Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 6 декабря 2013 г. N 307ж-13
Резолютивная часть решения объявлена 06 декабря 2013 года Полный текст решения изготовлен 11 декабря 2013 года |
г. Ярославль |
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере размещения заказов (Ярославское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе: председателя Комиссии - заместителя руководителя управления Паутова И.Г., членов комиссии: начальника отдела контроля размещения государственного заказа Крюковой Т.В., главного специалиста-эксперта отдела контроля размещения государственного заказа Разумова И.В.,
при участии:
от Заявителя - ИП Джерина А.С. - представителя по доверенности Фомина Д.Г.;
от Заказчика - Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей детско-юношеской спортивной школы N 18 - директора Журина С.В.;
в присутствии:
Тихоновой М.В., Караваева Н.Н.,
рассмотрев жалобу ИП Джерина А.С. на действия котировочной комиссии заказчика - Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей детско-юношеской спортивной школы N 18 (далее - МОУ ДОД ДЮСШ N 18 г. Ярославля, Заказчик) при проведении запроса котировок на право заключения договора на выполнение работ по замене оконных блоков (номер извещения 0371300114513000005) (далее также - Запрос котировок), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 г. N 498,
УСТАНОВИЛА:
В Ярославское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия котировочной комиссии Заказчика при проведении Запроса котировок.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены тем, что котировочная комиссия Заказчика неправомерно признала его котировочную заявку несоответствующей требованиям документации, сославшись в качестве пояснений на недействительную цифровую подпись.
Заявитель просит Комиссию признать действия котировочной комиссии Заказчика незаконными и выдать предписание об устранении допущенного нарушения.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя, представил письменные пояснения по жалобе, согласно которым от ИП Джерина А.С. на почтовый ящик Заказчика поступила котировочная заявка. Котировочной комиссией Заказчика была проведена проверка электронной цифровой подписи ИП Джерина А.С. При просмотре подписи появилась надпись "Недействительные подписи". Представители заказчика на заседании Комиссии высказали предположение, что данная подпись или подписанное содержимое заявки были изменены. На основании вышеизложенного члены котировочной комиссии сделали вывод о том, что котировочная заявка не содержала в себе электронной подписи в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 06.04.2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи", в связи с чем, такой документ не может быть признан котировочной комиссией Заказчика равнозначным документу на бумажном носителе, подписанным собственноручной подписью, а, следовательно, не является заявкой на участие в запросе котировок поданной в форме электронного документа, поэтому подлежит отклонению.
Таким образом, поскольку, по мнению представителей заказчика, котировочная комиссия заказчика действовала в соответствии с положениями Закона о размещении заказов, заказчик просит признать жалобу необоснованной.
Заслушав представителей сторон, изучив представленные документы и материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.
Заказчиком - Муниципальным образовательным учреждением дополнительного образования детей детско-юношеской спортивной школы N 18 г. Ярославля на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (Официальный сайт) 18.11.2013 г. размещено извещение о проведении запроса котировок на право заключения договора на выполнение работ по замене оконных блоков за номером 0371300114513000005. Начальная (максимальная) цена контракта: 499 837 руб. 38 коп.
В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона под запросом котировок понимается способ размещения заказа, при котором информация о потребностях в товарах, работах, услугах для государственных или муниципальных нужд сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок и победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, предложивший наиболее низкую цену контракта.
Частями 2, 3 статьи 46 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ установлен порядок подачи котировочных заявок, а именно: котировочная заявка подается участником размещения заказа заказчику, уполномоченному органу в письменной форме или в форме электронного документа в срок, указанный в извещении о проведении запроса котировок. В случае подачи котировочной заявки в форме электронного документа заказчик, уполномоченный орган в тот же день обязаны направить в письменной форме или в форме электронного документа участнику размещения заказа, подавшему такую заявку, подтверждение получения такой заявки.
Поданная в срок, указанный в извещении о проведении запроса котировок, котировочная заявка регистрируется заказчиком, уполномоченным органом.
На момент рассмотрения жалобы существует два федеральных закона, регулирующих отношения связанные с применением электронного документа:
- Федеральный закон от 10.01.2002 N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи";
- Федеральный закон от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи".
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи" (далее также - Федеральный закон от 10.01.2002 N 1-ФЗ) под электронным документом понимается документ, в котором информация представлена в электронно-цифровой форме.
Частями 1 и 3 статьи 6 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе.
