Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 18 декабря 2013 г. N 611-ж/2013
Комиссия по контролю в сфере размещения заказов Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Сапрыкиной Н.В. |
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Чиндяскиной К.В. |
- |
специалиста 1 разряда отдела контроля государственного и муниципального заказов Челябинского УФАС России; |
|
Долгополовой К.А. |
- |
главного специалиста - эксперта отдела контроля государственного и муниципального заказов Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьями 17, 60 Федерального закона от 21 июля 2005 года N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), рассмотрев жалобу ООО "Вектор" на действия заказчика при проведении запросов котировок на поставку кисломолочной продукции согласно спецификации (Приложение N1 к Извещению) и графику поставки (Приложение N2 к Извещению) (извещение N 0169300000113007041), на поставку молока согласно спецификации (Приложение N 1 к Извещению) и графику поставки (Приложение N 2 к Извещению) (извещение N 0169300000113007068), в присутствии:
- представителя ООО "Вектор" (далее - Заявитель, Общество), действующего на основании доверенности от 01.08.2013 N 14;
- представителя Управления муниципального заказа Администрации города Челябинска (далее - УМЗ, уполномоченный орган), действующего на основании доверенности от 12.06.2013 N 16;
- представителя Муниципального бюджетного дошкольного учреждения детского сада комбинированного вида N 368 г. Челябинска (далее - Заказчик), действующего на основании доверенности от 18.12.2013;
- представителя Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физкультурно-оздоровительного, художественного-эстетического направлений развития воспитанников N 429 г. Челябинска, действующего на основании доверенности от 18.12.2013,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России 11.12.2013 поступила жалоба ООО "Вектор" на действия заказчиков при проведении запросов котировок на поставку кисломолочной продукции согласно спецификации (Приложение N1 к Извещению) и графику поставки (Приложение N2 к Извещению) (извещение N 0169300000113007041), на поставку молока согласно спецификации (Приложение N 1 к Извещению) и графику поставки (Приложение N 2 к Извещению) (извещение N 0169300000113007068) (далее - Запросы котировок).
Согласно представленным документам, уполномоченный орган и заказчик объявили о проведении запросов котировок.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Закона о размещении заказов, извещения о проведении запросов котировок размещены на официальном сайте www. zakupki.gov.ru 30.11.2013.
Начальная (максимальная) цена контракта по запросу котировок (извещение N 0169300000113007041) - 289 526, 00 рублей.
Начальная (максимальная) цена контракта по запросу котировок (извещение N 0169300000113007068) - 192 412, 00 рублей.
Дата и время начала подачи котировочных заявок - 02.12.2013 09:00.
Дата и время окончания срока подачи котировочных заявок - 12.12.2013 17:00.
По состоянию на 18.12.2013 договоры заказчиком не заключены, на участие в запросах котировок поступили одна котировочная заявка (запрос котировок извещение N 0169300000113007041) и одна котировочная заявка (запрос котировок извещение N 0169300000113007068)
Согласно доводам жалобы, заявитель считает, что заказчиком в извещении о проведении запроса котировок неправомерно установлены требования к фасовке молока (0,9-0,95 кг), кефиру и ряженке (0,40-0,45 кг), что не позволяет принять участие в запросе котировок молочным заводам Челябинской области и их поставщикам.
Представитель заказчика с доводами жалобы согласились, пояснили, что фасовку определяли исходя из извещений о проведении запросов котировок сформированных другими муниципальными заказчиками.
Представитель уполномоченного органа с доводами жалобы не согласился, пояснил, что заказчиком в извещении о проведении запроса котировок установлены требования к фасовке товара, отвечающие его потребности, поскольку в соответствии с СанПин 2.4.1.3049-13, утвержденным Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 N 26, суточная доза молока и молочных продуктов в дошкольных образовательных учреждениях на детей в возрасте 3-7 лет составляет 450 грамм.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения сторон, руководствуясь статьей 17, 60 Закона о размещении заказов, Комиссия, рассмотрев доводы жалобы ООО "Вектор" и проведя внеплановую проверку, пришла к следующим выводам.
