Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 26 декабря 2013 г. N 05-02/328Ж-13
Резолютивная часть решения объявлена 26 декабря 2013 года
Решение изготовлено в полном объеме 30 декабря 2013 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю в сфере размещения заказов (далее также - Комиссия) в составе: председатель Комиссии - заместитель руководителя управления Паутов И.Г., члены Комиссии - начальник отдела контроля размещения государственного заказа Крюкова Т.В., государственный инспектор отдела контроля размещения государственного заказа Богомолова К.С.,
с участием:
от заявителя - ООО "Изотопная техника" - представитель не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения жалобы; направил ходатайство о рассмотрении жалобы в его отсутствие;
от заказчика -- ГБУЗ ЯО "Областная клиническая онкологическая больница"
- представители по доверенности Сергеев А.Н., Груздев А.В.;
от уполномоченного органа - Департамента государственного заказа Ярославской области - представителя по доверенности Роговой Н.А.,
от оператора электронной площадки - представителя не направили, о времени и месте рассмотрения извещены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "Изотопная техника" (далее также - Заявитель) на действия заказчика - ГБУЗ ЯО "Областная клиническая онкологическая больница"
(далее - государственный заказчик, заказчик) и уполномоченного органа - Департамента государственного заказа Ярославской области - при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по техническому обслуживанию аппарата гамма-терапевтического дистанционного облучения Theratron Equinox 80, аппарата гамма-терапевтического контактного облучения Multisource HDR, анализатора дозного поля Blue Phantom, аппарата рeнтгенотерапевтического Xstrahl 200 для ГБУЗ ЯО "Клиническая онкологическая больница" (извещение N 0171200001913005062) (лот N 2) (далее - уполномоченный орган, открытый аукцион в электронной форме, аукцион, контракт), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ, Закон о размещении заказов), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 г. N 498,
установила:
в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (Ярославское УФАС России) поступила жалоба Заявителя на действия заказчика и уполномоченного органа при проведении открытого аукциона в электронной форме.
В жалобе Заявитель выражает несогласие со следующими условиями аукционной документации:
- с требованиями Технического задания о наличии у каждого члена бригады удостоверения о допуске к работам на конкретном типе радиационного источника, о предоставлении при заключении договора копий сертификатов обучения инженеров, дающих право проводить ремонтные работы, работы по техническому обслуживанию и иного вида работы на аппарате Theratron Equinox производства "Бест Тератроникс ЛТД, Канада";
- с требованием о проведении технического обслуживания аппарата гамма-терапевтического дистанционного облучения Theratron Equinox 80 (смазки и осмотра) при помощи специального шприца (дюймового). Считает, что данное требование является по сути требованием о наличии у участника технологического оборудования, что является нарушением части 2.1 статьи 34 Закона;
- с требованием пункта 19 Технического задания о том, что "поставка расходных материалов и обновление программного обеспечения осуществляется в течение 10 дней с момента заключения договора для Multisource HDR". Заявитель считает, что данное требование является требованием наличия у участника производственных мощностей, что является нарушением части 2.1 статьи 34 Закона.
Заявитель просит внести изменения в данный лот для снятия ограничения конкуренции.
Представители заказчика, уполномоченного органа с доводами жалобы не согласились, представили письменные объяснения, в которых указали, что при разработке Технического задания были учтены действительные потребности заказчика по техническому обслуживанию вышеперечисленных аппаратов. Также представители заказчика, уполномоченного органа отмечают, что при составлении документации: при обосновании цены контракта - заказчиком выявлены как минимум 2 хозяйствующих субъекта, имеющих возможность оказать услуги, являющиеся предметом аукциона - ООО "СИБМЕР" и ЗАО "МСМ-Медимпекс". Представители заказчика, уполномоченного органа просят признать жалобу Заявителя необоснованной.
Заслушав мнения сторон и изучив представленные документы и материалы, Комиссия приходит к следующим выводам.
Уполномоченным органом на официальном сайте РФ в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) было размещено извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по техническому обслуживанию аппарата гамма-терапевтического дистанционного облучения Theratron Equinox 80, аппарата гамма-терапевтического контактного облучения Multisource HDR, анализатора дозного поля Blue Phantom, аппарата рeнтгенотерапевтического Xstrahl 200 для ГБУЗ ЯО "Клиническая онкологическая больница" (извещение N 0171200001913005062) (лот N 2)вместе с аукционной документацией.
В Техническом задании по лоту N 2 документации об открытом аукционе в электронной форме заказчиком и уполномоченным органом в соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов изложены требования к качеству, техническим характеристикам, безопасности оказываемых услуг и иные показатели, связанные с определением соответствия оказываемых услуг потребностям заказчика:
- требование о наличии у каждого члена бригады удостоверения о допуске к работам на конкретном типе радиационного источника;
- требование о проведении технического обслуживания аппарата гамма-терапевтического дистанционного облучения Theratron Equinox 80 (смазки и осмотра) при помощи специального шприца (дюймового);
- требование о том, что "поставка расходных материалов и обновление программного обеспечения осуществляется в течение 10 дней с момента заключения договора для Multisource HDR".
