Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 6 декабря 2013 г. N 03/ВБ
Резолютивная часть объявлена 06.12.2013 г. г.Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 11.12.2013 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Н.Е. Игошева - руководитель Управления;
Членов комиссии:
- А.Г. Миронов - начальник отдела Управления;
- И.П. Назарова - заместитель начальника отдела Управления;
- В.Г. Буров - главный государственный инспектор отдела Управления;
От Заявителя - не явились, уведомлены надлежащим образом;
От Заказчика - Бадулина О.Ф. по доверенности N79 от 05.12.2013 г.;
рассмотрев жалобу ООО "БАРК касс" от 29.11.2013 года вх.N 1921-ж на действия заказчика - Администрации городского поселения Советский при проведении открытого аукциона в электронной форме на выполнение работ по установке централизованного видеонаблюдения в г. Советский (II этап) (извещение N0187300002813000048),
установила:
В Ханты-Мансийское УФАС России поступила жалоба ООО "БАРК касс" от 29.11.2013 года вх.N 1921-ж на действия заказчика - Администрации городского поселения Советский при проведении открытого аукциона в электронной форме на выполнение работ по установке централизованного видеонаблюдения в г. Советский (II этап) (извещение N0187300002813000048).
В ходе предварительного рассмотрения материалов по жалобе Заявителя на действия Заказчика установлено следующее.
Жалоба Заявителя соответствует положениям статьи 57, 58 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов).
Предмет контракта - проведение открытого аукциона в электронной форме на выполнение работ по установке централизованного видеонаблюдения в г.Советский (II этап).
Заявитель ссылается на нарушение его прав, в части не установления в аукционной документации обязательных требований к участникам размещения заказа и установления не предусмотренных законом требований к участникам размещения заказа.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов при размещении заказа путем проведения торгов устанавливаются обязательные требования к участникам размещения заказа об их соответствии требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.
В соответствии с частью 4 статьи 11 Закона о размещении заказов кроме указанных в частях 1 - 3 настоящей статьи требований и установленных в соответствии со статьей 55.3 настоящего Федерального закона требований, Правительство Российской Федерации, заказчик, уполномоченный орган не вправе устанавливать иные требования к участникам размещения заказа.
Таким образом, в действиях Заказчика и Уполномоченного органа усматриваются признаки нарушения положений частей 1 и 4 статьи 11 Закона о размещении заказов, в части не установления в аукционной документации обязательных требований к участникам размещения заказа и установления не предусмотренных законом требований к участникам размещения заказа.
В целях рассмотрения жалобы Заявителя, на основании части 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 ФЗ N 94, Приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре и Приказа ФАС России от 24.07.2012 N 498 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений" была проведена внеплановая камеральная проверка размещения заказа, и запрошена информация, материалы, документы (заверенные копии) необходимые для проведения проверки размещения заказа.
В результате проведения внеплановой камеральной проверки установлено следующее.
Извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме 22.10.2013 г. размещено на Официальном сайте РФ www.zakupki.gov.ru.
Документация об открытом аукционе в электронной форме утверждена и.о. Главы г.п.Советский В.Д. Скородумовым.
В соответствии с требованием 03/ВБ-5850 от 03.12.2013 г. размещение заказа приостановлено до рассмотрения жалобы по существу.
В ходе проверки доводов Заявителя Комиссией Управления установлено следующее.
Как следует из доводов Заявителя, документация об открытом аукционе в электронной форме содержит не допустимые требования к участникам размещения заказа о предоставлении допуска СРО к работам, не являющимся предметом торгов.
В качестве доводов жалобы ООО "БАРК касс" указывает, что в аукционной документации в пункте 18.1 Раздела I Сведений о проводимом открытом аукционе указано требование о наличии свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства с обязательным видом работ раздел 33.8 Здания и сооружения связи, однако судя по техническому заданию и схемах камер в ПДФ, правильным было бы требовать наличие СРО по разделу 20.13. устройство наружных линий связи, в том числе телефонных, радио и телевидения, однако данный пункт в перечне со звездочкой, которая отсылает ООО "БАРК касс" к статье 48.1Градостроительного кодекса РФ, которая определяет перечень особо опасных, технически сложных и уникальных объектах. Но согласно техническому заданию аукциона и схемам, приложенным к документации, особо опасных, технически сложных и уникальных объектов при выполнении работ не присутствуют.
Податель жалобы считает, что требование СРО существенно снижает перечень возможных участников аукциона и требование в документации СРО, которое не требуется для выполнения работ.