Если в соответствии с федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами или обычаем делового оборота документ должен быть заверен печатью, электронный документ, подписанный усиленной электронной подписью и признаваемый равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, признается равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью и заверенному печатью. Федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами или соглашением между участниками электронного взаимодействия могут быть предусмотрены дополнительные требования к электронному документу в целях признания его равнозначным документу на бумажном носителе, заверенному печатью.
Согласно части 2 статьи 6 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (далее также - Федеральный закон от 06.04.2011 N 63-ФЗ) информация в электронной форме, подписанная простой электронной подписью или неквалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, в случаях, установленных федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами или соглашением между участниками электронного взаимодействия.
Согласно части 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 1-ФЗ электронная цифровая подпись - реквизит электронного документа, предназначенный для защиты данного электронного документа от подделки, полученный в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи и позволяющий идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации в электронном документе.
Кроме того, частью 1 статьи 4 Федерального закона от 10.01.2002 N 1-ФЗ предусмотрено, что электронная цифровая подпись в электронном документе равнозначна собственноручной подписи в документе на бумажном носителе.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ электронная подпись - информация в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией и которая используется для определения лица, подписывающего информацию.
Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ обладание у лица электронной подписи подтверждается наличием у него сертификата ключа проверки электронной подписи - электронный документ или документ на бумажном носителе, выданные удостоверяющим центром либо доверенным лицом удостоверяющего центра и подтверждающие принадлежность ключа проверки электронной подписи владельцу сертификата ключа проверки электронной подписи.
Согласно части 2 статьи 19 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ электронный документ, подписанный электронной подписью, ключ проверки которой содержится в сертификате ключа проверки электронной подписи, выданном в соответствии с порядком, ранее установленным Федеральным законом от 10 января 2002 года N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи", в течение срока действия указанного сертификата, но не позднее 31 декабря 2013 года признается электронным документом, подписанным квалифицированной электронной подписью в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Таким образом, электронный документ обладает признаками документа, подписанного собственноручной подписью, в случае его подписания электронной подписью или не позднее 31.12.2013 - электронной цифровой подписью, ключ проверки которой создается в сертификате ключа проверки электронной подписи, выданной в соответствии с порядком, установленным Федеральным законом от 10 января 2002 года N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи".
Согласно части 1 статьи 47 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ котировочная комиссия в течение одного рабочего дня, следующего за днем окончания срока подачи котировочных заявок, рассматривает котировочные заявки на соответствие их требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, и оценивает котировочные заявки.
Исходя из части 3 статьи 47 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ котировочная комиссия не рассматривает и отклоняет котировочные заявки, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, или предложенная в котировочных заявках цена товаров, работ, услуг превышает максимальную цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок. Отклонение котировочных заявок по иным основаниям не допускается.
Извещением о проведении запроса котировок за номером 0371300114513000005 от 18.11.2013 г. указано место и срок подачи котировочных заявок: "Российская Федерация, 150052, Ярославская область, г. Ярославль, Ленинградский проспект, 43. С 19.11.2013 г. с 09 час 00 мин по 25.11.2013 г. до 17 час 00 мин.".
Кроме того, извещение о проведении запроса котировок за номером 0371300114513000005 от 18.11.2013 г. содержит также указание на адрес электронной почты: dush 18@rambler.ru.
Участник размещения заказа на основании части 2 статьи 46 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ, реализуя свое право на подачу котировочной заявки в форме электронного документа, обязан обеспечить выполнение требований, предъявляемых к такому документу.
В своей жалобе ИП Джерин А.С. указал на то, что 25.11.2013 в 08:30 (местное время) им была оформлена котировочная заявка и подана в форме электронного документа с электронного адреса tender@okna-sibir.com на электронный адрес Заказчика - dush18@rambler.ru.
Согласно представленному МОУ ДОД ДЮСШ N 18 г. Ярославля на заседание Комиссии журнала регистрации поступления котировочных заявок (приложение N 1 к Протоколу рассмотрения и оценки котировочных заявок от 26.11.2013 N 0371300114513000005-П) Заказчику 25.11.2013 в 08:30 (местное время) ИП Джериным А.С. подана котировочная заявка в форме электронного документа.
В соответствии с приложением N 3 к протоколу рассмотрения и оценки котировочных заявок от 26.11.2013 N 0371300114513000005-П котировочная комиссия Заказчика приняла решение об отклонении котировочной заявки ИП Джерина А.С. как несоответствующей требованиям документации по причине недействительности цифровой подписи.
Комиссия установила, что при принятии решения о признании недействительности цифровой подписи, содержащейся в котировочной заявке, поданной ИП Джериным А.С., котировочная комиссия заказчика исходила из следующего.
