Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 16 декабря 2013 г. N 605-ж/2013
Комиссия по контролю в сфере размещения заказов Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Сапрыкиной Н.В. |
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
начальника отдела контроля государственного и муниципального заказов Челябинского УФАС России; |
|
Долгополовой К.А. |
- |
главного специалиста - эксперта отдела контроля государственного и муниципального заказов Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьями 17, 60 Федерального закона от 21 июля 2005 года N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), рассмотрела жалобу ООО "Стратегия образовательных инноваций" на действия заказчика при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку лаборатории робототехники (изв. N 0369200008813000009) в присутствии: представителей ГБОУ ВПО "ЧИППКРО" (далее - Заказчик), действующих на основании доверенностей от 11.12.2013;
представителей ООО "Стратегия образовательных инноваций" (далее - Заявитель, общество), действующих на основании доверенностей от 11.12.2013, решения N 7 единственного учредителя Общества от 16.08.2011,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России 09.12.2013 поступила жалоба ООО "Стратегия образовательных инноваций" на действия заказчика при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку лаборатории робототехники (изв. N 0369200008813000009) (далее - Аукцион).
Согласно представленным документам, заказчик объявил о проведении Аукциона путем размещения 02.12.2013 на официальном сайте www. zakupki.gov.ru извещения о проведении открытого аукциона в электронной форме в соответствии со статьей 41.5 Закона о размещении заказов.
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 450 000, 00 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме - 10.12.2013 09:00.
Дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме - 10.12.2013.
На момент рассмотрения жалобы по существу договор не заключен.
Согласно доводам жалобы, заявитель полагает, что заказчиком нарушены часть 4 статьи 41.6, часть 5 статьи 41.7 Закона о размещении заказов, в связи с наличием в документации об аукционе описаний товара по позициям 4,5,6 технического задания терминов "ПервоРобот:Экоград", "ПервоРобот тип 1", которые в документации об аукционе не раскрыты, в описании большинства позиций спецификации содержатся понятие "элементы", "детали", "базовая модель" без указания требующихся заказчику характеристик, разъяснение заказчика от 07.12.2013 по позиции N 4 спецификации изменяет суть документации об аукционе.
Представители заявителя на заседании Комиссии Челябинского УФАС России доводы, изложенные в жалобе, поддержали в полном объеме.
Представители заказчика, уполномоченного органа с доводами жалобы не согласились, представили письменные возражения, а также пояснили, что действия заказчика соответствуют требованиям законодательства о размещении заказов, разъяснение положений документации об аукционе не изменяет сути документации, а конкретизирует требования заказчика к товару, понятие "базовая модель" и "основная модель" содержатся на сайте производителя LEGO и для заказчика не имеет значения составляющие таких моделей, а понятие "ПервоРобот" используется в методической литературе.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения сторон, руководствуясь статьей 17, 60 Закона о размещении заказов, Комиссия, рассмотрев доводы жалобы ООО "Стратегия образовательных инноваций" и проведя внеплановую проверку, пришла к следующим выводам.
1. В соответствии с частью 2 статьи 34, часть. 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
Пунктом 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов определено, что документация об аукционе должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
При этом формирование потребности заказчика и изложение ее в документации об аукционе должно быть осуществлено таким образом, чтобы требования к техническим характеристикам товара были понятны неопределенному кругу лиц, в том числе участникам размещения заказа, членам аукционной комиссии.
Частью 3 статьи 34, частью 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов определено, что документация об аукционе может содержать указание на товарные знаки. В случае, если в документации об аукционе содержится указание на товарные знаки в отношении товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в документации об аукционе также должно содержаться указание на товарный знак в отношении товара российского происхождения (при наличии информации о товаре российского происхождения, являющемся эквивалентом товара, происходящего из иностранного государства или группы иностранных государств). При указании в документации об аукционе на товарные знаки они должны сопровождаться словами "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев размещения заказов на поставки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. Эквивалентность товаров определяется в соответствии с требованиями и показателями, устанавливаемыми в соответствии с частью 2 статьи 34 Закона о размещении заказов
Согласно извещению о проведении Аукциона, разделу 2 Информационной карты документации об аукционе предметом Аукциона и контракта является поставка лаборатории роботехники в количестве 1 комплекта в соответствии с приложением N 1 к Информационной карте документации об аукционе "Спецификация".