Доводы, изложенные в жалобе ООО "БАРК касс" не обоснованы по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов участник размещения заказа должен соответствовать требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.
Документация об открытом аукционе в электронной форме, согласно пункту 1 части 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов, должна содержать требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме в соответствии с частями 4, 6 статьи 41.8 Закона о размещении заказов и инструкцию по её заполнению.
В силу пункта 2 части 6 статьи 41.8 Закона о размещении заказов вторая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, которые являются предметом открытого аукциона в электронной форме, и такие требования предусмотрены документацией об открытом аукционе в электронной форме.
В соответствии со статьей 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации осуществление строительной и иной связанной с нею деятельности является источником повышенной опасности для окружающих.
Согласно части 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
Статьей 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам; перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (части 1, 4).
При этом выдавать свидетельства о допуске вправе саморегулируемые организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, сведения о которых внесены в государственный реестр саморегулируемых организаций и которые основаны на членстве индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц, выполняющих инженерные изыскания или осуществляющих архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства (статьи 1, 55.3, 55.4 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Из приведенных положений закона следует, что выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, вправе индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, являющиеся членами саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства и имеющие выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к таким работам.
Во исполнение части 5 статьи 8 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 148-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2008 г. N 864 "О мерах по реализации Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 148-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" Министерством регионального развития Российской Федерации утвержден Перечень, устанавливающий виды работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. N 624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее - Перечень). Приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 15 апреля 2010 г., регистрационный N 16902, опубликован в "Российской газете" 26 апреля 2010 г., N 88.
Перечнем к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, отнесены, в частности следующие работы (пункты 33., 33.8):
33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком):
33.8. Здания и сооружения объектов связи
Согласно п.6 статьи 2 Федеральный закон от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" линейно-кабельные сооружения связи - это объекты инженерной инфраструктуры, созданные или приспособленные для размещения кабелей связи;
Согласно технического задания к открытому аукциону в электронной форме и прикрепленным файлам к извещению о проведении открытого аукциона в электронной форме предусмотрено строительство конструкций под установку камер водеонаблюдения - пространственных металлических ферм опирающихся на металлические колоны (эстакады). В связи с чем было принято решение о установлении требования о наличии у участника свидетельства СРО.
Предусмотренные проектом строительство эстакады - объекта связи (включающие в себя монтаж пролетных строений над проезжей частью автодороги; установка опор связи в непосредственной близости от проезжей части автомобильных дорог; монтаж электроснабжения видеокамер расположенных на эстакадах и консолях над проезжей частью автомобильных дорог и пешеходных тротуаров)являются сложными технологическими процессами и должны выполняться специализированными мостостроительными организациями с обязательным наличием свидетельства СРО о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Кроме того, согласно объемов работ, размещенной в аукционной документации, для строительства системы видеонаблюдения и измерения скорости движения транспортных средств необходимо выполнить работы по возведению электролинии, и линии оптоволоконной связи.
Таким образом, выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, (в частности работы по строительству сооружений объектов связи - эстакад, консолей с монтируемыми на них средствами видеофиксации и передаче видеосигнала к которым подводится электросетевые линии) вправе индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, являющиеся членами саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства и имеющие выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к таким работам.
Таким образом, в действиях Заказчика и Уполномоченного органа отсутствуют нарушения положений частей 1 и 4 статьи 11 Закона о размещении заказов, в части не установления в аукционной документации обязательных требований к участникам размещения заказа и установления не предусмотренных законом требований к участникам размещения заказа.
Вместе с тем, в аукционной документации установлены требования, влекущие за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Согласно части 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Между тем, в пункте 7.2 проекта контракта указан срок выполнения работ с момента заключения контракта до 01.01.2014 г., в который выполнить работы по контракту не возможно.
В соответствии с частью 9 статьи 41.12 Закона о размещении заказов контракт может быть заключен не ранее чем через десять дней со дня размещения на официальном сайте протокола подведения итогов открытого аукциона в электронной форме.
В соответствии с частью 5 статьи 41.11 Закона о размещении заказов общий срок рассмотрения вторых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме не может превышать шесть дней со дня размещения на электронной площадке протокола проведения открытого аукциона в электронной форме. В случае, установленном частью 2 статьи 41.5 настоящего Федерального закона, срок рассмотрения вторых частей заявок на участие в открытом аукционе не может превышать четыре дня со дня размещения на электронной площадке протокола проведения открытого аукциона.
Согласно извещению и документации об открытом аукционе в электронной форме дата проведения открытого аукциона в электронной форме (по местному времени) определена 16.12.2013.
