Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 23 января 2014 г. N 03/ВБ
Резолютивная часть объявлена 23.01.2014 г. г.Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 28.01.2014 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Игошева Н.Е. - Руководитель Управления;
Членов комиссии:
- Миронов А.Г. - Начальник отдела управления;
- Назарова И.П. - Заместитель начальника отдела Управления;
- Буров В.Г. - Главный государственный инспектор отдела Управления;
от Заявителя - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от Заказчика - Калашников А.Н. на основании Приказа N3-л от 17.01.2014 г., Лобащук Ю.В. по доверенности N71 от 21.01.2014 г.;
от Уполномоченного органа - Волчкова Н.А. по доверенности от 22.01.2014 г.;
рассмотрев жалобу ЗАО "СК ВНСС" от 17.01.2014 г. N66-ж на действия Заказчика - МКУ "УКС и Р", Уполномоченного органа - Комитет по финансам администрации Ханты-Мансийского района при проведении открытого аукциона в электронной форме, предметом которого является строительство участка подъезда дороги до п. Выкатной (извещение N0187300008413000852).
установила:
Согласно части 1 статьи 112 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (Далее - Закон о контрактной системе) Закона о контрактной системе к отношениям, возникшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, он применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после дня его вступления в силу.
Рассматриваемая жалоба содержит указание на закупку (размещаемый заказ), правоотношения по которой возникли до вступления в силу Закона о контрактной системе.
К правоотношениям в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, возникшим до вступления в силу Закона о контрактной системе, применяются положения Федерального закона от 21.07.2005 N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов).
Согласно пункту 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 г. N94 "О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд" Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд.
1. Заявитель ссылается на нарушение его прав, в части нарушения порядка обоснования начальной (максимальной) цены контракта.
Таким образом, в действиях Заказчика - МКУ "УКС и Р" и Уполномоченного органа - Комитет по финансам администрации Ханты-Мансийского района усматриваются нарушения положений части 1 и 2 статьи 19.1 Закона о размещении заказов, в части нарушения порядка обоснования начальной (максимальной) цены контракта.
2. Заявитель ссылается на нарушение его прав, в части нарушения единого порядка размещения заказов в целях расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов путем навязывания крайне невыгодных (кабальных) условий договора, затягивающих сроки оплаты работ.
Таким образом, в действиях Заказчика - МКУ "УКС и Р" и Уполномоченного органа - Комитет по финансам администрации Ханты-Мансийского района усматриваются нарушения положений части 1 статьи 112 Закона о контрактной системе и части 1 статьи 1 Закона о размещении заказов, в части нарушения единого порядка размещения заказов в целях расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов путем навязывания крайне невыгодных (кабальных) условий договора, затягивающих сроки оплаты работ.
В целях рассмотрения жалобы запрошена информация, документы (заверенные копии) и проведена внеплановая камеральная проверка проведения закупки.
В результате проведения камеральной проверки установлено следующее.
Согласно части 1 статьи 19.1 Закона о размещении заказов для установления начальной (максимальной) цены контракта источниками информации о ценах товаров, работ, услуг, являющихся предметом заказа, могут быть данные государственной статистической отчетности, официальный сайт, реестр контрактов, информация о ценах производителей, общедоступные результаты изучения рынка, исследования рынка, проведенные по инициативе заказчика, уполномоченного органа, в том числе по контракту или гражданско-правовому договору, и иные источники информации. Заказчик, уполномоченный орган вправе осуществить свои расчеты начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с частью 2 статьи 19.1 Закона о размещении заказов в конкурсной документации, документации об аукционе (в том числе в документации об открытом аукционе в электронной форме), извещении о проведении запроса котировок указывается обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), содержащее полученные заказчиком, уполномоченным органом информацию или расчеты и использованные заказчиком источники информации о ценах товаров, работ, услуг, в том числе путем указания соответствующих сайтов в сети "Интернет" или иного указания.
Заявитель в жалобе приводит замечания по стоимости работ, в части указания не действующих цен на материалы.
Между тем, в полномочия комиссии по контролю за размещением заказов не входит проверка расчетов и соответствия их реальным ценам при обосновании начальной (максимальной) цены контракта. Вместе с тем, комиссия проверяет порядок обоснования начальной (максимальной) цены контракта, регламентированный положениями статьи 19.1 Закона о размещении заказов.
В ходе проведения проверки установлено, что при формировании аукционной документации порядок обоснования начальной (максимальной) цены контракта Заказчиком и Уполномоченным органом не нарушен.
