Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 26 декабря 2013 г. N 637-ж/2013
Комиссия по контролю в сфере размещения заказов Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Чиндяскиной К.В. |
- |
специалиста 1 разряда отдела контроля государственного и муниципального заказов Челябинского УФАС России; |
|
Долгополовой К.А. |
- |
главного специалиста - эксперта отдела контроля государственного и муниципального заказов Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьями 17, 60 Федерального закона от 21 июля 2005 года N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), рассмотрев жалобу ОАО "ИНГОССТРАХ" на действия организатора совместных торгов, заказчиков совместных торгов при проведении открытого конкурса по выбору страховой организации на оказание услуг по обязательному страхованию автогражданской ответственности автотранспорта ГУ МВД России по Челябинской области (изв. N 0869100000413000302), в присутствии:
представителей ФКУ "ЦХиСО ГУ МВД России по Челябинской области", действующих на основании доверенностей от 07.12.2013 NN7,8;
представителя ОСАО "ИНГОССТРАХ", действующего на основании доверенности от 17.01.2013 N 1822102-177/13;
представителей СОАО "ВСК", действующих на основании доверенностей от 16.01.2013 NN 74 АА 1468701, 74 АА 1468728,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России 20.12.2013 поступила жалоба ОАО "ИНГОССТРАХ" на действия организатора совместных торгов, заказчиков совместных торгов при проведении открытого конкурса по выбору страховой организации на оказание услуг по обязательному страхованию автогражданской ответственности автотранспорта ГУ МВД России по Челябинской области (изв. N 0869100000413000302) (далее - Конкурс).
Согласно представленным документам, ФКУ "ЦХиСО ГУ МВД России по Челябинской области" (далее - организатор торгов) и Межмуниципальный отдел МВД России "Златоустовский" Челябинской области, Межмуниципальный отдел МВД России "Катав-Ивановский" Челябинской области, Управление МВД России по ЗАТО г. Озерск Челябинской области, Межмуниципальный отдел МВД России "Троицкий" Челябинской области, Отдел МВД России по Брединскому району Челябинской области, Межмуниципальный отдел МВД России "Верхнеуфалейский" Челябинской области, ФКУ "ЦХиСО ГУ МВД России по Челябинской области", Отдел МВД России по Верхнеуральскому району Челябинской области, Отдел МВД России по Еткульскому району Челябинской области, Межмуниципальный отдел МВД России "Карталинский" Челябинской области, Отдел МВД России по Каслинскому району Челябинской области, Отдел МВД России по городу Копейску Челябинской области, Отдел МВД России по Октябрьскому району Челябинской области, Отдел МВД России по Нагайбакскому району Челябинской области, Отдел МВД России по городу Миассу Челябинской области, Отдел МВД России по Агаповскому району Челябинской области, Межмуниципальный отдел МВД России по ЗАТО г. Трехгорный Челябинской области, УМВД России по г.Магнитогорску Челябинской области, Отдел МВД России по Коркинскому району Челябинской области, Отдел МВД России по Кунашакскому району Челябинской области, УМВД России по г. Челябинску, Отдел МВД России по Ашинскому району Челябинской области, Отдел МВД России по Варненскому району Челябинской области, Отдел МВД России по Красноармейскому району Челябинской области, Отдел МВД России по ЗАТО г. Снежинск Челябинской области, Межмуниципальный отдел МВД России "Южноуральский" Челябинской области, Межмуниципальный отдел МВД России "Кыштымский" Челябинской области, Отдел МВД России по Аргаяшскому району Челябинской области, Отдел МВД России по Пластовскому району Челябинской области, Межмуниципальный отдел МВД России "Чебаркульский" Челябинской области, Отдел МВД России по Саткинскому району Челябинской области, Отдел МВД России по Сосновскому району Челябинской области, Отдел МВД России по Уйскому району Челябинской области, Отдел МВД России по Чесменскому району Челябинской области, Отдел МВД России по Еманжелинскому району Челябинской области (далее - заказчики совместных торгов) 03.12.2013 заключили соглашение о проведении совместных торгов и объявили о проведении Конкурса.
В соответствии с частью 1 статьи 21 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), извещение о проведении открытого конкурса размещено на официальном сайте в сети "Интернет" www. zakupki.gov.ru 12.12.2013.
Начальная (максимальная) цена контракта - 20 433 577, 20 рублей.
Место вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе -454090, Челябинская область, Челябинск г, 3 Интернационала, 118а, актовый зал (3 этаж).
Дата и время вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе - 14.01.2014 в 10:00.
По состоянию на 26.12.2013 государственные контракты заказчиками совместных торгов не заключены, процедура размещения заказа находится на стадии приема заявок от участников размещения заказа.
