Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 6 апреля 2017 г.
Резолютивная часть решения оглашена 06.04.2017
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии:
заместителя начальника Управления - начальника отдела,
членов Комиссии:
заместителя начальника отдела,
ведущего специалиста-эксперта,
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфер закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - административный регламент) рассмотрела жалобу ООО "Перспектива" (г.Самара) на положения документации о проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту кровли для нужд МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 9" (извещение N 0328300125117000050) в присутствии представителя заказчика МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 9" (доверенность от 05.04.2017 N 1).
Заявитель, уполномоченный орган, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения дела явку своих представителей не обеспечили.
В ходе рассмотрения дела о нарушении законодательства в сфере закупок N Г 274-04/2017 Комиссия
УСТАНОВИЛА:
Во Владимирское УФАС России поступила жалоба ООО "Перспектива" (далее - заявитель) на положения документации о проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту кровли для нужд МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 9" (извещение N 0328300125117000050).
Законодательство о контрактной системе в сфере закупок дает возможность участникам закупки получить разъяснения по положениям закупки вызывающим сомнения или непонимание. В частности данное право закреплено частью 3 статьи 65 Закона о контрактной системе в сфере закупок, согласно которой любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадке, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом, как указано в части 4 той же статьи, в течении двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса.
За период 17.03.2017-24.03.2017 заказчиком на официальном сайте ЕИС в сфере закупок размещены разъяснения положений аукционной документации.
Ответ заказчика не содержит текста самого запроса, опубликованные разъяснения даны без указания предмета запроса и размещены тем самым с нарушением Закона о контрактной системе в сфере закупок, в частности нормы закрепленной в части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
В соответствии с положениями Закона о контрактной системе в сфере закупок, заказчик обязан приложить к аукционной документации проект контракта. При этом по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о закупке положениями Закона о контрактной системе в сфере закупок не предусмотрена возможность изменения заказчиком положений проекта контракта.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок, в контракт включается обязательное условие об ответственности Заказчика и Поставщика (Подрядчика, Исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно частью 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок, в случае просрочки исполнения Сторонами обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения Сторонами обязательств, предусмотренных контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение Сторонами обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных Контрактом. При этом подпункты "а"-"г" пунктов 4-5 Правил устанавливают различные размеры штрафа в зависимости от цены Контракта. Учитывая, что Контракт заключается по цене, предлагаемой Участником закупки, но не превышающей начальную (максимальную) цену контракта, Заказчики должны устанавливать в Проекте контракта под отлагательным условием все возможные значения размеров штрафа, предусмотренные Правилами для каждого порогового значения цены контракта, за исключением пороговых значений, превышающих начальную (максимальную) цену Контракта. В случае, когда величина штрафа не определена, условие о неустойке за ненадлежащее исполнение обязательств по Контракту признается не согласованным.
Однако в проекте контракта Заказчика данное условие, предписанное Правилами, не выполняется, указаны размеры штрафов для определенного порогового значения цены контракта (при этом цена контракта Заказчику не может быть известна до момента заключения контракта).
Кроме того, заявитель полагает, что в нарушение положений статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок в составе аукционной документации отсутствует в полном объеме проектно-сметная документация, таким образом заказчик не установил требования к объему работ, подлежащих выполнению в рамках заключаемого контракта, что лишает участника закупки обоснованно сформировать свое предложение.
В соответствии с пунктом 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации существенными являются условия о предмете договора и условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимыми для договоров данного вида. Необходимые условия для договоров, заключенных в соответствии с Законом о контрактной системе в сфере закупок в форме контракта, определяются статьей 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок. Согласно части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (её результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В то же время, положениями статьи 95 Закона о контрактной системе в сфере закупок предусмотрено, что изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением случаев, установленных указанной статьей. Таким образом, срок приемки выполненных работ относится к существенным условиям контракта.
Раздел 6 Проекта контракта Заказчика определяет порядок приемки выполненных работ. Однако статьи данного раздела не содержат информацию о сроке приемки выполненных работ. Действия заказчика нарушают положения, установленные в пункте 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок, а также нарушают права и законные интересы Подрядчика, поскольку создают неопределенность в сроках исполнения обязательств со стороны Заказчика.
В силу изложенного, заявитель просит дать оценку правомерности действий заказчика, признать жалобу обоснованной, выдать предписание об устранении выявленных нарушений законодательства.
В обоснование правомерности действий заказчика представитель заказчика заявил следующее.
В соответствии с частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в сфере закупок заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений аукционной документации с указанием предмета запроса. Заказчиком были соблюдены сроки размещения ответов на запросы по разъяснению положений документации, в тексте которых обозначены и предметы запросов.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок Заказчиком включено обязательное условие об ответственности Заказчика и Подрядчика за неисполнение и ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных договором, которые прописаны в пункте 7 проекта договора. Размеры штрафов в проекте договора не указаны, так как цена договора не определена. Цена договора будет определена по результатам электронного аукциона. При подписании договора Заказчиком будут рассчитаны размеры штрафов в виде фиксированной суммы, определяемой в соответствии с Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063. Формула порядка расчета пени в проекте договора прописана.