Таким образом, в действиях Заказчика - МКУ "УКС и Р" и Уполномоченного органа - Комитет по финансам администрации Ханты-Мансийского района отсутствуют нарушения положений части 1 и 2 статьи 19.1 Закона о размещении заказов, в части нарушения порядка обоснования начальной (максимальной) цены контракта.
Между тем, в целях привлечения максимально возможного круга участников размещения заказа Заказчику рекомендуется рассмотреть предложение Заявителя, в части определения стоимости материалов.
Вместе с тем, довод Заявителя относительно навязывания крайне невыгодных (кабальных) условий договора, затягивающих сроки оплаты работ, нашел свое подтверждение при проведении проверки размещения заказа.
Пунктом 11 части II аукционной документации (Информационная карта) установлены форма, сроки и порядок оплаты товара, работ, услуг.
Оплата выполненных Подрядчиком и принятых Заказчиком работ при предоставлении исполнительной документации на выполненный объем работ, предъявляемый Подрядчиком, осуществляется в безналичной форме, в рублях путем перечисления денежных средств на расчетный счет за фактически выполненные работы промежуточными платежами в течение 150 (ста пятидесяти) рабочих дней с момента подписания актов о приемке выполненных работ по форме КС-2, справок о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3 на основании счетов-фактур в размере 100% от сумм, предъявленных к оплате. При достижении величины оплаты, равной 95% от цены Контракта, Заказчик приостанавливает оплату принятых от Подрядчика работ до момента приемки от Подрядчика готового к эксплуатации Объекта. Окончательный расчет за выполненный объем работ по объекту производится Заказчиком путем перечисления денежных средств на счет в течение 160 (ста шестидесяти) рабочих дней при условии принятия выполненных работ, а также представления Подрядчиком следующих подписанных документов:
- исполнительная техническая документация, выполненная в соответствии с РД-11-02-2006, СНиП 12-01-2004, проектом шифр 72-13;
- цветные фотографии, отображающие выполненные работы по монтажу ответственных конструкций, выполнение скрытых работ, на формате А4;
- акты о приемке выполненных работ по форме КС-2;
- общего и специальных журналов ведения работ;
- справка о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3;
- акт приемки законченного строительством объекта по форме КС-11;
- справки о соответствии выполненных работ техническим условиям;
- технический план на законченный строительством объект;
- счет - фактура.
Данные условия договора о сроках оплаты работ являются крайне невыгодными (кабальными) условиями для Подрядчика и влекут за собой существенное ограничение круга потенциальных участников аукциона.
Согласно положениям части 1 статьи 1 Закона о размещении заказов настоящий Федеральный закон устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Аналогичные положения содержит статья 17 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции".
В соответствии с положениями статьи 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно части 2 статьи 314 ГК РФ в случаях, когда обязательство не предусматривает срок его исполнения и не содержит условий, позволяющих определить этот срок, оно должно быть исполнено в разумный срок после возникновения обязательства.
Обязательство, не исполненное в разумный срок, а равно обязательство, срок исполнения которого определен моментом востребования, должник обязан исполнить в семидневный срок со дня предъявления кредитором требования о его исполнении, если обязанность исполнения в другой срок не вытекает из закона, иных правовых актов, условий обязательства, обычаев делового оборота или существа обязательства.
Огромные сроки оплаты за выполненные работы влекут ограничение количества участников размещения заказа, так как пугают их.
При этом на основании подобных крайне невыгодных условий договора создаются значительные препятствия для участия в торгах сторонних подрядчиков. Требование предоставления немалой суммы обеспечения исполнения контракта уже само по себе отсеивает фирмы с недостатком денежных средств.
В дополнение к этому, в случае установления нереально длительных сроков оплаты за выполненные работы (150 рабочих дней) подрядчик вынужден иметь значительные собственные денежные средства для несения расходов и затрат при выполнения работ (заработная плата сотрудникам; расходы, непосредственно связанные с выполнением работ и т. д. ), в том числе уплаты налогов, что существенно ограничивает круг потенциальных участников размещения заказа, в том числе субъектов малого и среднего предпринимательства.
В соответствии со статьей 136 ТК РФ, заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором.
Невыплата заработной платы более двух месяцев влечет за собой ответственность по статье 145.1 УК РФ.
В соответствии с положениями части 1 статьи 174 Налогового кодекса Российской Федерации уплата налога по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 3 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса, на территории Российской Федерации производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнения, в том числе для собственных нужд, работ, оказания, в том числе для собственных нужд, услуг) за истекший налоговый период равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено настоящей главой.
В соответствии с положениями части 4 статьи 174 Налогового кодекса Российской Федерации уплата налога лицами, указанными в пункте 5 статьи 173 настоящего Кодекса, производится по итогам каждого налогового периода исходя из соответствующей реализации товаров (работ, услуг) за истекший налоговый период не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно положениям части 1 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках и его электронные денежные средства.
