Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калужской области от 5 апреля 2017 г. N 54-03з/2017
Резолютивная часть решения оглашена "05" апреля 2017 года. В полном объеме решение изготовлено "10" апреля 2017 года.
в присутствии: представителя заказчика - Федерального казённого учреждения "Управление автомобильной магистрали Москва - Бобруйск Федерального дорожного агентства" (далее - ФКУ "Упрдор Москва - Бобруйск") /___./ (доверенность, паспорт), в отсутствии после объявленного перерыва надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы представителя ООО "Профит плюс", рассмотрев жалобу N54-03з/2017 ООО "Профит плюс" по существу, установила: |
30.03.2017 г. в адрес Калужского УФАС Россиипоступила жалобаООО "Профит плюс" на положения аукционной документации заказчика - ФКУ "Упрдор Москва - Бобруйск" при проведении электронного аукциона N0337100016517000040, предметом которого является выполнение работ (оказание услуг) по нормативному содержанию искусственных дорожных сооружений на действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения. Планово-предупредительные работы на мостовых сооружениях и водопропускных трубах (адреса в соответствии с Техническим заданием).
ООО "Профит плюс" полагает, что заказчиком нарушены требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ) в части установления в проекте контракта цены контракта с учетом НДС; в части установления в аукционной документации излишних, противоречащих и вводящих участников закупки в заблуждение требований к указанию характеристик материалов в первой части заявки.
Заказчиком - ФКУ "Упрдор Москва - Бобруйск" представлены пояснения по существу доводов жалобы ООО "Профит плюс", в которых указанно, что доводы названной жалобы являются необоснованными, а действия заказчика основаны на положениях Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Изучив представленные документы, с учетом доводов сторон, руководствуясь Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ, проведя внеплановую проверку в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Комиссия Калужского УФАС России приходит к следующему.
1. 17.03.2017г.на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru; далее также официальный сайт, ЕИС) опубликовано извещение N0337100016517000040 о проведении аукциона в электронной форме, предметом которого является выполнение работ (оказание услуг) по нормативному содержанию искусственных дорожных сооружений на действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения. Планово-предупредительные работы на мостовых сооружениях и водопропускных трубах (адреса в соответствии с Техническим заданием) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена контракта, согласно извещению о проведении аукциона, составляла 96 899 720,00 рублей.
Заказчиком по указанному аукциону выступало-ФКУ "Упрдор Москва - Бобруйск".
Срок окончания приема заявок на участие в аукционе согласно извещению о проведении открытого аукциона - 03.04.2017 07:00.
2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать:наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Частью 4 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. 44-ФЗ установлено, что к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки также должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
3.Согласно доводам жалобы ООО "Профит плюс", Заказчиком в пункте 3.1 Проекта Контракта допущено ограничение возможности участия Индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную форму налогообложения, не являющихся плательщиками НДС.Заказчиком при этом не учтена возможность заключения контракта с участником, в отношении которого действует специальный налоговый режим.
Вместе с тем, в ходе рассмотрения жалобы по существу, Комиссия Калужского УФАС России установила следующее.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона N 44-ФЗ участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Таким образом, любой участник закупки, в том числе, который применяет упрощенную систему налогообложения, вправе участвовать в закупке.
В соответствии с положениями Федерального закона N 44-ФЗ при осуществлении закупки в документации устанавливается начальная (максимальная) цена контракта. При установлении начальной (максимальной) цены заказчик должен учитывать все факторы, влияющие на цену: условия и сроки поставки, риски, связанные с возможностью повышения цены, и иные платежи, связанные с оплатой поставляемых товаров (работ, услуг).
В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.
13. В контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
На основании изложенного, с учетом положений Федерального закона N 44-ФЗ контракт заключается по цене, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, вне зависимости от применения какой-либо системы налогообложения данным участником.
