Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 20 декабря 2013 г. N 03/ВБ
Резолютивная часть объявлена 20.12.2013 г. г.Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 23.12.2013 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Н.Е. Игошева - руководитель Управления;
Членов комиссии:
- А.Г. Миронов - начальник отдела Управления;
- В.Г. Буров - главный государственный инспектор отдела Управления;
от Заявителя - не явились, заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя;
от Заказчика - не явились, заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя;
от Уполномоченного органа - не явились, уведомлены надлежащим образом;
рассмотрев жалобу ООО "ДиМедика" от 13.12.2013 г. N2109-ж на действия Заказчика - Нефтеюганское районное МБУЗ ЦРБ, Уполномоченного органа - Администрация Нефтеюганского района при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку анестезирующих средств для стоматологии на 2014 год (Извещение N0187300001713000599),
установила:
В Ханты-Мансийское УФАС России поступила жалоба ООО "ДиМедика" от 13.12.2013 г. N2109-ж на действия Заказчика - Нефтеюганское районное МБУЗ ЦРБ, Уполномоченного органа - Администрация Нефтеюганского района при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку анестезирующих средств для стоматологии на 2014 год (Извещение N0187300001713000599).
В ходе предварительного рассмотрения материалов по жалобе Заявителя на действия Заказчика и Уполномоченного органа установлено следующее.
Жалоба Заявителя соответствует положениям статьи 57, 58 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов).
Предмет контракта - поставка лекарственных препаратов для местной анестезии.
Заявитель ссылается на нарушение его прав, в части установления в аукционной документации требований к товару, которые влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
В соответствии с частью 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 Закона о размещении заказов.
В соответствии с частью 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Таким образом, в действиях Заказчика усматриваются признаки нарушения положений части 3.1 статьи 34 и части 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов, в части установления в аукционной документации требований к товару, которые влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Заявитель ссылается на нарушение его прав, в части установления не предусмотренной законом ответственности к участнику размещения заказа.
В соответствии с частью 11 статьи 9 Закона о размещении заказов, в случае просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, заказчик вправе потребовать уплату неустойки (штрафа, пеней). Неустойка (штраф, пени) начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Размер такой неустойки (штрафа, пеней) устанавливается контрактом в размере не менее одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки (штрафа, пеней) ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Таким образом, в действиях Заказчика усматриваются признаки нарушения положений части 11 статьи 9 Закона о размещении заказов, в части установления не предусмотренной законом ответственности к участнику размещения заказа.
В целях рассмотрения жалобы Заявителя, на основании части 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 ФЗ N 94, Приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре и Приказа ФАС России от 24.07.2012 N 498 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений" была проведена внеплановая камеральная проверка размещения заказа, и запрошена информация, материалы, документы (заверенные копии) необходимые для проведения проверки размещения заказа.
В результате проведения внеплановой камеральной проверки установлено следующее.
Извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме 06.12.2013 г. размещено на Официальном сайте РФ www.zakupki.gov.ru.
Документация об открытом аукционе в электронной форме утверждена главным врачом НРМБУЗ ЦРБ К.В. Венедиктовым и начальником отдела ФиРМЗ АНР Е.Ю. Апалько.
В соответствии с требованием 03/ВБ-6201 от 17.12.2013 г. размещение заказа приостановлено до рассмотрения жалобы по существу.
В ходе проверки доводов Заявителя Комиссией Управления установлено следующее.
Указанные в аукционной документации характеристики товара не ограничивают число потенциальных участников заказа, т.к. товар, представленный в потребности Заказчика, свободно обращается на рынке и соответственно может реализоваться широким кругом лиц. На момент подготовки аукционной документации получено 6 коммерческих предложений. Это свидетельствует о том, что любой участник размещения заказа может свободно приобрести и поставить продукцию, соответствующую Техническому заданию.
Заявитель считает, что требования в техническом задании к данным лекарственным препаратам избыточны. Например, он предлагает не обращать внимание на перечисление состояний (т.е. показания) в инструкции, при которых может использоваться данный препарат. Однако задача заказчика оказать правильную и достойную помощь пациентам. Указание на то, что препарат используется для проводниковой и инфильтрационной анестезии - это одно, а состояния, при которых можно использовать эту анестезию - это другое.
Требования в техническом задании к лекарственному средству, не являются избыточными. Показания, противопоказания, осложнения, способ приема, дозы и т.д. являются обязательными условиями при назначении и приеме лекарственного средства.
Заказчиком выставлена упаковка 100 картриджей в упаковке, потому что при запросе цен на рынке сбыта от 6 фирм получены коммерческие предложения за это количество. Это удобная и выгодная упаковка для потенциальных поставщиков. Чем больше упаковка, тем ниже цена за единицу. Если участник предложит другую упаковку (50 или 10 картриджей) по этой же цене, то это его право, и он будет допущен для участия в аукционе. Целью Закона о размещении заказов является, в частности, эффективное использование средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования.