Таким образом, учитывая вышеизложенные положения налогового законодательства, задолго до оплаты выполненных работ у подрядчика возникает обязанность по уплате огромных сумм налогов за уже фактически выполненные работы, что ведет к экономическому ущербу предприятия при отсутствии большого запаса собственных денежных средств, тогда как по обычаям делового оборота, в том числе в сфере размещения заказов для государственных и муниципальным нужд, срок оплаты за выполненные работы не выходит за рамки вышеуказанных сроков оплаты налогов.
Вышеизложенные обстоятельства свидетельствуют о создании препятствий потенциальным участникам размещения заказа, в том числе субъектам малого и среднего предпринимательства путем навязывания крайне невыгодных (кабальных) условий договора, затягивающих сроки оплаты работ, в связи с чем, в действиях Заказчика - МКУ "УКС и Р" и Уполномоченного органа - Комитет по финансам администрации Ханты-Мансийского района могут усматриваться признаки коррупции, что приводит к монополизации и устранению конкуренции на торгах.
Согласно положениям статьи 2 Федерального закона от 25.12.2008 N273-ФЗ "О противодействии коррупции" правовую основу противодействия коррупции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие правовые акты.
В соответствии с частью 2 статьи 34 Конституции Российской Федерации не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
Таким образом, действия Заказчика - МКУ "УКС и Р" и Уполномоченного органа - Комитет по финансам администрации Ханты-Мансийского района нарушают положения части 2 статьи 34 Конституции Российской Федерации, части 1 статьи 112 Закона о контрактной системе и части 1 статьи 1 Закона о размещении заказов, в части нарушения единого порядка размещения заказов в целях расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов путем навязывания крайне невыгодных (кабальных) условий договора, затягивающих сроки оплаты работ.
Учитывая положения гражданского и налогового законодательства, в целях предотвращения ограничения круга потенциальных участников размещения заказа Заказчиком в аукционной документации, с учетом сроков исполнения подрядчиком обязательств по уплате налогов, предусмотренных положениями статьи 174 НК РФ, должен быть установлен разумный срок оплаты выполненных работ, предусмотренный положениями статьи 314 ГК РФ.
При неисполнении обязательства в разумный срок, должник обязан исполнить его в семидневный срок со дня предъявления кредитором требования о его исполнении, если обязанность исполнения в другой срок не вытекает из закона, иных правовых актов, условий обязательства, обычаев делового оборота или существа обязательства.
При проведении внеплановой камеральной проверки размещения заказа выявлены иные нарушения законодательства о размещении заказов.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать согласие участника размещения заказа на выполнение работ, оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией об открытом аукционе в электронной форме, при условии размещения заказа на выполнение работ, оказание услуг.
В соответствии пунктом 3 части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг, для выполнения, оказания которых используется товар первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать:
а) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, в том числе означающее согласие на использование товара, указание на товарный знак которого содержится в документации об открытом аукционе, или согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) предлагаемого для использования товара и конкретные показатели этого товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, если участник размещения заказа предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в документации об открытом аукционе в электронной форме, при условии содержания в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак используемого товара, а также требования о необходимости указания в заявке на участие в открытом аукционе в электронной форме на товарный знак;
б) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагаемого для использования товара при условии отсутствия в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак используемого товара.
В пункте 18 части II документации об аукционе (Информационная карта аукциона) установлены требования к составу первой части заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме.
Первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать следующие сведения:
- согласие участника размещения заказа на выполнение работ, оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией об открытом аукционе в электронной форме:
а) согласие участника размещения заказа на выполнение работ, оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией об открытом аукционе в электронной форме, в том числе означающее согласие на использование товара, указание на товарный знак которого содержится в технической части настоящей документации, или согласие участника размещения заказа на выполнение работ, оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией об открытом аукционе в электронной форме, а также указание на товарный знак предлагаемого для использования товара и конкретные показатели этого товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным в технической части настоящей документации, если участник размещения заказа предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в технической части настоящей документации;
б) согласие участника размещения заказа на выполнение работ, оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией об открытом аукционе в электронной форме, а также конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным в технической части настоящей документации, и товарный знак (при его наличии) предлагаемого для использования товара".
Следует отметить, что показатели сметы не могут быть источником для указания в заявке на участие в аукционе конкретных показателей используемых товаров. Учитывая отсутствие в аукционной документации изменяемых показателей используемых товаров участникам размещения заказа необходимо и достаточно выразить лишь свое согласие на выполнение работ.