Пунктом 3.1 проекта государственного контракта документации об аукционе установлено: "Общая стоимость работ по настоящему Контракту составляет ________________ (____________________________________) рублей, в том числе НДС-18%".
При этом в проекте государственного контракта оставлены поля, которые заполняются после определения лица, с которым будет заключаться контракт. Указанное положение государственного контракта не противоречит требованиям законодательства и не нарушает прав участников закупки. Также в документации об электронном аукционе, проекте государственного контракта отсутствует указание на то, что контракт не может быть заключен с лицом, которое находится на упрощенной системе налогообложения.
Таким образом, документация об аукционе не содержит ограничения заключения контракта с участником, в отношении которого действует специальная налоговая система.
4. Согласно доводам жалобы ООО "Профит плюс",Заказчик подготовил документацию о закупке с нарушением ФЗ-44 части 3 статьи 33, чем ограничил возможность участия Общества в качестве поставщика, т.к. дляпредоставления участником надлежащего предложения и согласия на поставку товара и итогов выполнения работ по заданным критериям, участнику необходимо приобрести и испытать всю партию товара заранее, чтобы заполнить заявку.
Заявитель жалобы указывает, что Заказчиком установлены требования к компонентам товара и (или) испытаниям товара и (или) показателям, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, приводят к ограничению количества участников закупки, ограничивают возможность участников закупки предоставить надлежащее предложение в составе заявок на участие в аукционе. Такие излишние требования к материалам создают дополнительные барьеры для участия в закупке, а также влекут формальные отклонения заявок, поскольку участник закупки не обязан иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации (Приложение 4к документации об аукционе), а также являться производителем товара, чтобы обладать информацией о результатах испытаний товара и химических составляющих товара, которые используются при его изготовлении.
Заявитель жалобы указывает на нарушения по следующим пунктам Приложения 4 к документации:
Портландцемент М400
Прочность при сжатии в 28-суточном возрасте *: не менее 39,2 МПа. Прочность при изгибе в 28-суточном возрасте*: не менее 5,4 МПа.
Массовая доля ангидрида серной кислоты (S03) в цементе*: от 1,0 % до 3,5 % по массе. Содержание трехкальциевого алюмината (СЗА)*: не более 8 % по массе.
Горячекатаная арматурная сталь гладкая
Предел текучести*, не менее 390 Н/мм2. Временное сопротивление разрыву*, не менее 590 Н/мм2. Относительное удлинение*, не менее 14%.
Смеси сухие ремонтные MasterEmacoRS488 (или аналог)
Прочность на сжатие * не менее: через 24 часа- 28 МПа, через 28 суток-60 МПа. Прочность на растяжение при изгибе* не менее: через 24 часа-5 МПа, через 28 суток-8 МПа. Прочность сцепления с бетоном* не менее 2,5 МПа.
Подвижность 150-180 мм.
Расширение в ограниченном состоянии 0,05-0,09 %.
Эмульсия ЭБК-1
Условная вязкость при 20оС* от 10с до 65с.
Остаток на сите N 014, по массе, * не более 0,25%.
Физико-механические свойства остатка после испарения воды из эмульсии: глубина проникания иглы, 0,1 мм* не менее: при 25°С 60, при 0°С 20, температура размягчения по кольцу и шару* не ниже 47°С, растяжимость* не менее: при 25 °С 55 см, при 0 °С 3,5 см.
Битум БНИ-IV
Температура размягчения по КиШ, оС, 75-85. Глубина проникания иглы, мм, при +25 оС,
25-40, при ОоС, * не менее 12. Температура вспышки оС, * не ниже 250. Растяжимость при +25 оС, см, * не менее 3. Изменение массы после прогрева %, * не более 0,5.
Водонасыщенностъ за 24 ч %, * не более 0,10.