В соответствии с пунктом 4.2.11 ГОСТ 2.105-95 если в тексте документа приводят диапазон числовых значений физической величины, выраженных в одной и той же единице физической величины, то обозначение единицы физической величины указывается после числового значения диапазона (например, от 1 до 5 мм, от 10 до 100 кг, от плюс 10 до минус 40 ° С и т.д.).
Согласно пункту 4.2.8 ГОСТ 2.105-95 и пунктом 8.5 ГОСТ 8.147-2002 при указании значений величин с предельными отклонениями числовые значения с предельными отклонениями заключают в скобки и обозначения единиц помещают за скобками или проставляют обозначение единицы с числовым значением величины и за ее предельным отклонением.
По позиции N 9 спецификации документации об аукционе заказчиком установлено требование к инфракрасному мячу: "Устройство должно генерировать электромагнитное излучение в инфракрасном спектральном диапазоне. Питание должно осуществляться от элементов питания. Устройство шарообразной формы должно функционировать в режиме излучения затухающий, режиме постоянного инфракрасного излучения, режиме со средней частотой импульсов 600 Гц, режиме с высокой частотой импульсов
1200 Гц. Должно быть совместимо с программируемым блоком управления".
При этом из содержания требования заказчика к частоте импульсов инфракрасного луча невозможно определить является ли это диапазонным значением, погрешностью, надо выбрать одно значение, например, -600 Гц (+600 Гц), или оба значения, выступает указанное значение показателя в качестве максимального, минимального или показателя, который не должен изменяться, что является нарушением части 2 статьи 34, части 1 статьи 41.6, пункта 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.
Доводы заказчика о том, что такой показатель содержится в официальных документах на продукцию LEGO, не принимается Комиссией Челябинского УФАС России во внимание, поскольку заказчик в соответствии с частью 2 статьи 34, частью 1, пунктом 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов должен формировать техническое задание, исходя из своей потребности с учетом требований действующего законодательства, в том числе руководствоваться государственными и межгосударственными стандартами, а не исполнительной документацией на конкретный товар определенного производителя.
Следует отметить, что в рамках размещаемого заказа заказчиком не приобретается программируемый блок управления.
Согласно пояснениям заказчика, инфракрасный мяч должен быть совместим с уже имеющимся у заказчика оборудованием.
Однако, технические характеристики имеющегося у заказчика оборудования, позволяющие определить совместимость с инфракрасным мячом, приобретаемым в рамках рассматриваемого Аукционе, в спецификации документации об аукционе отсутствуют, что не позволяет определить потребность заказчика, исполнить требование по совместимости товаров при поставке и является нарушением части 2 статьи 34, части 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.
Нарушение части 2 статьи 34, части 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов, связанное с отсутствием в документации об аукционе технических характеристик оборудования, с которым необходимо обеспечить совместимость, выявлено также и по позиции 12 спецификации документации об аукционе.
Требования заказчика о представлении к поставке товаров с наименованиями "ПервоРобо:Экоград", "ПервоРобот", прямо указывают на производителя робототехники LEGO, не являются общеупотребимыми наименованиями конструкторов производителей лабораторий робототехники и отдельных наборов (моделей и т.д.).
Доказательств обратного представителями Заказчика на заседание Комиссии Челябинского УФАС России не представлено.
Комиссия Челябинского УФАС России принимает во внимание доводы Заявителя относительно невозможности определения содержания понятия, поскольку из содержания позиций 4 невозможно установить, что заказчик понимает под формулировками "не менее двенадцати моделей" и какие составные части желает приобрести в рамках указанной позиции спецификации.
По позиции N 1 спецификации документации об аукционе заказчиком определены следующие требования к конструктору для использования в предметных областях "технология", "физика": "Набор предназначен для детей средней возрастной группы (11-14 лет). С помощью этого набора с детьми можно изучать принципы действия различных машин и конструкций, а также познакомиться с действиями силы, движения и скорости, проводить эксперименты с этими физическими явлениями. В процессе сборки обучающиеся получают наглядный опыт работы зубчатых передач, колёс на осях и др. Модели, собранные с помощью этого набора отличаются прочностью и надёжностью. Конструктор для изучения технологии и физики должен быть рассчитан на одновременную работу двух учеников, каждый их которых конструирует свою половину основной модели, после чего обе части собираются в единую более сложную модель с расширенными возможностями. Набор должен состоять не менее чем из 395 элементов (балки, оси, зубчатые колеса, штифты, кирпичи, пластины и др.), электродвигателя, который должен питаться от батарейного блока, менять направление вращения. В наборе должны быть цветные технологические карты (инструкции) по сборке не менее 18 основных моделей и 10 базовых для изучения устройств и принципов работы машин. Конструктор должен поставляться в прочной пластиковой коробке с сортировочным лотком и перечнем всех элементов набора".