Согласно пункту 5 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать перечень документов, подтверждающих соответствие товара, работ, услуг требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к таким товару, работам, услугам. При этом не допускается требовать предоставление указанных документов в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации указанные документы передаются вместе с товаром;
Исходя из Технического задания по лоту N 2 при заключении договора исполнитель должен предоставить копии сертификатов обучения инженеров, дающих право проводить ремонтные работы, работы по техническому обслуживанию и иного вида работы на аппарате Theratron Equinox производства "Бест Тератроникс ЛТД, Канада".
Как пояснили на заседании Комиссии представители заказчика, уполномоченного органа, требованиям аукционной документации соответствуют как минимум два потенциальных участника размещения заказа - ООО "СИБМЕР" и ЗАО "МСМ-Медимпекс", коммерческие предложения которых использованы при обосновании цены контракта.
Исходя из пункта 1 части 4 статьи 41.6 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать технические характеристики товара, требования к качеству, к безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемых товаров потребностям заказчика.
Согласно части 1 статьи 41.6 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям части 3.1 статьи 34 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ.
Часть 3.1 статьи 34 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ указывает на то, что документация об открытом аукционе не может содержать требований к товару, влекущих за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Системное толкование приведенных выше норм Закона о размещении заказов позволяет сделать вывод о том, что государственный заказчик вправе включить в документацию об аукционе такие требования к качеству, техническим характеристикам, безопасности оказываемых услуг и иные показатели, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок.
Законом о размещении заказов не предусмотрено ограничений по включению в документацию об аукционе требований к предмету договора, являющихся значимыми для заказчика; не предусмотрена и обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к оказанию услуг.
Заказчик при размещении заказа не имеет возможности установить требования к оказанию услуг, которые удовлетворяли бы всех возможных участников размещения заказа для государственных нужд. Таким образом, законодательство о размещении заказов не обязывает заказчика при определении характеристик услуг, требований к их качеству и безопасности в документации об аукционе устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим на рынке исполнителям.
Рассматриваемый в рамках данной жалобы открытый аукцион в электронной форме проводился в интересах заказчика - ГБУЗ ЯО "Областная клиническая онкологическая больница".
Соответственно, предмет аукциона определялся исходя из потребностей указанной организации, на основании его заявки с учетом необходимости оказания высококвалифицированной медицинской помощи.
Согласно статье 52 Федерального закона от 21.11.1995 N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" к работе на радиационном источнике допускаются лица, получившие допуск к указанной работе.
В соответствии с Санитарными правилами и нормативами СП2.6.1.2612-10 Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ - 99/2010), утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 26.04.2010 N 40, к работе с источниками излучения допускаются лица, отнесенные приказом руководителя к категории персонала группы А, прошедшие обучение по правилам работы с источниками излучения и по радиационной безопасности, прошедшие инструктаж по радиационной безопасности (пункт 3.4.11). Администрация радиационного объекта несет ответственность за радиационную безопасность и должна обеспечивать установление перечня лиц, относящихся к персоналу групп А и Б, подготовку и аттестацию по вопросам обеспечения радиационной безопасности лиц, постоянно или временно выполняющих работы с источниками излучения, проведение инструктажа и проверку знаний персонала в области радиационной безопасности.
Следовательно, требование аукционной документации о наличии у каждого члена бригады допуска к работам на конкретном типе радиационного источника, не противоречит действующему законодательству.
Как пояснили на заседании Комиссии, представители заказчика, уполномоченного органа, документация о проведении аукциона разработана с учетом Методических рекомендаций "Техническое обслуживание медицинской техники", введенных в действие Письмом Министерства здравоохранения РФ от 27.10.2003 N 293-22/233 (далее - Методические рекомендации).
Согласно пункту 4.1.4 Методических рекомендаций специалисты по техническому обслуживанию медицинской техники должны пройти обучение на предприятиях-изготовителях или в организациях и учреждениях, имеющих право осуществлять соответствующие виды образовательной деятельности (обучение, профессиональную подготовку, повышение квалификации по техническому обслуживанию соответствующих видов медицинской техники) с получением документов установленного образца. Пунктом 3.7 Методических рекомендаций установлено, что во всех случаях техническое обслуживание медицинской техники должны производить службы (юридические лица, индивидуальные предприниматели, технические подразделения или штатные технические специалисты медицинских учреждений), имеющие в соответствии с действующим законодательством право осуществлять эту деятельность. Мероприятия и операции по техническому обслуживанию определенных видов или наименований медицинской техники должны осуществляться в соответствии с положениями соответствующих нормативных правовых актов, требованиями национальных, международных стандартов, правил и норм, а также в соответствии с указаниями эксплуатационной документации.
