Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 16 января 2014 г. N 4-ж/2014
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:
Председателя Комиссии:
Членов Комиссии: |
Ливончик В.А.
Кокшаровой И.О.
|
- |
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Воронковой Д.А. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
|
- |
|
руководствуясь статьей 60 Федерального закона от 21 июля 2005 года N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) рассмотрев жалобу ОАО "Челябинский городской молочный комбинат" на действия заказчика при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку молока питьевого цельного пастеризованного нормализованного (изв. N 0169300000113007743) в присутствии:
- представителя МБДОУ ДС N438 г. Челябинска, действующего на основании доверенности от 16.01.2014,
- представителя Управление муниципального заказа Администрации города Челябинска, действующего на основании доверенности N 16 от 12.06.2013,
- представителя ОАО "Челябинский городской молочный комбинат", действующего на основании доверенности N 16 от 13.01.2014,
- представителя ОАО "Челябинский городской молочный комбинат", действующего на основании доверенности N 15 от 13.01.2014,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России поступила жалоба ОАО "Челябинский городской молочный комбинат" (далее - заявитель) на действия заказчика при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку молока питьевого цельного пастеризованного нормализованного (изв. N 0169300000113007743) (далее - аукцион).
Согласно представленным документам Управление муниципального заказа Администрации города Челябинска (далее - уполномоченный орган) 20.12.2013 объявило о проведении аукциона.
Заказчиком выступило Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида N 438 г. Челябинска.
Начальная (максимальная) цена контракта - 445 940, 00 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме - 10.01.2014 в 09 часов 00 минут.
На дату рассмотрения жалобы договор на поставку молока питьевого цельного пастеризованного нормализованного заказчиком не заключен.
На заседании Комиссии представители ОАО "Челябинский городской молочный комбинат" поддержали доводы, изложенные в жалобе, и пояснили следующее.
В спецификации документации об аукционе установлено требование о необходимости поставки молока цельного пастеризованного с указанием характеристик, фактически несоответствующих указанному продукту.
Так, характеристики, представленные в спецификации, соответствуют сырому молоку, тогда как заказчику требуется поставка молока цельного, пастеризованного.
Указанные обстоятельства подтверждаются Техническим регламентом на молоко и молочную продукцию, ГОСТом Р 52054-2003 и приложением N11 к Федеральному закону от 12.06.2008 N 88-ФЗ (ред. от 22.07.2010) "Технический регламент на молоко и молочную продукцию" предоставленным заказчиком.
Представители заказчика с доводами, изложенными в жалобе согласились и пояснили, что при размещении заказа заказчик ошибочно указал характеристики, соответствующие сырому молоку, тогда как заказчику требуется поставка молока цельного, пастеризованного.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 17 Федерального закона от 21.07.2005 N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия пришла к следующим выводам.
1. В соответствии с частью 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1-3.2, 4.1-6 статьи 34 Закона о размещении заказов.
В соответствии с частью 2 статьи 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком к качеству, техническим характеристикам товара, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к поставляемому товару, что в свою очередь позволит участникам размещения заказа надлежащим образом оформить заявку на участие в аукционе.
Тем самым, реализуются цели и принципы законодательства о размещении заказов в части прозрачности размещения заказа, равного доступа к участию в торгах и недопустимости ограничения числа участников размещения заказа.
Как следует из извещения о проведении открытого аукциона, информационной карты, а также спецификации на закупаемый товар заказчику необходима поставка молока цельного пастеризованного.
Требования к качеству и безопасности закупаемой продукции регламентируются Федеральным законом от 12.06.2008 N 88-ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию" (далее - Технический регламент).
Согласно Федеральному закону от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" технический регламент - документ, в котором устанавливаются обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).
Таким образом, требования технического регламента в части качества и безопасности закупаемой продукции имеют обязательный характер применения.
Так, в техническом регламенте (Приложение N 11) содержатся органолептические показатели молока идентификации продуктов переработки молока: однородная питьевое непрозрачная жидкость, нетягучая, характерные для молока с легким привкусом кипячения, допускается сладковатый привкус, белый, допускается с синеватым оттенком для обезжиренного молока, со светло-кремовым оттенком для стерилизованного молока, для обогащенного молока обусловленный цветом добавленных компонентов.
