Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 11 апреля 2017 г. N РЗ-508-2017
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
Членов комиссии:
Ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Неботовой И.Ю.,
специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Лыкова И.Г.
В присутствии представителей:
от государственного заказчика- Государственное казенное учреждение "Центр занятости населения города Невинномысска"- Чугуновой Ю.Г. (директор Государственного казенного учреждения "Центр занятости населения города Невинномысска" ),
от ООО "Неоторг"- представители на рассмотрение жалобы не прибыли,
УСТАНОВИЛА:
В Ставропольское УФАС России поступила жалоба ООО "Неоторг" на действия государственного заказчика- Государственное казенное учреждение "Центр занятости населения города Невинномысска", по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N0321200037417000006 "Приобретение системных блоков". По мнению заявителя жалобы, действия муниципального заказчика при формировании аукционной документации не соответствуют требованиям Закона N 44-ФЗ.
Представитель государственного заказчика представил письменные объяснения и пояснил, что действия государственного заказчика при формировании документации об аукционе в электронной форме"Приобретение системных блоков" соответствует требованиям Закона N 44-ФЗ.
Комиссия, выслушав доводы стороны, рассмотрев доводы жалобы, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в соответствии со ст. 99 Закона внеплановую проверку закупки установила:
1. В соответствии с части 1 статьи 1 Закона: Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
2. Согласно части 1 статьи 105 Закона о контрактной системе - любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
- Согласно части 1 статьи 23 Закона N 44-ФЗ Идентификационный код закупки указывается в плане закупок, плане-графике, извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом, документации о закупке, в контракте, а также в иных документах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Комиссией Ставропольского УФАС России установлено, что в соответствии с требованиями части 1 статьи 23 Закона N 44-ФЗ заказчиком Идентификационный код закупки указан в извещении о проведении аукциона в электронной формеN0321200037417000006, в п. 1 Технического задания аукционной документации и проекте государственного контракта аукционной документации.
Таким образом, довод Заявителя о нарушении заказчиком ч. 1 ст. 23 Закона N 44-ФЗ не нашел своего подтверждения.
- Согласно ст. 64 Закона N44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:
1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта;
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе тем, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно части 2 статьи 33 Закона N 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из совокупности указанных норм Закона N 44-ФЗ следует, что предмет контракта определяется заказчиком самостоятельно, исходя из собственной нужды, то есть обеспеченной за счет средств соответствующего бюджета потребности заказчика в товарах, работах, услугах.
Из изложенных норм следует, что в зависимости от своих потребностей заказчик в документации об аукционе должен установить требования, в частности, к качеству, техническим характеристикам (потребительским свойствам), размерам, в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды.
В соответствии со статьей 8 Закона о контрактной системе - контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта (пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе). Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта.
Из указанных норм следует, что заказчик вправе определить в документации такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств.
Данные требования установлены заказчиком в Приложении 1 к техническому заданию документации об электронном аукционе, в которой указаны показатели определения соответствия объекта закупки потребностям заказчика и показатели, значения которых не могут изменяться.
Согласно Приложения 1 к техническому заданию документации об электронном аукционе к поставке определены: системный блок (комплектующие:Процессор с системой охлаждения, Материнская плата, Память оперативная, Жесткий диск, Корпус) с указанием качественных характеристик товара.
Требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам), качественным характеристикам оборудования носят объективный характер и направлены на достижение максимальной эффективности при использовании медицинского оборудования по целевому назначению и удовлетворяют требованиям статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ.
Вместе с тем, доказательств, свидетельствующих об ограничении количества участников закупки,и что под описание объекта закупки подходит один системный блок, заявителем представлено не было.
Требования документации не ограничивают число участников закупки еще в связи и с тем, что предметом аукциона является поставка, а не производство (изготовление) товара. Поставщиком может выступить любое физическое либо юридическое лицо, готовое поставить продукцию, отвечающую требованиям документации и удовлетворяющее потребности заказчика. При определении требований к закупаемой продукции Заказчик учитывает соответствие своих потребностей закупаемому товару.
Таким образом, учитывая нормы Закона N 44-ФЗ, основным задачами осуществления закупок является обеспечение круга участников и выявление в результате торгов лица, исполнение государственного контракта которым в наибольшей степени будет отвечать требованиям, установленным в документации об электронном аукционе.
Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также ограничении заказчиком числа участников торгов.
Следует отметить тот факт, что заявителями жалобы в материалы дела не представлено ни одного доказательства, о том, что аукционная документация размещаемой закупки свидетельствует об ограничении права на подачу заявки заявителя для участия в аукционе.
Кроме того на участие в данном электронном аукционе поступило 6 заявок от участников закупки, что также свидетельствует об отсутствии требований в аукционной документации, ограничивающих возможность участников закупки на подачу заявки на участие в торгах.
Таким образом, довод заявителя не нашел своего подтверждения.
- Частью 1 статьи 64 Закона N 44-ФЗ установлено, что документация об электронном аукционе должна содержать, в том числе информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.
Согласно части 5 статьи 63 Закона N 44-ФЗ в извещении о проведении электронного аукциона указывается в том числе информация предусмотренная статьей 42 Закона о контрактной системе,в том числе дата окончания срока подачи заявок, дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников и дата проведения такого аукциона.
В извещении о проведении аукциона в электронной форме заказчиком установлено: дата и время окончания подачи заявок 04.04.2017 10:00, Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников 07.04.2017. Дата проведения аукциона в электронной форме 10.04.2017.
