Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 4 апреля 2017 г. N 44-1136/17
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
СПб ГБУК "Государственная библиотека для слепых и слабовидящих" (далее - Заказчик):
ООО "ИнфоКомм" (далее - Заявитель):
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 7176/17 от 28.03.2017) на действия конкурсной комиссии Заказчика при определении поставщика путем проведения открытого конкурса на ретроконверсию карточных каталогов и картотек (извещение номер 0372200204317000001) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 20.02.2017 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200204317000001. Начальная (максимальная) цена контракта - 493 111,00 рублей.
В жалобе ООО "ИнфоКомм" указывает на неправомерные действия конкурсной комиссии Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в нарушении порядка оценки заявок при рассмотрении и оценке заявки Заявителя.
Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает их необоснованными.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
Необходимо отметить, что Комиссия УФАС рассматривает настоящую жалобу на предмет применения конкурсной комиссией Заказчика порядка оценки, установленного документацией закупки (а равно соответствия установленного порядка требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок), а не в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с ч.ч. 5 и 7 ст. 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
На основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер. В случае, если в нескольких заявках на участие в конкурсе содержатся одинаковые условия исполнения контракта, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в конкурсе, которая поступила ранее других заявок на участие в конкурсе, содержащих такие же условия.
Пунктом 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе установлено, что конкурсная документация должна содержать предусмотренные ст. 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Исходя из совокупности положений п.п. 4 и 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе, а также пункта 3 Правил конкурсная документация должна содержать порядок оценки заявок, который объективно позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены. Порядок оценки должен позволять выявить лучшее предложение об условиях исполнения контракта с учетом зависимости между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями по соответствующему показателю.
В целях выявления лучшего условия исполнения контракта, порядок оценки заявок, устанавливаемый заказчиком в документации о закупке, должен содержать:
- предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке конкурсной комиссией заказчика и соответственно подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по нестоимостным критериям;
- инструкцию по заполнению заявки, позволяющую определить, какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками закупки для оценки комиссией заказчика по осуществлению закупок;
- зависимость (формула расчета количества баллов, предусмотренная Правилами, или шкала оценки) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по установленным документацией критериям;
- зависимость (формула расчета количества баллов, предусмотренная Правилами, или шкала оценки, предусматривающая пропорциональное выставление баллов между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по установленным документацией критериям.
Таким образом, отсутствие в конкурсной документации надлежащего порядка оценки заявок не позволяет установить те условия исполнения контракта, которые для заказчика будут являться наилучшими, что может привести к злоупотреблениям со стороны заказчика или организатора торгов, в частности, к излишнему субъективизму при оценке заявок участников конкурса.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В соответствии с п. 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Порядок оценки конкурсных заявок установлен Заказчиком в разделе 11 "Критерии оценки заявок и порядок рассмотрения и оценки заявок" части II "Информационная карта. Инструкция участникам" конкурсной документации.
По критерию "Квалификация участника закупки" Заказчиком установлен следующий порядок оценки:
"Оценка заявок по критерию "Квалификация участника закупки".
N п/п |
Показатели критерия |
Значимость показателя критерия, % |
1 |
Опыт участника закупки по успешному выполнению аналогичных работ |
40 |
2 |
Квалификация работников участника закупки, привлекаемых к исполнению Договора |
20 |
3 |
Квалификация работников участника закупки, привлекаемых к исполнению Договора в части формирования библиографических описаний |
20 |
4 |
Квалификация участника закупки в части применяемого программного обеспечения для ретроконверсии |
10 |
4 |
Деловая репутация участника закупки |
10 |
Единая комиссия оценивает опыт выполнения работ, квалификацию и опыт работников, деловую репутацию за период с 01.01.2013 г. по 31.12.2016 г.
По показателю N1 - Опыт участника закупки по успешному выполнению аналогичных работ.
Оценка проводится на основании приложенных к заявке на участие в конкурсе копий договоров по успешному оказанию аналогичных работ и копий актов выполненных работ по этим договорам.
За аналогичные работы принимаются работы по сканированию и ретроконверсии карточных каталогов библиотек, работы по формированию электронных каталогов библиотек, составляющие не менее 100% от НМЦК настоящего конкурса за период с 01.01.2013 г. по 31.12.2016 г.
Лучшим условием является наибольшее значение показателя.