Вяжущее полимерно-битумное дорожное ПБВ 40
Глубина проникания иглы 0,1 мм при температуре 25оС* не менее 40, при ОоС * не менее 25. Температура размягчения по кольцу и шару, * не ниже 56оС. Растяжимость *: при температуре 25оС не менее 15 см, при ОоС не менее 8,0 см. Температура хрупкости по Фраасу* не выше минус 15оС. Эластичность*: при температуре 25 оС не менее 80%, при 0 оС не менее 70%. Температуравспышки* не ниже 230оС.
Асфальтобетон дорожный литой горячий, смесь
Пористость минерального остова, по объему*, не более 20%. Остаточная пористость, по объему*, не более 2%. Водонасыщение, по объему*, не более 0,5%. Температура смеси при производстве, транспортировании, хранении и укладке* не выше 215оС. Показатель глубины вдавливания штампа*от 1,0 до 4 мм, увеличение через 30 минут* не более 0,5 мм.
Горячая плотная мелкозернистая асфальтобетонная смесь
Предел прочности при сжатии при температуре 20°С * не менее 2,5 МПа. Предел прочности при сжатии при температуре 50°С* не менее 1,2 МПа. Предел прочности при сжатии при температуре 0°С *не более 11,0 МПа. Водостойкость* не менее 0,90. Водостойкость при длительном водонасыщении* не менее 0,85. Сдвигоустойчивостъ: по коэффициенту внутреннего трения* не менее 0,81, сцеплению при сдвиге при температуре 50оС* не менее 0,37 МПа. Трещиностойкость по пределу прочности на растяжение при расколе при температуре 0оС: * от 3,5 МПа до 6,0 МПа Водонасыщение*: для образцов отформованных из смеси от 1,5 %> до 4,0 %, по объему, для образцов переформованных из вырубок и кернов, по объему, от 1,0% до 4,0%.
Гидроизоляция оклеечная
Температура размягчения пропиточной массы по методу "Кольцо и шар" в оС, *не ниже 28. Отношение веса пропиточной массы к весу абсолютно сухого картона, * не менее 1,2:1. Разрывной груз при растяжении полоски образца толя шириной 50 мм, кг, * не менее 28. Водонепроницаемость: под давлением 0,4ати в мин, * не менее 10. Водопоглощение: под вакуумом за 5 мин, % по весу, * не более: при атмосферном давлении через 24 ч., в % по весу, не более 12. Количество покровной массы в г/см2, * не менее 600, в том числе с нижней стороны, * не менее 100. Температура размягчения покровной массы по методу "Кольцо и шар" в оС (без наполнителя), * не ниже 46.
Лак битумный ВТ-123
Условная вязкость по ВЗ-246 с диаметром сопла 4 мм при температуре (20+0,5)оС: 18-35с. Массовая доля нелетучих веществ*: не менее 37 %. Время высыхания пленки лака до степени 3 при температуре (20+-0,5)оС*: не более 24 ч, при температуре (100-110)оС*: не более 20 мин.
Герметик 51-Г-10 (или аналог)
Условная прочность в момент разрыва, МПа(кгс/см2), * не менее 4,5(45). Вязкость noBN-1, оС, 35. Относительное удлинение при разрыве, %, *не менее, 550. Прочность связи при отслаивании от стали марки СТ.З или 45хГСА, Н/м(кгс/см), * не менее, 0,15(1,5).
Грунтовка В-КФ-093
Седиментация: осадок, исчезающий при легком перемешивании. Проникающая способность* не менее 13,5 см. Время высыхания до степени 3 при температуре (180+2)оС* не более 30 мин. Адгезия пленки грунтовки* не более 1 балла. Прочность пленки при ударе* не менее 50 см. Прочность пленки при растяжении* не менее 7 мм.
Эмаль "Виникор-62" (или аналог)
Условная вязкость при температуре (20+0,5)оС), по вискозиметру ВЗ-246, с диаметром сопла 4 мм, с, ** 30-70. Жизнеспособность материалов после смешения компонентов при температуре (20+2)оС, ч, *не менее 24. Время высыхания до степени 3 при температуре (20+2)оС, ч, * не более 3. Адгезия покрытия, балл, * не более 1. Прочность покрытия при ударе, см, *не менее 50. Прочность покрытия при изгибе, мм, * не более 1.