Согласно доводам жалобы, заявитель считает, что заказчиком неправомерно в конкурсную документацию включены показатели критерия оценки "Качество услуг и квалификация участника конкурса":
"Показатель 1: Наличие у участника размещения заказа опыта оказания услуг, необходимого для качественного и квалифицированного выполнения работ по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, который подтверждается количеством заключенных договоров по осуществлению обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств за 9 месяцев 2013 года, указанным Участником конкурса в отчете "Сведения о деятельности страховой организации" за январь-сентябрь 2013 года (строка 48 столбец 5 (Количество заключенных договоров) раздел 2 (Основные показатели работы страховщика) формы 1-СК (Утверждена Приказом Росстата от 05.12.2011 N 488)). Максимальное количество баллов по Показателю 1 - 20 баллов.
Показатель 2: Наличие у участника размещения заказа опыта оказания услуг, необходимого для качественного и квалифицированного выполнения работ по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, который подтверждается количеством урегулированных страховых случаев по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств за 9 месяцев 2013 года, указанным Участником конкурса в отчете "Сведения об основных показателях деятельности страховщика" за январь-сентябрь 2013 года (сумма цифр, указанных в столбце 8 и столбце 18 строки 291 раздела 2 "Страховые премии и выплаты по договорам страхования, страховая сумма по заключенным договорам страхования, количество заключенных и действовавших договоров страхования, заявленных и урегулированных страховых случаев (по договорам с физическими и юридическими лицами)" формы 1-С (утверждена приказом ФСФР России от 24.05.2012 N 12-33/пз-н)).Максимальное количество баллов по Показателю 2 - 20 баллов".
По мнению заявителя, данные количественные показатели не могут характеризовать критерий "Качество услуг и квалификация участника конкурса".
Согласно статистическим данным Службы банка России объем сборов страховой премии ОСАГо по 9 месяцам 2013 года страховая компания ООО "Росгосстрах" занимает 26,29 % рынка ОСАГО, тогда как другие страховые компании - 10%.
Соответственно и количество заключенных договоров, количество урегулированных событий значительно превышает количество договоров заключенных любым другим участником конкурса.
Введение данного критерия оценки фактически создает преимущество для страховой компании ООО "Росгосстрах" над другими участниками конкурса.
При этом утвердив такие критерии отбора победителя, организатор совместных торгов создал "технологию" конкурентного доминирования только одной компании, закрыв доступ на рынок другим страховщикам.
В обоснование правомерности изложенной в жалобе позиции заявитель указывает на рекомендательное письмо ФАС России N АК/43774 от 07.12.2013 "О рекомендациях по применению отдельных положений конкурсной документации", решение Курганского УФАС N 05-02/208-13 от 05.12.2013.
Представители организатора совместных торгов с доводами жалобы не согласились, представили письменные возражения, а также пояснили, что показатели критерия "Качество услуг и квалификация участника конкурса" установлены в конкурсной документации в соответствии с требованиями статьей 22, 28 Закона о размещении заказов, Правилами оценки заявок на участие в конкурсе, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 N 722, что подтверждается решением Центрального аппарата ФАС России по делу N К-175/11, К-173/11 от 03.02.2013, решением Комиссии Челябинского УФАС России N 132, 136-ж/2013 от 05.04.2013, решением ФАС г. Москвы по делу N К-2307/13 от 09.12.2013, Постановлением ФАС Центрального округа N А08-3102/2009-17 от 23.12.2009, Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда города Москвы по делу N А 40-23077/13.
Представители СОАО "ВСК" доводы жалобы ОСАО "ИНГОССТРАХ" поддержали в полном объеме, в качестве доказательств неправомерности установления в конкурсной документации показателей критерия "Качество услуг и квалификация участника конкурса" представили решение Комиссии Челябинского УФАС России по рассмотрению жалобы на нарушение порядка процедуры проведения торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров от 25.03.2013.
На заседании Комиссии Челябинского УФАС России представителями ОСАО "ИНГОССТРАХ" и СОАО "ВСК" заявлено письменное ходатайство о передаче материалов дела на предмет рассмотрения жалобы по признакам нарушения антимонопольного законодательства.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения сторон, руководствуясь статьей 17, 60 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), Комиссия, рассмотрев доводы жалобы ОАО "ИНГОССТРАХ" и проведя внеплановую проверку, пришла к следующим выводам.
Согласно разделу 4 Информационной карте конкурсной документации, извещению о проведении открытого конкурса предметом контракта является оказание услуг по обязательному страхованию автогражданской ответственности автотранспорта ГУ МВД России по Челябинской области в количестве 3691 единиц автотранспорта, в соответствии с информационной картой конкурса.