При анализе положений документации Комиссией установлено, что заказчиком и уполномоченным органом не установлено требования о выдаче сертификатов обучения инженеров, дающих право проводить ремонтные работы, работы по техническому обслуживанию и иного вида работы на аппарате Theratron Equinox производства "Бест Тератроникс ЛТД, конкретной организацией из перечисленных в пункте 4.1.4 Методических рекомендаций (т.е. данные документы могут быть получены исполнителем как у предприятия-изготовителя, так и в организациях и учреждениях, имеющих право осуществлять соответствующие виды образовательной деятельности (обучение, профессиональную подготовку, повышение квалификации по техническому обслуживанию соответствующих видов медицинской техники).
Таким образом, заказчик, уполномоченный орган, включив в документацию требование о том, что при заключении договора исполнитель должен предоставить копии сертификатов обучения инженеров, дающих право проводить ремонтные работы, работы по техническому обслуживанию и иного вида работы на аппарате Theratron Equinox производства "Бест Тератроникс ЛТД, Канада", не допустили нарушений части 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.
Согласно части 2.1 статьи 34 Закона о размещении заказов не допускается включать в документацию об аукционе (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требования к производителю товара, к участнику размещения заказа (в том числе требования к квалификации участника размещения заказа, включая наличие у участника размещения заказа опыта работы), а также требования к его деловой репутации, требования о наличии у участника размещения заказа производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику размещения заказа предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Как заявили на заседании Комиссии представители заказчика использование специального шприца (дюймового) при осмотре и смазке приводов перемещения стола, диафрагм, гантри, вращения головки, вращения диафрагмы обусловлено требованиями безопасности и эксплуатационной документацией (мотор стола аппарата находится в герметичном кожухе с клапаном, в который подсоединяется смазочный инструмент; клапан аппарата дюймовый, соответственно, для смазывания необходим только дюймовый инструмент. Использование неподходящего инструмента приведет к образованию масляных подтеков, что вызовет пожарную опасность). Указанные обстоятельства нашли подтверждение в письме производителя аппарата от 24.12.2013.
Соответственно, Комиссия считает несостоятельным довод жалобы о том, что требование о проведении технического обслуживания аппарата гамма-терапевтического дистанционного облучения Theratron Equinox 80 (смазки и осмотра) при помощи специального шприца (дюймового) является по сути требованием о наличии у участника технологического оборудования, что является нарушением части 2.1 статьи 34 Закона о размещении заказов.
Не нашел своего подтверждения в ходе рассмотрения жалобы также и довод Заявителя о том, что требованием пункта 19 Технического задания о том, что "поставка расходных материалов и обновление программного обеспечения осуществляется в течение 10 дней с момента заключения договора для Multisource HDR" является требованием наличия у участника производственных мощностей, что является нарушением части 2.1 статьи 34 Закона о размещении заказов, в силу следующего.
Указанное требование не влияет на периодичность обслуживания оборудования и направлено на удовлетворение потребности заказчика в кратчайшем и единовременном получении расходных материалов и обновления программного обеспечения на весь период технического обслуживания аппарата.
Согласно пункту 7 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов аукционная документация должна содержать требования к сроку поставки товара, оказания услуг. Причем законодательством о размещении заказов не установлено каких-либо ограничений в праве заказчика устанавливать данный срок. В данном случае этот срок составляет 10 дней с момента заключения договора. Разумность установления данного срока и возможность поставить расходные материалы и обновить программное обеспечение в данный срок подтверждается тем фактом, что требованиям аукционной документации соответствуют как минимум два потенциальных участника размещения заказа - ООО "СИБМЕР" и ЗАО "МСМ-Медимпекс", коммерческие предложения которых использованы при обосновании цены контракта.
Материалами дела подтверждается, что в аукционной документации не был указан конкретный исполнитель услуг, являющихся предметом аукциона.
Заявитель не представил доказательства, свидетельствующие о том, что требования, включенные в аукционную документацию, создали одним участникам размещения заказа преимущество перед другими, являлись непреодолимыми для некоторых участников размещения заказа, а также каким-либо иным способом повлекли за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Следовательно, в действиях заказчика, уполномоченного органа, не содержится нарушений части 1 статьи 41.6, частей 2.1, 3.1 статьи 34 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ.
На основании изложенного и руководствуясь частью 6 статьи 60 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 14.11.2007 г. N 379, Комиссия Ярославского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов
решила:
Признать жалобу ООО "Изотопная техника" на действия заказчика - ГБУЗ ЯО "Областная клиническая онкологическая больница" и уполномоченного органа - Департамента государственного заказа Ярославской области - при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по техническому обслуживанию аппарата гамма-терапевтического дистанционного облучения Theratron Equinox 80, аппарата гамма-терапевтического контактного облучения Multisource HDR, анализатора дозного поля Blue Phantom, аппарата рeнтгенотерапевтического Xstrahl 200 для ГБУЗ ЯО "Клиническая онкологическая больница" (извещение N 0171200001913005062) (лот N 2) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии И.Г. Паутов
Члены Комиссии
Т.В. Крюкова
К.С. Богомолова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 26 декабря 2013 г. N 05-02/328Ж-13
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.12.2013