При этом заказчиком в нарушение части 2 статьи 34, части 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов не определены составляющие основных и базовых моделей, что не позволяет установить потребность заказчика, может привести к не достижению заказчиком целей размещения заказа.
По позициям 5, 32 спецификации документации об аукционе заказчиком указаны товарные знаки Linux и Atmel без сопровождения словами "или эквивалент" и параметров эквивалентности в нарушение части 3 статьи 34, частью 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.
Кроме того, заказчиком не представлено доказательств невозможности приобретения конструктора по позиции N 5 спецификации документации об аукционе в операционной системой не на базе Linux.
Доводы заказчика, о том, что установление требования к наличию у микрокомпьютера операционной системы на базе Linux связано с необходимостью обеспечения совместимости с имеющимся у заказчика оборудованием, документально не подтверждено, и не нашло отражение в позиции N 5 документации об аукционе.
2. Частью 3 статьи 41.7 Закона о размещении заказов предусмотрено, что любой участник размещения заказа, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение открытого аукциона в электронной форме, запрос о разъяснении положений документации об открытом аукционе в электронной форме.
В течение двух дней со дня поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 41.7 Закона о размещении заказов запроса заказчик, уполномоченный орган, специализированная организация размещают разъяснение положений документации об открытом аукционе в электронной форме с указанием предмета запроса, но без указания участника размещения заказа, от которого поступил запрос, на официальном сайте при условии, что указанный запрос поступил заказчику, в уполномоченный орган не позднее чем за пять дней до дня окончания подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не позднее чем за три дня до дня окончания подачи заявок на участие в открытом аукционе (часть 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов).
Согласно части 5 статьи 41.7 Закона о размещении заказов разъяснение положений документации об открытом аукционе в электронной форме не должно изменять ее суть.
Так, Комиссией Челябинского УФАС России установлено, что заказчиком на официальном сайте в сети "Интернет" 07.12.2013 18:56 опубликовано разъяснение положений документации об аукционе, согласно которому заказчиком на вопрос по позиции N 9 спецификации документации об аукционе на вопросы участника размещения заказа NN 9.1, 9.2 "Так как частота идет от 0 до _., что вы имели ввиду, когда писали 600 Гц, просьба указать, точны пределы диапазона" и "Так как частота идет от 0 до _., что вы имели ввиду, когда писали
1200 Гц" дано следующее разъяснение: "Требования учебного процесса Заказчика, предполагают эксперименты с использованием этих значений частот импульсов. Значение частоты не обязательно должно начинаться с 0 - существует понятие "отрицательной частоты" (ссылка). Не будет ошибкой указание одного из значений требуемой частоты - положительной или отрицательной"; "Требования учебного процесса Заказчика, предполагают эксперименты с использованием этих значений частот импульсов. Значение частоты не обязательно должно начинаться с 0 - существует понятие "отрицательной частоты" (ссылка). Не будет ошибкой указание одного из значений требуемой частоты - положительной или отрицательной".
Вместе с тем, из содержания позиции 9 спецификации документации об аукционе возможности указания какого-то одного значения показателей средней и высокой частоты импульсов (например, +600 Гц, +1200 Гц или -600 Гц, -1200 Гц) не следует, в инструкции по заполнению заявки не предусмотрено.
Таким образом, заказчиком в нарушение части 5 статьи 41.7 Закона о размещении заказов при даче разъяснений изменена суть документации об аукционе в части требующихся характеристик инфракрасного мяча.
Исходя из изложенного, информации, представленной ООО "Стратегия образовательных инноваций", ГБОУ ДПО "ЧИППКРО" а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 17, 60 Закона о размещении заказов и приказом ФАС России от 24 июля 2012 года N 498 "Об утверждении административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО "Стратегия образовательных инноваций" на действия заказчика обоснованными.
2. Признать в действиях заказчика нарушения части 2 статьи 34, части 1, пункта 1 части 4 статьи 41.6, части 5 статьи 41.7 Закона о размещении заказов.
3. Выдать заказчику оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о размещении заказов.
4. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных должностных лиц к административной ответственности за нарушение законодательства о размещении заказов.
Председатель Комиссии Н.В. Сапрыкина
Члены Комиссии В.А. Ливончик
К.А. Долгополова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 16 декабря 2013 г. N 605-ж/2013
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.12.2013