В соответствии с пунктом 14 части 4 статьи 22 Закона о размещении заказов конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в конкурсе, устанавливаемые в соответствии с часть 4 статьи 28 Закона о размещении заказов.
В соответствии с частью 4 статьи 28 Закона о размещении заказов для определения лучших условий исполнения контракта, предложенных в заявках на участие в конкурсе, конкурсная документация может содержать помимо критерия "цена контракта" в том числе критерий "Качество услуг и квалификация участника конкурса участника конкурса".
В части 4.1 указанной статьи устанавливается открытый перечень показателей, которые заказчик вправе предусмотреть для определения рейтинга участника конкурса по указанному критерию, а именно: деловая репутация участника конкурса, наличие у участника конкурса опыта выполнения работ, оказания услуг, наличие у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых ресурсов и иные показатели, необходимые для выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом контракта, в том числе квалификацию работников участника конкурса.
Таким образом, данная норма не содержит каких-либо запретов и ограничений, связанных с установлением тех или иных показателей указанного критерия, а также не устанавливает порядок определения заказчиком способов выражения (подтверждения) указанных показателей.
В пункте 24 информационной карты конкурсной документации установлены критерии оценки заявок, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе.
Так, в качестве показателей (подкритерием) критерия "Качество услуг и квалификация участника конкурса участника конкурса" заказчик установил наличие у участника размещения заказа опыта оказания услуг, необходимого для качественного и квалифицированного выполнения работ по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, который подтверждается количеством заключенных договоров по осуществлению обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств за 9 месяцев 2013 года, указанным Участником конкурса в отчете "Сведения о деятельности страховой организации" за январь-сентябрь 2013 года (строка 48 столбец 5 (Количество заключенных договоров) раздел 2 (Основные показатели работы страховщика) формы 1-СК (Утверждена Приказом Росстата от 05.12.2011 N 488), а также наличие у участника размещения заказа опыта оказания услуг, необходимого для качественного и квалифицированного выполнения работ по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, который подтверждается количеством урегулированных страховых случаев по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств за 9 месяцев 2013 года, указанным Участником конкурса в отчете "Сведения об основных показателях деятельности страховщика" за январь-сентябрь 2013 года (сумма цифр, указанных в столбце 8 и столбце 18 строки 291 раздела 2 "Страховые премии и выплаты по договорам страхования, страховая сумма по заключенным договорам страхования, количество заключенных и действовавших договоров страхования, заявленных и урегулированных страховых случаев (по договорам с физическими и юридическими лицами)" формы 1-С (утверждена приказом ФСФР России от 24.05.2012 N 12-33/пз-н).
Таким образом, требование заказчика о подтверждении опыта участника размещения заказа путем указания количества заключенных договоров является разумным и объективным условием, не противоречащим требованиям действующего законодательства и необходимым для оценки способности потенциального исполнителя надлежащим образом нести обязательства по договору, что может повлиять на качество оказываемых услуг.
Указанная позиция подтверждается как судебной практикой (Постановление ФАС Центрального округа N А08-3102/2009-17 от 23.12.2009), так и правоприменительной практикой Центрального аппарата ФАС России (Решение по делу N К-175/11, К-173/11 от 03.02.2011).
Доводы заявителя о том, что требование заказчика о наличии опыта участника размещения заказа в области осуществления обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в виде количества заключенных договоров по осуществлению обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств за 9 месяцев 2013 года и количества урегулированных страховых случаев по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств за 9 месяцев 2013 года, не соответствует части 2.1 статьи 22 Закона о размещении заказов, является не состоятельным, поскольку прямо противоречит положению части 4.1 статьи 28 Закона о размещении заказов, позволяющему заказчику установить указанное требование в качестве показателя критерия оценки заявок на участие в конкурсе.
Доказательств ограничения конкуренции или количества участников размещения заказа при проведении рассматриваемого Конкурса заявителем, представителями СОАО "ВСК" не представлено.
Исходя из изложенного, информации, представленной ОСАО "Ингосстрах", ФКУ "ЦХиСО ГУ МВД России по Челябинской области", а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 17, 60 Закона о размещении заказов и приказом ФАС России от 24 июля 2012 года N 498 "Об утверждении административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу СОАО "Ингосстрах" на действия организатора совместных торгов, заказчиками совместных торгов необоснованной, в связи с недоказанностью;
2. Передать материалы дела в отдел контроля торгов и органов власти для рассмотрения вопроса о возбуждении дела о нарушении ФКУ "ЦХиСО ГУ МВД России по Челябинской области" антимонопольного законодательства.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии К.В. Чиндяскина
К.А. Долгополова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 26 декабря 2013 г. N 637-ж/2013
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.12.2013