Вместе с тем, в спецификации документации об аукционе указаны характеристики продукции, не соответствующие требованиям к молоку цельному пастеризованному, установленным техническим регламентом.
Так, в спецификации заказчиком фактически указаны требование на молоко натуральное коровье-сырье, что не отрицается представителями заказчика и подтверждается описанием указанного продукта.
Более того, заказчик в качестве характеристик товара, показатели которых не меняются установил, что поставляемый товар должен соответствовать Техническому регламенту и ГОСТу 13264-88. Однако Установление в документации об аукционе требования о том, что поставляемое молоко должно соответствовать как техническому регламенту, так и ГОСТам, не позволяет участвовать в торгах хозяйствующим субъектам, реализовать указанную продукцию, соответствующую техническому регламенту, но не соответствующую установленному ГОСТу, тем самым ограничивая количество участников размещения заказа, что является нарушением части 2.1. статьи 34 Закона о размещении заказов. При этом требования ГОСТа 13264-88 распространяются на сырое коровье молоко, что не является потребностью заказчика. Кроме того данный ГОСТ утратил силу с 01.01.2004 года.
Также заказчик установил требование к сортности товара. Вместе с тем, Технический регламент не устанавливает сортность молока и молочной продукции. Следовательно, данное требование установлено безосновательно.
Таким образом, в документации об аукционе содержится противоречивая информация в части вида молочной продукции и ее качественных характеристик, не соответствующих продукции, фактически требуемой заказчику, что не позволяет сделать вывод о потребности заказчика в нарушение части 1 статьи, пункта 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.
Кроме того, отсутствие указанной информации не позволит осуществить приемку товара в виду невозможности определить предмет поставки и, соответственно, исполнить контракт на условиях документации об аукционе в соответствии с частью 10 статьи 41.12 Закона о размещении заказов.
Вместе с тем, отсутствие в проекте контракта указанных сведений может привести к заключению контракта не на условиях заявки и документации об аукционе в нарушение частей 2, 10 статьи 41.12 Закона о размещении заказов.
2. Согласно пункту 1 части 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать в том числе требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме в соответствии с частями 4 и 6 статьи 41.8 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению.
В силу подпункта б пункта 1 части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов первая часть заявки должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагаемого для поставки товара при условии отсутствия в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак.
Пункта 5.1 информационной карты документации об аукционе фактически дублирует требования подпункта б пункта 1 части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов. Вместе с тем, данное положение не содержит ссылку на положения документации об аукционе, в которых установлены показатели товара, соответствующие потребности заказчика.
Документация об аукционе содержит в своем составе 2 таблицы: спецификацию с характеристиками товара, а также таблицу с перечнем характеристик, указываемых участником размещения заказа для определения соответствия предлагаемого к поставке товара потребностям заказчика.
Так, заказчик в спецификации указал характеристики, показатели товара, которые не меняются а также характеристики показатели, которые могут меняться. При этом в характеристиках товара, которые могут меняться установлены требования в том числе к упаковке - полиэтиленовая пленка - и нормативным документам - Федеральный закон от 12.06.2008 года N88-ФЗ "Технологический регламент на молоко и молочную продукцию", ГОСТ 13264-88.
Однако сведения, указанные в спецификации, об упаковке поставляемого товара, а также нормативных документах, которым должен соответствовать товар, не являются показателями товара, которые могут изменяться, и должны находить отражение в проекте контракта в качестве условий его исполнения.
Таким образом, заказчик в нарушение требований пункта 1 части 3 статьи 41.6, подпункта б пункта 1 части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, установил требование об указании в первой части заявки на характеристики являющиеся неизменными, и которые в силу законодательства о размещении заказов не являются показателями товара, а являются условиями исполнения договора.
Комиссия, руководствуясь статьей 17 Закона о размещении заказов, статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 24 июля 2012 года N 498 "Об утверждении административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных и муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ОАО "Челябинский городской молочный комбинат" на действия заказчика обоснованными.
2. По результатам проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушение части 2 статьи 34, части 1, пункта 1 части 3, пункта 1 части 4 статьи 41.6, подпункта б пункта 1 части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов.
3. Выдать заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о размещении заказов.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А.Ливончик
Члены комиссии И.О.Кокшаров
Д.А.Воронкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 16 января 2014 г. N 4-ж/2014
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.01.2014