При строительстве работ основанием для производства работ является проект. В соответствии с частью 6 статьи 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с проектной документацией.
Локальные сметы разрабатываются на основании неизменяемых показателей проектной документации и не могут ей противоречить. Локальные сметы предназначены для определения стоимости работ (ст.743, 746 ГК РФ) и являются неотъемлемой частью проекта (ст.48 ГрК РФ) и не могут противоречить проекту.
В соответствии с частью 7 статьи 52 ГрК РФ при выполнении работ отклонение от проектной документации допускается только на основании вновь утвержденной проектной документации после внесения в нее соответствующих изменений.
Источники показателей используемых материалов указаны в проекте и не могут изменяться, а локальные сметы не являются источником применении используемых материалов, их максимальных (минимальных) показателей.
Следовательно, победитель аукциона, с которым заключается контракт (подрядчик) обязан выполнить работы в соответствии с требованиями положений аукционной документации на основании предоставленной заказчиком проектно-сметной документации, в показатели которой при подаче заявки на участие в аукционе участник размещения заказа не имеет право вносить изменения и дополнения, а может лишь выразить согласие на выполнение работ на условиях проектно-сметной документации,
В соответствии с Постановлением Госстроя России от 05.03.2004 г. N15 (ред. от 01.06.2012 г.) "Об утверждении и введении в действие Методики определения стоимости строительства продукции на территории Российской Федерации" (вместе с МДС 81-35.2004) п.3.16 Локальные сметы относятся к первичным сметным документам и составляются на отдельные виды работ и затрат по зданиям и сооружениям или общеплощадочным работам на основе объемов, определившихся при разработке рабочей документации.
Локальные сметные расчеты составляются, когда объемы работ и размеры затрат окончательно не определены и подлежат уточнению на основании рабочей документации, или в случаях, когда объемы работ, характер и методы их выполнения не могут быть достаточно точно определены при проектировании и уточняются в процессе строительства.
Таким образом, локальные сметы не могут являться основанием для определения технических и функциональных характеристик товара.
Показатели используемых материалов, указанные в проектно-сметной документации не являются источником эквивалентности показателей и не могут быть произвольно изменены в заявке на участие в аукционе, из чего следует вывод, что данные показатели не могут расцениваться как минимальные и максимальные показатели используемых материалов. С учетом положений пункта 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов это показатели, значения которых не могут изменяться.
Учитывая вышеизложенное, участники размещения заказа не могут произвольно изменять данные показатели, в связи с чем, участникам размещения заказа необходимо и достаточно выразить только согласие на выполнение работ.
Подача заявки на участие в аукционе является акцептом оферты в соответствии со статьей 438 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Как следует из статьи 435 Гражданского кодекса Российской Федерации, офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение.
Акцептом признается ответ лица, которому адресована оферта, о ее принятии (пункт 1 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной (пункт 2 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Как следует из пункта 1 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги.
В соответствии с частью 3 статьи 38 и частью 10 статьи 41.12 Закона о размещении заказов контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении открытого аукциона или открытого аукциона в электронной форме и документации об аукционе, по цене, предложенной победителем указанных открытых аукционов, либо в случае заключения контракта с иным участником аукциона по цене, предложенной таким участником.
Таким образом, подачей заявки на участие в конкурсе или аукционе обусловлена возможность принятия участия в торгах.
При этом подача такой заявки предполагает согласие участника размещения заказа со всеми условиями предполагаемого к заключению договора (контракта), определенными заказчиками в аукционной документации.
Учитывая, что техническое задание аукционной документации не предусматривает изменяемых показателей используемого товара, а содержит лишь проектно-сметную документацию с указанием на неизменяемые используемые материалы, следует вывод, что участники размещения заказа могут исполнить требование пункта 18 раздела I документации об аукционе лишь в части выражения согласия на выполнение работ на условиях аукционной документации.
Такое содержание заявки предусмотрено положениями пункта 2 части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов.
Однако в нарушение положений части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, Заказчиком и Уполномоченным органом в пункте 18 раздела I аукционной документации установлено требование о предоставлении в составе первой части заявки на участие в аукционе помимо согласия также конкретные показатели и товарный знак предлагаемого для использования товара.
Таким образом, требования пункта 18 раздела I документации об аукционе к составу первых частей заявок не соответствуют положениям части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, что влечет ограничение количества участников размещения заказа.
Кроме того, положения пункта 3 части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов предусматривают два варианта установления в аукционной документации требований об указании конкретных сведений в заявке, предусмотренные подпунктом "а" и подпунктом "б" на выбор Заказчика (Уполномоченного органа).
