Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калужской области от 6 апреля 2017 г. N 58-03з/2017
Резолютивная часть решения оглашена "06" апреля 2017 года. В полном объеме решение изготовлено "11" апреля 2017 года.
в присутствии: представителей заказчика - ГБУЗ Калужской области "ГКБ "Сосновая роща" /_../ (доверенность, паспорт), /_../ (доверенность, паспорт), представителей уполномоченного органа - Министерства конкурентной политики Калужской области /_../ (паспорт, доверенность), /_../ (паспорт, доверенность), в отсутствии надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы представителя ООО "Сервис-Фарм", рассмотрев жалобу N58-03з/2017 ООО "Сервис-Фарм" по существу, установила: |
03.04.2017 г. в адрес Калужского УФАС России (передана по подведомственности из УФАС по Ивановской области вх. от 31.03.2017 г.) поступила жалоба ООО "Сервис-Фарм" на положения аукционной документации заказчика - ГБУЗ Калужской области "ГКБ "Сосновая роща" при проведении аукциона в электронной форме (номер извещения на официальном сайте N0137200001217000733), предметом которого является поставка лекарственных средств.
ООО "Сервис-Фарм" полагает, что заказчик нарушил требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ) в части установления в аукционной документации требований, по совокупности характеристик которых подпадает препарат единственного производителя.
Заказчиком - ГБУЗ Калужской области "ГКБ "Сосновая роща" представлены пояснения по существу доводов жалобы ООО "Сервис-Фарм", в которых указанно, что доводы названной жалобы являются необоснованными, а аукционная документация основана на положениях Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ
Изучив представленные документы, с учетом доводов сторон, руководствуясь Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ, проведя внеплановую проверку в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Комиссия Калужского УФАС России приходит к следующему.
1. 24.03.2017 г. (с последующими изменениями от 03.04.2017, 04.04.2017) на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru; далее также официальный сайт, ЕИС) опубликовано извещение N0137200001217000733 о проведении аукциона в электронной форме, предметом которого является поставка лекарственных средств (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена контракта, согласно извещению о проведении аукциона, составляла 2 083 194,45 рублей.
Заказчиком по указанному аукциону выступало - ГБУЗ Калужской области "ГКБ "Сосновая роща".
Срок окончания приема заявок на участие в аукционе согласно извещению о проведении аукциона - 17.04.2017 11:00.
2. В соответствии с пунктами 1,2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 указанного Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта; требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки также должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
3. Согласно доводам жалобы ООО "Сервис-Фарм", на официальном сайте Государственного реестра лекарственных средств http://grls.rosminzdrav.ru/ опубликован реестр лекарственных средств, по данным которого в РФ в настоящее время зарегистрированы следующие торговые наименования лекарственных препаратов с МНН Эноксапарин натрия:
1. Клексан, производитель САНОФИ-АВЕНТИС ФРАНС - Франция; Пр.,Перв.Уп.,Втор.Уп.,Вып.к.-Санофи Винтроп Индустрия - Франция.
2. Анфибра, производитель ОАО "ВЕРОФАРМ" - Россия
3. Эниксум, производитель ЗАО "ФармФирма "Сотекс" - Россия.
4. Гемапаксан, производитель Италфармако С.п.А. - Италия
Все указанные препараты идентичны в части МНН и дозировки, а также способа введения. Однако, лишь один из четырех лекарственных препаратов соответствует всей совокупности требований, в том числе требованию о наличии шприца с защитной системы иглы, а именно: Клексан, производитель САНОФИ-АВЕНТИС ФРАНС - Франция; Пр.,Перв.Уп.,Втор.Уп.,Вып.к.-Санофи Винтроп Индустрия - Франция.
Вместе с тем, в ходе рассмотрения жалобы, Комиссия Калужского УФАС России установила следующее.
В Разделе II Документации "Спецификация на поставку лекарственных средств" Заказчиком установлено требование о поставке лекарственного средства Эноксапарин натрия со следующими лекарственными формами выпуска, дозировкой, фасовкой:
- Раствор для для инъекций или раствор для подкожного введения
4000 анти-Ха МЕ/0,4 мл 0,4 мл или 10 тыс анти-Ха МЕ/мл 0,4 мл
шприцы с системой защиты иглы N10.