Количество баллов, присуждаемых по показателю, определяется по формуле:
,
где:
КЗ - коэффициент значимости показателя.
- предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается (количество копий дипломов, свидетельств, сертификатов работников участника закупки)
- максимальное предложение из предложений по показателю критерия оценки, сделанных участниками закупки.
По показателю N2 - Квалификация и опыт работников участника закупки, привлекаемых к исполнению Договора.
Оценка проводится на основании приложенных к заявке на участие в конкурсе копий и/или дипломов, и/или свидетельств, и/или сертификатов, подтверждающих квалификацию работников участника закупки по предмету Договора, привлекаемых к его исполнению и состоящих в штате организации или работающих по договорам гражданско-правового характера с данной организацией.
Лучшим условием является наибольшее значение показателя.
Количество баллов, присуждаемых по показателю, определяется по формуле:
,
где:
КЗ - коэффициент значимости показателя.
- предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается (количество копий дипломов, свидетельств, сертификатов работников участника закупки)
- максимальное предложение из предложений по показателю критерия оценки, сделанных участниками закупки.
По показателю N3 - Квалификация и опыт работников участника закупки, привлекаемых к исполнению Договора в части формирования библиографических описаний
Оценка проводится на основании приложенных к заявке на участие в конкурсе копий свидетельств работников участника закупки о повышении квалификации по курсу "Теория и практика машиночитаемой каталогизации в системе нормативно-методической базы РФ" (форматы RUSMARC, ГОСТы, Российские правила каталогизации), привлекаемых к исполнению Договора и состоящих в штате организации или работающих по договорам гражданско-правового характера с данной организацией,
Лучшим условием является наибольшее значение показателя.
Количество баллов, присуждаемых по показателю, определяется по формуле:
,
где:
КЗ - коэффициент значимости показателя.
- предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается (количество копий дипломов, свидетельств, сертификатов работников участника закупки)
- максимальное предложение из предложений по показателю критерия оценки, сделанных участниками закупки.
По показателю N4 - Квалификация участника закупки в части применяемого программного обеспечения
Оценка проводится на основании приложенного к заявке на участие в конкурсе копии Свидетельства Национальной Службы развития системы форматов RUSMARC о наличии программного обеспечения, обеспечивающего в требуемом объеме обработку данных в формате RUSMARC.
Количество баллов, присуждаемых за наличие данного Свидетельства в составе конкурсной заявки равно 10. В случае отсутствия данного Свидетельства в составе заявки, количество присуждаемых баллов равно 0.
По показателю N5 - Деловая репутация участника закупки оценка проводится на основании приложенных к заявке на участие в конкурсе копий благодарственных писем и отзывов от Заказчиков по успешно реализованным аналогичным работам.
За аналогичные работы принимаются работы по сканированию и ретроконверсии карточных каталогов библиотек, работы по формированию электронных каталогов библиотек за период с 01.01.2013 г. по 31.12.2016 г.
Лучшим условием является наибольшее значение показателя.
Количество баллов, присуждаемых по показателю, определяется по формуле:
,
где:
КЗ - коэффициент значимости показателя.
- предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается (количество копий благодарственных писем и отзывов от Заказчиков по успешно реализованным аналогичным проектам)
- максимальное предложение из предложений по показателю критерия оценки, сделанных участниками закупки.
Для подтверждения опыта работы участник заполняет форму "Опыт: аналогичные работы".
Сведения, указанные в форме "Опыт: аналогичные работы за 2013-2016 год", должны подтверждаться
- копиями успешно выполненных договоров на аналогичные работы на сумму, составляющую не менее 100% от НМЦК настоящего конкурса со всеми изменениями и приложениями (технические задания), копиями актов выполненных работ
- копиями дипломов, свидетельств, сертификатов работников участника закупки привлекаемых к исполнению Договора и состоящих в штате организации или работающих по договорам гражданско-правового характера с данной организацией
- копией Свидетельства Национальной Службы развития системы форматов RUSMARC о наличии программного обеспечения, обеспечивающего в требуемом объеме обработку данных в формате RUSMARC
- копиями благодарственных писем и отзывов от Заказчиков по успешно реализованным аналогичным работам
В случае если в представленных копиях документов отсутствуют указанные выше виды услуг, либо не предоставлены необходимые документы, данные услуги не засчитываются как аналогичные услуги.