В соответствии со статьей 48 Градостроительного кодекса РФ подготовка проектной документации в отношении капитального ремонта требуется в том случае, если при проведении ремонта затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства. Проектная документация не является обязательной для объектов, на которые не требуется разрешение на строительство. Разрешение на строительство не требуется, в случае "изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом" (Градостроительный кодекс РФ, пункт 4 части 17 статьи 51). Также в соответствии с приказом Минрегионразвития РФ от 30.12.2009 N 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" работы по устройству кровель СРО не требуют.
Смета на капитальный ремонт кровли была составлена без проекта работ по результатам фактического обследования кровли и дефектной ведомости, составленной администрацией МБОУ "СОШ N 9". Согласно смете подрядчику, в рамках исполнения условий договора, необходимо выполнить такие виды работ, которые не относятся к капитальному ремонту в понимании Градостроительного кодекса РФ.
Описание выполняемых работ, требования к качеству и объему выполняемых работ содержатся в смете, которая является приложением к документации. Количество заявок на участие в данной закупке (21) опровергает тот факт, что проектно-сметная документация представлена не в полном объеме и участники закупки не могут обоснованно сформировать свое предложение. Перечень на выполнение работ имеется также в техническом задании, которое является приложением к аукционной документации.
Согласно пункта 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок в проект договора заказчиком включены все обязательные условия: о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги (пункт 3 проекта договора), о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (её результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки (пункт 6 проекта договора). В случае если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в него включается обязательное условии об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта (подпункт 3.10 проекта договора).
Пункт 6 проекта договора "Приемка выполненной работы" предусматривает порядок приемки, срока приемки, адрес приемки, участников приемки. Условия выполнения данного пункта точно определяются и прописываются при подписании договора с победителем электронного аукциона.
На основании изложенного, представитель заказчика просит признать жалобу ООО "Перспектива" необоснованной в полном объеме.
Заслушав мнения сторон, изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с положениями части 3,4 статьи 65 Закона о контрактной системе в сфере закупок любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику. В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Рассмотрев материалы дела, Комиссия установила, что в период подачи заявок на участие в электронном аукционе на выполнение работ по капитальному ремонту кровли для нужд МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 9" (с 15.03.2017 16.08 до 03.04.2017 09.00) в адрес заказчика в соответствии с положениями части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе в сфере закупок, потенциальными участниками электронного аукциона неоднократно направлялись запросы на разъяснения положений аукционной документации.
Вместе с тем, в нарушение положений части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в сфере закупок, из содержания ряда размещенных заказчиком на сайте Единой информационной системы в сфере закупок РФ www.zakupki.gov.ru разъяснений положений аукционной документации, не представляется возможным определить предмет запроса (в частности разъяснения от 24.03.2017 N 123, от 24.03.2017 N 124, от 27.03.2017 N 134).
В силу части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии с частью 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Указанный порядок установлен Постановлением Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом".
Рассмотрев материалы дела, Комиссия установила, что положения раздела 7 "Ответственность сторон" проекта договора на выполнение работ на капитальный ремонт кровли (приложение N 3 к аукционной документации) в полной мере соответствуют требованиям статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок и Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом".
В соответствии с положениями части 1 пункта 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В пункте 39 Информационной карты аукционной документации, приложениях N 4, N 5 к аукционной документации содержится описание объекта закупки электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту кровли для нужд МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 9". Кроме того, заказчиком на сайте Единой информационной системы РФ в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, размещен локальный сметный расчет (локальная смета) на выполнение работ по капитальному ремонту кровли МБОУ "СОШ N 9".
Также в соответствии с положениями Градостроительного кодекса РФ, для работ, являющихся предметом указанного электронного аукциона, не требуется составление проектной документации.
В силу изложенного, Комиссия полагает, что заказчиком при описании объекта закупки положения статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок исполнены в полном объеме.
В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
В соответствии с пунктом 6.2 раздела 6 "Приемка выполненной работы" проекта договора на выполнение работ на капитальный ремонт кровли (приложение N 3 к аукционной документации) заказчик обязуется осуществить с участием Подрядчика приемку результата работы (осмотр, проверку и принятие) в течении ________ после получения извещения от Подрядчика о готовности результата работы к сдаче.
По мнению Комиссии, в указанном разделе проекта договора на выполнение работ на капитальный ремонт кровли, в нарушение положений части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок, не содержится информации относительно срока осуществления заказчиком приемки поставленного товара.
Вместе с тем, Комиссия полагает, что вышеуказанные нарушения заказчиком положений части 4 статьи 65, части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок не повлияли на результаты определения поставщика.
В силу статьи 3.35 Административного регламента Комиссия вправе не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
На основании изложенного, руководствуясь частями 8 статьи 106, пунктом 3 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Владимирского УФАС России
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ООО "Перспектива" (г.Самара) на положения документации о проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту кровли для нужд МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 9" (извещение N 0328300125117000050) частично обоснованной (в части нарушения порядка дачи разъяснений положений аукционной документации, отсутствия в проекте контракта информации о сроке приемки выполненных работ).
2. Признать заказчика нарушившим требования части 4 статьи 65, части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
3. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок в отношении заказчика не выносить, так как допущенные нарушения не повлияли на результаты определения поставщика.
4. Передать материалы настоящего дела о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок уполномоченному должностному лицу Владимирского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении виновных лиц.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 6 апреля 2017 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.04.2017