Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 6 апреля 2017 г. N 81-м/17
Резолютивная часть решения оглашена 06.04.2017.
Решение в полном объеме изготовлено 11.04.2017.
Комиссия Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области в составе:
председатель Комиссии - И.В. Поткина -руководитель управления;
члены Комиссии:
Т.Н. Ролдугина - начальник отдела контроля закупок и торгов,
О.И. Злобина - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и торгов,
в присутствии представителя заказчика - муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения основная общеобразовательная школа села Лавы Елецкого муниципального района Липецкой области - Мирохиной Ю.С. (доверенность от 03.04.2017),
рассмотрев жалобу ООО "Перспектива" на положения документации об электронном аукционе на выполнение работ по строительству корпуса МБОУ ООШ с. Лавы Елецкого муниципального района Липецкой области под детский сад на 60 мест (реестровый номер 0346300122817000001) (далее- электронный аукцион),
У С Т А Н О В И Л А:
В адрес Липецкого УФАС России 30.03.2017 поступила жалоба ООО "Перспектива" на положения документации об электронном аукционе (заказчик - муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа села Лавы Елецкого муниципального района Липецкой области).
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и подана в срок, установленный ст. 105 Закона о контрактной системе. В связи с этим жалоба была принята Липецким УФАС России к рассмотрению.
Жалоба и сведения о времени и месте ее рассмотрения размещены Липецким УФАС России на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru в разделе "жалобы".
ООО "Перспектива", извещенное о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом, не направило своих представителей для участия в рассмотрении жалобы.
На заседании комиссии велась аудиозапись.
В жалобе ООО "Перспектива" указано, что проект контракта, являющийся приложением к аукционной документации, содержит ряд нарушений, а именно:
1. заказчиком неправомерно установлен в проекте контракта гарантийный срок "не менее 5 лет", превышающий предельный срок в 5 лет, установленный Гражданским кодексом Российской Федерации;
2. заказчиком в проекте контракта не учтены положения ст. 37 Закона о контрактной системе при установлении размера обеспечения исполнения контракта;
3.заказчик в нарушении ст. 70 в проекте контракта установил условие о подписании контракта в бумажном виде;
4. заказчиком в проекте контракта установлено, что срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц. При этом, в п. 5.4 проекта контракта установлено, что денежные средства, внесенные в качестве обеспечения исполнения контракта возвращаются подрядчику в течении 10 рабочих дней, таким образом заказчик устанавливает разные сроки действия обеспечения исполнения контракта в зависимости от способа обеспечения, чем вводит участников закупки в заблуждение.
Представитель заказчика по доводам жалобы пояснил, что нарушений Закона о контрактной системе при утверждении документации об электронном аукционе допущено не было, представил письменные возражения.
Рассмотрев жалобу и приложенные к ней материалы, а также другие документы (копии), представленные сторонами, заслушав мнение представителя заказчика, Комиссия Липецкого УФАС России установила следующее:
Документация об электронном аукционе и извещение о проведении электронного аукциона размещены заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 47790000,00 рублей.
1. Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно части 4 статьи 33 Закона о контрактной системе требования к гарантийному сроку товара, работы, услуги и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости. В случае определения поставщика машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к гарантийному сроку товара и (или) объему предоставления гарантий его качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на обслуживание товара в течение гарантийного срока, а также к осуществлению монтажа и наладки товара, если это предусмотрено технической документацией на товар. В случае определения поставщика новых машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к предоставлению гарантии производителя и (или) поставщика данного товара и к сроку действия такой гарантии. Предоставление такой гарантии осуществляется вместе с данным товаром.
Статьей 34 Закона о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень требований к содержанию государственного контракта, в том числе, об ответственности поставщика (подрядчика, исполнителя) за ненадлежащее исполнение обязательств (в том числе гарантийного обязательства), во всем остальном, что не урегулировано Законом о контрактной системе и принятыми в соответствии с ним нормативно-правовыми актами, участники закупок и государственные заказчики руководствуются действующим законодательством Российской Федерации и иными нормативно-правовыми актами.
Комиссией Липецкого УФАС России установлено, что требование к гарантийному сроку выполненных работ, а также к оборудованию, содержится в проекте контракта.
Так, пунктом 8.1. раздела 8 проекта контракта установлено следующее требование к гарантийному сроку: "Срок предоставления гарантии качества на результат выполненных работ должен составлять не менее 5 лет и не менее 2-х лет на оборудование с даты приемки работ Заказчиком. Днем приемки выполненных работ считать дату подписания Акта приемки законченного строительством объекта по форме КС-11".
Согласно статье 722 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в случае, когда законом, иным правовым актом, договором подряда или обычаями делового оборота предусмотрен для результата работы гарантийный срок, результат работы должен в течение всего гарантийного срока соответствовать условиям договора о качестве (пункт 1 статьи 721 ГК РФ). Гарантия качества результата работы, если иное не предусмотрено договором подряда, распространяется на все, составляющее результат работы.