5. Оценка заявок производится на основании критериев оценки, их содержания и значимости, установленных в конкурсной документации.
Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
Сумма значимостей критериев оценки заявок, установленных в конкурсной документации, составляет 100 процентов
Для оценки заявки осуществляется расчет итогового рейтинга по каждой заявке. Итоговый рейтинг заявки вычисляется как сумма рейтингов по каждому критерию оценки заявки с учетом их значимости. Дробное значение рейтинга округляется до двух десятичных знаков после запятой по математическим правилам округления.
Присуждение каждой заявке порядкового номера по мере уменьшения степени выгодности содержащихся в ней условий исполнения договора производится по результатам расчета итогового рейтинга по каждой заявке
Победителем признается участник закупки, заявке которого присвоен самый высокий итоговый рейтинг. Заявке такого участника закупки присваивается первый порядковый номер".
Установленный порядок не обжалуется Заявителем.
При этом стоит отметить, что данный порядок содержит пропорциональную зависимость, между количеством предоставляемой участниками конкурса информации в отношении объекта закупки при предоставлении той или иной информации.
Конкурсная комиссия Заказчика осуществила оценку заявок на участие в конкурсе (в том числе, на основе вышеуказанного критерия), результаты которой отражены в протоколе рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 21.03.2017 N 0372200204317000001-1.
При анализе конкурсной документации, протокола рассмотрения и оценки заявок, а также конкурсной заявки Заявителя нарушения применения порядка ее оценки не выявлено.
Учитывая изложенное, Комиссия УФАС приходит к выводу, что доводы жалобы не находят своего подтверждения и являются необоснованными.
В результате проведения внеплановой проверки закупки установлены следующие обстоятельства.
В силу ч. 2 ст. 50 Закона о контрактной системе к конкурсной документации должен быть приложен проект контракта (в случае проведения открытого конкурса по нескольким лотам - проект контракта в отношении каждого лота), который является неотъемлемой частью конкурсной документации.
Частью 3 ст. 96 Закона о контрактной системе установлено, что исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям ст. 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Таким образом, особенностью государственного контракта является отнесение к существенным условиям срока его действия.
Пунктом 9.1 части IV "Проект контракта" документации об аукционе установлено следующее условие: "Сроки исполнения Сторонами принятых на себя обязательств наступают с момента подписания сторонами Договора и действуют до полного исполнения Сторонами своих обязательств".
Таким образом, отсутствие срока действия государственного контракта не позволяет участнику закупки представить надлежащее обеспечение исполнения государственного контракта в виде банковской гарантии (в случае выбора такого вида обеспечения).
При установленных обстоятельствах в действиях Заказчика усматривается нарушение ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Пунктом 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Согласно ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Пунктом 10.2 части III "Техническое задание" документации об аукционе Заказчиком установлено следующее требование: "Исполнитель должен иметь не менее 10 (Десяти) штатных сотрудников, обладающих Свидетельством о повышении квалификации, выданным Национальным информационно-библиотечным центром ЛИБНЕТ по курсу "Теория и практика машиночитаемой каталогизации в системе нормативно-методической базы РФ" (форматы RUSMARC, ГОСТы, Российские правила каталогизации). Свидетельства должны быть приложены в составе конкурсной заявки".
Таким образом, конкурсная документация содержит условие о наличии в штате участника закупки не менее 10 (десяти) сотрудников, что является требованием к наличию трудовых ресурсов. При этом предоставление свидетельств о повышении квалификации, выданным Национальным информационно-библиотечным центром ЛИБНЕТ по курсу "Теория и практика машиночитаемой каталогизации в системе нормативно-методической базы РФ" в отношении данных штатных единиц должны быть предоставлены участниками закупки в составе конкурсной заявки, для подтверждения их соответствия требованию части III "Техническое задание" документации об аукционе.
При установленных обстоятельствах в действиях Заказчика усматривается нарушение ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении требования к участникам закупки о наличии у них трудовых ресурсов.
Выявленные в действиях Заказчика нарушения являются существенными, что дает основания для выдачи обязательного для исполнения предписания об их устранении.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 32, 33, 50, 53, 96, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ИнфоКомм" необоснованной.
2. Признать в действия Заказчика нарушение ч. 3 ст. 33 и ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его конкурсной комиссии обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 4 апреля 2017 г. N 44-1136/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.04.2017