При этом, в разделе 8 аукционной документации установлено дата и время окончания подачи заявок 07.03.2017 10:00, в разделе 9 аукционной документации установлено- Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников 13.03.2017, в разделе 10 аукционной документации установлено- Дата проведения аукциона в электронной форме 16.03.2017.
В связи с чем, разночтения, допущенные в аукционной документацией и извещении о проведении аукциона, не позволяют определить дату и время окончания подачи заявок, дату окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников, дату проведения аукциона в электронной форме.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что положения документации об Аукционе содержат противоречивые сведения в отношении сроков окончания подачи заявок, срока рассмотрения первых частей заявок участников, и даты проведения аукциона в электронной форме, что не соответствует и нарушает часть 1 статьи 64 Закона N 44-ФЗ.
Вместе с тем, в ходе проведения внеплановой проверки на основании ст. 99 Закона о закупках, комиссией Ставропольского УФАС России в действиях заказчика - Государственное казенное учреждение "Центр занятости населения города Невинномысска" установлены следующие нарушения:
В силу части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 7 и 7.1 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ При осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
7) отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
(п. 7 в ред. Федерального закона от 28.12.2016 N 489-ФЗ)
7.1)7.1) участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
(п. 7.1 введен Федеральным законом от 28.12.2016 N 489-ФЗ).
В пункте 2.1 раздела 2 "Требования к участникам закупки" аукционной документации отсутствуют требования, предусмотренные пунктом 7 и 7.1 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ.
Таким образом, Комиссией Ставропольского УФАС России в действиях государственного заказчика - Государственное казенное учреждение "Центр занятости населения города Невинномысска" при формировании аукционной документации на право заключения государственного контракта на "Приобретение системных блоков" (извещение N0321200037417000006), установлены нарушения требований частей 1, 3 статьи 64, пункта 7 и пункта 7.1 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ.
Комиссия, руководствуясь ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Неоторг" на действия государственного заказчика- Государственное казенное учреждение "Центр занятости населения города Невинномысска", по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N0321200037417000006 "Приобретение системных блоков"- частично обоснованной;
2. По результатам внеплановой проверки, проведенной в соответствии со статьей 99 Закона о закупках, признать действия государственного заказчика- Государственное казенное учреждение "Центр занятости населения города Невинномысска" не соответствующими требованиям части 1, 3 статьи 64, пункта 7 и пункта 7.1 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ.
3. Выдать государственному заказчику- Государственное казенное учреждение "Центр занятости населения города Невинномысска"- обязательное для исполнения предписание.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Г.В. Золина
Члены комиссии И.Ю. Неботова
И.Г. Лыков
Государственный заказчик:
Государственное казенное учреждение "Центр занятости населения города
Невинномысска"
ул. Революционная 25,
г. Невинномысск,
Ставропольский край, 357100,
Заинтересованный участник:
ООО "Неоторг"
пл. Кирова, д. 22, оф.,
г. Черкесск, Карачаево- Черкесская Республика, 369000,
ПРЕДПИСАНИЕ N 212
по делу N РЗ-508-2017 о нарушении законодательства о закупках
11.04.2017 года Ставрополь
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
Членов комиссии:
Ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Неботовой И.Ю.,
специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Лыкова И.Г.
На основании своего Решения от 11.04.2017 года по делу N РЗ-508-2017, принятого Комиссией по итогам рассмотрения жалобы ООО "Неоторг" на действия государственного заказчика- Государственное казенное учреждение "Центр занятости населения города Невинномысска", по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N0321200037417000006 "Приобретение системных блоков", и руководствуясь ч. 3, 15, п. 2 ч. 22 ст. 99 и ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон N 44-ФЗ),
предписывает:
Государственному заказчику- Государственное казенное учреждение "Центр занятости населения города Невинномысска", устранить нарушения требований части 1, 3 статьи 64, пункта 7 и пункта 7.1 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ, в связи с чем:
1. Документацию об аукционе в электронной форме N0321200037417000006 "Приобретение системных блоков"- привести в соответствие с требованиями части 1, 3 статьи 64, пункта 7 и пункта 7.1 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ;
2. Внести соответствующие изменения в аукционную документацию N0321200037417000006 "Приобретение системных блоков", путем размещения соответствующей информации на официальном сайте.
3. Протоколы, составленные при осуществлении закупки N0321200037417000006 "Приобретение системных блоков"- отменить,
4. Продлить срок подачи заявок в соответствии с требованиями 63, 65 Закона N 44-ФЗ.
Оператору электронной торговой площадки - ЗАО "Сбербанк - АСТ" 119180, г. Москва, ул. Большая Якиманка, д. 23. ko@sberbank-ast.ru:
1. Обеспечить возможность исполнения данного предписания, выданного комиссией Ставропольского УФАС России по контролю в сфере закупок государственному заказчику- Государственное казенное учреждение "Центр занятости населения города Невинномысска".
2. Известить участников, подавших заявки на участие в данном аукционе о внесении изменений в аукционную документацию в электронной форме N0321200037417000006 "Приобретение системных блоков".
Срок исполнения предписания - в течение 10 дней с момента его размещения на официальном сайте для размещения информации о размещении заказа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" - www.zakupki.gov.ru, об исполнении которого в обязательном порядке сообщить в Ставропольское УФАС России в течение 7 дней с момента его исполнения.
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Неисполнение настоящего предписания в соответствии со ст. 107 Федерального закона о размещении заказов, влечет применение мер ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Председатель комиссии Г.В. Золина
Члены комиссии И. Ю. Неботова
И.Г. Лыков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 11 апреля 2017 г. N РЗ-508-2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.04.2017