Пунктом 4 статьи 43 Закона о размещении заказов предусмотрено, что запрос котировок должен содержать наименование, характеристики и количество поставляемых товаров, наименование, характеристики и объем выполняемых работ, оказываемых услуг. При этом должны быть указаны требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. Указанные требования устанавливаются в соответствии с частями 2.1 - 3.4 статьи 34 Закона о размещении заказов.
Частью 2 статьи 45 Закона о размещении заказов установлено, что извещение о проведении запроса котировок не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименования мест происхождения товаров или наименования производителей, а также требования к товарам, их производителям, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
В приложении N 1 (спецификация на поставку продуктов питания) к извещению о проведении запроса котировок (извещение N 0169300000113007041) заказчиком по позиции N 3 установлены требования к кефиру ("Упаковка пленка не менее 0,4 кг не более 0,45 кг. Массовая доля жира не менее 2,5%. Кефир должен иметь чистый кисломолочный, слегка острый вкус и запах без посторонних привкусов. Внешний вид и консистенция-однородная масса с ненарушенным или нарушенным сгустком, допускается газообразование. Цвет молочно-белый равномерный. Поставляемый товар должен соответствовать Федеральному Закону N 88 "Технический регламент на молоко и молочную продукцию" от 12.06.2008 года. 1400 кг"), по позиции N 4 к ряженке ("Упаковка пленка не менее 0,4 кг не более 0,45 кг. Массовая доля жира не менее 2,5%. Ряженка имеет кисломолочный чистый вкус с выраженным привкусом пастеризации и нежный сгусток без газообразования. Цвет светло-кремовый, равномерный. Поставляемый товар должен соответствовать Федеральному Закону N 88 "Технический регламент на молоко и молочную продукцию" от 12.06.2008 года. 700 кг").
В приложении N 1 (спецификация на поставку продуктов питания) к извещению о проведении запроса котировок (извещение N 0169300000113007068) следующие требования заказчика к приобретаемому товару: "Молоко цельное пастеризованное. Упаковка пленка, не менее 0,9 кг не более 0,95 кг. Массовая доля жира не менее 3,2%. Плотность не менее 1027 кг/м3. Массовая доля белка не менее 2,6%. Кислотность не более 21°Т.Содержание токсичных элементов, микотоксинов, антибиотиков, пестицидов и радионуклидов в продукте не должно превышать допустимые уровни, установленные СанПиН 2.3.2.1078-01.Поставляемый товар должен соответствовать Федеральному Закону N 88 "Технический регламент на молоко и молочную продукцию" от 12.06.2008 года".
Также заказчиком в спецификациях предъявлены единые требования к качеству товара следующего содержания: "Качество продукции должно соответствовать требованиям СанПиН 2.3.2.1940-05 "Организация детского питания"; требованиям федеральных законов от 15.12.2004 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов", от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии", Постановления Правительства РФ от 01.12.2009 N 982 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятий декларации о соответствии", Приказа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 19.07.2007 г. N 224 "О санитарно-эпидемиологических экспертизах, обследованиях, исследованиях, испытаниях и токсикологических, гигиенических и иных видах оценок". Поставка продукции должна осуществляться в соответствии с требованиями СанПиН 2.3.2.1324-03 "Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов"; СанПиН 2.3.2.1078-01 "Гигиенические требования к безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов"; СП 2.3.6.1066-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов".
Федеральный закон от 12.06.2008 N 88-ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию" (далее - Технический регламент) не предъявляет требования к фасовке молока, кефира и ряженки в килограммах или литрах, а устанавливает объекты технического регулирования, перечень и описание которых содержит Технический регламент; требования к безопасности объектов технического регулирования; правила идентификации объектов технического регулирования для целей применения Технического регламента; правила и формы оценки соответствия и подтверждения соответствия объектов технического регулирования требованиям Технического регламента; требования к терминологии, упаковке, маркировке молока и молочной продукции, включая требования к информации о наименовании, составе и потребительских свойствах, предоставляемой потребителям на упаковке этих продуктов и в сопроводительных документах.
Согласно пункту 1 статьи 35 Технического регламента молоко и продукты его переработки, предназначенные для реализации, должны быть расфасованы, упакованы в тару и (или) упаковки, изготовленные из экологически безопасных материалов, разрешенных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей, для контакта с пищевыми продуктами и обеспечивающих безопасность и качество молока и продуктов его переработки в течение срока их годности.