В соответствии со ст. 756 ГК РФ предельный срок обнаружения недостатков строительных работ, в соответствии с п. 2 и п. 4 ст. 724 ГК РФ, составляет пять лет. В соответствии со ст. 755 ГК РФ подрядчик, если иное не предусмотрено договором строительного подряда, гарантирует достижение объектом строительства указанных в технической документации показателей и возможность эксплуатации объекта в соответствии с договором строительного подряда на протяжении гарантийного срока. Установленный законом гарантийный срок может быть увеличен соглашением сторон.
Следовательно, установленное заказчиком подобным образом требование к гарантийному сроку - "не менее 5 лет", не противоречит положениям Закона о контрактной системе, а также положениям ГК РФ.
2. Согласно требованиям части 6 статьи 96 Закона о контрактной системе размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает пятьдесят миллионов рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от десяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
В пункте 5.1 проекта контракта установлено: "В соответствии с условиями аукциона в электронной форме и в целях обеспечения исполнения обязательств по настоящему Контракту Подрядчик обязуется предоставить Заказчику обеспечение Контракта в сумме ________(________) рублей, 30 % начальной максимальной цены контракта, в форме безотзывной банковской гарантии или внесением денежных средств на указанный Заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими Заказчику".
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений статьи 37 Закона о контрактной системе.
Согласно части 1 статьи 37 Закона о контрактной системе, если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
Требование статьи 37 Закона о контрактной системе обеспечивает механизм защиты заказчика от действий недобросовестных участников закупки в случае необоснованного снижения цены контракта такими участниками, и обязывают участников закупки предоставлять повышенный размер обеспечения в случае снижения цены контракта более чем на 25% от начальной максимальной цены контракта.
На заседании Комиссии установлено, что в пункте 28 аукционной документации заказчиком в соответствии с Законом о контрактной системе предусмотрены антидемпинговые меры при проведении электронного аукциона.
При этом, Закон о контрактной системе не содержит требований об указании в проекте контракта обеспечения исполнения контракта с учетом положений статьи 37 указанного Федерального закона в случае если предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта.
3. В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона о контрактной системе под определением поставщика понимается совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта.
Одним из способов определения поставщика является аукцион в электронной форме. Данный способ определения подрядчика выбран заказчиком.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Следует отметить, что обмен информацией, связанной с проведением электронного аукциона, между участником такого аукциона, заказчиком, оператором электронной площадки осуществляется на электронной площадке в форме электронных документов (ч. 1 ст. 60 Закона о контрактной системе в сфере закупок).
В силу ч. 2 ст. 60 Закона о контрактной системе в сфере закупок, документы и информация, направляемые в форме электронных документов участником электронного аукциона, заказчиком, должны быть подписаны усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени соответственно участника такого аукциона, заказчика.
Таким образом, при проведении электронного аукциона Законом о контрактной системе в сфере закупок предусмотрена только электронная форма документов, подписанных усиленной электронной подписью.
На заседании Комиссии установлено, что в документации об электронном аукционе установлен порядок заключения контракта в соответствии со статьей 70 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 32 документации об электронном аукционе контракт заключается в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами с учетом положений Закона о контрактной системе и на условиях, указанных в заявке участника аукциона, с которым заключается контракт, извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе, проекте контракта (приложение N4).
Пунктом 13.1 проекта контракта документации об электронном аукционе установлено: "Настоящий контракт составлен в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному экземпляру для каждой из Сторон".
При этом ни аукционная документация, ни проект контракта не содержат условие о подписании контракта в бумажном виде.
Таким образом, требования к форме контракта, установленные Законом о контрактной системе, заказчиком соблюдены.
4. В соответствии с ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
В ходе анализа проекта контракта, прилагаемого к документации об электронном аукционе, установлено, что в нем установлен срок действия контракта до 31.08.2017.
При этом, согласно документации об электронном аукционе, заказчиком установлено требование к банковской гарантии о том, что срок ее действия должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Таким образом, установленный заказчиком срок действия контракта позволяет участникам электронного аукциона предоставить банковскую гарантию, соответствующую требованиям документации.
В силу ч. 27 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Комиссией Липецкого УФАС России установлено, что данное требование выполнено заказчиком в п. 5.4 проекта контракта.
При таких обстоятельствах, приведенные заявителем в жалобе положения проекта контракта, установлены заказчиком в соответствии с указанными требованиями Закона о контрактной системе.
Выше установленные Комиссией Липецкого УФАС России обстоятельства позволяют сделать вывод о необоснованности жалобы.
Руководствуясь ст. 99, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14), Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Перспектива" на положения документации об электронном аукционе на выполнение работ по строительству корпуса МБОУ ООШ с. Лавы Елецкого муниципального района Липецкой области под детский сад на 60 мест (реестровый номер 0346300122817000001) необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии: ___________ И.В. Поткина
Члены Комиссии: ___________ Т.Н. Ролдугина
___________ О.И. Злобина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 6 апреля 2017 г. N 81-м/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.04.2017