Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калужской области от 11 апреля 2017 г. N 59-03з/2017
Резолютивная часть решения оглашена "11" апреля 2017 года. В полном объеме решение изготовлено "13" апреля 2017 года.
в присутствии: представителей заказчика - Администрации ГП "Город Козельск" /___./ (доверенность, паспорт), /___./ (доверенность, паспорт), представителей специализированной организации - БСУ "Фонд имущества Калужской области" /___./. (доверенность, паспорт), /___./ (доверенность, паспорт), в отсутствии надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы представителя ООО "АгроПремиум", рассмотрев жалобу N59-03з/2017 ООО "АгроПремиум" по существу, установила: |
05.04.2017 г. в адрес Калужского УФАС России поступила жалоба ООО "АгроПремиум" на положения аукционной документации заказчика - Администрации ГП "Город Козельск" при проведении аукциона в электронной форме (номер извещения на официальном сайте N0137300024717000009), предметом которого является приобретение блочно-модульной котельной для отопления МКД в г. Козельске Калужской области в районе домов N73 и 71 по ул. Чкалова.
ООО "АгроПремиум" полагает, что аукционная документация не соответствует требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
Заказчиком представлены пояснения по существу доводов жалобы ООО "АгроПремиум", в которых указанно, что доводы названной жалобы являются необоснованными, а аукционная документация основана на положениях Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Изучив представленные документы, с учетом доводов сторон, руководствуясь Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ, проведя внеплановую проверку в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Комиссия Калужского УФАС России приходит к следующему.
1. 17.03.2017 г. (с последующими изменениями от 20.03.2017) на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru; далее также официальный сайт, ЕИС) опубликовано извещение N0137300024717000009 о проведении аукциона в электронной форме, предметом которого является приобретение блочно-модульной котельной для отопления МКД в г. Козельске Калужской области в районе домов N73 и 71 по ул. Чкалова (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена контракта, согласно извещению о проведении Аукциона, составляла 14 871 423,00 рублей.
Заказчиком по указанному Аукциону выступала - Администрация ГП "Город Козельск".
Срок окончания приема заявок на участие в Аукционе согласно извещению о проведении электронного Аукциона - 05.04.2017 09:00.
2. В соответствии с пунктами 1,2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в том числе следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 указанного Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта; требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки также должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
3. Согласно доводам жалобы ООО "АгроПремиум" Согласно п. 4 Технического задания (Приложение N 1 к Информационной карте) котельная должна комплектоваться 2 водогрейными котлами теплопроизводительностью не менее 1,5 МВт каждый. Таким образом, общая теплопроизводительность 2 требуемых котлов составит не менее 3 МВт, однако согласно п. 5 Технического задания общая тепло-производительность блочно- модульной котельной должна составлять не менее 2,4 МВт. В разъяснении от 27.03.2017 г. Заказчик сообщает, что в техническом задании указана минимальная теплопроизводительность БМК и увеличение теплопроизводительности допустимо, однако по факту заказчик требует в обязательном порядке увеличения установленного им минимального значения теплопроизводительности котельной.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссия Калужского УФАС России установила следующее.
В соответствии с пунктом 16 Информационной карты аукционной документации Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие сведения: - конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об электронном аукционе (согласно Приложению N 1 к информационной карте заявки на участие в электронном аукционе), и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В Приложении N 1 к Информационной карте представлено "Техническое задание" на приобретение блочно-модульной котельной для отопления МКД в г. Козельске Калужской области в районе домов N73 и 71 по ул. Чкалова. В пунктах 4, 5 ТЗ установлены следующие минимальные показатели, требуемые для указания в первых частях заявок участников:
4 |
|
Количество котлов |
Шт. |
2 водогрейных котла теплопроизводи-тельностью не менее 1,5 МВт, с газовыми горелками и прочим необходимым оборудованием |
5 |
|
Общая тепло-производительность Из них: Отопление Горячее водоснабжение |
МВт |
Не менее 2,4 МВт
Не менее 1,4 МВт Не менее 1,0 МВт |
Таким образом, в Техническом задании допускается поставка котелов общей производительностью не менее 1,5 МВт, однако, данное значение противоречит значению минимальной теплопроизводительности котельной в 2,4 МВт. Данный факт не позволяет участникам определить истинную потребность Заказчика и составить корректное предложение в составе заявки.
На основании вышеизложенного, Комиссия Калужского УФАС России приходит к выводу о нарушении Заказчиком при утверждении аукционной документации пункта 1 части 1, части 2 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Кроме того, Заявитель в жалобе указывает что, Требованиями к качеству товара, изложенными в Техническом задании, установлено, что Блочно-модульная котельная включена в существующие тепловые сети, подключены к газопроводу, водопроводу, электроснабжающей сети, к системе отвода канализации и промстоков. Блочно-модульная котельная должна быть полностью введена в эксплуатацию, проведены пуско-наладочные работы в полном объеме. При этом заказчик не сообщает о протяженности сетей теплоснабжения, электроснабжения, газоснабжения и водоснабжения, которые будет необходимо построить для подключения котельной, не сообщаются характеристики этих сетей, диаметры и материал труб, количество запорной арматуры и требования к ней, сведения об утеплении сетей, наличии смотровых колодцев и прочие требования, позволяющие участникам закупки объективно установить затраты на исполнение контракта, составить ценовое предложение и принять решение о возможности участия в проведении закупки.
В Приложении N 1 к Информационной карте "Техническое задание" Заказчиком установлены требования к качеству товара, а именно:
"Блочно-модульная котельная включена в существующие тепловые сети, подключены к газопроводу, водопроводу, электроснабжающей сети, к системе отвода канализации и промстоков.