Правила хранения лекарственных средств в медицинских учреждениях утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 23 августа 2010 г. N 706н, которые устанавливают требования к помещениям для хранения лекарственных средств для медицинского применения и регламентируют условия хранения указанных лекарственных средств.
Согласно этим приказам не допускается неправильное хранение лекарственных препаратов, т.к. при не соблюдении условий активные вещества разрушаются или становятся опасными для жизни, что не допустимо.
В больнице имеется только одно небольшое специализированное помещение, отвечающее всем требованием вышеуказанного приказа - это склад хранения иммунобиологических препаратов. Других складских помещений такого типа нет. Поэтому большой запас медикаментов в больнице недопустим и заказчику необходимо пополнять свой запас. Для этого и необходима поставка по заявке Заказчика.
Но точно рассчитать каким должен быть запас медикаментов невозможно, т.к. неизвестно количество поступления внеплановых больных, их диагнозы и тяжесть заболевания.
Согласно ст. 508 ГК РФ в договоре поставки определена периодичность поставки: в течение 5 (пяти) рабочих дней, с момента получения заявки от Заказчика.
Заявитель считает, что требование выполнить поставку за пять рабочих дней в условиях удаленности поселка достаточно трудно и этим заказчик ограничивает участие в аукционе других участников.
Во-первых: пгт. Пойковский не считается удаленным труднодоступным местом и находится на федеральной трассе Тюмень-Ханты-Мансийск-Сургут.
Во-вторых: за пять рабочих дней, не считая выходных, в регион Заказчика можно осуществить доставку из многих регионов России.
Срок поставки носит договорной характер и не содержит обязательные требования в законодательных актах, не установлен размер максимального или минимального срока поставки. По данному аукциону срок поставки установлен исходя из возможной поставки препаратов.
Характеристика лекарственного препарата как "срок годности лекарственного препарата" относиться к категории качественных характеристик, так как определяет терапевтические и потребительские преимущества препарата. Наибольший срок годности лекарственного препарата определяет более высокое качество и чистоту препарата, более низкую токсичность и его более высокую функциональную характеристику при терапевтическом применении.
Указание требований к остаточному сроку годности товара предусмотрено Законом о размещении заказов. Каких - либо ограничений показателей по срокам поставки, срокам и объему гарантий качества законодательством РФ не установлено.
Для участия в данном аукционе заявились три участника.
Вместе с тем, Заявителем не предоставлено доказательств какого-либо ограничения количества участников размещения заказа.
Таким образом, в действиях Заказчика и Уполномоченного органа отсутствуют нарушения положений части 3.1 статьи 34 и части 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов, в части установления в аукционной документации требований к товару, которые влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Согласно части 11 статьи 9 Закона о размещении заказов в случае просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, заказчик вправе потребовать уплату неустойки (штрафа, пеней). Неустойка (штраф, пени) начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства.
Размер такой неустойки (штрафа, пеней) устанавливается контрактом в размере не менее одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки (штрафа, пеней) ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Поставщик (исполнитель, подрядчик) освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пеней), если докажет, что просрочка исполнения указанного обязательства произошла вследствие непреодолимой силы или по вине заказчика", так же согласно части 9 статьи 9 Закона о размещении заказов "9. В случае просрочки исполнения заказчиком обязательства, предусмотренного контрактом, другая сторона вправе потребовать уплату неустойки (штрафа, пеней). Неустойка (штраф, пени) начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Размер такой неустойки (штрафа, пеней) устанавливается в размере одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки (штрафа, пеней) ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Заказчик освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пеней), если докажет, что просрочка исполнения указанного обязательства произошла вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны", и согласно части 10 статьи 9 Закона о размещении заказов "10. В контракт включается обязательное условие об ответственности поставщика (исполнителя, подрядчика) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом". Подводя вывод из выдержек Закона о размещении заказов законодатель предусмотрел не равную ответственность "Заказчика" и "Поставщика", а именно размер неустойки который может быть насчитан заказчику устанавливается только в размере 1/300 ставки рефинансирования, а ответственность поставщика устанавливается в размере не менее 1/300 ставки рефинансирования и дополнительно обязательное условие об ответственности поставщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства.
Таким образом, в действиях Заказчика и Уполномоченного органа отсутствуют нарушения положений части 11 статьи 9 Закона о размещении заказов, в части установления не предусмотренной законом ответственности к участнику размещения заказа.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь статьей 17, пунктом 6 статьи 60 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ и Приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений", Комиссия Управления,
решила:
Признать жалобу ООО "ДиМедика" от 13.12.2013 г. N2109-ж на действия Заказчика - Нефтеюганское районное МБУЗ ЦРБ, Уполномоченного органа - Администрация Нефтеюганского района при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку анестезирующих средств для стоматологии на 2014 год (Извещение N0187300001713000599) необоснованной.
Примечание: Решение может быть обжаловано в судебном порядке.
Председатель Комиссии Н.Е. Игошева
Члены Комиссии: А.Г. Миронов
В.Г. Буров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 20 декабря 2013 г. N 03/ВБ
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.12.2013