Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 7 апреля 2017 г. N 44-1145/17
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
СПб ГБУЗ "Городская больница N 20" (далее - Заказчик):
ООО "Фармстандарт-Медтехника" (далее - Заявитель):
в отсутствие представителей Администрации Московского района Санкт-Петербурга (далее - Уполномоченный орган), надлежащим образом извещенной о времени и месте заседания,
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 7603-ЭП/17 от 31.03.2017) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на поставку медицинского оборудования для центрального стерилизационного отделения для СПб ГБУЗ "Городская больница N 20" в 2017 году (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 17.03.2017 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0172200000417000022. Начальная (максимальная) цена контракта - 15 751 332,80 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе, по основаниям, изложенным в жалобе.
Заказчик с доводами жалобы не согласен.
Заявитель в жалобе указал на установление в документации о закупке требований к товарам по п.п. 1, 2, 4, 5, 6, 9 Технического задания, которые в совокупности соответствуют товарам единственного производителя по каждому из товаров.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно п.п. 1 "Машина моюще-дезинфицирующая с тележками", 2 "Машина моюще-дезинфицирующая" Приложения N 1 к Техническому заданию Заказчиком установлены следующие требования к товарам, которые, по мнению Заявителя, ограничивают количество участников закупки, а также указывают на установление требований к товарам, соответствующих единственному производителю: "Габариты дезинфектора, (ВхШхГ) мм: Не более 1685х650х710. Вес дезинфектора: Не более 230 кг.".
Согласно доводам Заявителя Заказчиком установлены требования к конкретным показателям товара, которые не влияют на потребность Заказчика.
Вместе с тем, в соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Закона о контрактной системе под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Комиссия УФАС приходит к выводу, что при формировании технического задания Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению требований к конкретным показателям товаров, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности, с учетом норм Закона о контрактной системе.
Установление в документации о закупке требований к габаритным размерам и весу товара не влечет нарушение в действиях Заказчика п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, при этом данные показатели являются определяющими потребность Заказчика.
В жалобе и на заседание Комиссии УФАС Заявителем представлена сравнительная таблица медицинских изделий, зарегистрированных в установленном законодательством порядке, аналогичных медицинским изделиям, требования к которым установлены Заказчиком в п.п. 1, 2 Приложения N 1 к Техническому заданию.
Согласно доводам Заявителя сравнительная таблица позволяет сделать однозначный вывод о том, что Заказчиком в документации о закупке установлены требования к товарам по п.п. 1, 2 Приложения N 1 к Техническому заданию, в совокупности соответствующих товарам единственного производителя.
Вместе с тем, согласно данной таблице Заявителем проведен сравнительный анализ трех моющее-дезинфицирующих машин.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Комиссия УФАС приходит к выводу, что сравнительный анализ в отношении трех медицинских изделий не подтверждает позицию Заявителя об отсутствии на товарном рынке машин моюще-дезинфицирующих, соответствующих потребностям Заказчика. Отсутствие у одного из участников закупки (в том числе производителя товара) возможности поставки товаров, соответствующих требованиям документации о закупке, не является подтверждением ограничения количества участников закупки и зависит от хозяйственной деятельности участника закупки.
Аналогичные доводы Заявителя в отношении п.п. 4, 5, 6, 9 Приложения N 1 к Техническому заданию также признаны Комиссией УФАС несостоятельными.
Таким образом, в данной части жалоба признана необоснованной.
Заявитель в жалобе указал на установление в документации о закупке нестандартного показателя, что противоречит законодательству о контрактной системе.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик должен использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно п. 6 "Мойка ультразвуковая" Приложения N 1 к Техническому заданию Заказчиком установлено, в том числе следующее требование к товару: "Подогрев 30-80 гр.: Наличие".
Заявитель указал на несоответствие требований к значению показателя подогрева ОСТ 42-21-2-85, согласно которому максимальная температура подогрева составляет 50 °С.
Согласно Таблице 1 "Предстерилизационная очистка" ОСТ 42-21-2-85:
Процессы при проведении очистки |
Режим очистки |
Применяемое оборудование |
||||
Первоначальная температура раствора, °С |
Время выдержки, мин |
|||||
номинальное значение |
предельное отклонение |
номинальное значение |
предельное отклонение |
|||
Погружение инструментов, загрязненных кровью, в раствор ингибиторов коррозии (1 % раствор бензоата натрия) сразу после использования их в ходе операции или манипуляции |
22 |
_5 |
60 |
_5 |
Таз, бачок |
|
Ополаскивание проточной водой |
- |
- |
0,5 |
+0,1 |
Ванна, раковина |
|
Замачивание в моющем растворе (п. 2.8) при полном погружении изделия |
при применении моющего средства "Биолот" |
40х |
+ 5 |
15 |
+1,0 |
Бачок, ванна, раковина |
при применении моющих средств "Прогресс", "Астра", "Лотос", "Айна" |
50х |
+5 |
||||
Мойка каждого изделия в моющем растворе (п. 2.8) при помощи ерша или ватно-марлевого тампона |
|
|
0,5 |
+0,1 |
|
|
Ополаскивание под проточной водой |
при применении моющего средства "Биолот" |
- |
- |
3,0 |
+1,0 |
Ванна, раковина с устройством для струйной подачи воды |
при применении моющего средства "Прогресс" |
- |
- |
5,0 |
|||
при применении моющих средств "Астра", "Лотос", "Айна" |
|
|
10,0 |
|||
Ополаскивание дистиллированной водой |
- |
- |
0,5 |
+ 0,1 |
Бачок, ванна |
|
Сушка горячим воздухом |
85 |
+2 |
до полного исчезновения влаги |
|
сушильный шкаф |
|
-10 | ||||||
* Температура раствора в процессе мойки не поддерживается Примечания. 1. Если инструмент, загрязненный кровью, может быть промыт под проточной водой сразу после использования при операции или манипуляции, его не погружают в раствор ингибитора коррозии (бензоат натрия). 2. В случае необходимости (продолжительность операции) инструмент можно оставить погруженным в раствор ингибитора коррозии (бензоат натрия) до 7 часов. 3. Моющий раствор допускается применять до загрязнения (до появления розовой окраски, что свидетельствует о загрязнении раствора кровью, снижающем эффективность очистки). Моющий раствора перекиси водорода с синтетическими моющими средствами можно использовать в течение суток с момента изготовления, если цвет раствора не изменился. Неизмененный раствор можно подогревать до 6 раз, в процессе подогрева концентрация перекиси водорода существенно не изменяется. 4. Режим сушки эндоскопов и изделий из натурального латекса, а также требования к погружению эндоскопов в растворы, должны быть изложены в инструкциях по эксплуатации этих изделий. |
Комиссия УФАС установила, что документации о закупке не содержит требование о соответствии товара ОСТ 42-21-2-85.