В ходе рассмотрения жалобы, а также проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Комиссия Калужского УФАС России установила следующее.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ Документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию, при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар:
а) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
б) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Согласно пункту 8.1. раздела 8 "Требования к содержанию, составу заявки" аукционной документации, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие сведения:
8.1.1. Согласие участника такого аукциона на выполнение работы на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работ.
8.1.2. Согласие, предусмотренное п.8.1.1. настоящей документации, в том числе согласие на использование товара (материала), в отношении которого в требованиях к техническим характеристикам материалов (товара) в Приложении N4 к документации об аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное п.8.1.1. настоящей документации, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник электронного аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в требованиях к техническим характеристикам материалов (товара) в Приложении N4 к документации об аукционе, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным документацией об аукционе, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в электронном аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным в требованиях к техническим характеристикам материалов (товара) в Приложении N4 к документации об аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Исходя из вышеуказанных пунктов документации "Требования к содержанию, составу заявки" не ясно, какие именно сведения участник должен представить в составе заявки: только согласие, либо согласие и конкретные показатели, либо вовсе участнику предлагается самостоятельно выбрать один из предложенных в пунктах 8.1.1., 8.1.2. вариантов содержания своей заявки.
Вместе с тем, пунктом 3 части 3 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ предусмотрено указание в документации исключительно одного подпункта (а или б) в требованиях к содержанию и составу заявки участников аукциона, из чего следует вывод о нарушении Заказчиком - ФКУ "Упрдор Москва - Бобруйск" при утверждении аукционной документации требований пункта 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
На рассмотрении жалобы по существу представитель заказчика подтвердил, что к представлению в первой части заявки подлежит указание участником аукциона конкретных (или диапазонных) значений характеристик материалов, определенных в Приложении 4 к документации.
В пункте 8.3. "Инструкция по заполнению заявкиучастником электронного аукциона" (далее - Инструкция) также установлено: участник аукциона указывает в своей заявке конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе с учетом взаимосвязи показателей, установленных в документации об аукционе, нормативно-технической документации, и других показателей, характеризующих указанный товар и/или материал.
Приложение 4к документации об аукционе (далее - Техническое задание, ТЗ) содержит требования к материалам (товарам), используемых при выполнении планово-предупредительных работ на мостовых сооружениях, на водопропускных трубах.
В пункте 4 ТЗ (трубы) установлено требование: Портландцемент М400 по ГОСТ 10178-85:
Прочность при сжатии в 28-суточном возрасте*: не менее 39,2 МПа.
Прочность при изгибе в 28-суточном возрасте*: не менее 5,4 МПа.
Схватывание цемента от начала затворения*: начало не ранее 45 мин, окончание не позднее 10 ч.
Тонкость помола цемента сквозь сито с сеткой N 008*: не менее 85 % массы.
Массовая доля ангидрида серной кислоты (SO3) в цементе*: от 1,0 % до 3,5 % по массе.
Содержание трехкальциевого алюмината (С3А)*: не более 8 % по массе.
В Инструкции по заполнению заявки указано: Для показателей, отмеченных символом (*), значения которых не являются статичными величинами, участник закупки представляет в заявке сведения о конкретных показателях товаров в форме конкретных (точных) значений, либо, описывая значение диапазоном возможных значений.
ГОСТ 10178-85 "Портландцемент и шлакопортландцемент. Технические условия" содержит характеристики, которым должны соответствовать цементы на основе портландцементного клинкера. Стандарт устанавливает основные технические требования к изготовлению цементов (п. 1.1), методы испытаний, правила приемки, упаковки, маркировки, транспортировки и хранения. Стандарт не действует на цементы, к которым предъявляются специальные требования и на которые имеются соответствующие технические условия и ГОСТы.
