, что в случае замены ГОСТа, все технические характеристики, предъявляемые к используемым товарам, остались без изменения, не подтвержден документально.
Таким образом, на заседании Комиссии установлено, что заказчиком в документации об аукционе установлены показатели для определения соответствия товара, используемого при выполнении работ, не соответствующие законодательству Российской Федерации, что не соответствует требованиям пункта 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.
Исходя из требований пункта 1 частью 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов, заказчик обязан установить требования к техническим характеристикам товара с целью определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
В силу требований подпункта а) пункта 3 части 4 Закона о размещении заказов, участник размещения заказа обязан указать в первой части заявки согласие на выполнение работ и конкретные показатели используемого товара.
Поскольку заказчик установил требования к используемым товарам в форме соответствия указанных материалов ГОСТам, техническим характеристикам, определенной марке изделия, участник размещения заказа обязан указать в первой части заявки соответствие используемых товаров с указанием конкретного ГОСТа, ТУ, марки изделия.
Комиссия полагает, что установленные заказчиком требования о соответствии товара указанным ГОСТам по позициям 24,42,43,58,91 не позволят должным образом сформировать заявку на участие в аукционе.
Исходя из изложенного, руководствуясь Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года N 94 "О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд", частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ИП Чагдуров С.А. обоснованной в части указания заказчиком ГОСТов не соответствующих действующему законодательству.
2. Признать заказчика - ГКУ "Забайкалстройзаказчик" нарушившим пункт 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.
3. Выдать уполномоченному органу - Департаменту государственных закупок Забайкальского края предписание об аннулировании открытого аукциона в электронной форме на выполнение работ по строительству "Детский сад в г. Краснокаменске" (0191200000613005119) в срок до 16.12.2013.
4. Передать материалы дела должностному лицу для привлечения виновных лиц к административной ответственности.
В соответствии с частью 9 статьи 60 Закона о размещении заказов решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии: А.В. Горбунова
Члены Комиссии: Л.В. Терешина
В.В. Борисова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю от 13 декабря 2013 г. N 326
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.12.2013