Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 6 апреля 2017 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "Стройиндустрия" (далее - Заявитель) на действия Заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту помещений Пермского ЛО МВД России на транспорте, расположенных в здании по адресу: г. Пермь, ул. Генерала Наумова, 9 (изв.N 0156100013417000006),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0156100013417000006 Заказчиком проводился электронный аукцион на выполнение работ по капитальному ремонту помещений Пермского ЛО МВД России на транспорте, расположенных в здании по адресу: г. Пермь, ул. Генерала Наумова, 9.
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
Объект закупки, как указано выше, капитальный ремонт помещений Пермского ЛО МВД России на транспорте, расположенных в здании по адресу: г. Пермь, ул. Генерала Наумова, 9.
Требования к составу второй части заявок, требования к участникам закупки установлены Заказчиком в Разделе 2 документации о закупке.
В соответствии с ч.3 ст.64 Закона о закупках, документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
При осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (п.1 ч.1 ст.31 Закона о закупках).
Согласно п.2 ч.1 ст.64 Закона о закупках, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с п.2 ч.5 ст.66 Закона о закупках, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 1 и 2 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч.2 ст.52 Градостроительного кодекса виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
В соответствии с ч.3 ст.52 Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004 г. N190-ФЗ (далее - Градостроительный кодекс) лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
В случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства (далее - работы по организации строительства) включены в указанный в части 4 статьи 55.8 настоящего Кодекса перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства (ч.3.1 ст.52 Градостроительного кодекса).
Согласно ч. 4 ст. 55.8 Градостроительного кодекса РФ, перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В указанном перечне должны быть определены виды работ, выполнение которых индивидуальным предпринимателем допускается самостоятельно, и виды работ, выполнение которых индивидуальным предпринимателем допускается с привлечением работников, а также должны учитываться особенности выполняемых гражданами для собственных нужд работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов индивидуального жилищного строительства и предназначенных для проживания не более чем двух семей жилых домов.
Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства утвержден Приказом Министерства регионального развития РФ N 624 от 30.12.2009 г "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" (далее - Приказ N 624).
Исходя из смысла указанных норм права, если условия документации о закупке предусматривают проведение работ, для которых необходимо свидетельство СРО, то данное требование должно содержаться в аукционной документации, а участник электронного аукциона должен предоставить свидетельство о допуске к названным работам.
Так, Комиссией установлено (и не оспаривается Заказчиком), что в состав работ входят работы, в частности, по установке в жилых и общественных зданиях оконных блоков из ПВХ 100 м2 проемов, снятие оконных переплетов остекленных 100 м2 оконных переплетов, для выполнения которых необходим допуск СРО п.10.1 - Монтаж, усиление и демонтаж конструктивных элементов и ограждающих конструкций зданий и сооружений.
Приказ N 624 содержит п. 33 - работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком), п.33.3 - Жилищно-гражданское строительство.
С учетом указанных выше норм права, лицо, с которым по итогам аукциона будет заключен контракт, является лицом, осуществляющим строительство и в силу прямого указания закона должно иметь выданное СРО свидетельство о допуске к работам по организации строительства, причем вне зависимости от того, будет ли привлекать данное лицо в ходе выполнения работ по контракту других лиц или выполнять строительные работы самостоятельно.
В соответствии с п.15 ч.1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит лицензированию.
Анализ документации показал, что в объект закупки входят работы для выполнения которых требуется лицензия на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, выданная МЧС России, так, в частности, необходимо установить противопожарные двери. Заказчиком данное обстоятельство не оспаривалось.
Согласно ч.1 ст.706 Гражданского кодекса РФ (часть вторая) если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.
В п.6.1.12 проекта контракта Подрядчик обязан осуществлять работы по организации капитального ремонта объекта лично. Осуществлять конкретные строительно-монтажные виды работ собственными силами при наличии свидетельства о допуске к соответствующим видам работ.
Согласно п.6.2.16 проекта контракта по требованию Заказчика представлять копии документов, подтверждающих право субподрядной организации осуществлять виды работ по капитальному ремонту объекта (свидетельства, лицензии), распорядительных документов (приказ) о назначении персонально ответственных должностных лиц субподрядной организации. Указанные должностные лица должны иметь квалификацию, соответствующую требованиям действующего законодательства.
Комиссия отмечает, что данные пункты не коррелируют между собой.
Из изложенного выше следует, что для подтверждения соответствия требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации (в данном случае) к лицам, осуществляющим выполнение работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (с учетом того, что в предмет закупки входят иные виды работ, для выполнения которых необходим иной разрешительный документ, а именно лицензия МЧС, что имеет место в рассматриваемом случае) участнику закупки необходимо представить копию действующего свидетельства СРО с допуском к работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком), п.33.3, наличие которого, в отсутствие требования о выполнении работ лично, позволит привлечь к выполнению работ субподрядную организацию, обладающую лицензией МЧС.
Поскольку требование о предоставлении в составе второй части заявки свидетельства СРО с п.33.3 в документации отсутствует, а также отсутствует требование о соответствии участника закупки нормам, содержащимся в п.1 ч.1 ст.31 Закона о закупках, Заказчиком нарушены положения ч.3 ст.64 и п.2 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
В действиях должностного лица Заказчика, утвердившего аукционную документацию с нарушением требований Закона о контрактной системе имеются признаки правонарушения, ответственность за которые предусмотрена ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Стройиндустрия" на действия Заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту помещений Пермского ЛО МВД России на транспорте, расположенных в здании по адресу: г. Пермь, ул. Генерала Наумова, 9 (изв.N 0156100013417000006) обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения ч.3 ст.64, п.2 ч.1 ст.64 Закона о закупках, выявленные в ходе рассмотрения жалобы.
3. В целях устранения выявленных нарушений, выдать предписание Аукционной комиссии, Заказчику, Оператору электронной площадки.
4. Материалы жалобы передать должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за нарушение требований Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 6 апреля 2017 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.04.2017