Согласно пункту 1.3. ГОСТ 10178-85по прочности при сжатии в 28-суточном возрасте цемент подразделяют на марки:
портландцемент- 400, 500, 550 и 600;
шлакопортландцемент- 300, 400 и 500;
портландцементбыстротвердеющий - 400 и 500;
шлакопортландцемент быстротвердеющий- 400.
Для указанной марки портландцемент 400ГОСТ 10178-85 устанавливает следующие обязательные показатели:
Прочность при сжатии в 28-суточном возрасте: не менее 39,2;
Прочность при изгибе в 28-суточном возрасте: не менее 5,4;
Схватывание цемента от начала затворения: не ранее 45 мин, а конец - не позднее 10 ч;
Тонкость помола цемента сквозь сито с сеткой N 008: не менее 85 % массы;
Массовая доля ангидрида серной кислоты (SO3) в цементе: не менее 1,0 не более 3,5;
Содержание трехкальциевого алюмината (С3А): не более 8 % по массе.
Как видно из сравнения показателей документации и показателей ГОСТ 10178-85, все показатели, указанные Заказчиком, соответствуют только одной марке портландцемент 400. Таким образом, установив в документации марку цемента, а также ГОСТ, которому должна соответствовать эта марка, Заказчиком в полной мере установлены показатели, позволяющие определить соответствие используемого материала потребности Заказчика. Необходимость указания в заявке таких показателей, как прочность при сжатии,прочность при изгибе и т.д. является излишним требованием.
Кроме того, участник закупки может и не иметь указанный материал в наличии при заполнении заявки для участия в аукционе, вследствие чего, не может представить ни конкретных, ни диапазонных значений показателей по указанным в документации характеристикам, так как эти показатели определяются при производстве цемента, а также по результатам испытаний.
Следует также отметить, что в соответствии с частью 5 ГОСТ 10178-85Изготовитель гарантирует соответствие цемента всем требованиям настоящего стандарта присоблюдении правил его транспортирования и хранения при поставке в таре в течение 45 сут после отгрузки для быстротвердеющих и 60 сут для остальных цементов, а при поставке навалом - на момент получения цемента потребителем, но не более чем 45 сут после отгрузки для быстротвердеющих и 60 сут для остальных цементов.
Таким образом, только изготовитель может гарантировать соответствие цемента всем требованиям стандарта, а приобретение цемента белее, чем за 60 суток до начала соответствующих работ, не представляется возможным, так как гарантия изготовителя на цемент составляет менее этого срока.
В пункте 5, 6 ТЗ (трубы) установлено требование:Горячекатаная арматурная сталь гладкая по ГОСТ 5781-82:
Класс А-III.
Диаметр 16 мм. (п. 6 - Диаметр 18 мм)
Предел текучести*, не менее 390 Н/мм2.
Временное сопротивление разрыву*, не менее 590 Н/мм2.
Относительное удлинение*, не менее 14%.
ГОСТ 5781-82 "Сталь горячекатаная для армирования железобетонных конструкций. Технические условия" содержит характеристики, которым должна соответствовать горячекатаная круглая сталь гладкого и периодического профиля, предназначенная для армирования обычных и предварительно напряженных железобетонных конструкций (арматурная сталь).
Согласно пунктам 1.1., 1.2. ГОСТ 5781-82 в зависимости от механических свойств арматурную сталь подразделяют на классы А-I (А240), А-II (А300), А-III (А400); А-IV (А600), А-V (А800), А-VI (А1000), изготовляют в стержнях или мотках. Арматурную сталь класса А-I (А240) изготовляют гладкой, классов А-II (А300), А-III (А400), А-IV (А600), А-V (А800) и А-VI (А1000) - периодического профиля.
Согласно Таблице 5 ГОСТ 5781-82 арматурную сталь класса А-III изготавливают диаметрами 6-40 мм, 6-22 мм.