Блочно-модульная котельная должна быть полностью введена в эксплуатацию, проведены пуско-наладочные работы в полном объеме".
Вместе с тем, в ходе рассмотрения жалобы было установлено отсутствие в документации информации о функциональных, технических, качественных характеристик объекта закупки в части необходимости строительства, подключения к действующим сетям, ввода в эксплуатацию закупаемой котельной.
Таким образом, документация не содержит показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. Отсутствие в документации о закупке требований к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ, приводит к невозможности формирования участником закупки предложения по исполнению государственного (муниципального) контракта.
На рассмотрении жалобы представитель Заказчика затруднился пояснить как рассчитывалась стоимость включения котельной в существующие тепловые сети, подключения к газопроводу, водопроводу, электроснабжающей сети, к системе отвода канализации и промстоков.
На основании вышеизложенного, Комиссия Калужского УФАС России приходит к выводу о нарушении Заказчиком при утверждении аукционной документации пунктов 1, 2 части 1, части 2 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
4. Согласно доводам жалобы ООО "АгроПремиум", Согласно Технического задания (Приложение N 1 к Информационной карте) в состав закупки должен входить Сертификат соответствия Гост РФ. Перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. N 982 с изменениями от 1 января 2017 года и не включает в себя блочно- модульные котельные, котлы водогрейные или любые другие товары, используемые для исполнения контракта. В связи с этим установленное заказчиком требование о наличии сертификата соответствия не регламентировано действующим законодательством, является избыточным и влечет за собой ограничение количества участников закупки.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссия Калужского УФАС России установила следующее.
В Приложении N 1 к Информационной карте "Техническое задание" Заказчиком установлены требования к документации, которая должна входить в объем закупки, в том числе - Сертификат соответствия Гост РФ.
Согласно пояснениям Заказчика, поскольку приобретаемая БМК будет обслуживать многоквартирные дома, заказчик заинтересован в приобретении качественного товара, подтвержденного сертификатами соответствия ГОСТ РФ, полученными, в том числе, на основе добровольной сертификации товара.
Согласно пояснениям Специализированной организации, в соответствии с п. 1 ст. 21 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" подтверждение соответствия в случаях, не отнесенных к обязательной сертификации, не противоречит действующему законодательству.
Вместе с тем, Комиссия Калужского УФАС России не находит ни одно из вышеуказанных объяснений Заказчика и специализированной организации соответствующими законодательству о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 Статьи 20 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", подтверждение соответствия на территории Российской Федерации может носить добровольный или обязательный характер.
Постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 N 982 утвержден единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, в котором отсутствуют как котельные, так и котлы, на которые проводится закупка.
Согласно части 1 статьи 21 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", добровольное подтверждение соответствия осуществляется по инициативе заявителя на условиях договора между заявителем и органом по сертификации. Добровольное подтверждение соответствия может осуществляться для установления соответствия документам по стандартизации, системам добровольной сертификации, условиям договоров.
Таким образом, в закупке может принять участие только лицо, получившее сертификат соответствия на товар, не подлежащий обязательной сертификации. Однако, установление подобных требований к объекту закупки Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ не предусмотрено.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
На основании вышеизложенного, Комиссия Калужского УФАС России приходит к выводу о нарушении Заказчиком при утверждении аукционной документации пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
4. Согласно доводам жалобы ООО "АгроПремиум", так как в Техническом задании, установлено, что Блочно-модульная котельная включена в существующие тепловые сети, подключены к газопроводу, водопроводу, электроснабжающей сети, к системе отвода канализации и промстоков, для подключения котельной к сетям и проведения пусконаладочных работ требуется выдаваемые саморегулирующей организацией допуск к отдельным видам работ, влияющих на безопасность объектов капитального строительства, однако, Заказчик такого требования к участникам закупки не предъявляет, что является грубым нарушением законодательства о государственных и муниципальных закупках.
Вместе с тем, в ходе рассмотрения жалобы, Комиссия Калужского УФАС России установила следующее.
Объектом закупки по указанному аукциону является приобретение блочно-модульной котельной, т.е. по результатам торгов заключается договор поставки.
В случае если при исполнении обязательств по контракту у поставщика возникнет необходимость в выполнении работ, требующих определенный допуск, то при отсутствии допуска к выполнению работ у поставщика, условия контракта не запрещают привлекать к исполнению контракта третьих лиц, обладающих соответствующими допусками.
Данное обстоятельство, о возможности привлечения субподрядчиков по контракту, не противоречит Закону о контрактной системе, вследствие чего, данный довод жалобы является необоснованным.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе N 0137300024717000009 от 06 04 2017 г., до окончания, указанного в извещении о проведении аукциона срока подачи заявок не было представлено ни одной заявки на участие в аукционе. В соответствии с ч. 16 ст.66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ аукцион признан несостоявшимся, в связи с чем, Комиссия Калужского УФАС России приходит к выводу об отсутствии необходимости выдачи предписания для устранения допущенных Заказчиком нарушений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
С учетом всех изложенных обстоятельств, установленных в ходе рассмотрения жалобы, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Комиссия Калужского УФАС России решила:
1. Признать жалобу ООО "АгроПремиум" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - Администрации ГП "Город Козельск" при утверждении аукционной документации аукциона в электронной форме (номер извещения на официальном сайте N0137300024717000009), предметом которого является приобретение блочно-модульной котельной для отопления МКД в г. Козельске Калужской области в районе домов N73 и 71 по ул. Чкалова, нарушения пунктов 1, 2 части 1, части 2 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
3. Предписание не выдавать в связи с признанием аукциона несостоявшимся.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
/___./
/___./
/___./
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калужской области от 11 апреля 2017 г. N 59-03з/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.04.2017