Кроме того, согласно ОСТ 42-21-2-85 максимальная температура подогрева 50 °С установлена для применения моющих средств "Прогресс", "Астра", "Лотос", "Айна".
Комиссия УФАС приходит к выводу, что согласно ОСТ 42-21-2-85 при применении моющих средств, не указанных в стандарте, температура подогрева может быть иной. Доказательств обратного Заявителем не представлено.
Заявителем на заседание Комиссии УФАС также представлена сравнительная таблица медицинских изделий, зарегистрированных в установленном законодательством порядке, аналогичных медицинскому изделию, требования к которому установлены Заказчиком в п. 6 Приложения N 1 к Техническому заданию. Согласно данной таблице Заявителем проведен анализ четырех медицинских изделий. Вместе с тем, все медицинские изделия, представленные в сравнительной таблице имеют показатель температуры подогрева более 50 °С.
Таким образом, в данной части жалоба признана необоснованной.
Заявитель в жалобе указал на неправомерное, по его мнению, установление в документации о закупке применение преференций, предусмотренных законодательством о контрактной системе.
В соответствии с ч. 4 ст. 14 Закона о контрактной системе Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно Части II (пункт 1.9 части I) документации о закупке Заказчиком установлено следующее: "Во исполнение приказа Минэкономразвития России от 25.03.2014 N 155 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее -Приказ) в случае, если победителем аукциона представлена заявка на участие в аукционе, которая содержит предложение о поставке товаров, указанных в пункте 1 Приказа, происходящих из иностранных государств, за исключением товаров, произведенных на территории государств - членов Евразийского экономического союза, контракт с таким победителем аукциона заключается по цене, предложенной участником аукциона, сниженной на 15 процентов от предложенной цены контракта.
Данный порядок не применяется в случаях, если:
а) в рамках аукциона предполагается поставка товаров, только часть из которых включена в перечень товаров, указанных в пункте 1 Приказа;
б) аукцион признается не состоявшимся в случаях, указанных в частях 1 - 3 статьи 71, части 8 статьи 89, Федерального закона N 44-ФЗ;
в) в заявках на участие в аукционе не содержится предложений о поставке товаров произведенных на территории государств - членов Евразийского экономического союза, указанных в пункте 1 Приказа;
г) в рамках одного аукциона (лота) предполагается поставка товаров, указанных в пункте 1 настоящего приказа, и участник аукциона, признанный победителем, в своей заявке предлагает к поставке товары, произведенные на территории государств - членов Евразийского экономического союза, и иностранного происхождения, при этом стоимость товаров, произведенных на территории государств - членов Евразийского экономического союза, происхождения составляет более половины (более 50%) стоимости всех предложенных таким участником товаров;
В случае если победителем аукциона в заявке на участие в аукционе не продекларировано соотношение долей товаров, произведенных на территории государств - членов Евразийского экономического союза, и иностранного происхождения, то указанная доля товаров исчисляется по цене за единицу товара, полученной при обосновании начальной (максимальной) цены контракта.".
В соответствии с п. 2 приказа Министерства экономического развития РФ от 25.03.2014 N 155 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ N 155) товары, происходящие из государств - членов Евразийского экономического союза, допускаются для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в порядке и на условиях, предусмотренных п.п. 3-7 Приказа N 155.
В соответствии с п. 7 Приказа N 155 при осуществлении закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем проведения аукциона, в случае если победителем аукциона представлена заявка на участие в аукционе, которая содержит предложение о поставке товаров, указанных в пункте 1 настоящего приказа, происходящих из иностранных государств, за исключением товаров, происходящих из государств - членов Евразийского экономического союза, контракт с таким победителем аукциона заключается по цене, предложенной участником аукциона, сниженной на 15 процентов от предложенной цены контракта.
В соответствии с п. 1 Приказа N 155 настоящий приказ определяет условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранных государств, указанных в прилагаемой таблице.
Согласно извещению о проведении закупки Заказчиком установлены коды по ОКПД2: 32.50.50.000, 32.50.30.110.
Согласно таблице, установленной в Приложении к Приказу N 155 в соответствии с п. 1 Приказа N 155, к товарам, в отношении которых применяются преференции, относятся товары, закупка которых проводится, в том числе, в соответствии с группой кода ОКПД2: 35.5, которая включает в себя коды 32.50.50.000 и 32.50.30.110.
Таким образом Заказчиком установлены условия, запреты, ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами в соответствии с законодательством о контрактной системе.
Следовательно, жалоба признана необоснованной.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 2, 8, 14, 19, 33, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Фармстандарт-Медтехника" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 7 апреля 2017 г. N 44-1145/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.04.2017