Заказчиком по пунктам 5, 6 ТЗ (трубы) установлено требование об использовании Горячекатаной арматурной стали гладкой по ГОСТ 5781-82 класса А-III, диаметрами16 и 18 мм.
Для Горячекатаной арматурной стали гладкой по ГОСТ 5781-82 класса А-III соответствующих диаметров установлены следующие характеристики:
Предел текучести, не менее 390 Н/мм2.
Временное сопротивление разрыву, не менее 590 Н/мм2.
Относительное удлинение, не менее 14%.
Как видно из сравнения показателей документации и показателей ГОСТ 5781-82, все показатели, указанные Заказчиком, соответствуют классу стали А-IIIи уже определены ГОСТом как стандарт изготовления сталей по указанным параметрам. Таким образом, установив в документации класс стали, диаметр профиля, а также ГОСТ, которому должны соответствовать класс и диаметр, Заказчиком в полной мере установлены показатели, позволяющие определить соответствие используемого материала потребности Заказчика. Необходимость указания в заявке таких показателей, как предел текучести, временное сопротивление разрыву и т.д. является излишним требованием.
Кроме того, исходя из требований пункта 2.1. Приложения 1 (обязательное) к ГОСТ 5781-82 требуемые показатели качества профилей обеспечивают соблюдением технологии производства и контролируют испытанием согласно требованиям п.3.5, пп.4.4-4.8.
Таким образом, участник закупки может и не иметь указанный материал в наличии при заполнении заявки для участия в аукционе, вследствие чего, не может представить ни конкретных, ни диапазонных значений показателей по указанным в документации характеристикам, так как эти показатели определяются при производстве цемента, а также по результатам испытаний.
Аналогичные излишние требования к указанию характеристик материалов, которые становятся известными после производства материала, указаны по всем пунктам, указанным в жалобе ООО "Профит плюс".
Вышеуказанные требования заказчика о необходимости указания в составе первых частей заявок конкретных (диапазонных) значений используемых в выполнении работ товаров либо их компонентов не соответствуют положениям Закона о контрактной системе, так как данные конкретные значения (диапазоны) (при их наличии) становиться известными только после изготовления такого товара и отражаются (в случае необходимости) производителем в технической документации на товар. В свою очередь Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для предоставления подробных сведений, в том числе для определения химического состава товара и его компонентов, химических и физических свойств.
Данные нарушения не позволяют заполнить заявку участникам аукциона, вследствие отсутствия у участника информации о большинстве показателей, указанных в Техническом задании. Кроме того, подобное описание объекта закупки приводит к созданию условий, ограничивающих количество участников аукциона, так как представить достоверные и сведения по показателям, установленным в ТЗ имеют возможность только участники, имеющие в наличии указанные материалы с результатами испытаний по требуемым химическим и физическим показателям.
Предметом закупки является выполнение работ, а не поставка товара. Участником закупки может быть любое юридическое или физическое лицо. Обязанность производителей доводить до сведения неограниченного круга лиц конкретных характеристик материалов, таких как химический состав и подобных, используемых при производстве определенного товара, не закреплена действующим законодательством.
Учитывая, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, вышеприведенные примеры подробного изложения требований к описанию участником закупки требований, которые уже определены ГОСТом и гарантируются только производителем товара, ограничивают возможность участников закупки предоставить надлежащее предложение в составе заявок.
Согласно части 2 статьи 8 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ не допускается установление требований к составу заявки, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Из требований, установленных в Техническом задании документации рассматриваемого аукциона и подлежащих указанию в первой части заявки следует, что представить достоверные сведения в отношении товаров, указанных в Техническом задании могут только участники, имеющие в наличии указанный товар с документами, подтверждающими проведение испытаний на каждую партию товара и с указанием результатов этих испытаний.