При этом на каждую единицу групповой упаковки, единицу многооборотной тары или транспортной тары такой продукции наносится маркировка, содержащая информацию для потребителей, в том числе масса нетто и масса брутто групповой упаковки, многооборотной тары или транспортной тары такой продукции (при необходимости), обозначение стандарта, нормативного или технического документа, в соответствии с которыми произведена такая продукция, информация о подтверждении соответствия такой продукции требованиям Технического регламента.
При производстве молока и кисломолочной продукции производители руководствуются положениями Технического регламента, техническими условиями (технический документ, в котором изготовитель устанавливает требования к качеству, безопасности и сроку годности конкретного продукта (нескольких конкретных продуктов), необходимые и достаточные для идентификации продукта, контроля его качества и безопасности при изготовлении, хранении, транспортировании), действующими на территории Российской Федерации ГОСТ.
Согласно ГОСТ Р52090-2003. "Государственный стандарт Российской Федерации. Молоко питьевое и напиток молочный. Технические условия", утвержденному Постановлением Госстандарта РФ от 30.06.2003 N 219-ст, продукты изготовляют в соответствии с требованиями настоящего стандарта по технологическим инструкциям, утвержденным в установленном порядке (пункт 5.1).
При этом под технологической инструкцией производителя в пункте 3.8 ГОСТ Р 52357-2005, утвержденном Приказом Ростехрегулирования от 05.07.2005 N 178-ст, понимается технологическая инструкция, разрабатываемая на основе типовой технологической инструкции с учетом отличительных особенностей имеющегося в распоряжении предприятия оборудования и организации производственных процессов изготовления продукции, требования к которой установлены национальными стандартами технических условий.
Из представленных Заявителем документов (прайс-листов производителей молочной продукции) следует, что только продукция (кефир, ряженка и молоко цельное пастеризованное) ОАО "Золотые луга" производятся в пленке с фасовкой 450 грамм (0,45 кг), 950 грамм (0,95 кг), остальные производители, например, ОАО "Вимм-Билль-Данн", ОАО "Чебаркульский молочный завод", ОАО "Копейский молочный завод", ОАО "Челябинский городской молочный комбинат", ОАО "Комбинат МОЛОЧНЫЙ СТАНДАРТ" выпускают продукцию с фасовкой 0,5 кг, 1 кг.
Заказчиком на заседание Комиссии Челябинского УФАС России доказательств, опровергающих документы, представленные обществом, и доводы заявителя, сведений о невозможности приобретения молочной и кисломолочной продукции иной фасовки чем содержится в спецификации извещения о проведении запроса котировок, без изменения требований к упаковке, качеству, техническим характеристикам и потребительским свойствам товара, исходя из потребности заказчика, не представлено.
Таким образом, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу о наличии в действиях заказчика нарушений пункта 4 статьи 43, части 2 статьи 45 Закона о размещении заказов, которые привели к невозможности предложения к поставке товара, соответствующего потребности заказчика, но иных производителей молочной и кисломолочной продукции, за исключением продукции ООО "Золотые луга", признанию запроса котировок несостоявшимся по причине участия одного хозяйствующего субъекта - ООО "Акварель", ограничению количества участников размещения заказа.
Исходя из изложенного, информации, представленной Заявителем, Заказчиками, Уполномоченным органом, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, руководствуясь статьями 17, 60 Закона о размещении заказов и приказом ФАС России от 24 июля 2012 года N 498 "Об утверждении административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1.Признать доводы жалобы ООО "Вектор" на действия Муниципального бюджетного дошкольного учреждения детского сада комбинированного вида N 368 г. Челябинска обоснованными;
2. Признать в действиях Муниципального бюджетного дошкольного учреждения детского сада комбинированного вида N 368 г. Челябинска нарушения пункта 4 статьи 43, части 2 статьи 45 Закона о размещении заказов;
3. Выдать заказчику, уполномоченному органу обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о размещении заказов;
4. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных должностных лиц заказчиков к административной ответственности за нарушение законодательства о размещении заказов.
Председатель Комиссии Н.В. Сапрыкина
Члены Комиссии К.В. Чиндяскина
К.А. Долгополова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 18 декабря 2013 г. N 611-ж/2013
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.12.2013