При просмотре подписи появилась надпись "Недействительные подписи". Представители заказчика на заседании Комиссии высказали предположение, что данная подпись или подписанное содержимое заявки были изменены. На основании вышеизложенного члены котировочной комиссии сделали вывод о том, что котировочная заявка не содержала в себе электронной подписи в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 06.04.2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи", в связи с чем, такой документ не может быть признан котировочной комиссией Заказчика равнозначным документу на бумажном носителе, подписанным собственноручной подписью, а, следовательно, не является заявкой на участие в запросе котировок поданной в форме электронного документа, поэтому подлежит отклонению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" электронная подпись - информация в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией и которая используется для определения лица, подписывающего информацию.
Согласно части 2 статьи 19 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ электронный документ, подписанный электронной подписью, ключ проверки которой содержится в сертификате ключа проверки электронной подписи, выданном в соответствии с порядком, ранее установленным Федеральным законом от 10 января 2002 года N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи", в течение срока действия указанного сертификата, но не позднее 31 декабря 2013 года признается электронным документом, подписанным квалифицированной электронной подписью в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В этой связи заверение электронного документа электронной подписью (или до 31.12.2013 - электронной цифровой подписью) обусловлено необходимостью удостоверить заявленные сведения (волю и волеизъявление конкретного лица) и подтвердить юридическую силу документа.
25.11.2013 в 08:30 (местное время) ИП Джерин А.С. в данном случае реализуя свое право на основании части 2 статьи 46 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ, направило на адрес электронной почты Заказчика- dush18@rambler.ru свою котировочную заявку в форме электронного документа, оформленную в формате Microsoft Word (doc) и подписанную электронной цифровой подписью Джерина Александра Сергеевича.
На заседании Комиссии установлено, что доводы заказчика о том, что котировочная заявка ИП Джерин А.С. или электронная цифровая подпись данной заявки
были изменены после первоначального подписания ее электронной цифровой подписью, в связи с чем котировочная заявка заявителя не содержит электронную цифровую подпись, то есть не является электронным документом и подлежит отклонению несостоятельны в связи со следующим.
На электронном почтовом ящике Заказчика ( dush18@rambler.ru) имеется котировочная заявка ИП Джерина А.С. Данный документ открывается в формате Microsoft Word (doc), согласно сведениям о данном документе он создан 18.11.2013, изменен 23.11.2013, а подписан электронной цифровой подписью 25.11.2013.
Кроме того, данный документ открывается в формате Microsoft Word (doc) с указанием на "Защищенный просмотр" и предлагается функция "Разрешить редактирование". После выбора данной функции, появляется окно "Подписи", в котором отображается информация о наличии электронной цифровой подписи. В данном случае - об электронной цифровой подписи ИП Джерина А.С. Данное обстоятельство заказчиком не отрицается, а также то, что сертификат открытого ключа, выданный ИП Джерину А.С. удостоверяющим центром - ЗАО "Удостоверяющий центр" ekey.ru, действителен. Иных доказательств недействительности электронной цифровой подписи, содержащейся в котировочной заявке ИП Джерина А.С., представителями заказчика не представлено.
На рассмотрение Комиссии заявителем представлена копия сертификата открытого ключа, выданного ИП Джерину А.С. удостоверяющим центром - ЗАО "Удостоверяющий центр" ekey.ru со сроком действия с 31 октября 2013 г. по 31 октября 2014 г.
Таким образом, котировочная комиссия Заказчика, отказав в допуске к участию в запросе котировок ИП Джерину А.С. по причине несоответствия поданной им котировочной заявке требованиям документации (недействительная цифровая подпись), нарушила положения части 3 статьи 47 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 части 9 статьи 17, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Джерина А.С. на действия котировочной комиссии заказчика - Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей детско-юношеской спортивной школы N 18 при проведении запроса котировок на право заключения договора на выполнение работ по замене оконных блоков (номер извещения 0371300114513000005) обоснованной.
2. Признать котировочную комиссию заказчика - Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей детско-юношеской спортивной школы N 18 нарушившей часть 3 статьи 47 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ.
3. Выдать заказчику - Муниципальному образовательному учреждению дополнительного образования детей детско-юношеской спортивной школы N 18 предписание об устранении выявленных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Председатель Комиссии: |
И.Г. Паутов |
Члены Комиссии: |
Т.В. Крюкова
И.В. Разумов
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 6 декабря 2013 г. N 307ж-13
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.12.2013