Обстоятельством, свидетельствующим о наличии факта ограничения количества участников аукциона, является, в том числе, и протокол рассмотрения заявок от 04 апреля 2017 г., согласно которому рассматриваемый аукцион признан несостоявшимся, в связи с тем, что на участие в аукционе не было подано ни одной заявки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ описание в документации о закупке объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Исходя из толкования пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки только при необходимости.
В описание объекта закупки не должны включаться требованияк товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объектазакупки (пункт 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
Таким образом, установив в документации соответствие требуемых материалов ГОСТам, указав требуемую марку материала, класс, сорт, диаметр и т.д., у Заказчика отсутствует необходимость "переписывания" в Техническое задание требований, предъявляемых к производству таких материалов или химическому составу без необходимости. Техническое задание, имеющееся в данном аукционе, значительно увеличивает объем заполнения заявки, вводит участников в заблуждение, не позволяет определить потребность Заказчика, возможность надлежащего и достоверного заполнения заявки имеется только у участника, имеющего в наличии требуемый материал, с результатами проведенных испытаний.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Таким образом, во взаимосвязи части 2 с частью 1 статьи 33 ФЗ-44, описание объекта закупки должно быть объективным, содержать только необходимые Заказчику требования и только те показатели, которые позволяют определить соответствие товара потребности заказчика именно в таком товаре. Например, указание на конкретные марки, виды товара, если в соответствии с ГОСТ производятся несколько видов товара с разными показателями (при этом для каждой марки эти показатели уже определены ГОСТом, в связи с чем указание их в Техническом задании не требуется).
По смыслу статьи 33 Закона N 44-ФЗ заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки. Основным правилом описания объекта закупки является то, что описание объекта закупки должно носить объективный характер.
Позиция Калужского УФАС России согласуется с Письмом ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке", в котором указано:
"При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке".
Указанная позиция также подтверждается судебной практикой: Постановлениями Арбитражного суда Волго-Вятского округа по делу А17-7739/2015, по делу А17-3213/2015, Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа по делуА56-60604/2015, Решением Верховного Суда Российской Федерации по делу NАКПИ16-1287.
Следует также отметить, что, давая согласие на поставку товара, соответствующего ГОСТ, а также указывая в заявке конкретную марку, сорт товара, участник закупки несет ответственность за поставку и использование товара, характеристики которого должны будут соответствовать показателям, установленным в ГОСТ, что также подтверждает отсутствие необходимости указания излишних детализированных требований в Техническом задании. Доказательств обратного Заказчиком на рассмотрение жалобы не представлено.
На основании вышеизложенного, Комиссия Калужского УФАС России приходит к выводу о нарушении Заказчиком - ФКУ "Упрдор Москва - Бобруйск" при утверждении аукционной документации части 2 статьи 8, пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Вместе с тем, в связи с признанием электронного аукциона несостоявшимся, Комиссия Калужского УФАС России приходит к выводу об отсутствии необходимости выдачи предписания.
С учетом всех изложенных обстоятельств, установленных в ходе рассмотрения жалобы, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Комиссия Калужского УФАС России решила:
1. Признать жалобу ООО"Профитплюс"частично обоснованной.
2. Признать действия заказчика - ФКУ "Упрдор Москва - Бобруйск" при утверждении документации аукциона в электронной форме N0337100016517000040, предметом которого является выполнение работ (оказание услуг) по нормативному содержанию искусственных дорожных сооружений на действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения. Планово-предупредительные работы на мостовых сооружениях и водопропускных трубах (адреса в соответствии с Техническим заданием), нарушающими требования части 2 статьи 8, пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
3. Предписание заказчику - ФКУ "Упрдор Москва - Бобруйск"не выдавать в связи с признанием электронного аукциона несостоявшимся.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии: |
___________________ |
/___./ |
Члены комиссии: |
___________________ |
/___./ |
|
___________________ |
/___./ |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калужской области от 5 апреля 2017 г. N 54-03з/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.04.2017