- Раствор для для инъекций или раствор для подкожного введения
8000 анти-Ха МЕ/0,8 мл 0,8 мл или 10 тыс анти-Ха МЕ/мл 0,8 мл
шприцы с системой защиты иглы N10.
При этом, в Спецификации указано, что участник аукциона вправе предложить иную фасовку товара, пересчитав объем поставки через единицу товара.
На рассмотрение жалобы Заказчиком были представлены инструкции по применению лекарственных препаратов: Клексан, Эниксум, Гемапаксан, Анфибра.
Согласно представленным инструкциям, у препарата Клексан форма первичной упаковки называется "защитная система иглы", у препарата Анфибра - "система для защиты иглы", у препарата Гемапаксап - "система защиты иглы", у препарата Эниксум - "устройство для защиты иглы".
В Техническом задании указана "система защиты иглы". В данном случае, такое наименование не противоречит инструкциям к 4 препаратам, которые существуют у 4 различных производителей Эноксапарина натрия и поименованных в инструкциях по применению данных препаратов.
Кроме того, 31.03.2017 г. Заказчиком был дан ответ на запрос о разъяснении аукционной документации, в котором Заказчиком принято решение о внесении изменений в Документацию в части уточнения лекарственной формы выпуска и дозировки препарата, после чего, с целью исключения недопонимания со стороны участников, в документации будут перечислены все дословные наименования систем защиты иглы, присутствующие в инструкциях 4 препаратов.
Заявитель в жалобе также указывает на неправомерное установление требований к количеству лекарственной формы в первичной упаковке (8000 анти-Ха ME и объемом 0,8 мл и 4000 анти-Ха ME и объемом 0,4 мл, без указания 10 000 ME и объема 1 мл), установление требований к форме введения лекарственного препарата (в виде раствора для инъекций, при этом отсутствует возможность поставки эквивалентного препарата с регистрационными данными "раствор для подкожного введения").
Вместе с тем, на момент рассмотрения жалобы данные доводы не находят подтверждения, так как в раздел 2 "Спецификация" Заказчиком были внесены изменения в части расширения количества лекарственной формы, а также добавления способа введения препарата - "Раствор для инъекций или раствор для подкожного введения".
Также следует отметить следующее.
В Разделе 2 Документации об аукционе заказчик установил требования к качеству, техническим характеристикам товара, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться. Все характеристики товаров определяются исходя из нужд лечебного учреждения Заказчика, непосредственно применяющего закупаемое лекарственное средство.
На основании вышеизложенного, в зависимости от своих потребностей заказчик в документации об аукционе должен установить требования, в частности, к качеству, техническим характеристикам (потребительским свойствам), размерам, упаковке товара с учётом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды.
Соответственно, заказчик вправе включить в аукционную документацию такие характеристики и требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок.
Кроме того, законом не предусмотрено ограничений по включению в аукционную документацию требований к товару, являющихся значимыми для заказчика; не предусмотрена и обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к поставляемому товару.
Из системного толкования приведённых норм следует, что на сегодняшний день законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком своего заказа, исходя из потребностей последнего.
В ходе рассмотрения жалобы ООО "Сервис-Фарм" представителем Заказчика в материалы жалобы были представлены копии писем, направленных в адрес поставщиков, копии ответов поставщиков на указанные письма заказчика, коммерческие предложения, поступившие в адрес заказчика, что также свидетельствует о возможности поставки препарата, соответствующего требованиям Технического задания несколькими поставщиками. Кроме того, соответствие требованиям "Спецификации" трех лекарственных средств, трех различных производителей (в том числе и указанной дозировки) с торговыми наименованиями Клексан - Франция, Анфибра - Россия, Эниксум - Россия, также свидетельствует о возможности конкуренции между участниками аукциона.
На основании вышеизложенного, Комиссия Калужского УФАС России приходит к выводу, что в действиях заказчика - ГБУЗ Калужской области "ГКБ "Сосновая роща" отсутствуют нарушения Федерального закона от 05.04.2013 г. 44-ФЗ.
С учетом всех изложенных обстоятельств, установленных в ходе рассмотрения жалобы, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Комиссия Калужского УФАС России решила:
1. Признать жалобу ООО "Сервис-Фарм" необоснованной.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии: |
___________________ |
/_../ |
Члены комиссии: |
___________________ |
/_../ |
|
___________________ |
/_../ |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калужской области от 6 апреля 2017 г. N 58-03з/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.04.2017