Установление в аукционной документации одновременно двух вариантов требований об указании конкретных сведений в заявке не допустимо, так как вводит в заблуждение участников размещения заказа, какими из двух вариантов требований им необходимо руководствоваться при подаче заявки. Такое указание пункта 18 раздела I аукционной документации влечет за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Вместе с тем, Заказчик и Уполномоченный орган не освобождается от обязанности формировать требования аукциона в строго определенной форме, исключающей неверное их толкование и исключающее ограничение количества участников размещения заказа.
С учетом вышеизложенных обстоятельств следует вывод о нарушении Заказчиком - МКУ "УКС и Р" и Уполномоченным органом - Комитет по финансам администрации Ханты-Мансийского района части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, в части установления не предусмотренных законом требований к составу первых частей заявок.
Учитывая отсутствие конкретики и неясность требований аукционной документации к составу первой части заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме, участники размещения заказа обращались за разъяснениями положений аукционной документации.
Так, в адрес заказчика, уполномоченного органа поступил запрос на разъяснение положений документации об аукционе в электронной форме следующего содержания:
"_Уважаемый Заказчик! Просим Вас указать, нужно ли в первой части заявки, помимо согласия, указывать конкретные показатели товаров (материалов), используемые при выполнении работ или нет? Если нужно, то укажите, в каком файле установлены требования к товарам (материалам)?".
На данный запрос на официальном сайте был опубликован следующий ответ, не дающий разъяснения по существу поставленного вопроса:
"_Требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме, подаваемой участником размещения заказа указаны в пункте 18 информационной карты документации об аукционе в электронной форме. Документация об открытом аукционе в электронной форме на право выполнения работ по строительству участка подъезда дороги до п. Выкатной опубликована в полном объёме".
Подобный ответ не отвечает на поставленный вопрос по существу и не является по своей природе разъяснением положений аукционной документации, что влечет за собой нарушение прав участников размещения заказа, в части создания неопределенности требований к составу первой части заявки и возможный отказ участникам размещения заказа в допуске к участию в торгах.
В соответствии с частью 4 статьи 41.7 Закона о размещении заказов в течение двух дней со дня поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик, уполномоченный орган, специализированная организация размещают разъяснение положений документации об открытом аукционе в электронной форме с указанием предмета запроса, но без указания участника размещения заказа, от которого поступил запрос, на официальном сайте.
С учетом вышеизложенных обстоятельств следует вывод о нарушении Заказчиком - МКУ "УКС и Р" и Уполномоченным органом - Комитет по финансам администрации Ханты-Мансийского района части 4 статьи 41.7 Закона о размещении заказов, в части не предоставления разъяснения положений аукционной докуументации.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 112 Закона о контрактной системе, а также положениями Закона о размещении заказов, Комиссия Управления
решила:
1. Признать жалобу ЗАО "СК ВНСС" от 17.01.2014 г. N66-ж на действия Заказчика - МКУ "УКС и Р", Уполномоченного органа - Комитет по финансам администрации Ханты-Мансийского района при проведении открытого аукциона в электронной форме, предметом которого является строительство участка подъезда дороги до п. Выкатной (извещение N0187300008413000852) частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - МКУ "УКС и Р", Уполномоченного органа - Комитет по финансам администрации Ханты-Мансийского района нарушение части 1 статьи 112 Закона о контрактной системе и части 1 статьи 1 Закона о размещении заказов, в части нарушения единого порядка размещения заказов в целях расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов путем навязывания крайне невыгодных (кабальных) условий договора, затягивающих сроки оплаты работ.
3. Признать в действиях Заказчика - МКУ "УКС и Р", Уполномоченного органа - Комитет по финансам администрации Ханты-Мансийского района нарушение части 1 статьи 112 Закона о контрактной системе и части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, в части установления не предусмотренных законом требований к составу первых частей заявок.
4. Признать в действиях Заказчика - МКУ "УКС и Р", Уполномоченного органа - Комитет по финансам администрации Ханты-Мансийского района нарушение части 1 статьи 112 Закона о контрактной системе и части 4 статьи 41.7 Закона о размещении заказов, в части не предоставления разъяснения положений аукционной докуументации.
5. Выдать Заказчику - МКУ "УКС и Р", Уполномоченному органу - Комитет по финансам администрации Ханты-Мансийского района обязательное для исполнения предписание о внесении изменений в аукционную документацию.
Примечание: Решение может быть обжаловано в судебном порядке.
Председатель Комиссии Игошева Н.Е.
Члены Комиссии: Миронов А.Г.
Назарова И.П.
Буров В.Г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 23 января 2014 г. N 03/ВБ
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.01.2014