В соответствии с частью 8 статьи 41.11 Закона о размещении заказов в течение дня, следующего за днем подписания протокола подведения итогов открытого аукциона в электронной форме, протокол размещается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией на электронной площадке.
С учетом вышеизложенного, протокол подведения итогов открытого аукциона в электронной форме может быть размещен не ранее 17.12.2013 г. и не позднее 22.12.2013 г.
Соответственно, контракт должен быть заключен не ранее 28.12.2013 г. и не позднее 01.01.2014 г. При этом данные сроки не учитывают случаи просрочки подписания контракта либо не предоставления надлежащего обеспечения исполнения контракта и передачи проекта контракта на подписание второму участнику в порядке ранжирования заявок.
Учитывая вышеизложенное, в пункте 7.2 проекта контракта указан срок выполнения работ (до 01.01.2014 г.), в который выполнить работы по контракту не возможно.
Кроме того, в соответствии с частью 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
Вышеуказанное требование об указании максимальных и (или) минимальных значений показателей приведено в законе во избежание ограничения количества участников размещения заказа и связано с обеспечением расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, предполагающее использование товаров различных производителей.
В соответствии с требованиями части 4 статьи 10 Закона о размещении заказов размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, которые соответственно производятся, выполняются, оказываются не по конкретным заявкам заказчика, уполномоченного органа, для которых есть функционирующий рынок и сравнивать которые можно только по их ценам, осуществляется путем проведения аукциона.
Учитывая требования части 4 статьи 10 Закона о размещении заказов, размещение заказа путем проведения аукциона предполагает наличие функционирующего рынка товаров, то есть наличие как минимум двух производителей товаров.
Установленный в части 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов запрет на указание наименования производителя товара в аукционной документации также связан с обязательным наличием при проведении аукциона функционирующего рынка товаров, то есть наличием как минимум двух производителей товаров.
Таким образом, при наличии функционирующего рынка товаров аукционная документация не должна содержать требования к товару, которые соответствуют товару одного производителя и тем самым исключают функционирующий рынок, ограничивая количество потенциальных участников размещения заказа, готовых поставить товар различных производителей (не одного, а как минимум двух).
В случае же отсутствия функционирующего рынка размещение заказа путем проведения аукциона не допустимо и противоречит требованиям части 4 статьи 10 Закона о размещении заказов.
Между тем, в нарушение вышеуказанных норм техническое задание аукционной документации по ряду позиций не содержит максимальных и (или) минимальных значений показателей используемого товара, а содержит указание на конкретное значение показателя товара.
Таким образом, действия Заказчика и Уполномоченного органа нарушают положения части 4 статьи 10, части 3.1 статьи 34 и частей 1 и 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов, в части размещения заказа путем проведения аукциона без учета требований к проведению аукциона при наличии функционирующего рынка и установления в аукционной документации требований, влекущих ограничение количества участников размещения заказа.
Законом о размещении заказов установлен единый порядок размещения заказов, обеспечивающий расширение возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции.
Следовательно, действия Заказчика нарушают положения части 1 статьи 1 Закона о размещении заказов, в части нарушения единого порядка размещения заказов, обеспечивающего единство экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь статьей 17, пунктом 6 статьи 60 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ и Приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений", Комиссия Управления,
решила:
1. Признать жалобу ООО "БАРК касс" от 29.11.2013 года вх.N 1921-ж на действия заказчика - Администрации городского поселения Советский при проведении открытого аукциона в электронной форме на выполнение работ по установке централизованного видеонаблюдения в г. Советский (II этап) (извещение N0187300002813000048) необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - Администрации городского поселения Советский нарушение части 1 статьи 1 Закона о размещении заказов, в части нарушения единого порядка размещения заказов, обеспечивающего единство экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
3. Признать в действиях Заказчика - Администрации городского поселения Советский нарушение части 4 статьи 10, части 3.1 статьи 34 и частей 1 и 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов, в части размещения заказа путем проведения аукциона без учета требований к проведению аукциона при наличии функционирующего рынка и установления в аукционной документации требований, влекущих ограничение количества участников размещения заказа.
4. Выдать Заказчику - Администрации городского поселения Советский обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений.
5. Передать материалы дела должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по выявленным нарушениям законодательства.
Примечание: Решение может быть обжаловано в судебном порядке.
Председатель Комиссии Н.Е. Игошева
Члены Комиссии: А.Г. Миронов
И.П. Назарова
В.Г. Буров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 6 декабря 2013 г. N 03/ВБ
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.12.2013